Советский философский словарь

АВИДЬЯ

(санскр., букв.отсутствие знания), одно из осн. понятий др.-инд. философии (как в ортодоксальных, так и в неортодоксальных школах), означающее исходное внутр. затемнение сознания, неведение и невежество, к-рое вынуждает считать реальным и подлинным то, что таковым не является. С помощью А., как и майи, соответственно субъективного и объективного аспекта незнания объясняется «двоемирие», т. е. наличие наряду с подлинным трансцендентным миром (мир .брахмана целостный, единый и бесконечный) иллюзорного и неподлинного эмпирич. мира (раздробленного на части, множественного и конечного); в частности, А. порождает ложное чувство «Я», становящееся стержнем индивида и носителем кармы. Разрывая связи с высшими ценностями действит. жизни, А. вынуждает человека цепляться за неподлинные ценности неподлинного мира. Двенадцатичленная цепь страдания, определяющая схему причинных зависимостей в буддизме (см. Пратитьясамутпада), начинается с А., к-рая обусловливает желание, приводящее к существованию, появлению чувств, эмоций, привязанностей и, следовательно, к рождению, становлению, старости и смерти. Для раннего буддизма А.это прежде всего незнание подлинной природы «Я» и «четырёх благородных истин»; в йоге Патанджали одно из осн. препятствий на пути к сосредоточению и освобождению. В адвайта-веданте подчёркивается роль А. в смешении трансцендентного и эмпирич. миров и сокрытии путей к брахману. Вместе с тем А.это не сознат. и целенаправленное злое начало, а скорее результат неминуемого несовершенства конечного сознания. Происхождение А. неизвестно. Она не реальна и не нереальна, природа её не может быть определена логически (Шанкара, Рамануджа). А. поддаётся преодолению с помощью «видьи» знания, в частности «разграничивающего» (характерно, что А. понимается как неспособность к разграничению видимого и реального). Контроль над чувствами, отказ от привязанностей, осознание неподлинности «Я» помогает устранить А. и познать истину. В нек-рых направлениях др.-инд. умозрения правильное познание считалось недостаточным условием устранения А. и освобождения: в джайнизме, напр., оно должно было сочетаться с правильной верой и правильным поведением. Разные филос. школы по-разному трактовали объём понятия А. и соотношение его с др. понятиями вплоть до практич. отождествления А. с майей и пракрити.

  1. авидьяневежество необразованность Шакти или иллюзорная Сила в Брахмане которую иногда принимают вместе с Майей а иногда отличной от не. Она образует состояние индивидуальной ду...Yoga Vedanta Dictionary
  2. авидьясанскр. авиджя пали невежество синоним заблуждение моха. Первоначало зла и страданий в жизни т. к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и прир...Буддизм
  3. авидьясанскр.отсутствие знания важнейшее понятие древней и современной индийской философии означающее иллюзорные представления повседневного человеческого сознания о действите...Евразийская мудрость от А до Я
  4. авидьяметафизическое неведение считающееся во всех кроме сугубо эмоциональнотеистич. направлениях традиц. мысли первопричиной изменчивого и тягостного бытия индивидуума в санса...Индуизм
  5. авидьяAvidya Неведение незнание невежество ошибочное понимание. Это фундаментальная ошибочность восприятия временного как вечного нечистого как чистого болезненного как приятн...Словарь йоги
  6. авидьяАВИДЬЯ санскр. avidya неведение в инд. мировоззренческих текстах незнание означающее отсутствие не информированности но знания экзистенциальной значимости т.е. знания и...Философская энциклопедия