Социологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное поведение трактуется широко как внешнее, доступное наблюдению, так и внутреннее чувства, убеждения, аттитюды , интенции, атрибуции и т.д. В отличие от социологии, где поведение за редким исключением анализируется на уровне социальных позиций, т.е. агрегаций индивидов, и структурных свойств социальных систем, объяснения в С.П. включают индивидуальные свойства и тем самым открывают сложность и разнообразие внутри гомогенных социальных позиций. История С.П. Условной датой рождения С.П. как самостоятельной области знания иногда считают 1908, когда Э. Россом и У. Макдугалом были изданы первые учебники по С.П. Однако собственная проблематика С.П. начала выделяться из социальных наук во второй половине 19 в. в работах социальных философов, лингвистов и психологов, главным образом, в Германии и Франции. Развитие взглядов на предмет в С.П. можно представить как смещение внимания с больших групп на малые, а от последних на индивида и внутрииндивидуальные переменные. Первоначально основным объектом исследований были большие, слабо организованные группы (толпа, масса, народ). Исследовательские программы того времени включали изучение языка, верований, мифов, обрядов, механизмов распространения заражения и подражания. В конце столетия были поставлены первые социально-психологические эксперименты. В соответствии с доминировавшей моделью экспериментального метода предполагаемая каузальная связь между независимой и зависимой переменной изолировалась, т.е. другие возможные причины изменений устранялись или контролировались в лабораторных условиях. Изучение влияния социального контекста на поведение индивида требовало постепенного перехода от минимального уровня *социальности* (изолированного индивида) к постепенному обогащению этого контекста (присутствие одного, двух и более наблюдателей или людей, выполняющих совместную деятельность). Центральным предметом С.П. стали фиктивные (лабораторные) малые группы. Наибольшую известность получил эксперимент Н. Триплета (1898), посвященный социальной фасилитации, т.е. улучшению качественных и/или количественных показателей деятельности в присутствии других людей. Эта экспериментальная парадигма оставалась ведущей до 1920-х и постепенно уступила место прикладным исследованиям естественных малых групп на производстве и в организациях. В конце 1930-х единственным центром социально-психологических исследований стали США, куда бежали выдающиеся психологи из захваченных фашистами стран Европы. Особенно существенной была роль К. Левина , основавшего Центр исследований групповой динамики и положившего начало одной из самых влиятельных школ в С.П. Ее ведущей темой были изменения в жизни малых групп как функция состава и структуры групп, влияния отдельных индивидов и социального контекста. С.П. пополнилась новыми фактами и теориями, методологией экспериментальных исследований и исследований действием (action research). Во время Второй мировой войны и после нее психологи приняли участие в выполнении правительственных заказов, разработке крупных социальных проектов, что способствовало высокой репутации науки. После войны начались исследования, посвященные формированию и изменению аттитюдов, которые понимались как основная причина индивидуального поведения. Социальные психологи установили условия, опосредующие причинную связь между аттитюдами и поведением, и открыли обратную связь ( Аттитюд). С самого начала С.П. была свойственна когнитивистская ориентация. Стимул понимался скорее как субъективный образ физического стимула, и поведенческая реакция часто изучалась в когнитивных терминах. Это помогло С.П. успешно противостоять распространению идей бихевиоризма . Начиная с 1950-х когнитивные теории постепенно вытесняют другие подходы. Основным предметом исследования становятся внутрииндивидуальные процессы, такие как социальное сравнение, когнитивный диссонанс, принятие решений, приписывание причин поведения, динамика эмоциональных переживаний. Тематика, связанная с социальным познанием, сохраняет ведущую роль в настоящее время. Европейская С.П. после Второй мировой войны фактически создавалась заново и была настроена по отношению к американской традиции скептически. Влияние левой идеологии и критических теорий, чувствительность к социальным проблемам в новой Европе были более сильными, чем в США. Пересмотру подверглись практически все концепции, в которых объяснительная роль принадлежала индивидуальным свойствам и процессам. Были поставлены под сомнение валидность и практическая ценность экспериментально полученных данных, предложены более реалистические концепции социального конфликта и социального влияния, разработаны теории социальных представлений, социальной идентичности, влияния меньшинства, важной темой исследований стали процессы конструирования реальности и языковые практики. В целом европейская С.П. была и остается более озабоченной групповыми явлениями, эффектами коммуникаций и языка. История российской и советской С.П. ведет отсчет с начала 20 в. с изучения социальной фасилитации и групповой продуктивности. В 1920-1930-х обозначилось две С.П.: одна теоретическая, направленная на обоснование исключительности *классовой психологии*, другая прикладная, которая занималась продуктивностью групповой (коллективной) деятельности. В середине 1930-х советская С.