Советский философский словарь

ДИАЛЕКТИКА

учение о наиболее общих закономерных связях и ста, новлении, развитии бытия и познания и основанный на | этом учении метод творчески познающего мышления. Д. есть филос. теория, метод и методология науч. .познания и творчества вообще. Теоретич. принципы Д. составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет теоретич., мировоззренч. и методологич. функции. Осн. принципы Д., составляющие её стержень всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Диалектич. мышление как реальный познавательнотворч. процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеч. мышления определяется уровнем развития обществ. практики и соответственно степенью познания Д. бытия, адекватное отражение к-рого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей. Осмысление этого реального познават. процесса восходит к древней культуре Востока, достигнув своей более зрелой формы в античности, создавшей непреходящие образцы пластичности диалектич. мышления. История Д. Само слово «Д.» впервые применил Сократ, обозначивший им иск-во вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под Д. именно диалог как логич. операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие Д. впервые употребляется Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительности. Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершённом целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первоначала в другое земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно. Наиболее яркое проявление антич. Д. получила у Гераклита, согласно к-рому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идёт о Д. действительности в целом, то Зенон Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отд. форм бытия. Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувств. мир, единство и множественность. Стихийнодиалектич. идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектич. «скачок», поскольку каждая вещь несёт в себе новое качество в сравнении с составляющими её атомами. На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицат. Д. софистов, к-рые, отойдя от Д. бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеч. мысль с её противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофируя относительность человеч. знания, они дошли до релятивизма, доведя Д. до крайнего скептицизма. В историч. смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положит. знания, к-рую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать также и положит. стороны человеч. мысли, стремился осмыслить диалектич. противоречия как путь к абс. истине. Этот дух эристики (споров) и вопросноответной, разговорной теории Д., внесённый Сократом, стал пронизывать всю антич. философию и свойственную ей Д. Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоят. действительность, Платон понимал под Д. не только расчленение понятий на чётко обособленные роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисл. труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечат. образцы антич. Д. в её идеалистич. интерпретации. У Платона даётся Д. таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. А само бытие трактуется как активно самопротиворечивая координированная раздельность. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного. Аристотель превратил платоновские идеи (доведённые в их абсолютизированном обобщении до автономных сущностей) в единич. формы вещей и присоединил учение о потенции и энергии идей. Он развил Д. дальше в направлений познания реально существующего космоса. В своём учении о четырёх причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, к-рое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т. е. являющегося и субъектом, и объектом. С др. стороны, признавая обязательность единичных форм вещей, но учитывая их текучесть, Аристотель трактовал Д. не просто как абс. знание, выражаемое путём формальной силлогистики, но и как знание только ещё возможного, или вероятного. Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп (см. Стоицизм), углубили трактовку Д. на основе тщательного анализа не только мыслит., но и языковых категорий. Своё учение о слове они проецировали на действительность, к-рая мыслилась ими досократовским первоогнём, или словом, логосом, порождающим из себя всё бесконечное разнообразие космоса и человека как его часть. Признавая всё существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались большими материалистами, чем все предшествующие мыслители. В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) диалектически трактуется осн. иерархия бытия: единое, его числовая раздельность; качеств. наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление, т. е. возникновение мировой души и космоса. Были развиты концепции раздвоения абсолютно неразличимого единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса. Диалектич. воззрения неоплатонизма, отражавшие ощущение приближающейся гибели антич. мира, пронизаны мистич. рассуждениями и схоластич. систематикой. Господство монотеистич. религии в ср. века перенесло Д. в сферу теологии. Центром схоластич. мышления стал личный абсолют. В пантеистич. (см. Пантеизм) воззрениях этого периода содержались элементы Д. Отождествление пантеизмом бога и природы приводило к тому, что бог из творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения всего сущего. У Николая Кузанского идеи Д. развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом, о совпадении максимума и минимума и т. п. Диалектич. идеи единства противоположностей развивались