Социологическая энциклопедия

ЭГО (Я)

в психоанализе сфера личности , характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Фрейд трактовал Э. как *особую дифференцированную часть Оно , которая происходит от первых объектных привязанностей Оно, т.е. от комплекса Эдипа*, связанную с сознанием и олицетворяющую *то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащим страсти*. По мысли Фрейда, Э. это *совокупность организованных сил, которая контролирует слепые, бессознательные силы Оно и пытается привести их в известное соответствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности*. Согласно Фрейду, несмотря на непосредственную связь с сознанием, Э. все же, выступая *модифицированной* и обособленной частью Оно, остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а *ядро* Э. всегда является бессознательным. (У Фрейда *...Эго это та часть Оно, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира... В своем отношении к Оно Эго напоминает всадника, который должен держать в узде превосходящего его по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается делать это своими собственными силами, тогда как Эго пользуется заимствованными*.) Фрейд характеризовал Э. как *несчастное существо*, которое не является хозяином в собственном доме и находится в услужении у *трех господ* или *трех тиранов*: внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейшим успехом развития Э. у Фрейда полагается переход от принципа удовольствия к принципу реальности : именно благодаря этому Э. оказывает существенное воздействие на поведение и жизнь человека. С точки зрения Фрейда, представление о собственном Э. развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от всего прочего мира, и в дальнейшем Э. *всегда остается масштабом, которым оценивается мир*. Для многих представителей обновленного психоанализа фрейдовская идея недифференцированного *Оно*, из которого развивается Э., оказалась неприемлемой. В этих версиях Э. понимается как: а) часть личности, имеющая отношение к объектам и/или конституирующаяся посредством интроекции; б) часть личности, постигаемая в качестве опыта оставаться самим собой или *я* индивида; в) вся психика человека: по У. Фэрбейну (W.R.D. Fairbairn), *изначально личность ребенка состоит из единого динамичного Эго*. В отличие от самости, традиционно трактуемой в контексте феноменологического подхода (личность как опыт переживания), Э. коррелируется с пониманием личности как особой, внешне обусловленной структуры. В контексте проблематизаций современного философствования Э. трактуется не как относительно стабильная ипостась свободного, автономного и обладающего универсальными характеристиками рационального индивида, а в качестве поля, в границах которого разнообразные дискурсивные практики генерируют соответствующие смыслы. Вместо *Я есть то, что я есть благодаря моему прошлому* приходит *Я есть то, что я есть благодаря контексту, в котором я нахожусь*. также: *Оно*, *Сверх-Я*. В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

  1. эго (я)gt я....Словарь практического психолога
  2. эго (я)[Ego I]. Подструктура психической организации которая призвана обеспечивать здоровье безопасность и нормальную психическую деятельность личности выступает в качестве поср...Глоссарий личности и личностного роста
  3. эго (я)согласно психоаналитической теории З.Фрейда специфическая подсистема личности Выступающая посредником между Суперэго и Ид и контролирующая поведение человека в соответств...Словарь по конфликтологии II
  4. эго (я)один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда который согласно автору действует в соответствии с принципом реальности т. е. поддерживает связь с реальностью и...Словарь по профориентации и психологической поддержке