Социологический словарь

РЫНОК ТРУДА

LABOUR MARKET) Основное условие существования рынка труда состоит в том, что способность людей работать — их рабочая сила — должна представлять собой товар, который может покупаться и продаваться. Рынок — это определенный распределительный механизм, увязывающий спрос и предложение этого товара. При использовании данного термина чаще всего предполагается, что как покупатели, так и продавцы труда формально свободны в своем выборе. В этом заключается основное отличие рынков труда от административного соотнесения работников и работодателей государством во многих социалистических обществах или от принуждения, характерного для рабства и других форм несвободного труда. Рынки труда представляли собой наиболее характерную черту капиталистической индустриализации и в настоящее время являются стандартным способом организации оплачиваемой занятости в условиях современного капитализма. Исследователи (Tilly and Tilly, 1994) выделяют шесть ключевых компонентов рынков труда: (1) рабочих, формально обладающих свободой работать на того или иного работодателя или не работать вовсе; (2) работодателей, формально свободных нанимать и увольнять работников; (3) те или иные виды работы, являющиеся результатом разделения труда между фирмами и внутри фирм, где имеет место разделение на различные роли; (4) нaeм, который может рассматриваться как акт обмена, при котором работодатель соглашается выплачивать работникам определенную заработную плату в обмен на право поручать им ту или иную работу и контролировать их рабочую силу; (5) сети или линии коммуникации, связывающие множество работодателей с множеством потенциальных работников (и наоборот); (6) договоры — формальные соглашения и неформальные нормы, — регулирующие задачи, условия работы, уровень усилий со стороны рабочего и уровень оплаты. Экономисты и социологи придерживаются различных точек зрения на рынки труда. Неоклассические экономисты исходят из следующих теоретических допущений. Как работодатели, так и работники свободны выбирать. Наем, таким образом, — это обмен, в котором обе стороны участвуют добровольно, ожидая получить в результате такого объединения больше, чем получили бы в отдельности. В целом рынки представляют собой эффективные механизмы распределения ресурсов и установления цен в условиях неограниченной (perfect) конкуренции и полной информированности. Конкуренция на рынке труда между множеством работодателей, стремящихся к найму рабочих, и между множеством рабочих, пытающихся получить ту или иную работу, означает, что величина заработной платы должна достичь, по крайне мере в конечном итоге, определенного равновесного уровня, отражающего баланс спроса и предложения. Когда конкуренция между потенциальными работниками или между работодателями является ограниченной, например в том случае, когда сильные профсоюзы или профессионалы ограничивают конкуренцию между работниками или когда число работодателей крайне невелико, это ведет к нарушению равновесия, и теоретически данное положение со временем должно исправиться само собой. С такой теоретической точки зрения предполагается, что работодатели и работники принимают решения рационально и хорошо осведомлены о своих возможностях на рынке труда, вследствие чего они активно ищут наиболее выгодные для себя сделки. Однако многие неоклассические экономисты признают в настоящее время, что в реальности люди могут и не иметь полной информации и что существует проблема рациональности ограниченной, что также способствует несовершенству рынка. Ранний период социологического анализа рынков труда представлен прежде всего работами К. Маркса, который утверждал, что свобода рабочих в выборе работодателей становится вместе с развитием капитализма чисто формальной. Такая характерная черта капитализма, как отсутствие у рабочих собственности на средства производства, означает, что рабочие не имеют возможности работать на себя, они могут работать только на работодателя. Следствием этого является эксплуатация рабочих работодателями. Сходной точки зрения придерживался и М. Вебер, утверждавший, что теоретические допущения о добровольном характере найма и равенстве обмена, который якобы является взаимовыгодным, могут скрывать реальные отношения власти и неравенства, при которых работодатели господствуют над рабочими на рынках труда. Социальные отношения, связанные с производством товаров и услуг, — отношения как внутри рынков труда, так и на предприятиях — оставались в центре внимания социологов и в дальнейшем, при этом они в большинстве своем