Социологическая энциклопедия

ХВОСТОВ ВЕНИАМИН МИХАЙЛОВИЧ

(1868-1920) русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шанявского. С 1889 профессор. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала *Вопросы права*, активно сотрудничал с журналом *Вопросы философии и психологии*. Член Московского психологического общества. Покончил жизнь самоубийством. Основные работы: *Общественное мнение и политические партии* (1906), *Нравственная личность и общество. Очерки по истории социологии* (1911), *Психология женщин* (1911), *Женщина и человеческое достоинство* (1914), *Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма* (1912), *Теория исторического процесса* (1910), *Социология. Введение. Ч. 1: Исторический очерк учений об обществе* (1917), *Основы социологии. Учение о закономерностях общественных явлений* (1919) и др. Принадлежа к кругу русских неокантианцев, Х. пытался усилить в этом интеллектуальном течении психологический аспект, дополняя собственно социологию (социальную типологию) социально-психологическими построениями (учение о природе социальных связей и социальных законов). Одну из своих основных задач Х. видел в обосновании специфики социального познания, прежде всего социологии и истории. С этой целью им проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии. Х. выделил и проанализировал восемь социологических школ (механическая, географическая, этнографическая, биологическая, психологическая, экономическая, этическая и социальная) в соответствии с преобладающим в них типом редукции знания к уже сложившейся теоретической системе. Их анализ позволил Х. сделать вывод о неадекватности их методологии задаче создания научной теории исторического процесса, которую он рассматривал как методологию и гносеологию социологических и исторических дисциплин. Задача теории познания по Х. установление границ доступного для нас знания и определение его источников и ценности, что принципиально требует привлечения для ее решения аппарата психологии. Гносеология задает знанию нормативность (ценность), психология описательность (состав и происхождение знания). В основе социального познания выработка критически проверяемого мировоззрения, обеспечивающего познание истины как согласованности суждений о мире между собой и их соответствие данным опыта. Х., вслед за Кантом, постулирует примат практического разума над теоретическим. Формы восприятия и мышления соответствуют вещам самим по себе: чем больше мы знаем, тем больше познаем мир сам по себе. Познание идет через сравнение и противопоставление трех типов категорий предмета, свойства и состояния, обеспечивающих сведение опыта к логическому единству. В фокусе теоретического анализа, по мысли Х., три отношения: 1) места и времени; 2) различия-сходства-тождества; 3) причины; 4) модальности. *Схватывание* объекта через комбинации типов категорий и видов отношений и обеспечивает его познание. Специфика социального познания заключается в изучении не только каузальности, но и телеологии действующих субъектов. Тело субъекта, по Х., посредник между познающим сознанием, существующим только во времени и не имеющим пространственных характеристик, и познаваемым объектом как пространственно-временной протяженностью. Тело индивида одновременно принадлежит и субъекту и объекту. Общественная жизнь, следовательно, онтологически дуалистична, в ней одновременно действуют естественно-стихийная и целеполагающе-психическая закономерности. Реальность конституируется как синтез данных восприятия (опыта) и приписываемой мыслью идеи (гипотезы) *вещи в себе*. Продуктами этого творческого синтеза являются культурные ценности, позволяющие нормативно регулировать познание и согласовывать данные опыта. Социальные законы суть общие схемы порядка протекания человеческого общения. В пределе они тождественны законам социальной психики. Поэтому социальная психология часть социологии. По Х., в социуме одновременно действуют как законы солидарности, так и законы борьбы, которые примиряются в рамках общей духовной закономерности (т.е. в культуре) как целостности общепризнанных ценностей. В науках о культуре происходит синтез номотетических и идиографических методов, синтез общего знания социологии и индивидуализирующего знания истории. Познание всегда есть синтез деятельности психики и культурных норм-ценностей. Мир, следовательно, всегда конструируется с точки зрения определенной теории, хотя его существование самое по себе постулируется (допускается). Х. сторонник плюрализма в познании (допустимы различные теории) и в анализе социума (необходим учет многофакторности, многовекторности общественных изменений, интегрируемых в культуре). Примитивный, кастовый и правовой типы обществ рассматриваются Х. с точки зрения сочетания в них элементов устойчивости и изменчивости. В качестве основных устойчивых форм общения Х. исследованы традиции подражания и дух времени. В качестве же основных изменчивых форм критика, реформы, революция, реакция и нововведения (идеи и изобретения). Х. резко критикует концепцию прогресса как движения в сторону ценной для нас цели. Можно говорить лишь о выявлении духовной закономерности как общей схемы социального порядка. Исторически развертывание духовного процесса проходит три фазы: 1) скрытого состояния новой идеи; 2) обретения идеей критической массы сторонников; 3) начала установления господства нового течения в борьбе с традицией. На последнем этапе идея приспосабливается ко вкусам масс и достигает компромисса с традицией, что позволяет выработать новый идеал, определяющий на некоторое время направление общественных изменений. Затем весь цикл повторяется на качественно ином уровне и на основе новых идей. Господствующие тенденции и идеал образуют *дух времени*, который по закону исторических контрастов (смена на противоположную любой идеи) может быть обращен как в будущее, так и в прошлое. Кроме контрастных эпох, Х. выделяет эпохи общественного пессимизма и апатии, а в качестве исторических примеров развертывания идей рассматривает идеи реформации, просвещения и романтизма. В.Л. Абушенко

  1. хвостов вениамин михайловичХвостов Вениамин Михайлович юрист родился в г. окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. В г. за диссертацию Опыт характеристики понятий aequi...Биографический словарь
  2. хвостов, вениамин михайловичюрист род. в г. окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. В г. за диссертацию Опыт характеристики понятий aequitas и aequum jus в римской класс...Большая биографическая энциклопедия
  3. хвостов вениамин михайловичюрист родился в г. окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. В г. за диссертацию Опыт характеристики понятий aequitas и aequum jus в римской кл...Большой российский биографический словарь
  4. хвостов вениамин михайловичХвостов Вениамин Михайлович дек. фев. проф.Псевдонимыi Хъ В. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  5. хвостов, вениамин михайловичХвостов Вениамин Михайлович юрист род. в г. окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. В г. за диссертацию Опыт характеристики понятий aequitas...Энциклопедический словарь
  6. хвостов вениамин михайловичюрист род. в г. окончил курс в Московском унив. по юридическому факультету. В г. за диссертацию Опыт характеристики понятий aequitas и aequum jus в римской классической...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона