Советская историческая энциклопедия

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

захватнич. войны зап.-европ. феодалов, проводившиеся в 1096-1270 по почину католич. церкви под лозунгом освобождения христ. святынь в Палестине из-под власти мусульман. Участники К. п. - крестоносцы - обычно нашивали на одежду знак креста, символизировавший их благочестивые намерения (отсюда и назв. самих войн - "К. п."). Предпосылками К. п. послужили социально-экономич. сдвиги в Зап. Европе в 10-11 вв. (прежде всего развитие городов и товарно-ден. отношений), приведшие к увеличению расходов правящего класса и в конечном итоге толкнувшие его на путь завоеваний. Феодалов особенно привлекали экономически высокоразвитые страны Бл. Востока, дорога в к-рые была издавна проложена странств. купцами и паломниками. Поводом для вторжения в область Вост. Средиземноморья явилось нашествие мусульм. кочевпиков, турок-сельджуков, захвативших в последней трети 11 в. многие визант. владения, а также Иерусалим, "священный город" христианства. Византия обратилась на З. за воен. помощью против сельджуков.

Воспользовавшись этим, католич. церковь, стремившаяся разжечь религ. фанатизм, с тем чтобы упрочить свое влияние, развернула проповедь К. п. во имя спасения "гроба господня" в Иерусалиме из рук "неверных" и ради оказания поддержки вост. христианам. Т. о. агрессивные устремления феод. рыцарства получили религ. санкцию и прикрытие. Идейным вдохновителем и непосредств. организатором К. п. выступило папство, добивавшееся укрепления и расширения своей власти путем создания на В. владений, подконтрольных апостольскому престолу, в т. ч. подчинения Риму православной церкви. За 175 лет состоялось 8 больших К. п. на В. и множество сравнительно мелких завоеват. предприятий. В первых К. п. наряду с феодалами участвовала также крестьянская беднота, искавшая в заморских землях избавления от феодального гнета и от нищеты. Однако, убедившись в бесперспективности своих попыток, крестьянство со 2-й половины 12 в. отошло от движения, и К. п. приобрели чисто феодальный характер. 1-й К. п., провозглашенный в Клермоне папой Урбаном II в 1095 и собравший под свои знамена примерно 100 тыс.участников, гл. обр. французов, завершился захватом в 1099 крестоносцами Иерусалима, к-рый стал столицей осн. ими Иерусалимского королевства. 2-й К. п. (1147-1149), поводом к к-рому явилось взятие Эдессы сельджуками в 1144 и который возглавили франц. король Людовик VII и нем. король Конрад III, потерпел неудачу. Провалом закончился и 3-й К. п. (1189-92), вызванный завоеванием Иерусалима в 1187 Салах-ад-дином. Походом предводительствовали герм. имп. Фридрих I Барбаросса, франц. король Филипп II Август и англ. король Ричард I Львиное Сердце. Важнейшими причинами неудач крестоносцев в 12 в. были нараставшие противоречия между зап.-европ. гос-вами, устремлявшимися в Средиземноморье (что порождало конфликты среди самих крестоносцев), а также между этими гос-вами и Византией. 4-й К. п., организованный в 1199 папой Иннокентием III, привел к разгрому и завоеванию франц., нем., итал. крестоносцами христ. городов: Задара в Далмации (1202) и Константинополя (1204) - столицы Византии. На части терр. уничтоженной Византии завоеватели создали Латинскую империю. События 1202-04 ярко продемонстрировали грабительский характер К. п.: мниморелиг. цели крестоносцев были здесь открыто принесены в жертву их завоеват. стремлениям. Следствием пагубного влияния религ. фанатизма явились детские К. п. 1212, приведшие к гибели десятков тыс. детей. Остальные К. п. (5-й - 8-й) носили откровенно завоеват. характер. 5-й К. п. (против Египта) в 1217-21 был безрезультатным. Итогом 6-го К. п. (1228-29), возглавленного герм. имп. Фридрихом II, было врем. возвращение христианам Иерусалима (по мирному договору с егип. султаном в 1229); однако в 1244 город вновь был отвоеван мусульманами. 7-й (1248-54) и 8-й (1270) К. п., направленные в Сев. Африку (Египет и Тунис) и предводительствуемые франц. королем Людовиком IX Святым, потерпели полную неудачу.

