Социологическая энциклопедия

УИЛЬЯМС (WILLIAMS) РЭЙМОНД

(1921-1988) британский социолог и теоретик культуры, один из основателей социологии культуры и культурных исследований в Великобритании. У. является автором широко известных и популярных работ по социологии и истории культуры Англии: *Культура и общество: 1780-1950* (1958), *Долгая революция* (1961), *Страна и город* (1973); по теории культуры и литературы: *Драма от Ибсена до Элиота* (1952), *Современная трагедия* (1966), *Телевидение: технология и культурная форма* (1975), *Ключевые слова: Словарь культуры и общества* (1976), *Марксизм и литература* (1977), *Джордж Оруэлл* (1981), *Социология культуры* (1981). После выхода работы *Общество и культура: 1780-1950* У. стал одним из самых читаемых социологов Великобритании и остается таковым до сих пор, в значительной мере благодаря широте тем и теоретических проблем, рассматриваемых в его трудах. Будучи родом из семьи валийского железнодорожника, У. до конца своих дней старался сочетать ученую деятельность и политическую активность, открыто выражая симпатии рабочему движению и поддерживая имидж пролетарского происхождения. В конце 1930-х У. стал студентом Кембриджа и с первого курса вступил в Коммунистическую партию. Прервав учебу в начале Второй мировой войны и отслужив танкистом в армии Ее Величества, У. возвращается в Кембридж. Затем, успев попробовать себя в журналистике, У. преподает в Сассексе и Оксфорде. Все это время продолжает активно поддерживать лейбористское движение. Возвращение У.-профессора в Кембридж в начале 1960-х было для него временем зрелого теоретического марксизма, позднее логически перешедшего в *цивилизованное язычество*. У. полагал, что Лукач , Плеханов , Альтюссер , Беньямин , Барт , Н. Хомский, Б. Брехт и Ж.-П. Сартр создали культурный марксизм, который благодаря психоанализу и лингвистике освободился от *деформаций* сталинизма. Хотя в работах самого У. марксизм безусловно не является доминирующей теоретической установкой, поскольку У. следовал скорее своим интуициям и своеобразному стилю мышления, нежели догматике. В 1970-1980-х У. активно поддерживал феминизм, экологические движения, уэльских националистов и борьбу против империалистической экспансии в страны третьего мира. Анализируя историю культуры Англии 19-20 вв. (*Культура и общество*), У. пытается прежде всего проследить негативное влияние индустриализации на культуру и жизнь различных сообществ. При этом индустриализация стала механизмом *долгой революции* культурной революции английского общества. Прослеживая рост читающей публики и развитие индустрии публикаций от древнеримского группового переписывания под диктовку (scriptoria) до распространения массовой читающей публики в 18-19 вв., У. демонстрирует на обширном историческом материале (динамика тиражей и номенклатура изданий, каналы дистрибуции т.д.), как коммерциализация и доступность печатных изданий идут параллельно и более того стимулируют колоссальные социально-политические изменения в обществе. Тем не менее культурная дистанция между элитами и массами (*Современная трагедия*) продолжает воспроизводиться на новом уровне культурной индустрии. Этот разрыв обедняет и само искусство. Индивидуализм *либеральной* трагедии подчеркивает лишь скудость приватно-утилитарных стремлений буржуазной индивидуальности (по У., *ложные отношения, ложное общество и ложное понятие о человеке*) и отсутствие позитивной концепции общественного развития. Именно здесь возникает понимание социальной функции трагедии и драматургии в целом (отчасти как образец формулировки социалистической теории на основе приложения трагедийной драматургии) как средство революционного преодоления пороков индивидуалистического общества: *дегенерации, жестокости, страха и зависти*. В книге *Долгая революция* У. формулирует принципы и систему категорий социологического анализа культуры: *идеальное*, *документирование* и *социальное*. *Идеальное* отражает процесс совершенствования человечества в терминах абсолютных и универсальных ценностей, которые реконструируются в ходе анализа культуры. *Документирование* есть детальная запись/описание опыта и достижений мысли (культура как тело интеллектуальных и творческих работ), в отношении которых анализ культуры выполняет также критическую функцию по прояснению оснований опыта и идей, особенностей языковых конвенций и исторических классификаций работ в соответствии с традициями. *Социальное* рассматривает культуру как образ жизни, описание и прояснение значений и ценностей соответствующих образу жизни; анализ структур институтов и форм коммуникации . Между тремя категориями есть особые корреляции, создающие целостное видение и определение культуры и делающие их неприемлемыми по отдельности. Анализируя с этих позиций *Антигону* Софокла, У. хочет показать, что античная драма и ее эстетика неразрывно связаны со специфическим социальным контекстом античной