Социологическая энциклопедия

ЮНГ (JUNG) КАРЛ ГУСТАВ

(1875-1961) швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования *О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов*), профессор университетов в Цюрихе (1933-1941) и Базеле (1942). В 1911-1914 Президент Международного психоаналитического общества. Основные сочинения: *О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов* (1902); *О психологии. Dementia praecox* (1907); *Трансцендентная функция* (1916); *Об энергетике души* (1928); *Проблемы души в наше время* (1931); *Действительность души* (1934); *Психология и религия* (1940); *О психологии бессознательного* (1943); *Психология и алхимия* (1944); *Психология и воспитание* (1946); *Символика духа* (1948); *Символы трансформации* (1952); *Ответ Иову* (1952); *О корнях сознания* (1954); *Современный миф* (1958); *Подход к бессознательному* (1961) и др. На ранних стадиях философского творчества (*О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов*) Ю. ориентировался на концептуальный синтез учения Э. Гартмана о бессознательной воле с теорией П. Жане о диссоциации личности. Являясь в 1907-1912 одним из ближайших сотрудников З. Фрейда , Ю. впоследствии осуществил кардинальный пересмотр ряда положений ортодоксального психоанализа, что и обусловило разрыв между Ю. и Фрейдом в 1913. Сохранив фрейдистскую ориентацию на признание психики в качестве энергетической системы, подпитываемой потенциалом соматических влечений, а также принимая версию о биполярности последних, обусловливающую наличие амбивалентных психических структур, Ю. постулировал модель психики как закрытой (а не открытой) сферы, фундированной реализацией принципа компенсации, количество энергии в которой постоянно. Ю. отверг мысль Фрейда об инфантильной этиологии параметров характера и сопряженных неврозов, полагая психоанализ игровой комбинацией проекций, ориентированных в детство, а отнюдь не актуализацией прошлого опыта. *Классическую* символистику сновидений, трактуемых Фрейдом как преходящие и случайные образы основополагающей реальности, требующие рационального осмысления, Ю. заменил положением о том, что сновидения непосредственное изоморфное продолжение области бессознательного, а не его *мимикрия*. В книге *Метаморфоза и символы либидо* (1912) отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трактовку либидо как психической энергии (созвучно идее *жизненного порыва* А. Бергсона), выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда всего лишь часть гораздо более обширного *коллективного бессознательного* (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сформулировал идею архетипов общечеловеческих первообразов содержания коллективного бессознательного. Согласно версии Ю., *...у этих содержаний есть одна удивительная способность их мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души, свойственному не какой-то отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, я задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью. Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился в Соединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу. Воспользовавшись выражением Святого Августина, я назвал эти коллективные проформы архетипами . *Архетип* означает type (отпечаток), определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре*. (На разных этапах творчества Ю. трактовал архетипы по-разному: то в рамках представлений оккультизма, гностицизма и сочинений *отцов церкви*; то в качестве некоего коррелята инстинктов; то как *результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга*; то в русле гипотезы о роли рецессивных генов.) По Ю., коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Динамика архетипов (например, образов героя, демона, матери-земли и т.п.), согласно Ю., лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Ю. допускал существование не только *коллективного*, но также *группового* и даже *расового* бессознательного: эта идея пользовалась некоторой популярностью у идеологов германского фашизма, хотя в 1940-х учение Ю. было в *третьем Рейхе* запрещено. В качестве основной задачи психотерапии Ю. полагал овладение *искусством жизни*, сводящимся к мистически-окрашенному восстановлению нарушенных связей между различными уровнями и системами психики (интеграция содержаний коллективного бессознательного, по Ю., цель процесса становления личности). Бытие психического Ю. реконструировал как динамическое единство ряда разнокачественных систем: Я (Эго), Маска (Persona), Тень (Ombra, Schatten), образ души (Anima) связка между Я и бессознательным, лично-бессознательное с его комплексами, коллективное бессознательное с его архетипами. Их делает цельными Самость (das Selbst), интеграция которой с Эго есть предельная цель совершенствования личности (индивидуации). *Социальной кожей* Я Ю. полагал его *Маску*, способную подчинить Я себе и принудить его к нарастающей деградации. (Ср. репрессивность das Man у Хайдеггера.) *Тень* у Ю. темная компонента личности (*ветхий человек*): *Тень* в отличие от *Оно* у Фрейда не безлична, а являет собой мое персонифицированное зло основу Я, могущую и должную быть *раскрытой* и тем самым элиминированной. В нижнем архитектоническом пределе структуры психики Ю. помещает ипостась *зверочеловека* (Tiermensch) область господства подлинно животных инстинктов. Ю. разработал типологию характеров (*Психологические типы* 1921), в основе которой располагается выделение доминирующей психической функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир (экстравертивный и интравертивный типы). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, астрологию, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Так, осуществив комментарий к тибетской *Книге мертвых*, Ю. утверждал, что поскольку *восточная мудрость* не знала принципа причинности, постольку она не создала науку. Вместо этого ею был глубоко постигнут мгновенный медитативный индивидуальный опыт, который, по мысли Ю., должен быть положен в основу идеи *акаузальной синхронной связи*, синтезирующей в едином мгновении внутренние и внешние события, и посредством которой могут быть объяснены механизмы предсказаний и действий оракулов, астрологов и парапсихологов. Биология и психология интерпретировались Ю. в духе *философии жизни* Ницше и Шопенгауэра, видевших и в культуре, и в разуме проявление таинственных жизненных сил. Принадлежа к протестантской церкви, Ю. считал ее косвенным источником психологического кризиса западной цивилизации в 19-20 вв., завершившегося невиданным распространением атеизма. Остерегаясь этих тенденций, Ю. тем не менее полагал, что они являют собой новую эпоху в эволюции культуры Запада. По Ю., любой бог только лишь символ Бога, обитающего внутри нас, в коллективном бессознательном, следовательно, если мы перестаем верить в этот символ, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу. У людей появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира. Значительное внимание уделял разработке оригинальной концепции личности (вопросам ее становления, структуры и самореализации), которую частично изложил в работах *Отношения между Я и бессознательным* (1928), *Неоткрытое Я* (1957) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал стремление личности к полному воплощению своих возможностей и потенций. Наше *Я*, по Ю., не является подлинным центром психики, его считает таковым лишь современный человек, сознание которого оторвано от бессознательного. Необходима *амплификация* расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Эти психические процессы, ведущие также и к исчезновению невротических симптомов, Ю. обозначил понятием *индивидуация*. Подчеркивая мощь и опасность архаического наследия человечества, таящегося в структурах коллективного бессознательного, Ю. отмечал, что психологически люди все еще пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихической фиксации феноменов культуры. Полагая, что основой культуры выступает прогресс символообразования, Ю. истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Трагический разрыв между природой и культурой породил, по Ю., универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Индустриальная революция, по мнению Ю., еще более отдалила человека от его бессознательного и природы. Это повлекло за собой усиление коллективных иррациональных сил, психическую инфляцию, обезличивание и атомизацию людей, появление массового человека с его труднопреодолимым стремлением к катастрофе. Вследствие этого, по Ю., нарастает опасность возникновения различных массовых психозов и господства тоталитаризма. Средствами для обуздания неискоренимой агрессивности людей и их неизбывного влечения к власти Ю. считал демократию как форму организации общественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индивидов. В качестве организованного психоаналитического движения юнгианство оформилось вскоре после Второй мировой войны: в 1948 в Цюрихе был образован Институт Ю., а в 1958 Международное общество аналитической психологии. Архетип. А.А. Грицанов