К. п. сопровождались бессмысленным истреблением миллионов людей и вызвали огромные материальные потери в самой Европе, для к-рой имели в целом отрицат. последствия. Правда, в 12-13 вв. получила значит. развитие средиземноморская торговля, гл. обр. итал. и южнофранц. купечества, воспользовавшегося своими привилегиями в Иерусалимском королевстве для собств. обогащения. Однако основой роста левантийской торговли был достигнутый в тот период общий экономич. прогресс европ. стран, а отнюдь не кровавые войны за "гроб господень", к-рые сами по себе наносили урон нормальным коммерч. связям Европы с Левантом. Недаром в 13 в. южноевроп. купцы все больше уклонялись от участия и поддержки крестоносных экспедиций, предпочитая мирным путем добиваться более выгодных торг. соглашений с мусульм. гос-вами, нежели прибегать к содействию воен. сил крестоносного рыцарства. С Востока в период К. п. был перенят ряд технич., хоз., культурных и бытовых достижений. Но в этих областях воздействие К. п. не было ни решающим, ни внесшим что-либо принципиально новое в общую эволюцию зап.-европ. феод. общества. Что касается Востока, то К. п. причинили вост. странам непоправимый ущерб. Народам Востока пришлось вынести все ужасы иноземных нашествий, разорения и угнетения со стороны феодалов Запада.

В 12-13 вв. идея К. п. использовалась католич. церковью для освящения захватнич. войн нем. рыцарства против прибалт. и слав. народов, для организации карательных экспедиций против альбигойцев, штедингов, позднее - гуситов. В новое и особенно новейшее время идея К. п. неоднократно поднималась на щит врагами социализма и коммунизма. Папа Пий XI в 1930 провозгласил К. п. против СССР. Свой разбойничий план нападения на Сов. Союз гитлеровцы назвали "планом Барбароссы". Пий XII освящал агрессивные замыслы империалистов, призывая действовать так, как действовали крестоносцы. Лозунг К. п. и по сей день занимает видное место в духовном арсенале антикоммунизма. Он широко практикуется в пропаганде империалистич. реакции, амер.. "бешеных", зап.-герм. реваншистов, противников мирного сосуществования из среды церковников США, ФРГ и др. зап. стран.

