Социологический словарь

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

DURKHEIM, Emile) (1858-1917) Дюркгейм получил широкое признание в качестве «отца-основателя» современной социологии, способствовавшего определению предмета и установлению автономии социологии как дисциплины. Он преподавал вначале в университете Бордо, а затем в Сорбонне в Париже. Большое влияние на Дюркгейма оказала французская интеллектуальная традиция (Руссо, Сен-Симон и Конт). Его научная работа была отмечена противостоянием утилитаристской традиции британской социальной мысли, представители которой объясняли социальные феномены, обращаясь к действиям и мотивам индивидов. В своем социологическом анализе Дюркгейм использовал коллективистский подход. С его точки зрения, утилитаристская версия индивидуализма не может быть основой построения стабильного общества. Он утверждал также, что социологический метод должен применяться в отношении социальных фактов. В своей первой крупной работе «Общественное разделение труда» Дюркгейм (Durkheim, 1893), возражая британскому мыслителю Г. Спенсеру, утверждал, что неверно понимать социальный порядок в индустриальных обществах как результат договорных соглашений между индивидами, руководствующимися лишь своим собственным интересом. Преследование собственного интереса ведет к социальной нестабильности, что проявляется в различных формах девиантности, таких, как самоубийство. Дюркгейм проводил различие между формами социального порядка в примитивных и современных обществах. Механическая солидарность в примитивных обществах была основана на общих убеждениях и консенсусе, обнаруживаемых в коллективной совести. По мере индустриализации, урбанизации и усложнения обществ все большее разделение труда разрушает механическую солидарность и моральную интеграцию, делая социальный порядок проблематичным. При написании своих работ Дюркгейм вполне осознавал то, что индустриальные общества сопряжены с множеством конфликтов, и что сила является важным фактором предотвращения социального распада. Он полагал, однако, что в развитых обществах должна появиться новая форма социального порядка, основанная на органической солидарности. Характерными для этой формы будут взаимозависимость экономических связей, возникающих в результате дифференциации и специализации в современной экономике, новая сеть профессиональных ассоциаций, таких, как гильдии, связывающих индивидов с государством, и появление в этих ассоциациях коллективно создаваемых моральных ограничений эгоизма. Т. Парсонс (Parsons, 1937; 1968а) интерпретировал органическую солидарность как продолжение коллективной совести в видоизмененной форме, утверждая, что Дюркгеймов анализ социального порядка в современном обществе предполагает прежде всего консенсус и моральный порядок, — взгляд, оказавшийся весьма влиятельным. Основания для такой интерпретации могут быть найдены во многих публикациях Дюркгейма. Например, в двух памфлетах, написанных во время Первой мировой войны, Дюркгейм отмечал, что во Франции общественный опыт войны стал причиной морального консенсуса и участия в публичных церемониях, имевших сходство с религиозными празднествами. В своей социологии религии Дюркгейм утверждал также, что современному обществу потребуется такая форма коллективной совести, которая будет соответствовать современным обстоятельствам, что свидетельствует об очевидной связи его взглядов с сен-симоновской концепцией Нового Христианства. Однако положение о сохраняющемся значении религиозных ценностей в современных обществах, которое разделялось Дюркгеймом к концу его жизни, с трудом согласуется с предложенной в «Общественном разделении труда» аргументацией, которая подчеркивает значение экономической взаимности в обеспечении социального консенсуса. Последовательность темы морального консенсуса в социологии Дюркгейма стала предметом серьезных дискуссий. Парсонс (1937) утверждал, что первоначальный акцент на социальных фактах в рамках позитивизма ослабевал по мере принятия Дюркгеймом рамок волюнтаристского действия. Альтернативный взгляд заключается в том, что центральной темой социологии Дюркгейма была идея морального принуждения и нормативного ограничения. Изменения в эпистемологии Дюркгейма не стали причиной какой-либо серьезной непоследовательности в его социологии моральной жизни. Дюркгейм считал областью социологии исследование социальных фактов, а не индивидов. Он полагал, что общество обладает своей собственной реальностью, не сводимой к действиям и мотивам индивидов, и что индивиды формируются и ограничиваются социальной средой. В 1895 г. был опубликован его «Метод социологии». Дюркгейм показал в этой работе, что закон является социальным фактом, воплощенным в формальных кодифицированных правилах, и что он не зависит в своем существовании от индивидов или какого-либо отдельного действия по его осуществлению. В «Самоубийстве» (1897) Дюркгейм объяснял, каким образом даже такое очевидно индивидуальное