Социологическая энциклопедия

ЮНГЕР (JUNGER) ЭРНСТ

(1895-1998) немецкий мыслитель и философ. Участник Первой (14 ранений, высшая прусская награда *За заслуги* в 1918) и Второй (офицер вермахта в Париже, заслуживший репутацию *культурного атташе* Германии) мировых войн. Изучал философию и зоологию в Лейпциге и Неаполе (1923-1926). Совместно с М. Элиаде издавал журнал *Antaios* (1959-1971). Лауреат премии имени Гёте (1982). Патриот Германии и оппонент национал-социализма. Культовая фигура многих западноевропейских интеллектуалов и политиков 20 в. вне зависимости от их политических ориентаций (М. Хайдеггер, Г. Коль, А. Жид, маршал Ф. Фош, П. Пикассо, Ф. Миттеран, Ж.-М. Ле Пен, И. Бехер, А. Гитлер и др.). Основные сочинения: *Стальные грозы* (1920); *Тотальная мобилизация* (1930); *Рабочий. Власть и персонаж* (1932); *О боли* (1934); *На мраморных утесах* (1939); *Хвала звуку* или *Секреты речи* (1941); *Излучения* (1944); *Речь и телосложение* (1947); *За чертой* (1950); *Гордиев узел* (1953); *У временной стены* (1959); *Типаж, имя, действующее лицо* (1963); *Заметки к *Рабочему* (1964) и др. В 1978-1983 в ФРГ были изданы сочинения Ю. в 18 томах. Испытал существенное влияние взглядов Ф. Ницше и О. Шпенглера. Ю. сторонник миропонимания *философии жизни*. В русле этих интеллектуальных традиций Ю. сумел продемонстрировать высокую эффективность замены традиционалистских философских категорий мифологизированными обра-зами действительности и в середине второй половине 20 ст. (Ю. дополняет традиционный терминологический строй *философии жизни* такими понятиями, как *кровь*, *огонь*, *ужас*, *боль* и т.п., являющими собой, по его мнению, продолжение категориального ряда, сопряженного с античным Эросом. Так, у Ю. *боль принадлежит к числу тех ключей, которыми можно открыть не только самое сокровенное, но в то же время и мир*. При чувстве боли мир актуализируется как нечто, несущее угрозу. Скука суть *разрешение боли во времени*.) Основные проблемы социально-философского творчества Ю. *диагностика эпохи*: связь человека и космоса, соотношение жизни и смерти, оппозиция мира и войны. Целостную совокупность исходных, первичных жизненных сил, воплощающих в себе нерасторжимую связь индивида с родом, Ю. трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступая как неотъемлемая часть природы, человек, согласно Ю., переживает изначальную глубину мироздания вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоций, как: а) мира сновидений; б) ощущений страха и ужаса, минимизирующих дистанцию между личностью и предожиданием смерти; в) экстаза упоения жизнью на фундаменте крови и неизбежной гибели уходящих поколений. По мысли Ю., существуют позиции, дающие человеку возможность отграничивать себя от тех сфер, где боль и муки располагают неограниченной властью. Достижение этих позиций дистанцирование от собственной телесности и трансформация своего тела в объект осуществимо, согласно Ю., посредством техник аскезы и самодисциплины. Человек, по Ю., неизбывно зависит от тотемических, магических, технических и иных внешних, чуждых ему сил. Современное индустриальное государство, по Ю., предельно технизировано: индивид лишен каких-либо осмысленных представлений о ценностях жизни культ техники выступает и как *высокая* метафизика, и как повседневная этика, полностью подавляющие его самость. (*Кто сказал, восклицает Ю., что мировой дух ярче проявляет себя в осознанных, чем неосознанных действиях?*) Мировые войны 20 ст., по мнению Ю., могут быть интерпретированы как один из факторов всеевропейского *гигантского индустриального процесса*, как ипостась *воли к власти* (у Ю. *воли к всевластию*, *цели всех целей* der Wille zur Allmacht), результирующейся в массовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики в данном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов. (По версии Ю., *воля к власти* обретает значение в условиях *определенного жизненного состояния* как конкретная *субстанциональная власть* и как *сфера права*; осуществима же *воля к власти* лишь в рамках ранжированного бытия, которому она и служит.) Тоталитарное государство в целях выживания, объективации своей абсолютной