Начало изучению истории К. п. положили хронисты и историки 11-13 вв., трактовавшие К. п. как "деяния божьи", осуществленные оружием крестоносцев. В период Реформации и Контрреформации историки-протестанты осуждали К. п., считая их порождением властолюбия папства (англ. ученый Т. Фуллер, нем. Г. Арнольд); католич. авторы, напротив, рассматривали К..п. как религ.-героич. эпопею, а деятельность папства расценивали как его заслугу перед человечеством (франц. историки П. Утреман, Л. Мембур). Историки и философы Просвещения видели в К. п. гигантское переселение народов, вызванное фанатизмом и мракобесием и повлекшее за собой ненужные жертвы и расходы. Нек-рые из просветителей при этом, впадая в преувеличение, отмечали и прогрессивное значение К. п. (англ. - У. Робертсон). Романтич. историография 1-й трети 19 в. (франц. историки III. д'Айкур, Ж. Мишо, нем. историк Ф. Вилькен) крайне идеализировала К. п. и переоценивала их влияние на развитие обществ.-экономич. жизни и культуры Зап. Европы. Основанное на критич. пересмотре источников изучение К. п. развернулось с 40-х гг. 19 в., когда вышла монография нем. ученого Г. Зибеля "История первого крестового похода" (1841). Позднее, в период "Культуркампфа", и Зибель, и др. нем. историки-позитивисты протестантского толка (Г. Хагенмейер, К. Клайн и др.) развенчали мн. легенды, созданные вокруг 1-го К. п. католич. традицией, проложив путь к установлению достоверных фактов его истории. Объективно той же цели служили исследования ряда франц. ученых последней трети 19 в., хотя в их трудах гораздо отчетливее сказывались консервативно-клерикальные тенденции. Важное значение имела публикация многотомного "Recueil des historiens des croisades", завершенная в 1906, a также издат. деятельность осн. в 1875 П. Рианом "Об-ва Лат. Востока" с журн. "Revue de L'Orient latin". В работах мн. историков этого периода было высказано немало реалистич. наблюдений о причинах, ходе событий, социально-политич. содержании и результатах К. п. (нем. ученые В. Хейд, В. Хольцман, В. Норден, франц. - Ж. Тессье, П. Риан и др.), были созданы и интересные обобщающие работы (нем. историк Б. Куглер, австр. историк Р. Рёрихт и др.). Наряду с зап.-европ. учеными ценный вклад в разработку истории К. п. внесли рус. византинисты и медиевисты (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Ф. Я. Фортинский, П. В. Безобразов). В эпоху империализма идеологи буржуазии пытались почерпнуть в истории К. п. аргументы для оправдания колониальных захватов великих держав на Востоке и найти материал для обработки в церк.-религ. духе широкого обществ. мнения. Зап.-европ. (в т. ч. католич.) авторы соперничали друг с другом в доказательствах активного участия в К. п. народов своих стран, прославляли деятельность военно-монаш. орденов и папства, приукрашивали социальные порядки в гос-вах крестоносцев (франц. историки Ж. Лоньон, Э. Деларюэль, Л. Брейе, англ. - У. Стивенсон и др.). Рус. историки использовали факты истории К. п. для оправдания политики царизма в вост. вопросе (А. Попов, Ф. И. Успенский). Апологетика К. п. с наибольшей силой сказывается в новейшей бурж. историографии, представители к-рой уделяют особое внимание изучению "идеологии" К. п., рисуют их как "высокое" и "благородное" по своим мотивам движение, подчеркивают значение "европ. единства" в К. п., превозносят К. п. как фактор прогрессивного развития не только Зап. Европы, но и ближневост. стран (нем. ученый А. Ваас (ФРГ), франц. - Р. Груссе и П. Руссе, амер. - П. У. Топпинг, Дж. Брандейдж, А. С. Этайя). Лишь небольшая часть зап.-европ. ученых продолжает разрабатывать историю К. п. с реалистич. позиций (франц. историки П. Лемерль, Ж. Ришар, англ. - С. Рансимен, Р. Смэйл и др.). Важные результаты достигнуты в последние годы лишь в изучении источников и в составлении библиографии К. п. (нем. историки Л. Бем, Г. Э. Майер (ФРГ), амер. - А. С. Этайя и др.). Недавно включившиеся в исследование К. п. историки Ближнего и Среднего Востока уделяют большое внимание разоблачению грабительского характера этих войн (егип. историк Мухаммед Хусейн-Ала и др.). Подлинно науч., осн. на марксистско-ленинской методологии изучение К. п. осуществляют сов. и зарубежные историки-марксисты (болг. ученые Б. Примов, П. Петров, П. Лишев, польск. - Т. Рослановский, Э. Вернер из ГДР, рум. - И. Грамада, франц. - К. Каэн). В их трудах вскрываются социально-экономич. и политич. предпосылки К. п., выявляется захватнич., военно-колонизац. сущность К. п., раскрывается истинная подоплека проповеднич. и организаторской деятельности католич. церкви, отмечается пагубное воздействие К. п. на общий ход ист. развития Запада и Востока.

Лит.: Заборов М. A., Крестовые походы, М., 1956; его же, Папство и крестовые походы, М., 1960; Петров П. Хр., Борбата на българския народ против латинските нашественици, С, 1960; Gramada I., Cruciadele, (Buc), 1961; Sóbel H., Geschichte des ersten Kreuzzugs, Düsseldorf, 1841; Röhricht R., Geschichte des ersten Kreuzzuges, Innsbruck, 1901; Runciman St., A history of the Crusades, v. 1-3, Camb., 1951-54; Setton K., Baldwin M. W. (ed.), History of the crusades, v. 1, Phil., 1955; Waas A., Geschichte der Kreuzzüge, Bd 1-2, Freib., 1956; Rousset P., Histoire des croisades, P., 1957; Brundage J., The Crusades, Milwaukee, 1962. Подробную библ. см.: Mayer, H. E., Bibliographie zur Geschichte der Kreuzzüge, Hannover, 1960; Atiya A. S., The crusade: historiography and bibliography, (Bloomington), 1962.