игнорировали те вопросы, к которым обычно так неравнодушны экономисты, а именно вопросы рыночной эффективности. В ходе социологических исследований был сделан ряд важных выводов. (1) Отношения найма между отдельным потенциальным работником и работодателем не являются равными. Одним из следствий такого неравенства часто является стремление работников усилить свою позицию по отношению к работодателям посредством коллективных действий. Профсоюзы заключают с работодателями коллективные соглашения, влияющие на размер заработной платы, сроки и условия работы. В прошлом некоторым профсоюзам удавалось также ослаблять конкуренцию на рынке труда между потенциальными работниками путем ограничения доступа к некоторым видам работы кругом своих членов. Подобным образом на рынке труда действуют и профессионалы, ослабляющие конкуренцию посредством ограничения членства и исключения тех, кто не является их членами. Этот процесс получил название социального закрытия. (2) Договоры или договоренности всегда отличаются неопределенностью, они могут быть пересмотрены и в конечном счете более точно по сравнению с формальными соглашениями отражают социальные процессы. Неопределенность вытекает из характера товара, покупаемого работодателем: это скорее способность работника работать, нежели четко определенная величина усилий или производительность. Вследствие этого условия договора могут по-разному интерпретироваться обеими сторонами. Например, на величину усилий и производительность могут влиять, как показали исследования представителей человеческих отношений школы, господствующие социальные нормы и групповое взаимодействие, а также, если следовать положениям трудового процесса подхода, распределение власти внутри компаний. (3) На социальные отношения в сфере производства, включая отношения на рынке труда, значительное влияние оказывают право и политика и, следовательно, социальные ценности. Вообще многие аспекты капиталистических рынков труда являются результатом скорее административных действий, нежели Конкуренции и свободного выбора в условиях рынка, при этом различным обществам свойственны различные образцы регулирования. Регулирование рынка труда может принимать следующие формы: установление национального минимального размера оплаты труда; ограничение продолжительности рабочего дня; ограничение возможности работодателей увольнять работников; особые условия договора о найме; особый характер прав профсоюзов (благоприятствование интересам работодателей или работников); предоставление профессионалам права монополизировать определенные виды работ; антидискриминационные законы о найме и увольнении; требования позитивной дискриминации при найме и повышении по службе («утвердительное действие» («affirmative action») в США). (4) Социологи утверждают, что рынки труда никогда не были всецело конкурентными и всегда будут более или менее несовершенными (imperfect) вследствие их сегментации. Идея сегментации рынка труда (см.: Рынка труда сегментация) была выдвинута институциональными экономистами, выступавшими против ортодоксальности неоклассической экономической науки, и использовалась социологами, указывавшими на то, что рынки труда включают в себя взаимосвязанные, но не конкурирующие между собой субрынки. Различные виды занятости группируются в сегменты, и хотя потенциальные работники могут конкурировать друг с другом за занятость внутри какого-либо сегмента, конкуренция между сегментами является гораздо менее интенсивной. Такого рода сегментация является продуктом социальных отношений между работодателями и работниками: образцы взаимодействия между этими сторонами определенным образом сказываются на рынке труда (например, понимание того, что назначения на более высокие должности в той или иной компании осуществляются посредством продвижения служащих внутри компании, располагает к ней ее сотрудников и исключает людей со стороны). Сегментация формируется также социальными нормами, касающимися тех или иных видов занятости (например, некоторые виды работ считаются более подходящими для мужчин, чем для женщин, и наоборот). Развитие социологии рынков труда в последнее время было связано с анализом сетей, обеспечивающих линии коммуникации, соединяющие потенциальных работников с потенциальными работодателями. Результаты известного исследования М. Грановеттера (Granovetter, 1974), посвященного вопросу о том, каким образом люди получают работу, свидетельствуют, что большинство находит работу скорее через знакомства, нежели посредством формальных каналов, таких, как реклама или службы