воли и сопряженной с ними геополитической экспансии вынуждено трансформировать идеи *общественного договора* и идеалы либерализма в глобальную модель перспективного *рабочего плана*, в рамках которого стираются базисные социальные водоразделы социума и, в частности, каждый *рабочий* (*работник*) необходимо выступает и как *солдат*. По Ю., *рабочий* как *гештальт* (в трактовке Ю. суть подлинно действительное принцип, определенным образом конституирующий жизнь) противопоставлен *буржуа*, неспособному к организации и господству. Ю. характеризовал эту новую общественную ипостась так: *Мы привыкли платить по счету и никогда не теряем времени даром... В любую минуту может прозвучать приказ, и жаль каждую минуту, каждую каплю, которая не выпита, и каждое мгновение, которое будет упущено... Мы хотим пить, позволяя себе разбивать о стену горшки и радоваться тому, что мы призваны стать орудием жестокой воли, принадлежа к тем малым цифрам, которыми оплачивают счета... Мы хотим сделать праздник из нашей гибели праздник, в честь которого должен прозвучать опрокидывающий весь мир громовой, еще никогда не слыханный салют... Раскаленную ниву, ожидающую нас, не видел в своих мечтах ни один поэт. Тут железный ад, пустыня с огненными пальмовыми островами, грохочущие валы из огня и стали, через которые перекатываются красные молнии; стая стальных птиц парит в облаках, закованные в броню машины фыркают, пробегая через поле. И все, что имеется в чувствах, от ужасной телесной боли до высокого торжества победы, все сливается в шумном единстве в блестящий символ жизни. Песни, молитвы и ликование, проклятия и вино чего еще нам желать?*. В динамике как мирного, так и военного времени (согласно Ю., это в конечном счете взаимозаменяемые понятия) данный *рабочий план* может быть обозначен как состояние *тотальной мобилизации*. (С точки зрения Ю., *...в глубине, за теми сферами, в которых диалектика целей войны получает свое значение, немец встречает одну из самых могущественных сил: он встречает самого себя. Прошлая война была для него прежде всего средством осуществления самого себя. И отсюда должно быть начато новое вооружение, о котором мы заботимся, призывая немцев к мобилизации. Ничего кроме.*) *Рабочий* у Ю. это не столько обобщенный термин для обозначения представителя определенного общественного класса, сколько категориальная словоформа для фиксации *подпочвенной субстанции* немецкой расы в ее скрытых потенциях и открытых действиях для маркировки универсального типа человека. Последний являет собой естественный продукт эволюции техники, выступая носителем новаторского сознания, присущего 20 ст. Техника у Ю. способ, посредством которого *мобилизует* мир гештальт Рабочего. В системе техники (*органической конструкции* или включенности человека в мир машин) и выступает новый, принципиально альтернативный мир. Этот мир, с точки зрения Ю., *по определению* настолько радикален, что находится *по ту сторону* параметров *прогресса* или *упадка*; этот мир планетарен: такие общественно-политические формы, как национализм или социализм (центрирующиеся на особенном нации или класса) несоразмерны ему. По Ю., *наш век по праву носит название века рабочего... Работа это ритм кулака, мысли и сердца, жизнь днем и ночью, наука, любовь, искусство, вера, культ, война; работа это полет атома и сила, движущая звезды и солнечную систему*. *Рабочий* был призван *порвать юридические путы буржуазного общества*, *сделать собственное бытие масштабом истолкования мира*, и, наконец, выбросить на свалку истории мировоззренческие утопии *нечистого духа* (и материализм, и идеализм), ибо, согласно Ю., *твердость мира преодолевается только твердостью, а не мировоззренческими фокусами*. Значимость обретения абстрактной свободы для таких людей, по Ю., в пределе своем уступает активному участию в репертуарах героического служения Отчизне и безукоризненному выполнению своих функциональных обязанностей как граждан. (По мысли Ю., удел поколений, переживших войну, не может иметь аналогов: *И если поколение, которое столкнулось с этим, смогло бы оплатить вину, почву для которой взрыхлили другие, то оно, может быть, собрало бы в свой