П. была разгромлена в ходе борьбы с *педологическими извращениями в системе Наркомпроса* и идеологических чисток. В 1960-х осторожными усилиями психологов и социальных философов наука была восстановлена в правах, появились лаборатории и кафедры, а впоследствии рабочие места на заводах и фабриках. Основное внимание уделялось изучению групп и коллективов, центральной категорией стало понятие *общение*, а тематика социального познания появлялась в основном в критических обзорах западных исследований. Методология С.П. С момента обособления С.П. от социологии и психологии (конец 19 начало 20 вв.) в качестве ее основного метода исследования выступает эксперимент. За этим стоит устойчивая ориентация на позитивистские, а затем постпозитивистские идеалы науки и озабоченность практическими, а не семиологическими задачами. Целью С.П. является объяснение, предсказание и управление поведением индивида, а поведение, коль скоро оно состоялось, в отличие от текста не может быть деконструировано или произвольно переписано. В соответствии с позитивистскими канонами и для удобства верификации большинство концепций в С.П. сформулированы как теории среднего ранга или микротеории. Основная линия в истории С.П. может быть представлена как история развития экспериментальной методологии: от лабораторного к контролируемому исследованию в естественных условиях, от сбалансированного дизайна до сложных несбалансированных планов с последовательными измерениями и включением ковариатов. Параллельно тому, как контроль и власть (power) завоевывали центральные позиции в системе понятий С.П., статистический контроль и статистическая мощность (power) стали основными показателями качества и достоверности исследования. Для введения социального контекста при одновременном сохранении управления за экспериментальной ситуацией методологи разработали сложные процедуры, гарантирующие наивность испытуемых (с помощью обмана или фиктивных стимулов) и правдоподобно вводящие релевантные независимые переменные. Одновременно совершенствовались измерительные процедуры, незаметные для испытуемых. Знаменитыми и прототипическими стали эксперименты на конформность (С. Аш), повиновение (С. Милгрэм), деиндивидуализацию (Ф. Зимбардо, *тюремный эксперимент*), недостаточное оправдание собственного поведения (Л. Фестингер), групповую идентификацию (Г. Тэджфел), влияние меньшинства (С. Московичи ). Крупнейшие критики позитивизма и недостаточной социальности С.П. (С. Московичи, К. Джерджен, Г. Тэджфел) также были вынуждены начинать академическую карьеру с конструирования и проведения экспериментов. Начиная с 1970-х С.П. стала извне и снаружи подвергаться острой критике за наивность позитивистских установок, искусственность экспериментальных процедур, незаинтересованность в решении острых социальных проблем, защиту существующего социального порядка. Часть упреков несправедлива: прикладные исследования в С.П. всегда играли существенную роль, особенно в проектировании и оценке социальных программ, улучшение физического и психического здоровья, борьбе с дискриминацией, СПИДом и терроризмом, распространении норм помогающего поведения, урегулировании внутрии межгрупповых конфликтов. Ограниченность экспериментального метода общепризнанна, однако равноценной альтернативы предложено не было. Частичным решением проблемы стало совершенствование процедур проведения эксперимента и статистического анализа. Уменьшение доли экспериментальных работ в С.П. вызвано скорее обострившейся чувствительностью психологов к этическим проблемам и фактическим запретом на обман или иное причинение вреда испытуемым. Важным методологическим новшеством стало развитие аппарата оценки эффектов в корреляционных исследованиях с учетом мощности статистической процедуры. Эти изменения были отражены в пятом издании *Руководства по подготовке публикаций Американской психологической ассоциации* (2001). В ведущих журналах в отношении количественной методологии продолжаются споры о ценности традиционных методов проверки статистической значимости. Радикальная точка зрения состоит в том, что дихотомические решения о статистической значимости не дают возможности развивать более творческие идеи, отвлекают от практических задач, захламляют экологию социальной науки частными, негенерализуемыми результатами. В качестве альтернативы обсуждаются оценки эффектов, мета-анализ, воспроизведения уже проведенных исследований в новых условиях. С.П. всегда была нечувствительной к внешней и внутренней критике, консервативной в отношении новых идей и практически не подверглась влиянию вульгарных форм постмодернизма, настаивавших на ценности фрагментарного и поверхностного знания и пылко обосновывавших ненужность обоснований. Одна из причин неэффективности критики отсутствие собственной позитивной программы в большинстве критических теорий. Основным результатом знаменитой статьи К. Джерджена *Социальная психология как история* (1972), констатировавшей *смерть* С.П., стало снижение популярности этой дисциплины среди американских аспирантов и уменьшение бюджетных и частных ассигнований на социально-психологические исследования в 1970-е. Лингвистический и дискурсивный поворот, идеи социального конструктивизма, существенно изменившие ландшафт других социальных наук в последней трети 20 в., в С.