решение, как решение совершить самоубийство, обусловливается различными формами социальной солидарности в различных социальных ситуациях. Основываясь на статистических данных о самоубийствах в различных обществах и в различных группах в этих обществах, Дюркгейм описал четыре типа самоубийства. «Эгоистическая» и «аномическая» формы самоубийства чаще всего встречаются в современных обществах, где такие традиционные формы социальной регуляции и интеграции, как коллективная совесть при механической солидарности, приходят в упадок, как это было показано в «Общественном разделении труда». Большее распространение «эгоистических» самоубийств среди современных протестантов по сравнению с католиками отражает тот свойственный протестантизму дух индивидуализма, в соответствии с которым индивиды сами несут ответственность за свое спасение. «Аномические» самоубийства происходят тогда, когда индивид ощущает отсутствие норм, или когда нормы находятся в конфликте между собой. Обе формы должны встречаться в ситуациях, когда социальный контроль за индивидуальным поведением, типичный для традиционных обществ, теряет свою силу. В примитивных обществах и современных армиях, где механическая солидарность сильнее, более распространенными являются «альтруистические» самоубийства, совершаемые на благо группы. Фаталистические самоубийства, например, среди рабов, были результатом чрезмерной социальной регуляции. Несмотря на то, что этот подход был подвергнут критике (Atkinson, 1978), «Самоубийство» Дюркгейма остается наиболее весомым социологическим вкладом в исследование этой проблемы. Дюркгейм пришел к взгляду, согласно которому поведение людей регулируется социальными нормами посредством интернализованных индивидами институционализированных ценностей, а не обществом, выступающим просто в качестве внешнего ограничения. В 1912 г. в «Элементарных формах религиозной жизни» он писал о том, что примитивные религии воплощали в себе идею общества, а сакральные объекты являлись таковыми потому, что символизировали общность. Религиозная культура состояла из коллективных ценностей, включавших в себя сплоченность общества и индивидуальность. Религиозные церемонии служили укреплению коллективных ценностей и поддержанию общности индивидов. Этот процесс легко мог быть выявлен в примитивных обществах, в то же время Дюркгейм признавал, насколько трудно найти подобные сакральные объекты и коллективные ритуалы в современных органических обществах. Его подход к дихотомии «сакральное/профанное» представляет собой альтернативу концепциям секуляризации. Дюркгейм занимался изучением универсальных функций религиозных систем по отношению к целостности общества как такового. В работе «О некоторых первобытных формах классификации» (1903), написанной в соавторстве с М. Моссом, он утверждал, что образцами при формировании фундаментальных категорий человеческого мышления, таких, как число, время и пространство, служили черты социальной организации. В своих работах по вопросам политики Дюркгейм выражал беспокойство в связи с опасностью для общества, исходящей от индивидов, не ощущающих значимости социальных норм, то есть находящихся в состоянии аномии. Он считал, что привлекательность социализма для рабочего класса связана с протестом против дезинтеграции традиционных социальных связей и ценностей, а не с желанием уничтожить частную собственность как таковую. Дюркгейм поддерживал гильдейский социализм как средство воссоздания сплоченных и солидарных социальных общностей. Он придавал также важное значение посредническим ассоциациям, связывающим индивида и государство и поддерживающим моральную интеграцию современных обществ. См. также: Гильдия; Дифференциация; Норма; Официальная статистика; Религия; Социальная патология. Лит.: Parkin (1992)

  1. дюркгейм эмильСын эльзасского раввина Эмиль Дюркгейм был не только основателем современной социологии но и наряду с Фрейдом Марксом и Максом Вебером одним из самых глубоких мыслителе...100 великих евреев
  2. дюркгейм эмиль. Французский социологпозитивист основатель французской социологической школы....1000+ биографических данных - словарь
  3. дюркгейм эмильфранц. философпозитивист и социолог. Д. считал религию как и право мораль чувства привычки коллективным представлением крое обществ среда навязывает сознанию людей. Отвод...Атеистический словарь
  4. дюркгейм эмильфранц. философпозитивист и социолог. Д. считал религию как и право мораль чувства привычки коллективным представлением крое обществ среда навязывает сознанию людей. Отвод...Атеистический словарь II
  5. дюркгейм эмильфранцузский социолог основатель французской социологической школы....Биографический словарь Франции
  6. дюркгейм эмильфранцузский социолог. Оказал влияние на развитие психологических исследований отношений между индивидом и обществом. Выделил в качестве основного объяснительного принципа...Большая психологическая энциклопедия