Греции. На этом основании У. утверждает, что произведения искусства можно адекватно понять только в определенном социальном контексте, поскольку искусство есть часть общественной жизни (без которой последняя невозможна). Особый интерес представляет теория культурного опыта, предложенная У. Культурный опыт включает коммуникацию, творчество, восприятие, интерпретации, соорганизацию с другими, передачу опыта и направляется *творческим разумом*. Художественное творчество, по мысли У., одной природы с человеческим сотворением мира это всегда конструирование нового опыта, где искусство является формой наиболее интенсивной коммуникации и передачи опыта, выполняя функцию *подзарядки* энергии общественной жизни. Искусство есть социальный институт, способ соорганизации и интеграции людей, поскольку художественная коммуникация это не разовый акт, а долгая межпоколенческая связь (в определенной степени само искусство является такой связью). У. убедительно демонстрирует, что творческий человек исторически представляет собой центральную фигуру социальной организации, а искусство как особая активность и выражение социального вписано в контекст других социальных практик политики, бизнеса, образования и т.д. Однако в обществе всегда происходит процесс отбора культурно значимого, который в существенной мере создает эффект дестабилизации и разобщения. Более того, именно в социальной селекции культуры обнаруживаются черты социальной организации в целом. Культурный отбор, с точки зрения У., идет постоянно, происходит регулярный пересмотр результатов предыдущих туров, т.е. вкусов и предпочтений предшествующих поколений. Процесс селекции отражает динамику различных социальных интересов. По меткому выражению У., селективная традиция это постоянный (пере)отбор прародителей, установление линий судьбы и основ культурной памяти, постоянная (пере)интерпретация прошлого с позиций сегодняшнего дня. У. предложил собственный оригинальный проект социологии культуры (*Социология культуры*). Он прекрасно осознавал, что социология культуры как особая дисциплина все еще занимает относительно маргинальное положение в социальных науках и был намерен решительно изменить это положение. Необходимо признать, что история и экономика сделали хорошим тоном ставить на первое место изучения политику и экономику, а культуре и теории отводить второстепенные роли подтверждения социального порядка. По У., культуру необходимо изучать в целостном контексте образа жизни, не отводя ей место маргинального дессерта. Прежде всего, социология культуры должна базироваться на междисциплинарной и концептуальной конвергенции. Так различия в социоантропологическом понимании культуры как *образа жизни* группы/сообщества и в эстетическом понимании культуры как артистической и интеллектуальной активности могут быть продуктивно сочетаемы в общей для них интерпретации культуры как знаковой системы и суммы практик означивания. Отдавая в социологии культуры приоритет исследованиям сферы культуры (мир искусства, культурной индустрии), У. последовательно проводит линию теоретической конвергенции, которая следует по пути социологии нового типа. Традиционная эмпирическая социология (преимущественно в США и Великобритании) акцентирует внимание на исследованиях институтов (включая медиа), содержательных аспектов искусства и СМИ, а также их социальных эффектов. Альтернативная же традиция, более распространенная в Германии, сочетает социальную теорию, философию, историю в анализе социального контекста искусства и его социального содержания, включая также социальные отношения в сфере искусства (следуя логике конвергенции, структурные сочетания этих трех элементов, сложившиеся исторически, У. называет культурными формациями). Особое внимание уделяется У. проблеме идеологии в противоречивом сочетании культурного производства идеологических убеждений и их трансляции в искусстве. Таким образом, систематическое исследование в социологии культуры должно включать: анализ институтов и формаций культурного производства, анализ отдельных художественных форм (У. предпочитает драму), анализ процессов социального воспроизводства и специальных проблем культурной организации (мир интеллигенции и интеллектуалов). В одной из самых популярных работ У. *Словаре общества и культуры* дается уникальный этимологический и теоретический обзор ключевых терминов социальной теории и политических дискурсов, среди которых *эстетика*, *отчуждение*, *популярное*, *культура*, *цивилизация*, *демократия*, *развитие*, *опыт*, *коммуникация*, *народ*, *творчество*, *бюрократия*, *потребитель*, *технология*, *вкус*, *поколение*, *здоровье*, *благополучие*, *общество*, *социология*, *индустрия*, *история*, *человек*, *управление*, *насилие*, *произведение*, *труд*, *приватное*, *миф* и значительное число других фундаментальных *слов*, составляющих словари различных интерпретаций культуры и общества. Д.В. Галкин