Советский философский словарь

ГАРМОНИЯ СФЕР

музыка сфер, антич. учение о муз. звучании планет (в т. ч. Солнца и Луны и планетных «сфер») в рамках геоцентрических представлений Евдокса, Птолемея и др. (астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристотель просто о звучании «светил») и шире о музыкально-математич. устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонич. традиции. В лат., в т. ч. ср.-век., текстах употребляется также термин harmonia (musica) caeli (mundi) -«гармония (музыка) неба (или мира)». В др.-греч. философию учение о Г. с. было введено Пифагором, но впервые засвидетельствовано для «пифагорейцев» (5 в. до н. э.) Аристотелем в 9-й гл. II кн. трактата «О небе» (290 Ь 12 слл.), где оно подвергнуто сокрушит. критике, косвенно направленной против Платона (ср. также Метафизика 982 Ь 32: пифагорейцы считали всю Вселенную «гармонией и числом»). В изложении Аристотеля «скорости (светил), измеренные по расстояниям, относятся между собой так же. как тоны консонирующих интервалов», и поэтому «звучание, издаваемое светилами при движении по кругу, образует гармонию» (т. е. звукоряд в одну октаву: в пифагорейском употреблении сам термин означал октаву). Согласно Александру Афродисийскому, высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону (De re publica 6, 18), самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных звёзд, самый низкий Луне. Адаптация Г. с. в эсхатология, мифе об Эре в 10-й кн. «Государства» Платона (617 b , ср. также 530 d и Кратил 405с) предопределила долгую жизнь идеи Г. с. и её необычайный успех на исходе античности и в ср. века. Согласно гипотезе Д. Бернета В. Кранца, в древнейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла только о трёх сферах звёзд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квартой (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся муз.-математич. сущность космоса сполна выражалась тетрактидой. В древнем пифагореизме Г. с. служила «доказательством» сокровенной числовой природы мира и имела глубокий этич., эстетич. и эсхатологич. смысл, поскольку «душа» тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным «отображением» небесной, игра на ней приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа (согласно пифагорейскому преданию, непосредственно слышать Г. с. мог только Пифагор, остальные не различают её «за неимением контрастирующей с пей тишины»). Г.с. входила в более широкий круг концепций «космич. музыки», не обязательно связанной с астрономией. От Г. с. в собств. смысле следует отличать корреляцию четырёх тонов тетрахорда (четырёхструнной лиры) и четырёх элементов (Боэций, О музыке 1, 20) или «пифагорейскую» теорию музыки времён года в изложении Аристида Квинтилиана (III 19 р. 119, 15 W.-I.): весна образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к лету и т. д. Сходные концепции засвидетельствованы для др.-вост. традиций, в частности «халдейской» (Plut., De an. procr. 31), египетской (Diod. I, 16, 1) и особенно китайской (ср., напр., соответствие пяти нот кит. гаммы «пяти элементам» и временам года). Благодаря оживлению идеи Г. с. в неопифагореизме и неоплатонизме и гл. обр. через посредство Августина, Макробия и Боэция пифагорейскоплатоновское космологич. понимание музыки подчинило себе всю ср.-век. и зап.-европ. муз. эстетику. Параллельно благодаря включению Г. с. в систему Птолемея идея музыки сфер продолжала жить в астрономии и астрологич. традиции вплоть до нового времени («Гармония мира» Кеплера, 1619, и др.). Представления о Г. с. имели успех у поэтов всех веков от Скифина Теосского до Шекспира («Венецианский купец» V, 1),

  1. гармония сфермузыка сфер античное эстетикокосмологическое учениевыдвинутое пифагореизмом и популярное вплоть до нового времени космос ряд небесных сфер Луна Солнце пять планет неподв...Большой энциклопедический словарь II
  2. гармония сферГАРМОНИЯ СФЕР музыка сфер античное эстетикокосмологическое учение выдвинутое пифагореизмом и популярное вплоть до нового времени космос ряд небесных сфер Луна Солнце пя...Большой Энциклопедический словарь V
  3. гармония сферГАРМОНИЯ СФЕР музыка сфер представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет солнца луны и их сфер о музыкальноматематической архитектонике космоса. ...История философии II
  4. гармония сферГАРМОНИЯ СФЕР музыка сфер представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет солнца луны и их сфер о музыкальноматематической архитектонике космоса. ...Новейший философский словарь
  5. гармония сферот греч.em sphaira шар учение о числовых соотношениях между планетами и связующей их гонич. системе возникшее на Др. Востоке. Пифагорейцы перенесли это учение на греч. п...Словарь античности
  6. гармония сферГАРМОНИЯ СФЕР По представлению Пифагора небесная музыка происходящая от движения мировых тел. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский язык с означе...Словарь иностранных слов русского языка
  7. гармония сферГАРМОНИЯ СФЕР музыка сфер античное эстетикокосмологическое учение выдвинутое пифагореизмом и популярное вплоть до нового времени космос ряд небесных сфер Луна Солнце пят...Современный энциклопедический словарь
  8. гармония сфермузыка гармония сфер Ср.em Третьему грезилось что он слышал музыку сферem подымался летал в огромной зале собрания но толкался головою в потолок и не мог выбиться на прос...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  9. гармония сферГАРМОНИЯ СФЕР музыка сфер антич.em учение о муз. звучании планет в том числе Солнца и Луны и планетных сферem в рамках геоцентрических представлений Евдокса Птолемея и др...Философская энциклопедия
  10. гармония сферГармония сфер По учению Пифагора небесные тела вращаясь вокруг центрального огня издают звуки сочетание которых и образует гармонию сфер не воспринимаемую обыкновенным ч...Энциклопедический словарь
  11. гармония сферПо учению Пифагора небесные тела вращаясь вокруг центрального огня издают звуки сочетание которых и образует гармонию сфер не воспринимаемую обыкновенным человеческим ухо...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. гармония сферГАРМОНИЯ СФЕР музыка сфер представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет солнца луны и их сфер о музыкальноматематической архитектонике космоса. ...Энциклопедия История философии