Бруно. В философии нового времени, несмотря на господство метафизич. воззрений во всех сферах мышления, выдвигались диалектич. идеи. Декарт развивал идею о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии. Спиноза вводит диалектич. понимание субстанции (природы) как «причины самой себя» и выявляет Д. необходимости и свободы, утверждая, что свобода есть осознанная необходимость, а связь идей в мышлении трактует как отражение связи вещей. Отвергая представление о материи как о чёмто косном. Лейбниц заменяет его учением, согласно к-рому материя проявляется в самодвижущихся, активных субстанциях монадах, каждая из к-рых отражает мир и присутствует во всякой иной. Лейбниц подошёл к глубокой диалектич. идее о единстве пространства и времени: пространство мыслилось им как порядок сосуществования материальных вещей, а время как порядок их последовательности. Глубоки мысли Лейбница о Д. непрерывности, связи прошлого и настоящего. Классич. нем. философия разрабатывает на идеалистич. основе целостную концепцию Д. как универс. теории и метода познания мира. У Канта Д. выступает как средство разоблачения иллюзий человеч. разума, желающего достигнуть цельного и абс. знания. По Канту, знание опирается на чувств. опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому Д. и обнаруживает те неминуемые противоречия, в к-рых запутывается разум, устремлённый к постижению абс. цельности. Эта критич. Д. имела огромное историч. значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легко в основание позитивной Д. Вершиной классич. идеалистич. Д. явилось учение Гегеля, к-рый «...впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 23). У Гегеля Д. охватывает всю область действительности, начиная от чисто логич. категорий, переходя далее к природе и духу и кончая категориальной Д. историч. процесса. В его Д. дана содержат. картина общих форм движения. Он делит Д на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т. е. как рефтактирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность.? Это и есть понятие. Развитие, т.о., есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качеств. состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абс. духа, проходящего в своём поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало n как субъект, и как объект, и как абс. идея. По Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. На этом пути раскрывается Д. всей разноуровневой системы категорий филос. и науч. мышления: качество, количество, мера, сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т. д. Моделью гегелевской Д. служила не объективная реальность, а отражающее её мышление. Отсюда проистекает утверждение Гегеля, что порождение происходит лишь в лоне идеи, а не природы. Д. Гегеля противоречила данным естествознания, к-рое выдвинуло глубоко диалектич. идеи: теория развития применительно к геологии (Ч. Лайель), эволюц. идеи Ламарка, космогонич. идеи Канта-Лапласа и др. Серьёзную попытку материалистич. осмысления Д. осуществили рус. революц. демократы Герцен, Белинский, Чернышевский как применительно к естествознанию, так и к явлениям социальной реальности: они усмотрели в её принципах свидетельство закономерности прогрессирующего развития общества. Однако лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и Д. на основе науч. обобщения обществ. практики, а также данных обществ. наук и естествознания. Результаты этого обобщения на филос. уровне выразились в создании диалектического материализма. Бурж. философия 2-й пол. 19 в. отказывается от Д., к-рая трактуется как «софистика», «логич. ошибка» и даже «болезненное извращение духа» (Р. Гайм, А. Тренделенбург, Э. Гартман). В неокантианстве марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп) Д. «абстрактных понятий» подменяется «логикой математич. понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции. Лишь в кон. 19 в. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к Д. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимистич. мироощущения. Неогегельянство приходит к т. н. отрицат. диалектике, заявляя, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, лишь «кажимости» их объектов. У Бергсона наблюдается иррационалистич. трактовка единства противоположностей, а само единство мыслится как «чудо». В экзистенциализме (Ясперс, Сартр) Д. релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. В познании природы действует «позитивистский разум», диалектич. же разум, будто бы черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуальной практики человека, познаёт социальные феномены. Другие экзистенциалисты (Марсель, Бубер) теологически трактуют Д. как диалог между человеком и богом. И только в рамках отд. школ (напр., неорационализм Башлара) получает выражение, хотя и далеко непоследовательное, Д. природы. Д. и метафизика. Д. возникла и историч. развивалась в борьбе с метафизич. методом мышления (см. Метафизика), характерной особенностью к-рого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Метафизич. ходы мысли прошли различные историч. формы. Так, в античности Гераклит подчёркивал одну сторону противоречия бытия изменение вещей, доведённое софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне на устойчивости и впали в др. крайность, предположив, что всё неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классификац. приёмов в познании природы. Постоянно повторяясь в науч. исследованиях, приёмы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении учёных нек-рые общие принципы, согласно к-рым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком. В