П. определили исследовательские программы нескольких научных центров Великобритании, Франции и США и привели к модификации некоторых традиционных теорий. Большинство современных социальных психологов пытаются бороться с эклектикой, видя в ней капитуляцию перед серьезными проблемами своей дисциплины. За схемами упорядоченных классификаций парадигм и методологических ориентаций можно усмотреть попытку перераспределить властные отношения в науке, выбрав будто бы нейтральную и неуязвимую внешнюю точку для наблюдения и оценки. С.П. и другие науки. С.П. возникла на пересечении психологии и социологии, и это частично объясняет особенности методов, теорий и языка науки. До сих пор за рубежом и частично в постсоветских странах сохраняется разделение сфер влияния, периодических публикаций, школ, профессиональных ассоциаций, фондов. Наследие психологии более сильно и устойчиво. Более 90% всех англоязычных публикаций можно отнести к психологически ориентированной С.П. Второй за всю историю Нобелевских премий психолог, получивший эту награду в области экономики, когнитивист Д. Канеман, цитируется в журналах психологической С.П. чаще, чем кто-либо из социологов. В этой традиции написаны практически все учебники последних десятилетий. Интересы, методология и методы С.П. пересекаются со многими отраслями психологической науки когнитивной, политической, экономической, этнической, кросскультурной, эволюционной. Еще одна отрасль персонология сейчас находится под таким сильным влиянием С.П. личности, что можно говорить об их слиянии или поглощении персонологии социальной психологией. Эти претензии отражены в названии центрального мирового журнала в этой области (*Journal of Personology and Social Psychology*), в содержании учебников по персонологии, программах конференций, преференциях научных фондов. В области персонологии С.П. показала существенную или даже решающую роль ситуации как причины индивидуального поведения, продемонстрировала недостаточность черт личности как объяснительных средств поведения, обосновала ряд когнитивных и мотивационно-когнитивных единиц анализа личности, исследовала содержание и механизмы конструирования центральной личностной инстанции самости. Социальные психологи, принадлежащие к другой традиции, работают на кафедрах и в институтах социологии и продолжают развивать идеи символического интеракционизма (коммуникации, диадическое взаимодействие, ролевое поведение), диспозиционизма (аттитюды и ценностные ориентации) , групповой динамики (лидерство , референтные группы ), социобиологии (альтруистическое поведение), *структурной С.П.* (социальная диффузия, социометрия ). Идеи этнометодологии и анализа разговора также созвучны С.П., поскольку специфическим предметом последней является повседневное поведение и обыденные объяснения. Социологическими по духу являются теории социального обмена и социальных представлений. Основные разделы современной С.П. Выделяют три основных раздела С.П. с весьма условными границами между ними: социальное познание, социальное влияние и социальные отношения. Формат словарной статьи позволяет осветить лишь по одной важной теме исследований в каждом из указанных разделов. В широком смысле социальное познание это организация знаний в социальном контексте, который включает влияние культуры, отношения власти, структуры языка, наивные теории, социальные представления, предрассудки; другими словами, это функционирование познавательных процессов человека в естественных ситуациях. Наибольшую популярность получили теории каузальной атрибуции, посвященные механизмам наивного объяснения поведения. Приписывание причин взрослыми людьми происходит почти автоматически, и в этом процессе особенно велика роль информации о намеренности, социальной желательности и последовательности поведения. Современные теории в большей степени делают акцент на когнитивных схемах наивной эпистемологии, на процессах коммуникации и дискурсивных стратегиях. Например, испытуемые, от которых ожидается отчет о том, как они объясняют поведение, рисуют совершенно иную картину, чем те, кто дает спонтанные объяснения. Рассказчик учитывает интересы слушателя. Внутреннее устройство языка, использование некоторых глаголов, прилагательных и местоимений способствуют формированию определенного представления о причинах. Б. Малле различает поверхностные языковые и глубинные концептуальные структуры каузального объяснения, такие как каузальную историю мотивов (reasons), сами мотивы и факторы возможности. С теориями атрибуции связано представление о предвзятой обработке социальной информации. Показано, что эти ошибки культурно обусловлены: свойственны западной культуре и прививаемы воспитанием. Восьмидесятые годы прошлого века были отмечены воодушевленной охотой за подобными предвзятостями: *обработка информации с выгодой для себя*, нечувствительность к объему выборки, игнорирование базовой частоты, игнорирование смещения к среднему, нечувствительность к случайности, чрезмерная уверенность в правильности своих суждений, иллюзорная корреляция, ретроспективная предвзятость и др. Похожая картина наблюдалась в исследованиях эвристик нерациональных, интуитивных правил формирования суждений, которые люди используют особенно в ситуации отсутствия времени и мотивации мыслить *правильно*. Новая область исследований получила название теории социального суждения (inference). Несмотря на востребованность полученных результатов в политической науке, бизнес-консультировании в судебной практике, бурный поиск отклонений от рациональности мышления и поведения и гипотетических механизмов искажения информации привел к *избытку аномалий* (У. Голдстейн и Р. Хогарт). Другими темами исследований социального познания являются когнитивные схемы (в том числе скрипты, предрассудки и схематическая организация представлений человека о самом себе), когнитивные причины и следствия эмоциональных процессов. Многие социальные психологи пытаются ввести в свою дисциплину элементы постмодернистских эпистемологий и создать дискурсивные модели предрассудков, нарративные модели самости и т.