Социологический словарь

МАННГЕЙМ КАРЛ

(1893-1947) Родился в Венгрии, в 1919 г. бежал в Германию, где стал университетским преподавателем, а в 1933 г. после прихода нацистов к власти покинул Германию и переехал в Англию, где продолжил свою научную карьеру в Лондонской школе экономики. Главными работами Маннгейма, многие из которых были собраны и опубликованы на английском языке после его смерти, являются «Идеология и утопия» (Mannheim, 1936), «Человек и общество в эпоху преобразования» (1940), «Диагноз нашего времени» (1943), «Свобода, власть и демократическое планирование» (1951), «Очерки по социологии знания» (1952b), «Очерки по социологии и социальной психологии» (1953) и «Очерки по социологии культуры» (1956). В творчестве Маннгейма могут быть выделены две стадии. Первая из них связана с разработкой социологии знания и характеризуется следующим. (1) Маннгейм настаивал, что социология знания возможна, что существует связь между формами знания и социальной структурой, и что убеждения людей обусловлены их членством в определенных социальных группах. (2) Он анализировал релятивистскую подоплеку социологии знания. С его точки зрения, если все убеждения имеют социальное происхождение, то для истинных убеждений не остается места, и не существует независимых от общества критериев истины. Маннгейм экспериментировал с различными решениями этой проблемы, вначале выдвинув идею существования класса социально независимых предположений, а позднее признав, что его первоначальное допущение о детерминированности истины социальным происхождением было неверным. (3) Маннгейм отвергал марксистскую теорию знания или идеологии, которая, по его мнению, сводит все знание к классовой принадлежности. Его точка зрения заключалась в том, что формы знания могут коррелировать с рядом социальных групп или процессов (например, поколением, сектой или конкуренцией). Вторая стадия творчества Маннгейма, не получившая заметного признания, связана с его утверждениями о необходимости социальной реконструкции. Он подчеркивал, что в результате развития либерального капитализма современные общества превратились в массовые общества, неупорядоченные группы не связанных социальными узами атомизированных индивидов, и что исправление этих обществ должно стать делом социального планирования. См. также: Атомизм; Массовое общество; Релятивизм. Лит.: Loader (1985)

  1. маннгейм карлMannheim Karl венгерский социолог вынужденный эмигрировать в Англию в г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы включа...Большой толковый социологический словарь
  2. маннгейм карлнемецкий философ и социолог один из основателей социологии знания. Автор работ Идеология и утопия Человек и общество в эпоху преобразования Диагноз нашего времени очерк...Именной словарь-справочник политических деятелей
  3. маннгейм карлМанхейм Mannheim немецкий философ и социолог один из основателей социологии знания с в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии считал ее иллюзорным...Политическая наука - Словарь-справочник
  4. маннгейм карлнемецкий философ и социолог ученик М. Вебера один из основателей социологии знания автор многочисленных работ по проблемам образования воспитания и культуры. С г. эмигри...Политологический словарь-справочник
  5. маннгейм, карлМаннгейм Карл Манхейм Mannheim немецкий философ и социолог один из основателей социологии знания с в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии считал...Политология. Словарь.
  6. маннгейм, карлмарта янв. нем. бурж. социолог. Профессор во Франкфурте с в эмигрировал в Англию доцент Лондонской школы экономики. В ранних работах М. о структуре познания заметн...Философская Энциклопедия (в 5 томах)