Социологическая энциклопедия

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ

(франц. elitе лучшее, отборное, избранное) социально-философские, социологические и политологические концепции, утверждающие, что Э. доминирующие (господствующие) общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социально-экономическую политику, являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования социума любого типа. (Понятие *Э.* употреблялось в Западной Европе для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве, начиная с 17 в. Согласно Оксфордскому словарю 1823, термин *Э.* применялся в качестве определения в первом приближении социальных категорий высшей знати, *избранных* людей.) Идейными предтечами классических и современных Э.т. были Платон (идея правящего класса, состоящего из философов-профессионалов), Т. Карлейль (противопоставление *героев* и *толпы*), Ницше (ряд возможных интерпретаций идеала *сверхчеловека*). Придание Э. легитимного статуса в категориально-понятийных комплексах социальных и гуманитарных дисциплин, оформление Э.т. как целостных систем представлений традиционно связываются с творчеством В. Парето , итальянского социолога Г. Моски , немецкого политолога Р. Михельса и др. Исходя из представлений о социальной гетерогенности, предопределенной, с его точки зрения, изначальным психологическим неравенством индивидов, Парето утверждал, что в каждой области человеческой деятельности индивиду дается некий (реальный либо предполагаемый) индекс, являющийся оценкой его способностей. Совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, Парето и предлагал назвать *Э.*. По мнению Парето, Э. избранная часть общества, остальная его часть лишь приспосабливается к полученным от нее стимулам. Согласно Парето, история человечества это история постоянной смены Э.: одни возвышаются, другие приходят в упадок, происходит *классовая циркуляция, или круговорот Э.* (или, по Парето, революции). Э. у Парето присущи *продуктивность, высокая степень деятельности*, а также умение убеждать, манипулируя эмоциями людей вкупе с готовностью применять силу там и тогда, где и когда это неизбежно. Механизмом обновления правящей Э., по Парето, выступает социальная мобильность чем больше *открыт* правящий класс, тем более он способен сохранить свое господство. По Г. Моска, во всех обществах и во все времена возникают два класса людей класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет ведущие политические функции, монополизируя власть и наслаждаясь преимуществами, которые она дает, в то время как другой, более многочисленный, управляется и контролируется первым, причем традиционно таким образом, который обеспечивает легитимное функционирование политического организма. (Адекватная социальной реальности *политическая формула*, по Моска, предполагает веру *некомпетентного большинства* в то, что оно подчиняется не столько реальной силе, сколько абстрактным принципам осуществления власти.) Э., согласно Моска, формируется как политический класс посредством таких социальных процедур, как наследственность, кооптация, выбор/выборы. Оптимальной моделью функционирования политической Э., по мнению Моска, выступает некая *равнодействующая* между ее *закрытой кристаллизацией* и перманентным существенным обновлением. Михельс, анализируя исторические судьбы политических Э. Европы первой трети 20 в., сформулировал тезис о неизбежности исторического краха любой бюрократически организованной партийно-государственной Э. Согласно Михельсу, всякая демократическая структура атрибутивно содержит в себе потенциал олигархии (*железный закон олигархии* ): *человек-масса*, в отличие от представителей Э., не способен действительно участвовать в социальном управлении. Антидемократические тенденции в эволюции любой общественной системы очевидны и не поддаются системному анализу, ибо их первооснова в самой человеческой природе и в сущности *организаций вообще* как таковых. Дальнейшее развитие Э.т. в 20 ст. еще более акцентировало полемический аспект данной проблемы. Э. именовались люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (Ортега-и-Гассет ); люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством и, очевидно, принадлежащими власти (А. Этциони); люди, располагающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих общественную жизнь (Т. Дай); *боговдохновленные личности* харизматического типа (Л. Фройнд); творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (Тойнби ) и т.д. В целом же в 20 в. для исследователей феномена Э. (за исключением Моски и его последователей, отождествляющих Э. с правящим классом) наиболее типично акцентированное противопоставление дихотомии *Э. масса* марксистской теории классов и классовой борьбы. Так, по мнению американских политологов К. Прюита и А. Стоуна, *теории элит находятся в конфликте с марксовой теорией классовой борьбы. Если *Коммунистический манифест* провозглашает, что история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов, то кредо элитистов заключается в том, что история до сих пор существующих обществ была историей борьбы элит. Не-элиты пассивные наблюдатели этой борьбы*. В конце 1930 начале 1940-х эмигрировавшие из Германии в США Дж. Шумпетер и Мангейм реконструируют Э.т., стремясь совместить их постулаты с идеалами и пафосом атлантических демократических институтов и ценностей. В концепции Шумпетера различные Э. выносят на рынок свои политические программы, а массы *покупателей* на выборах принимают или отвергают их. По Мангейму же, отличительная черта демократии не отсутствие Э., а конкуренция между относительно открытыми Э. за власть в контексте *демократического оптимума* отношений Э. и масс. Начиная с 1940-х авторы идей и приверженцы идеалов *демократического элитизма* (Г. Лассуэлл и его школа) становятся ведущими в США, разрабатывая теорию множества Э., выражающих интересы различных социальных групп, уравновешивающих друг друга и предотвращающих тоталитаризм. В 1970-1990-х в американской социальной и политической науке полемизируют сторонники элитного плюрализма и *неоэлитаристы* (Т. Дай, Х. Зиглер и др.). Последние считают, что небольшая по численности элита осуществляет в США власть де-факто, и эта власть *структурна*, в принципе не являясь зависимой от исхода тех или иных выборов. В СССР официальная идеология полностью отрицала существование Э. в государствах и социумах социалистического типа. В действительности дихотомия *Э. масса* оказалась приложимой к общественному устройству *реального* социализма в неизмеримо большей степени, чем к моделям западных демократий: в СССР сформировался правящий слой, сосредоточивший в своем ведении неограниченную экономическую и политическую власть и пользовавшийся многочисленными институциональными привилегиями. Так называемая перестройка в СССР была задумана не столько в целях ликвидации власти партократической Э., сколько как ее реформирование и модернизация. Однако национальные и региональные Э. советского государства, призванные противопоставить апатии масс и разрушительному потенциалу неадекватных реформ собственные знания, опыт и конструктивную волю, предпочли этому пути на протяжении 1990-х поиск парциальных, местных разрешений кризисных явлений. Результатом в подавляющем большинстве случаев явилась трансформация единой тоталитарной Э. Советского Союза в совокупность все более обособляющихся друг от друга посттоталитарных Э. в большинстве случаев криминального характера. А.А. Грицанов

