Социологический словарь

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

HUMAN RELATIONS) Междисциплинарное течение в сфере изучения социальных отношений в индустрии, охватывающее социологию, социальную антропологию и социальную психологию; пользовалось значительным влиянием в научных и менеджерских кругах в период с конца 1930-х до начала 1960-х гг. Оно сосредоточивалось на поведении работников в группах и ознаменовало собой переход с позиций научного менеджмента, в рамках которого работники рассматривались как изолированные индивиды, стремящиеся максимально увеличить свой доход, к изучению работников в качестве индивидов, ориентированных на группы, нуждающихся в отношениях социальной поддержки на работе и ставящих групповые интересы выше индивидуальных финансовых вознаграждений. Новаторские исследования, проведенные Э. Мэйо и его коллегами на предприятии Вестерн Электрик Ком-пани в период с 1927 по 1932 гг. (называемые иногда по имени основного завода Хоторнскими исследованиями), показали, что на производительность работников действительно оказывают влияние групповые факторы. В ходе одного из экспериментов производительность труда возросла, когда были созданы небольшие рабочие группы, повысившие моральный дух (morale) людей, что привело к работе с большей отдачей. Однако результаты другого эксперимента оказались противоположными — рабочая группа выработала социальные нормы, ограничивавшие производительность. Последующие исследования сосредоточивались на факторах, влияющих на формирование рабочих групп, таких, как технология и планировка производственных систем, а также на способах направления групповой динамики на благо компании — например, посредством обучения инспекторов (supervisors) выступать лидерами групп. Критические замечания в отношении школы человеческих отношений заключаются в том, что она (1) игнорирует более широкую социальную систему организации, включая конфликт между рабочими и менеджментом; (2) не учитывает влияние профсоюзов на производительность и на окружающую экономическую среду; (3) преувеличивает «социальные» потребности работников и преуменьшает их экономическую мотивацию; (4) сосредоточивается на вопросах, беспокоящих менеджмент, и, таким образом, не следует принципу академической нейтральности. См. также: Группа; Денежные отношения; Индустриальный конфликт; Парето; Состоятельный рабочий; Социотехнические системы. Лит.: Rose, M. (1988)

  1. школа человеческих отношенийhuman relations school подход к пониманию и предсказанию поведения на рабочем месте исходя из норм рабочих групп степени коммуникации и искусства управления. Этот подход...Большой толковый социологический словарь
  2. школа человеческих отношенийисторически существовавший концептуальный подход в центре которого находится человеческий фактор включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследо...Большой экономический словарь
  3. школа человеческих отношенийисторически существовавший концептуальный подход в центре которого находится человеческий фактор включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследо...Основы менеджмента
  4. школа человеческих отношенийШкола человеческих отношений исторически существовавший концептуальный подход в центре которого находится человеческий фактор включающий и отношения между людьми в проце...Словарь терминов антикризисного управления