связи с дальнейшим развитии философии и конкретных наук центр борьбы Д. и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития. Метафизич. мышление проявлялось в виде т. н. плоского эволюционизма и различных концепций «творч. эволюции». Если первый гипертрофирует количеств. и постепенные изменения, упуская из вида качеств. переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качеств., существ. преобразования, не улавливая их предварительные, постепенные количеств. процессы. Т. о., для метафизики характерно «шараханье» мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относит самостоятельности и др. Единств. противоядием против метафизики и её разновидности догматизма является Д., не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности: неудовлетворенность достигнутым её стихия, революц. активность её суть. Марксистская Д. В марксизме, к-рый обобщил всё ценное в истории развития диалектич. мысли и поднял филос. мысль на новый уровень, Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. «Главные законы: превращение количества и качества взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности развитие путем противоречия, или отрицание отрицания спиральная форма развития» (Энгельс Ф., там же, с. 343). Среди осн. законов особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, названный В. И. Лениным ядром Д. В философии марксизма-ленинизма Д. рассматривается и как теория познания, и как логика (диалектич. логика). Это вытекает из того, что человеч. мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах (см. там же, с. 581). Однако единство бытия и мышления, их подчинённость одним и тем же законам не означает, что это единство есть тождество. Если всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека, то связи и развитие познающего мышления, отражая объективные связи и развитие, подчиняются своим специфич. гносеологич. и логич. принципам. Д. как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой применение «...диалектики к Bildertheorie (теории отражения.Ред.), к процессу и развитию познания» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 322). Она несколько шире, чем диалектич. логика, и изучает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познават. деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное знание и Д. их соотношения, и др. Вместе с тем Д. как логика в ином отношении шире теории познания она изучает весь категориальный строй мышления. Предмет исследования Д. как логики творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий); его логич. структуры и соотношения их элементов понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Д. как логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектич. исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в резуль тате обобщения истории материальной в духовной культуры. Д. как логика изучает всю систему категорий в их гносеология, и логич. функциях, а также специфич. познават. категории, принципы и процедуры (напр., восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход от абстрактного к понятийноконкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы обобщения, идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.). Следовательно, Д. как логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, к-рые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особенностей Д. как логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектич. противоречия, отражающие как противоречия в самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они приобретают на «границах» такой теории, к-рая исчерпала свои объяснит. возможности, и требуется переход к новой. Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой системой фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой. Допуская определ. типологию разрешения противоречий, Д. как логика не определяет однозначно результат разрешения: здесь происходит изменение содержания знания (см. Теория, Гипотеза). Будучи логикой мышления, Д. отвлекается от конкретного содержания мыслей, и в этом отношении она является «формальной» наукой, однако существенно отличающейся от формальной логики, изучающей приемлемые способы рассуждения, ведущие к истине, логически необходимую связь суждений в рассуждениях, принудит. убедительность к-рых вытекает из самой формы этой связи безотносительно к содержанию мысли. Ограничение формальной логики относительно устойчивыми, инвариантными структурами мышления с необходимостью вытекает из самого существа метода формализации как осн. её принципа. Диалектич. логика находится в сложном диалектич. соотношении с формальной логикой, являющейся частной наукой. Обладая принципиально иной мерой формализации, чем Д. как логика, формальная логика исследует такие нормативные требования, согласно к-рым строится любое науч. рассуждение и соблюдение к-рых является необходимым признаком культуры мышления. Нарушение этих требований связано или с ошибками в рассуждении, или с отсутствием подлинной культуры мышления. Формальная логика подчинена принципам Д. как своему философско-методологич. основанию. Вместе с тем сама Д. как логика неукоснительно подчинена всем принципам формальной логики, рассматривающей мышление в его устойчивых структурных образованиях и под своим специфическим ракурсом обобщающей опыт человеческого мышления. Одним из необходимых условий развития Д. как логики является максимальный учёт и обобщение достижений формальной логики. Д. природы. Природа, по Энгельсу, есть «пробный камень диалектики», и её изучение по существу невозможно без учёта Д.; при этом к диалектич. «...пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 14). Поскольку законы Д.это прежде всего законы природы (а потом уже истории и мышления), постольку они неизбежно имеют силу и для теоретич: естествознания, к-рое изначально заключало в себе элементы Д. Своё теоретич. осмысление Д. природы нашла в открытии закона сохранения и превращения энергии, в эволюц. учении Дарвина, в создании Менделеевым таблицы химич. элементов, в теории относительности Эйнштейна, в создании квантовой механики, в разработке генетики, кибернетики, астрофизики и др. Совр. науч. картина мира насквозь диалектична. Физика, напр., освободилась от метафизич. представления об извечно существующих простых частицах материи, выяснив, что элементарные частицы рождаются и исчезают, испытывая многообразные превращения. Установлены взаимосвязь массы и энергии, массы и скорости движения, двойственный, прерывистонепрерывный характер структурных форм материи. При переходе от макромира к микромиру или мегамиру скачкообразно изменяются многие осн. физич. закономерности и связи, к-рым эти миры подчиняются. Если прежде астрономия рассматривала Вселенную гл. обр. в статике, то благодаря новым открытиям стало возможным рассматривать её в эволюции. В области химии прежняя картина строения вещества (атом, молекулы, макротело) сменилась новой картиной (атомы, молекулы, радикалы, ионы, комплексы, мицеллы, микромолекулы и т. д.). Различные виды частиц это последоват. уровни развития материи. Дискретные частицы различных ступеней являются узловыми точками, обусловливающими различные качеств. формы существования материи. Поскольку совр. науки вплотную заняты проблемой саморазвития изучаемых ими объектов, постольку методом их теоретич. «стратегии» неизбежно становится Д., к-рая во главу угла ставит внутр. связь вещей, рассматривая любую систему как конкретное единство и внутри себя расчленённую целостность. Самим ходом развития науки противоречие возводится ныне в руководящий принцип науч. исследования. Фундаментальными проблемами Д. природы являются прежде всего противоречивость природных процессов как их сущностная характеристика, движущая сила их развёртывания, становления; соотношение качественно различных типов изменений в природе и их обусловленность количеств. изменениями; иерархия различных уровней организации материи; формы движения и связанная с этим классификация наук о природе; порождение жизни и возникновение мыслящей материи, становление человека, переход от природы к обществу. Д. общественной жизни. Если процессы природы совершаются сами собой, то история общества делается людьми, поведение к-рых мотивировано определ. потребностями, интересами и целями. «Исследовать движущие причины, которые... непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории...» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 308). Кардинальными проблемами социального познания являются Д. объективного и субъективного в истории; взаимодействие производит. сил и производств. отношений; взаимосвязь производств. отношений с политич. и юридич. надстройкой и соответствующими ей формами обществ. сознания; взаимоотношение общества и природы, личности и общества и др. Выявляя противоречия историч. процесса во всех сферах социальной реальности, Д. показывает, что каждая ступень обществ. развития (обществ. формации) носит исторически преходящий характер. В положит. осмысление существующего Д. вместе с тем «...включает... понимание его отрицания, его необходимой гибели...» (Маркс К., там же, т. 23, с. 22). Однако было бы серьёзной методологич. ошибкой абсолютизировать «разрушительный» аспект Д. в ущерб положит. пониманию существующего. В таком случае она превращается в «негативную диалектику» (Адорно), «критич. теорию общества» (Маркузе, Хоркхаймер и др.). Подлинно науч. понимание социальной Д. исходит из того, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества» (там же, т. 13, с. 7). Социальная практика и социальная теория предполагают и диалектически совмещают в себе как положительную, созидательную, так и разрушительную, критич. стороны жизни общества, утверждая единство как преходящего в данном социальном организме, так и его наличные и скрытые потенции и перспективы. Сознат. применение Д. даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистич. подход к анализу явлений природы, обществ. жизни и сознания позволяет вскрыть их действит. закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Науч. диалектич. метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историч. прогрессу. Подробнее о законах и категориях материалистич.

  1. диалектикапротивопоставлениеstrong диалектика. диалектический. ampLTampGT антидиалектический.поговорки всякая палка о двух концах.нет худа без добра.Синонимы умосложениеАнтонимы ме...Идеографический словарь русского языка
  2. диалектикаДИАЛЕКТИКА strongsc. strongот глаг. strongразговаривать беседовать рассуждать искусство вести беседу спор в различных контекстах термин диалектика использовался как с...Античная философия
  3. диалектикагреч. первонач. значение термина искусство вести беседу рассуждать учение о развитии. В домарксистской философии существовали осн. формы Д. стихийная Д. древних идеалис...Атеистический словарь
  4. диалектикагреч. первонач. значение термина искусство вести беседу рассуждать учение о развитии. В домарксистской философии существовали осн. формы Д. стихийная Д. древних идеали...Атеистический словарь II