  1. юнг (jung) карл густавшвейцарский психолог психиатр и психоаналитик основатель аналитической психологии. Защитив в г. диссертацию К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов ...Большая психологическая энциклопедия
  2. юнг (jung) карл густавЮнг Jung Карл Густав швейцарский психолог психиатр. Основатель аналитической психологии. В начале х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе в один из ближайших сотрудников З...Большой Энциклопедический словарь V
  3. юнг (jung), карл густавшвейцарский психолог. С работал в психиатрической клинике Бургхольц в Цюрихе в гл. врач здесь в организовал экспериментальную лабораторию где разрабатывались методы пс...Педагогический терминологический словарь
  4. юнг (jung) карл густавЮнг Jung Карл Густав . . швейцарский психолог и психиатр. В гг. работал с З. Фрейдом в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную...Психологический словарь
  5. юнг (jung) карл густавшвейц. психолог. Научную деятельность начал в Цюрихе под руководством Э. Блейлера. С перешел на позиции психоанализа став ближайшим соратником Фрейда и популяризатором е...Современная западная философия
  6. юнг (jung) карл густаврод. июля Базель ум. июня Цюрих швейц. психолог и психиатр в течение а затем с доцент Цюрихского унта основатель цюрихской ветви психоаналитической школы аналитичес...Философский энциклопедический словарь II
  7. юнг (jung) карл густавшвейц. психолог и психиатр создатель аналитической психологии реформатор психоанализа Фрейда. Эстетические взгляды Ю. характеризуются десексуализацией психоаналитических ...Эстетика