Социологическая энциклопедия

ХАЙЕК (HAYEK) ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН

(1899-1992) австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма. С 1918 учился в Венском университете, где изучал право, экономику, философию и психологию. Доктор права (1921) и доктор политических наук (1923). Сооснователь (1927) и первый директор Австрийского института экономических исследований (1927-1931). В 1931-1950 профессор политической экономии и статистики Лондонской школы экономики. С 1938 гражданин Великобритании. В 1950-1962 профессор социальных наук и этики Чикагского университета. В 1962-1968 профессор экономической политики Фрейбургского университета (ФРГ). С 1969 профессор-консультант Зальцбургского университета (Австрия). В 1974 X. был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с Г. Мюрдалем) *За основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений*. Организатор (1947) либерально-ориентированного *Общества Мон-Пелерин* (наряду, в частности, с Поппером и Полани). Основные сочинения: *Дорога к рабству* (1944, переведена более чем на 20 языков мира); *Индивидуализм и экономический порядок* (1948); *Контрреволюция науки* (1952); *Структура восприятия* (1952); *Основной закон свободы* (1960); *Право, законодательство и свобода* (тт. 1-3: *Правила и порядок* 1973, *Мираж социальной справедливости* 1976, *Политический строй свободного народа* 1979); *Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма* (1988) и др. В первые годы научной деятельности X. занимался преимущественно проблемами теории денег, капитала и экономического цикла. Встревоженный распространением социалистической идеологии до и во время Второй мировой войны, он сделал основной темой своих работ полемику с различными проявлениями этой идеологии, под влиянием которой, как признавался сам X., он находился в юношеские годы. Предпринял попытку показать принципиальную неосуществимость целей, провозглашаемых приверженцами социализма и невыполнимость программ, предлагаемых для реализации этих целей. По мысли Х., с деятельности Сен-Симона и его школы начинает существование *инженерный* взгляд на общество, в соответствии с которым предполагается, что человечество в состоянии в рамках первоначального рационального плана сознательно направлять собственную эволюцию. Данная амбиция разума (по Х., *конструктивистский рационализм*) сыграла высокотрагичную роль для судеб личной свободы и качества жизни людей. По мысли Х., *в споре между социализмом и рыночным порядком речь идет ни больше ни меньше как о выживании. Следование социалистической морали привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищанию основной массы оставшегося*. С экономической точки зрения кардинальное преимущество рыночной системы перед плановой X. усматривал в способности первой из них посредством ценового механизма использовать такой объем информации, получение и переработка которого невозможны в рамках системы централизованного планирования. Следствием этого считал неспособность плановой экономики обеспечить соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, достичь сколько-нибудь приемлемого уровня эффективности. С политической точки зрения, последовательное осуществление принципов планирования, по X., неизбежно приводит к тоталитаризму. План предполагает жесткую иерархию четко определяемых целей, установление которых требует недостижимой в реальности степени общественного согласия. Поэтому планирование обязательно сопровождается применением мер принудительного характера, ограничением и, в перспективе, ликвидацией правового порядка, проникновением государства во все сферы общественной жизни. Если, согласно принципу *невидимой руки* Смита, индивид, руководствуясь своекорыстными интересами, способствует общественному благу, даже не имея в виду такой цели, то в данном случае все происходит наоборот: государство, стремясь к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы индивида. По X., тоталитаризм является неизбежным следствием попытки переноса на общество принципов, по которым функционируют т.наз. *сознательные порядки* организации типа фабрики или армии и создаваемые с заранее определенной целью по соответствующему плану. Однако развитие общества в целом представляет собой сложный процесс эволюции и взаимодействия *спонтанных порядков* социальных институтов, моральных традиций и практик, складывающихся без чьего-либо замысла и не поддающихся координации из единого центра. Типичные примеры *спонтанных порядков* рынок, право, язык, мораль. Координация деятельности индивидов в рамках *спонтанных порядков* осуществляется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным предоставлением индивиду определенной сферы автономии. Гарантиями такой автономии, позволяющей использовать *рассеянное знание* многообразие знаний и навыков отдельных людей являются институты индивидуализированной собственности и частного предпринимательства, политическая и интеллектуальная свобода, верховенство права. Широкое распространение этих институтов, согласно X., стало результатом *...эволюционного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им*. На протяжении всей своей научной деятельности X. выступал против государственного вмешательства в экономику, являясь принципиальным оппонентом всех трех наиболее влиятельных антилиберальных экономико-политических проектов 20 в. социализма, кейнсианства и доктрины *государства всеобщего благоденствия*. Продолжительное время его взгляды расценивались как старомодное чудачество, а прогрессистская интеллигенция левого толка подвергла Х. самому настоящему остракизму (в стэнфордовском сборнике 1984 о Х. отмечалось: *...так называемые интеллектуалы присудили его к научной смерти. В академических кругах к нему начали относиться почти как к неприкасаемому, если не как к подходящему мальчику для битья, которого ученые мужи могли разносить в пух и прах всякий раз при обнаружении, как им представлялось, *дефектов* рынка или свободного общества*). Крушение иллюзий кейнсианской модели государственного регулирования в 1970-х и распад социалистического лагеря в 1990-х придали произведениям Х. особую актуальность. А.А. Баканов

  1. хайек (hayek) фридрих август фонХайек Hayek Фридрих Август фон экономист философ представитель экономического либерализма развивавший традиции австрийской школы. Родился в Австрии работал в Великобрита...Большой Энциклопедический словарь V
  2. хайек (hayek) фридрих август фонавстроангл. экономист автор многочисленных работ по политической философии истории идей эпистемологии и методологии экономического знания. Лауреат Нобелевской премии по э...Современная западная философия