единственный и ужасный час в раскаленном чистилище такую добычу, которая позднее принесет свои плоды и которая весит больше, чем все смерти и все страдания*.) В эпоху второй половины 20 в., маркированной знамением термоядерной катастрофы и насущной необходимостью переоценки многих ценностей, Ю. призывал обратить пристальное внимание на уроки того прошлого, когда *труд и наука повернулись на службу смерти, меч защищал несправедливость, судья принижал право до оружия пиратов, учителя... разрушали в детях образ Бога*. Такие исторические времена Ю. оценивал как фазис нигилизма, когда *новые порядки уже значительно продвинулись вперед, а соответствующие этим порядкам ценности еще не видны* (ценность у Ю. противополагается боли). Но в условиях новых реалий Ю. усматривает спасительные для человека нравственно-волевые основания не в *гештальте Рабочего*, а в учении Достоевского о целительном потенциале боли. Фундаментом этих личных обретений могут служить, по мысли Ю., искусство и философия элементы области *неупорядоченного* или *пустоши* (нем. Wildnis) принципиально ускользающие от тисков современной системы порядка. В разделе *Измеримое и время судьбы* (эссе *У временной стены*) Ю. выдвигает версию о том, что астрологическое, вненаучное постижение мира может оказываться эффективнее его научного истолкования. В контексте задаваемой в этих рамках модели метаисторического деления времени Ю. формулирует схему *мировой истории* с присущей ей шкалой *гуманных членений* и разграничивает от *истории Земли* с ее *сидерическими членениями*. По мысли Ю., анализирующего посредством *космической экономии* место и роль НТР в судьбе человечества, принципиальное равновесие земной цивилизации ненарушимо техническим прогрессом. Речь должна идти не об экологической катастрофичности, а скорее о переменах качественно иного масштаба. Ю. стремился (дневниковые записи времен Второй мировой войны) тематизировать *сверхвременные константы* *праистории*, схватывающую жизнь в ее вневременном измерении: *Все эти пять лет, что земля, на которой живет человек, дрожит и разверзается под нашими ногами, в нас просыпается сознание того, что мы стали объектом игры таких энергий, которые в миллионы раз превосходят возможности нашей индивидуальной свободы. Для величайших реалистов становится все более очевидным, что нынешний кризис простирается далеко за пределы хозяйственных и политических факторов, которыми он будто бы был вызван и в рамках которых, как мы, возможно, себя убедили, он должен был оставаться*. Философско-историческая концепция Ю. четко увязывает характер суждений, выносимых о настоящем, с одной стороны, и наличные модели исторического понимания с другой. Предлагаемая модель истории Земли способна позволить, с точки зрения Ю., заслонить традиционное историческое мировосприятие *временной стеной* конца мировой истории. Результатом этого должно явиться осмысление индивидами их отношения к космической *первооснове*, откуда и черпаются постоянно обновляющиеся вселенские гештальты. Ю. был убежден в том, что каждый, кто в состоянии осознать и бороться за свою индивидуальную свободу, осознав ее ценность, способен выбрать для себя (пусть даже и в полном одиночестве и изоляции) так называемый *путь через лес* (эссе Ю. *Прогулка в лесу*). Человек, готовый в одиночку противостоять тоталитарному государству, *человек, идущий через лес* неизбежно, по Ю., обречен на обретение встречи с подлинным самим собой, восстанавливая свою изначальную духовно-телесную связь с родом, т.е. свое истинное наследие. Смерть не угроза для человека, наконец обретшего себя. Согласно Ю., *с возрастом надо укреплять дружбу со смертью… давая ей прорасти в тебе деревом, дающим тень*. А.А. Грицанов

  1. юнгер (junger) эрнстЮНГЕР Junger Эрнст р. немецкий писатель и философ. Военные дневники В стальных грозах роман Гелиополис и философская эссеистика У стены времени содержат критику сов...Большой Энциклопедический словарь V
  2. юнгер (junger) эрнстнем. писатель. Сын химика Ю. сразу после окончания школы принимает участие в первой мировой войне. В удостаивается высшей прусской награды ордена За заслуги. С по изуч...Современная западная философия