д. Классическими темами в исследованиях социального влияния в 20 в. были фасилитация, процессы убеждения, взаимный обмен, конформность и социальное давление, влияние меньшинства. По разнородности определений, гипотетических механизмов и моделей социальное влияние подобно аморфному понятию социального контроля в социологии. Существенное отличие в том, что представления о социальном влиянии были сформированы для объяснения индивидуального поведения. Исследователи неоднократно и безуспешно пытались создать единую теорию социального влияния, расположив указанные разнородные феномены на единой оси социально-психологической взаимозависимости. Объединяющего понятия найти не удается. Эффективность процесса убеждения зависит не только от ряда характеристик источника, получателя и способа передачи информации, от использованных риторических стратегий и ситуации. Важной переменной, опосредующей изменение аттитюдов адресата, является его или ее вовлеченность в предмет обсуждения и наличие когнитивных ресурсов. Существенную роль играют социальные соглашения о доверии публичным источникам и стремление адресата быть понятым и предсказуемым для других, высказывая мнения и поступая в соответствии с принятыми на себя обязательствами (ранее декларированной позицией). Задача предсказания эффекта убеждающего воздействия еще более усложняется, как только исследователь принимает во внимание существующее поле мнений и процессы группового обсуждения, которые, как правило, приводят к поляризации, т.е. усилению первоначально доминировавших мнений. В зависимости от типа решаемой задачи группа может выбрать разные схемы принятия решений (побеждают *факты*, побеждает большинство и т.д.). В другой экспериментальной парадигме, связанной с изучением конформности (С. Аш), была показана зависимость эффективности влияния от количества воздействующих индивидов, единства мнений в лагере большинства и отсутствия единомышленников в лагере меньшинства. Влияние большинства оказалось непрочным и относительно поверхностным. В свете недавних работ по каузальной атрибуции показатель конформности в экспериментах Аша, равный 37% и трактовавшийся ранее как нижний возможный уровень, теперь интерпретируется как сильно завышенный. В остроумных экспериментах С. Московичи и его школы исследовался другой уровень социального воздействия влияние меньшинства. В отличие от большинства меньшинство инициирует не социальный, а содержательный конфликт по поводу обсуждаемого вопроса; его влияние менее значительно, но более продолжительно и креативно; успех воздействия зависит от того, насколько осмысленно и гибко ведет себя меньшинство. Исследования С. Московичи частично объясняли масштабные социальные реформы, инициированные небольшой группой единомышленников. Делались попытки объединить конформность и влияние меньшинства в единую модель (напр., теория социального воздействия Б. Латане), однако они столкнулись с невозможностью учесть большое количество релевантных переменных в одноуровневых теориях среднего ранга. В последние годы растущую роль в исследованиях социального влияния играют когнитивные понятия, переосмысливаются идеи групповой динамики, используются более поздние модели групповой продуктивности. В информационном обществе социальное влияние становится все более невидимым и аппелирует к нетрадиционным формам власти (экспертной и информационной), к дискурсивному конструированию реальности, системам классификаций. Основным уроком исследований социального влияния является признание необходимости упорядочения микротеорий в иерархические или гетерархические концепции. Сложные формы социальных отношений изучаются как в академическом, так и в прикладном аспекте. Основными темами являются агрессивное поведение, внутрии межгрупповые конфликты и достижение примирения, предрассудки, дружба, любовь и ревность, помогающее (просоциальное) поведение. Это самая динамичная и разнородная область современной социальной психологии. Диапазон используемых теорий широк от социобиологических и эволюционистских до социально-конструктивистских. В силу того обстоятельства, что негативные формы поведения легче определяются и запоминаются, воспринимаются как более информативные и когерентные, одним из первых предметов исследования С.П. стало агрессивное поведение. Поскольку основной мотивацией исследований нежелательного поведения является стремление его предотвратить, основные усилия направляются на поиск причин агрессии, а не на построение простых объяснительных моделей. Исследователи столкнулись с проблемой множественности причин, их зависимостью от социального контекста и неадекватным отражением сложных каузальных связей в редукционистских теориях. Установлено бесспорное влияние относительной депривации (оценки бедственности своего положения на основе социального сравнения). Неприятные события выступают скорее как запускающие стимулы, биологические факторы как фасилитирующие механизмы, лишенные собственной причинной силы. Социобиологическое направление в С.