  1. элиты теорииЭЛИТЫ ТЕОРИИ социальнофилос. концепции утверждающие что необходимые составные части социальной структуры любого общества элита высший привилегированный слой или слои осу...Большая советская энциклопедия
  2. элиты теориисоциальнофилософские концепции утверждающие что необходимые составные части социальной структуры любого общества элита высший привилегированный слой или слои осуществляю...Большая Советская энциклопедия II
  3. элиты теорииЭЛИТЫ теории франц. elite лучшее отборное избранное социальнофилософские социологические и политологические концепции утверждающие что Э. доминирующие господствующие о...Новейший философский словарь
  4. элиты теориисоциальнофилософские и политические концепции утверждающие что необходимые составные части социальной структуры любого общества элита высший привилегированный слой или с...Политическая наука - Словарь-справочник
  5. элиты теорииЭлиты теории от фр. elite лучшее отборное избранное идейнополитические концепции утверждающие что необходимыми элементами функционирования общества является активное ме...Политология. Словарь.
  6. элиты теориисоциальнофилософские концепции утверждающие что необходимые элементы социальной структуры любого общества элита высший привилегированный слой или слои осуществляющие фун...Словарь конфликтолога
  7. элиты теориисобирательное название социологических и политологических концепций получивших развитие в XX в. в западноевроп. и амер. социологии в крых утверждается что необходимыми со...Словарь основных политологических понятий и терминов
  8. элиты теориисоциальнофилос. концепции утверждающие что необходимые составные части социальной структуры любого общества элита высший привилегированный слой или слои осуществляющие фу...Советский философский словарь
  9. элиты теориисоциальнофилософские теории обосновывающие тезис что необходимыми составными частями любой общественной структуры являются высшие привилегированные слои или слой представ...Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
  10. элиты теорииЭЛИТЫ ТЕОРИИ социальнофилос. концепции утверждающие что необходимые составные части социальной структуры любого общества элита высший привилегированный слой или слои осу...Философская энциклопедия
  11. элиты теорииот франц. lite лучшее отборное избранное теории утверждающие что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высший привилегированный слой или сло...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. элиты теориифр. eliteлуч шее избранное теории об исключительной миссии социальнополитической и интеллектуальной активности привилегированных слоев обва элит н пассивности остальных ...Философский энциклопедический словарь