Социологическая энциклопедия

ЭКСПЕРИМЕНТ СЛЕПОЙ

вид экспериментов , в которых участники и задействованные в них лица не посвящены в цели эксперимента. Э.*С.* проводятся с целью минимизировать нежелательное поведение его участников и повысить внешнюю валидность эксперимента. И в ходе эксперимента полевого и, особенно, в ходе эксперимента лабораторного его участники, зная, что они находятся под наблюдением, могут сознательно или неосознанно изменять свое поведение. Можно выделить следующие основные типы нежелательного поведения участников эксперимента: 1. Нежелательная реакция испытуемых. Условия научного эксперимента часто не столько регистрируют поведение, сколько порождают его. *Во имя науки* участники могут сделать то, что совершенно не характерно для их нормального поведения. 2. Хоторнский эффект любое изменение в условиях (вне зависимости от свойств) вызывает эффект. 3. В том случае, если участники знают или догадываются о идее эксперимента, могут возникнуть проблемы личных качеств участников их поведение во время эксперимента будет определяться теми ролями, которые они выберут для себя: а) роль благодарного участника. Такой участник старается работать на гипотезу экспериментатора; б) роль неблагодарного участника. Такой участник старается работать против гипотезы экспериментатора; в) бесстрастный участник старается действовать как будто он находится в неведенье о цели эксперимента. Для того чтобы минимизировать нежелательное для исследователя поведение участников, следует проводить так называемые Э.*С.*. В них истинная цель исследования скрывается от испытуемых. Испытуемым либо ничего не сообщается о цели эксперимента, либо сообщается безобидная ложь. Кроме ошибок в данных из-за нежелательного поведения участников эксперимента существуют ошибки, произошедшие по вине исследователя. Можно выделить следующие основные типы ошибок, возникающие по вине исследователя (автора идеи эксперимента) и экспериментатора (человека, непосредственно работающего с испытуемыми и собирающего данные): 1. Сознательная предвзятость исследователя: а) исследователь может путем сознательной манипуляции данными *доказать* ту гипотезу, в которой он заинтересован. Данные можно скрывать, если они противоречат нашим взглядам, *случайно* неаккуратно обрабатывать, размножать, для получения нужного уровня статистической значимости, и т.д.; б) исследователь может придумать данные и объявить их полученными эмпирическим путем (так, например, произошло при исследовании *феномена* 25 кадра); в) проект можно специально составить таким образом, чтобы получить желаемый эффект. 2. Бессознательная предвзятость исследователя: а) используемые методики и подготовленные опросные листы могут быть результатом теоретических взглядов исследователя на интересующую его проблему и порождать только те данные, которые выгодно получить исследователю; б) ожидания исследователя могут подтолкнуть испытуемых *подыграть* ему. Кроме того, исследователь может по-разному относиться к испытуемым в различных (экспериментальных/контрольных) условиях или по-разному регистрировать и описывать их поведение. Сознательно допущенные ошибки проверяются лишь репликацией (повторением) исследований другими исследователями. Говорить о методах устранения ошибок исследователя имеет смысл лишь в отношении бессознательных ошибок. Чтобы ожидания исследователя не оказали влияние на результаты, можно применить процедуру так называемого двойного слепого эксперимента. В подобном эксперименте не только участники, но также и лицо, непосредственно работающее с участниками, не информируется о целях эксперимента. Очень часто такая схема применяется при медицинских исследованиях, и человек, работающий с участниками, не знает, в какой группе дается тестируемое лекарство (экспериментальная группа) , а в какой плацебо (контрольная группа) . Такое незнание гарантирует одинаковое отношение ко всем участникам. После получения данных считается хорошей практикой поручить их обработку незаинтересованному в результатах исследования человеку. А.П. Репеко