  5. диалектикаДИАЛЕКТИКА [греч. dialektike techne искусство вести беседу спор от dialegomai веду беседу спор] учение о наиболее общих закономерностях становления развития внутр. исто...Большая советская энциклопедия
  6. диалектика[греч. dialektik tchnе искусство вести беседу спор от dialgomai веду беседу спор] учение о наиболее общих закономерностях становления развития внутренний источник котор...Большая Советская энциклопедия II
  7. диалектикагреч. dialektike techne искусство вести беседу спор . рассуждения имеющие основанием обширные дедуктивные общие теоретические познания и логику . в теории познания Георга...Большая энциклопедия по психиатрии
  8. диалектикаж. dialettica f Итальянорусский словарь. Синонимы умосложение Антонимы метафизика...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. диалектикажDialektik f умосложениеАнтонимы метафизика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. диалектикадиалектикаDialektikСинонимы умосложениеАнтонимы метафизика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. диалектикадиалектика ж Dialektik fСинонимы умосложениеАнтонимы метафизика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. диалектикаж.dialctica fктика прироuды dialctica de la naturaleza...Большой русско-испанский словарь
  13. диалектикасущ. жен. родадалектикаот словаem диалектик сущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  14. диалектикаж. филос. dialectique f диалектика природы dialectique de la nature...Большой русско-французский словарь
  15. диалектикаdialectic . Первоначально означение логики иили метафизики Уильяме . . В немецкой идеалистической философии и в марксизме процесс высказывания суждений обсуждение разног...Большой толковый социологический словарь
  16. диалектикаот греч. dialektike искусство вести беседу англ. dialectics нем. Dialektik. . По Сократу искусство вести беседу спор направленный на взаимное обсуждение проблемы с цел...Большой толковый социологический словарь II
  17. диалектикаж. филос.dialectique fдиалектика природы dialectique de la nature умосложениеАнтонимы метафизика...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. диалектикаучение или метод изучения действительности с целью ее преобразования искусство вести беседу искусство спора философский метод....Глобальная экономика. Энциклопедия
  19. диалектикаучение о наиболее общих закономерных связях и становлении развитии бытия и познания. Первоначально под диалектикой понималось искусство спора умение вести беседу посредст...Глоссарий философских терминов
  20. диалектикас греческого искусство вести беседу учение о наиболее общих законах природы общества и познания и основанный на этом учении метод мышления который рассматривает явления...Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  21. диалектикаучение о наиболее общих закономерных связях становлении и развитии человека его бытия и познания а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Сл...Евразийская мудрость от А до Я
  22. диалектика[от греческого dialektike techne искусство вести беседу спор] философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. диалектикаот гр. dialcktike искусство вести беседу спор теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении наука о наиболее общих законах развития прир...Исследовательская деятельность
  24. диалектикаучение о всеобщей связи и развитии бытия и познания и основанный на нем метод. Это филос. теория метод и методология науч. познания способ мышления при кром разл. явления...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  25. диалектикафилософская концептуализация развития понятого как в онтологическом так и в логикопонятийном его измерениях и соответственно конституирующаяся в историкофилософской тради...История философии
  26. диалектикаДИАЛЕКТИКАstrongфилософская концептуализация развития понятого как в онтологическом так и в логикопонятийном его измерениях и соответственно конституирующаяся в историкоф...История философии II
  27. диалектикадиалектика....Киргизско-русский словарь
  28. диалектикаучение о наиболее общих закономерностях становления развития сущностей учение об относительности бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеческого знания. Неудовле...Краткий политологический толковый словарь
  29. диалектикаот греч. dialegesdai обсуждать в диалоге у Сократа и Платона искусство ведения философского диалога с целью достижения истины умение соотносить разные точки зрения на изу...Краткий религиозно-философский словарь
  30. диалектикаДиалектика dialectica...Латинский словарь
  31. диалектикаи ж.em Философское учение о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе против...Малый академический словарь
  32. диалектикав биологии и медицине. Главным принципом из которого исходит Д. наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления является положение о том что движение...Медицинская энциклопедия
  33. диалектикакорень ДИАЛЕКТ суффикс ИК окончание А Основа слова ДИАЛЕКТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДИАЛЕКТ ИК А Слово Диалектика содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  34. диалектикаdialectic теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении наука о наиб общих законах развития природы обва и мышления. В широком смысле Д. ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  35. диалектикаот греч. dialektike искусство вести беседу искусство спора одно из важнейших общенаучных понятий искусство аргументации философский метод наука логики. Так для Сократа...Начала современного естествознания