M. А. Заборов. Москва.
—***—***—***—

Первый крестовый поход (1096-1099 гг.)

Крестовые походы в XII - XIII вв.


  1. крестовые походызахватнич. походы зап.европ. феодалов в вв. проходившие под прикрытием религ. лозунгов освобождение гроба господня и святой земли Палестины изпод власти неверных защита ...Атеистический словарь
  2. крестовые походызахватнич. походы зап.европ. феодалов в вв. проходившие под прикрытием религ. лозунгов освобождение гроба господня и святой земли Палестины изпод власти неверных защита...Атеистический словарь II
  3. крестовые походызахватнические походы западноевропейских феодалов на Восток в проходившие под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине изпод власти мусульман. Участники К....Большая Советская энциклопедия II
  4. крестовые походыпоходы на Ближний Восток в СириюПалестину Сев. Африку организованные западноевропейскими феодалами икатолической церковью под знаменем борьбы против неверных мусульманос...Большой энциклопедический словарь II
  5. крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ походы на Ближний Восток в Сирию Палестину Сев. Африку организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против н...Большой энциклопедический словарь III
  6. крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ походы на Ближний Восток в Сирию Палестину Сев. Африку организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. Так назывались в сред. века экспедиции против мусульман организованныя папами. Эпохой К. пох. принято считать период времени с по г. В течение этого п...Военная энциклопедия (1911-1915)
  8. крестовые походыКрестовые походы походы в гг. на Ближний Восток в Сирию Палестину Северную Африку организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью захватнические це...Исторический словарь
  9. крестовые походыв широком значении воен. действия ср.век. европ. рыцарства которые велись по инициативе и при поддержке Римских пап и имели рел. мотивы войны против захватчиковмусульман...Католическая энциклопедия
  10. крестовые походызахватнические войны которые в XIXIII вв. рыцари Западной Европы вели в Палестине провозгласив их целью освобождение христианских святынь в Иерусалиме. Впоследствии все б...Краткий исторический словарик
  11. крестовые походыКрестовые походы Были благотворны или только полезны для венецианской торговли....Лексикон прописных истин
  12. крестовые походыКрестовые походы Crusades войны И вв. предпринятые во имя освобождения христ. святынь в рнах Палестины попавших под власть мусульман в широком смысле это понятие использу...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  13. крестовые походыКрестовые походы Крестовые походы ист....Орфографический словарь
  14. крестовые походыОрфографическая запись слова крестовые походы Ударение в слове Крестовые походы Деление слова на слоги перенос слова крестовые походы Фонетическая транскрипция слова крес...Полный фонетический разбор слов
  15. крестовые походыКрестовые походы ист.em...Русский орфографический словарь
  16. крестовые походыпоходы гг. на Ближний Восток в Сирию Палестину Северную Африку организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Захватнические цепи прикрывались рел...Словарь исторических терминов
  17. крестовые походывоеннорелигиозные экспедиции христиан предпринимавшиеся с кон. XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой ...Словарь средневековой культуры
  18. крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ походы на Ближний Восток в Сирию Палестину Северную Африку организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью для восстановления и р...Современная энциклопедия
  19. крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ походы на Ближний Восток в Сирию Палестину Сев. Африку организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против н...Современный энциклопедический словарь
  20. крестовые походыпоходы на Ближний Восток в Сирию Палестину Сев. Африку организованные католич. церковью во главе с папством и западноевроп. феодалами в гг. Знаменем большинства к.п. бы...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  21. крестовые походыУдарение в слове Крестовые походыУдарение падает на буквы ооБезударные гласные в слове Крестовые походы...Ударение и правописание
  22. крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ походы на Ближний Восток в Сирию Палестину Сев. Африку организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против ...Энциклопедический словарь естествознания
  23. крестовые походысм. Походы крестовые....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  24. крестовые походыКРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ряд военных походов на Ближний Восток предпринятых западноевропейскими христианами для того чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы ...Энциклопедия Кольера II
  25. крестовые походыряд военных походов на Ближний Восток предпринятых западноевропейскими христианами для того чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим...Энциклопедия Кольера