занятости. Как работодатели, так и работники предпочитают использовать не широкий и анонимный поиск, о котором говорят неоклассические экономисты, а сети знакомств. «Слабые связи» при этом оказываются для потенциальных работодателей и работников более полезными, чем «сильные», поскольку последние (связи с близкими друзьями) обеспечивают доступ к тем же самым, уже известным источникам информации и видам работы, тогда как первые (связи со знакомыми) позволяют получить новую информацию и установить новые контакты. Работодатели предпочитают набирать работников среди тех, кого знают лично или через своих служащих, поскольку это снижает стоимость поиска и риск нанять не удовлетворяющего требованиям работника. Исследование Грановеттера показывает, что число полезных контактов у людей растет вместе с уровнем образования, при этом особенно важными являются контакты с менеджерами и профессионалами (такого рода контакты значимы, разумеется, и для работников физического труда). Еще один вывод, сделанный в ходе этого исследования, заключается в том, что если такого рода сеть существует, то ее члены быстрее продвигаются по служебной лестнице в рамках организации, кроме того они склонны набирать в организацию людей подобных себе. Отсутствие доступа к сетям менеджеров-мужчин часто считается одной из причин того, почему менеджеры-женщины не могут продвигаться по службе так же быстро, как мужчины. См. также: Женщины и работа; Менеджмент; Рынок; Сеть/Социальная сеть.

  1. рынок трударазновидность рынка факторов производства основной товар на котором труд как услуга работающих. Ценой этой услуги является заработная плата. Она не может опускаться ниже...Аграрная экономика - термины и понятия. Энциклопедический справочник
  2. рынок трудаСм. Рынок рабочей силы...Бизнес-словарь
  3. рынок трудаlabour market экономические отношения между покупателями нанимателями и продавцами работниками рабочей силы. Классическая политическая экономия предполагает что обеспечен...Большой толковый социологический словарь
  4. рынок трудасфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Р.т. возможен при условии что рабочий является собственником своей способности к труду. Через Р.т. осуществляется...Большой экономический словарь
  5. рынок трудасовокупность спроса и предложения на рынке рабочей силы. Характеризуется следующими показателями занятость безработица наличие вакансий рабочих мест миграция а также уров...Внешне-экономический толковый словарь
  6. рынок трудасовокупность спроса и предложения на рынке рабочей силы. Характеризуется следующими показателями занятость безработица наличие вакансий рабочих мест миграция а также уров...Внешнеэкономический толковый словарь
  7. рынок трудапредставляет собой совокупность производственных отношений между работниками нанимателями и государством по поводу реализации прав граждан на труд. Главная функция рынка ...География населения мира
  8. рынок трудапредложение рабочей силы т.е. все те кто претендует на рабочие места и спрос на нее работодателей как в частном так и в государственном секторах экономики во взаимодейств...Глобальная экономика. Энциклопедия
  9. рынок трударынок производительной силы труда как товара равновесная цена и количество которого определяются соотношением спроса предложения....Глоссарий по книге Микроэкономика
  10. рынок трудасистема отношений между владельцем собственником денег и средств производства покупателем или работодателем и наемным работником владельцем собственником рабочей силы по ...Государственное регулирование рыночной экономики
  11. рынок трудасовокупность экономических и юридических процедур позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды которые фирмы согласны им предостави...Евразийская мудрость от А до Я
  12. рынок трударынак працы...Краткий русско-белорусский словарь экономических терминов
  13. рынок трудасовокупность учреждений обслуживающих трудоустройство подготовку кадров содействующих занятости материальной поддержке неработающих. Включает биржу труда центры переподго...Краткий словарь лесоводственно-экономических терминов
  14. рынок трудасовокупность юридических лиц предоставляющих работу трудоспособному населению организующих подготовку и переподготовку временно неработающего населения и обеспечивающих е...Краткий словарь экономиста
  15. рынок трудасовокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве....Менеджмент персонала
  16. рынок трудасфера спроса и предложения наемного труда составная часть рыночной экономики народу с рынками товаров услуг капиталов ценных бумаг и т.п. Специфика наемного труда состоит...Миграция - словарь основных терминов