  36. диалектиканаучнофилософский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы общества и человеческого сознания. Первоначально под Д. понималось учение об искусст...Новая философская энциклопедия
  37. диалектикаДИАЛЕКТИКА философская концептуализация развития понятого как в онтологическом так и в логикопонятийном его измерениях и соответственно конституирующаяся в историкофил...Новейший философский словарь
  38. диалектикафилософская концептуализация развития понятого как в онтологическом так и в логикопонятийном его измерениях и соответственно конституирующаяся в историкофилософской тра...Новейший философский словарь II
  39. диалектикадиалектика ж. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы человеческого общества и мышления научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  40. диалектикапервоначально искусство диалога когда встречаются два индивида с противоположными мнениями рождается дискуссия каждый пытается опровергнуть мнение другого двигатель диск...Новый философский словарь
  41. диалектиканаука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей процесс развития чег...Общие основы педагогики
  42. диалектика. Рассуждение включающее обширные дедуктивные аргументы особенно те которые направлены на разъяснение значения понятий. Древний диалектический подход включал развитие про...Оксфордский толковый словарь по психологии
  43. диалектика. Рассуждение включающее обширные дедуктивные аргументы особенно те которые направлены на разъяснение значения понятий. Древний диалектический подход включал развитие про...Оксфордский толковый словарь по психологии
  44. диалектикадиалектика диалектика и...Орфографический словарь
  45. диалектикаu ж умосложениеАнтонимы метафизика...Орфографический словарь русского языка
  46. диалектикагр. веду беседу учение о наиболее общих законах развития природы и общества теория и метод познания и исследования явлений действительности в их становлении развитии и ...Основы духовной культуры
  47. диалектикаборьба противоположностей результатом которой становится переход на более высокую стадию развития....Политология - глоссарий по книге
  48. диалектикадиалектика диалектики диалектики диалектик диалектике диалектикам диалектику диалектики диалектикой диалектикою диалектиками диалектике диалектиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  49. диалектикаОрфографическая запись слова диалектика Ударение в слове диалектика Деление слова на слоги перенос слова диалектика Фонетическая транскрипция слова диалектика [длэктк] Х...Полный фонетический разбор слов
  50. диалектикагреч. dialektike наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей те...Профессиональное образование
  51. диалектикаDialectce обозначает у Платона логику или метод высшего спекулятивного мышления Аристотель напротив различал научные заключения от заключений только диалектических или ...Реальный словарь классических древностей
  52. диалектикадялектика. Диалектик дялектик....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  53. диалектикаДИАЛЕКТИКА греч. от беседовать спорить теория и метод познания явлений действительности. Уже у др. греков термин Д. употреблялся в разл. значениях как способ уточнен...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  54. диалектикадиалектика иСинонимы умосложениеАнтонимы метафизика...Русский орфографический словарь
  55. диалектикаЖ мн. нет dialektik . tbit insan cmiyyti v tfkkrn hrkt v inkiafnn mumi qanunlarndan bhs edn elm . tbit insan cmiyyti v tfkkrn hrkti v inkiaf prosesi....Русско-азербайджанский словарь
  56. диалектикаж. диалектика природы...Русско-английский психологический словарь
  57. диалектикадиалектика ж.idialectics диалектика развития dialectics of development диалектика природы dialectics of nature...Русско-английский словарь
  58. диалектикадиалектика ж. dialectics материалистическая диалектика materialist dialectics диалектика событий the dialectics of events....Русско-английский словарь II
  59. диалектикаf. умосложениеАнтонимы метафизика...Русско-английский словарь математических терминов
  60. диалектикаdialectic филос....Русско-английский словарь политической терминологии
  61. диалектикаdialectics умосложениеАнтонимы метафизика...Русско-английский технический словарь
  62. диалектикаdialectics...Русско-английский экономический словарь
  63. диалектикаN...Русско-армянский словарь
  64. диалектикаДыялектыка...Русско-белорусский словарь
  65. диалектикав разн. знач.i дыялектыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  66. диалектикадиалектика ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  67. диалектикадиале умосложениеАнтонимы метафизика...Русско-ивритский словарь
  68. диалектикадиалектика материалистическая диалектика материалистк диалектика...Русско-казахский словарь
  69. диалектикадиалектика...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  70. диалектикадиалектика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  71. диалектикаж. филос. диалектика материалистическая диалектика материалисттик диалектика....Русско-киргизский словарь
  72. диалектикаbinzhngfматериалистическая диалектика процесс развития чеголибоem fzhnyndng guchngдиалектика событий умосложениеАнтонимы метафизика...Русско-китайский словарь
  73. диалектикаdialektika...Русско-латышский словарь
  74. диалектикаж. Dialektik f....Русско-немецкий словарь
  75. диалектикаDialektik...Русско-немецкий экономический словарь
  76. диалектикаDialectiek...Русско-нидерландский словарь
  77. диалектикадиалектикаж филос. природы ....Русско-новогреческий словарь
  78. диалектика...Русско-персидский словарь
  79. диалектикаdialektyka...Русско-польский словарь