  7. дюркгейм эмильДюркгеймstrong Durkheim Эмиль . Эпиналь . Париж французский социологпозитивист основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо с ...Большая Советская энциклопедия II
  8. дюркгейм эмильDurkheim Emile наряду с Марксом и Вебером один из главных социологов внесших наибольший вклад в определение формы современного предмета. Из этих трех фигур Дюркгейм был...Большой толковый социологический словарь
  9. дюркгейм, эмильDurkheim Эмиль социолог основатель французской социологической школы. Рассматривал общество как реальность несводимую к совокупности индивидов. Отводил определяющую ро...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. дюркгейм эмильфранцузский социолог позитивист один из создателей современной социологической теории. Дюркгейм учился во Франции и Германии где увлекся трудами В.Вундта. Первый професс...История западной социологии
  11. дюркгейм эмильфр. философ и социолог создатель фр. социол. шк. с г. проф. Сорбонны. Ученый внесший вклад в исследование разл. сторон обществ. жизни. Основал науч. направление структ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. дюркгейм эмильфранцузский философ педагог и социолог основатель французской социологической школы. С г. вел курсы по социологии и педагогике в унте Бордо с профессор социологии и пе...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. дюркгейм эмильDurkheim Emile франц. социологпозитивист основатель франц. социологической школы. Д. доказывал что задача социолога состоит в изучении социальных факторов таких как обяз...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. дюркгейм эмильфранцузский философ Эпиналь Париж французский основатель социологии т.е. науки о нравах. Индивид приобретает ценность лишь посредством общества которое дает ему функци...Новый философский словарь
  15. дюркгейм эмильДюркгейм получил широкое признание как один из отцовоснователей современной социологии способствовавший определению предмета и установлению автономии социологии как дисци...Основные социологические термины
  16. дюркгейм эмильDurkheim французский социолог один из создателей социологии как самостоятельной науки основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпинале в семье небо...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. дюркгейм, эмильДюркгейм Эмиль Durkheim французский социолог один из создателей социологии как самостоятельной науки основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпина...Политология. Словарь.
  18. дюркгейм эмильДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ Durkheim Emile Французский социолог. С по г. во время заведования кафедрой образования в Сорбоне переименованной в кафедру социологии в г. был ведущей ...Политология. Словарь.
  19. дюркгейм эмиль. Эпиналь . Париж французский философ педагог и социолог основатель французской социологической школы. Биография. С г. вел курсы по социологии и педагогике в университ...Психологический словарь II
  20. дюркгейм эмильфранцузский философ социолог и религиовед один из основателей социологии религии автор работы Элементарные формы религиозной жизни ....Религиоведческий словарь
  21. дюркгейм эмиль. Эпиналь . Париж франц. социолог и психолог. Происходит из рода иудейских священнослужителей первоначально намеревался посвятить себя теологии. Впоследствии критически...Российская педагогическая энциклопедия
  22. дюркгейм эмильфранцузский философ Эпиналь Париж французский основатель социологии т.е. науки о нравах. Индивид приобретает ценность лишь посредством общества которое дает ему функци...Сверхкраткий философский словарь
  23. дюркгейм эмиль. Эпиналь . Париж франц. социологпозитивист. Основатель франц. социологич. школы группировавшейся вокруг журн. LAnnee sociologique с . Продолжатель традиции Конта Д. испы...Советский философский словарь
  24. дюркгейм эмильоснователь французской социологической школы. Считал что социология должна изучать социальную реальность используя при этом объективные методы по образу естественных наук...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  25. дюркгейм эмильапр. ноября франц. социологпозитивист глава франц. cоциологич. школы основатель журнала LAnne sociologique . Проф. социологии и педагогики в Бордо с и Сорбонне с . ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. дюркгейм эмильрод. апр. Эпиналь ум. нояб. Париж франц. философ и социолог с профессор Сорбонны. Дюркгейм исходил из факта тесной связи человека и общества которая по отношению ...Философский энциклопедический словарь
  27. дюркгейм эмильфранцузский философ и социолог. Дюркгейм исходил из факта тесной связи человека и общества которая по отношению к индивиду является принудительной. Отдельная личность пог...Человек и общество
  28. дюркгейм, эмильДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬDurkheim mile французский социолог один из первых представителей функционализма родился в Эпинале апреля в семье потомственного ученого раввина. В Высшей...Энциклопедия Кольера II