  17. рынок трудаlabour market эконом отношения между покупателями нанимателями и продавцами работниками раб. силы. Классич. полит экономия предполагает что обеспечение труда определяется...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  18. рынок трударазновидность рынка факторов производства основной товар труд как услуга работающих. Ценой этой услуги является заработная плата. Она не может опускаться ниже прожиточно...Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
  19. рынок трудасфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии что рабочий является собственником своей способности к труду через рынок ...Профессиональное образование
  20. рынок трудаспецифический вид рынка представляющий собой форму проявления рыночных отношений в сфере обращения и функционирования рабочей силы как трудового фактора экономики основан...Профсоюзный словарь-справочник
  21. рынок трудаarbeidsmark eo labormerkato...Русский-африкаанс словарь
  22. рынок трудаlabourmarket...Русско-английский экономический словарь
  23. рынок труданамного mercado laboral mercado de trabajo...Русско-испанский экономический словарь
  24. рынок трудаmercato del lavoro...Русско-итальянский экономический словарь
  25. рынок трудаmercato del lavoro...Русско-итальянский юридический словарь
  26. рынок трудаmarch du travail march de lemploi...Русско-французский экономический словарь
  27. рынок труда.strong arbetsmarknad...Русско-шведский словарь
  28. рынок трудаArbetsmarknad...Русско-шведский словарь II
  29. рынок трудаlabour market Рынок который определяет кто имеет работу а также уровень оплаты за нее. Представляет собой теоретическую концепцию используемую в макроэкономике.Бизнес. То...Словарь бизнес терминов
  30. рынок трударынок рабочей силы....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  31. рынок трудасоотношение спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда рабочей силы важная и многоплановая сфера экономической и социальнополитической жизни общества. . В экономичес...Словарь по экономической теории
  32. рынок трудасфера формирования спроса и предложения на рабочую силу возможен только при условии что работник является собственником своей способности к труду....Словарь терминов по социальной статистике
  33. рынок трудаэлемент рыночной экономики представляющий механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы....Словарь терминов по экономике труда
  34. рынок трудасовокупность экономических и юридических процедур позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды которые фирмы согласны им предостави...Словарь экономических терминов
  35. рынок трудасфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок...Современный экономический словарь. 2-е изд
  36. рынок трудадействующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем нуждающимся в рабочей силе и человеком труда т.е. потенциальны...Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
  37. рынок трудаангл. labour market сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. На Р.т. происходит соединение свободных в данный момент лиц и лиц желающих сменить место раб...Финансово-кредитный энциклопедический словарь
  38. рынок трудаРынок труда Рынок труда сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Основными ко...Финансовый словарь
  39. рынок трударынок спроса и предложения на рабочую силу. Через Р.т. осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок....Экономика и право
  40. рынок трудаэто система общественных отношений связанных с наймом и предложением рабочей силы или с ее куплей и продажей....Экономика и социология труда
  41. рынок трудасфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через Р. т. осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. На нем предприниматели и трудящиеся совмест...Экономика. Словарь по обществознанию
  42. рынок трудакак составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования экономических интересов работодателей предъявителей спроса на труд и наемной рабочей силы ...Экономическая социология. Курс лекций
  43. рынок трудаРЫНОК ТРУДА labour market Процессы благодаря которым рабочие и работодатели вступают в контакт и решают вопросы связанные с заработной платой и условиями труда в некоторы...Экономический словарь
  44. рынок трударынок спроса и предложения на рабочую силу. Через Р.т. осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок....Энциклопедический словарь экономики и права