  80. диалектикажdialctica f умосложениеАнтонимы метафизика...Русско-португальский словарь
  81. диалектикадиалектика диалектика...Русско-таджикский словарь
  82. диалектикаж филос. diyalektik iматериалистическая диалектика materyalist maddeci diyalektik умосложениеАнтонимы метафизика...Русско-турецкий словарь
  83. диалектикаf диалектический...Русско-финский словарь
  84. диалектикаdialektika...Русско-чешский словарь
  85. диалектикасущ.жен.диалектика ут анталкри обществри кумпа аталанвн птмшле законсем инчен калакан вренту...Русско-чувашский словарь
  86. диалектикаDialektika...Русско-эстонский словарь
  87. диалектикаI. Д. околофилософская дисциплина не наука спекулятивно анализирующая несопряженное знание и обслуживающая различные мировоззренческие потребности. Само мировоззрение об...Сверхкраткий философский словарь
  88. диалектикаумение находить и преодолевать противоречия теория развития познания и преобразования мира. С позиций диалектики реальный мир предстает как внутренне противоречивая целос...Сводный словарь по политологии
  89. диалектикагреч.em искусство беседы. Первоначально Д. трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях противников как искусство беседы. Пе...Словарь античности
  90. диалектикаметафизикаСинонимы умосложениеАнтонимы метафизика...Словарь антонимов
  91. диалектикаДИАЛЕКТИКА греч. dialektike от dialektes язык наречие. у древних философов искусство правильного расположения выводов при доказательстве чеголибо. искусство правильног...Словарь иностранных слов русского языка
  92. диалектикаот греч. dialektike techne искусство вести беседу спор] философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истори...Словарь по истории психологии
  93. диалектикаотгреч. dialektik искусство вести беседу спор философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления....Словарь по педагогической психологии
  94. диалектикаУчение о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Д. рассматривает предметы и явления всесторонне в их противоречиях в движении и развитии в конкретны...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  95. диалектикадиалектика [по злоупотреблению искусство убедительного пустословия ловкого спора Даль] см. болтовня...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  96. диалектикаи ж.iНаука о правилах логического мышления и логически правильной речи логика.Диалектика есть художество любопрfontтися чрез нюже или блгоглем или хулим. Риторика . с нач...Словарь русского языка XVIII в
  97. диалектикадиалектикапо злоупотреблению искусство убедительного пустословия ловкого спора ДальСм. болтовня....Словарь синонимов II
  98. диалектикадиалектика по злоупотреблению искусство убедительного пустословия ловкого спора Даль См. болтовня. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. ...Словарь синонимов II
  99. диалектикадиалектика говорение болтовня болтология...Словарь синонимов
  100. диалектикаh диалектикаbig сущ.жен.неод.i ед.вин. я в течение целого дня должен был выдерживать диалектику XIII столетия.Пс....Словарь языка Грибоедова
  101. диалектикав переводе с греч. веду беседу рассуждаю как способ мышления учитывает многообразие связей исследуемого явления взаимодействие противоположных тенденций в процессе его р...Словарь-справочник по философии
  102. диалектикаДИАЛЕКТИКА [от греческого dialektike techne искусство вести беседу спор] философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод м...Современная энциклопедия
  103. диалектикаДИАЛЕКТИКА [от греч . dialektike techne искусство вести беседу спор] философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышле...Современный энциклопедический словарь
  104. диалектикаот греч. искусство вести беседу понятие обозначающее искусство аргументации прием опровержения в дискуссии субъективная диалектика на современном этапе представляет собой...Тематический философский словарь
  105. диалектикадословно [] искусство вести беседу рассуждать более широкое содержание теория и метод познания действительности наука о наиболее общих законах развития природы общества ...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  106. диалектикаиноск.em искусство ловко спорить убеждать доводами иногда на взгляд только правильными Диалектикstrong сильный по части диалектикиem Ср.em Знаю брат остановил его не с...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  107. диалектикаДалектикаstrong иноск.em искусство ловко спорить убждать доводами иногда на взглядъ только правильными. Далектикъstrong сильный по части далектикиem. Ср.em Знаю братъ ост...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  108. диалектикаДИАЛЕКТИКА ж. греч. умосложение логика на деле в прении наука правильного рассуждения по злоупотреблению искусство убедительного пустословия ловкого спора словопрения. Ди...Толковый словарь живого великорусского языка
  109. диалектикадиалектика [гр. dialektike] наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противопол...Толковый словарь иностранных слов
  110. диалектикаДИАЛЕКТИКА и ж. . Философское учение о всеобщих связях о наиболееобщих законах развития природы общества и мышления научный метод изученияприроды и общества в их развитии...Толковый словарь Ожегова
  111. диалектикаДИАЛЕКТИКА диалектики мн. нет ж. греч. dialektike. . Наука о всеобщих законах движения и развития природы человеческого общества и мышления как процесса накопления внутре...Толковый словарь русского языка II
  112. диалектикадиалектика диалектика и ж. Философское учение о всеобщих связях о наиболее общих законах развития природы общества и мышления научный метод изучения природы и общества в ...Толковый словарь русского языка II
  113. диалектикаДИАЛЕКТИКА и ж. . Философское учение о всеобщих связях о наиболее общих законах развития природы общества и мышления научный метод изучения природы и общества в их развит...Толковый словарь русского языка
  114. диалектикаУдарение в слове диалектикаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове диалектика...Ударение и правописание
  115. диалектикаRzeczownik диалектика f dialektyka f диалектик m dialektyk m...Универсальный русско-польский словарь
  116. диалектикаучение о наиболее фундаментальных коренных качествах бытия и обусловленных ими методах познания и деятельности. К основным принципам Д. относятся противоречивость бытия п...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  117. диалектикакатегория философии имеющая два основных значения искусство обсуждения проблем взвешивания аргументов pro и contra в защиту или опровержение предлагаемых решений и вынес...Философия науки
  118. диалектикаD Dialektik E DialecticaF Dialectique Esp Dialectica В современном значении философское учение о развитии рассматривающее все явления и события бытия в их взаимосвязи и в...Философия, практическое руководство
  119. диалектикагреч. dialektike искусство вести беседу учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли. Термин Д. имеет различные смысл...Философия. Словарь по обществознанию
  120. диалектикаДИАЛЕКТИКА от греч. dialektike techne искусство вести беседу спор филос. теория утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту...Философская энциклопедия
  121. диалектикагреч. искусство вести беседу от веду беседу рассуждаю] теория и метод познания действительности наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  122. диалектикаот греч. dialektike искусство вести спор добиваясь истины путем столкновения пртивоположных позиций и раскрытия противоречий философское учение прошедшее многовековой п...Философские категории
  123. диалектикаразвитие во всей его сложности многообразии форм и противоречивости наука о всеобщих законах движения изменения обновления и развития материи природы как единого целого а...Философские термины
  124. диалектикаI. Д. околофилософская дисциплина не наука спекулятивно анализирующая несопряженное знание и обслуживающая различные мировоззренческие потребности. Само мировоззрение об...Философский словарь
  125. диалектикаот греч. dialektike [techne] искусство вести беседу искусство аргументации наука логики. Для Сократа диалектика искусство вести беседу с целью выяснения понятий для Плато...Философский энциклопедический словарь II
  126. диалектикате кто опытен в искусстве диалектики далее мегарики также представители одного из направлений в схоластической философии в. Беренгар Турский и др. которые подчиняли тео...Философский энциклопедический словарь
  127. диалектикадиалектика диалектики диалектики диалектик диалектике диалектикам диалектику диалектики диалектикой диалектикою диалектиками диалектике диалектиках Источник Полная акцент...Формы слова
  128. диалектикаДиалектика от греч. искусство вести беседу. Аристотель считает Зенона философа элейской школы родоначальником Д. Диалектика Зенона состоит в опровержении основанном на ...Энциклопедический словарь
  129. диалектикаот греч. скусство вести беседу. Аристотель считает Зенона философа элейской школы родоначальником Д. Диалектика Зенона состоит в опровержении основанном на законе проти...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  130. диалектикаДИАЛЕКТИКА философская концептуализация развития понятого как в онтологическом так и в логикопонятийном его измерениях и соответственно конституирующаяся в историкофилос...Энциклопедия История философии
  131. диалектикаДиалектика гр. dialektike techne искусство вести беседу спор strong метод творчества основанный на познании реальных противоречий лежащий в основе природных и общественн...Энциклопедия культурологии
  132. диалектикаот греч. dialektike искусство вести беседу англ. dialectics нем. Dialektik. . По Сократу искусство вести беседу спор направленный на взаимное обсуждение проблемы с цел...Энциклопедия социологии
  133. диалектикаДИАЛЕКТИКА от греч. SiaXsyopou веду беседу спор. . В античности в полном соответствии с этимологией Д. называли искусство ведения диалога emради достижения истины. Д. п...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  134. диалектикаДиалектикаstrong. Заимств. в конце XVIII в. из нем. яз. где Dialektiki lt лат. dialecticai искусство спорить из греч. dialektik techni. Ср. диалектi техникаi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  135. диалектикавероятно через нем. Dialektik Гегель стар. нем. Dialectica XVI в. см. Шульц Баслер I из лат. dialectica искусство спорить от греч. см. Горяев ЭС ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  136. диалектикаЗаимствование из немецкого где Dialektik восходит через латинское dialectica искусство спорить к греческому dialektike....Этимологический словарь Крылова
  137. диалектикаЗаимств. в конце XVIII в. из нем. яз. где Dialektikem ampLT лат. dialecticaem искусство спорить из греч. dialektik technem. Ср. диалектem техникаem.Синонимы умосложениеАн...Этимологический словарь русского языка
  138. диалектикадиалектика диалектикавероятно через нем. Dialektik Гегель стар. нем. Dialectica XVI в. см. Шульц Баслер I из лат. dialectica искусство спорить от греч. см. Горяев ЭС ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)