П. развивает представление об инструментальности агрессии в установлении и поддержании социальных иерархий. Нетривиальность идеи инструментального обусловливания состоит в том, что причиной поведения является не его предыстория, а его последствия. Такой взгляд требует переосмысления превентивных программ. Агрессивное поведение формируется процессами социального научения, когда окружающие или герои СМИ выступают в качестве примеров для подражания. В последние десятилетия активно развиваются представления о социальном конструировании агрессии, в частности, роль атрибуции намерений и ответственности за поведение, приносящее ущерб, а также процессы социальной категоризации, выступающие как основа для возникновения предрассудков. В силу практической ориентированности исследований социального поведения в этой области доминируют эмпирические работы, часто направленные на воспроизведение известных моделей в новых контекстах и ситуациях. С.В. Сивуха

  1. социальная психологияотрасль психологии изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в группы социальные и существованием ...Словарь практического психолога
  2. социальная психологиянаука изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их включения в социальные группы а также психологические характеристики самих этих груп...Большая психологическая энциклопедия
  3. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ науч. дисциплина изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их включения в социальные группы а также психологич. х...Большая советская энциклопедия
  4. социальная психологиянаучная дисциплина изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их включения в социальные группы а также психологические характеристики са...Большая Советская энциклопедия II
  5. социальная психологияотрасль психологии которая по словам Г.Оллпорта пытается понять и объяснить как на мысли чувства или поведение человека оказывает влияние фактическое воображаемое или под...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ см. Психология социальная....Большой психологический словарь
  7. социальная психологияSozialpsychologie f...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  8. социальная психологияsocial psychology подраздел психологии и социологии который согласно олпорту занимается способами воздействия оказываемого на мышление чувства и поведение индивидуума соц...Большой толковый социологический словарь
  9. социальная психологияотрасль психологии изучает закономерностиповедения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности ксоциальным группам а также психологические характеристики ...Большой энциклопедический словарь II
  10. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль психологии изучает закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам а также психоло...Большой энциклопедический словарь III
  11. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль психологии изучает закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам а также психол...Большой Энциклопедический словарь V
  12. социальная психологиянаука которая изучает что люди думают друг о друге как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Д. Майерс с....Глоссарий по политической психологии
  13. социальная психологиянаука которая изучает что люди думают друг о друге как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Д. Майерс с....Глоссарий по политической психологии II
  14. социальная психологияизучает закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам а также психологической характеристики этих групп. Как с...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. социальная психологияотрасль психологии изучающая психол. особенности и закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в соц. группы и существованием в них а также ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  16. социальная психологиясацыяльная псхалогя...Краткий русско-белорусский словарь экономических терминов
  17. социальная психологияsocial psychology отрасль психологии занимающаяся изучением взаимопонимания взаимовлияния и взаимоотношений людей. В сфере особого внимания С.п. проблемы имеющие большое...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  18. социальная психологияОтрасль психологии которая концентрируется на любом и всех аспектах человеческого поведения включающих людей и их отношения с другими людьми группами социальными институт...Оксфордский толковый словарь по психологии
  19. социальная психологияОтрасль психологии которая концентрируется на любом и всех аспектах человеческого поведения включающих людей и их отношения с другими людьми группами социальными институт...Оксфордский толковый словарь по психологии
  20. социальная психологияотрасль психологии изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в социальные группы а также психологические характеристики самих эт...Педагогический терминологический словарь
  21. социальная психологияотрасль науки возникшая в результате бурного развития психологии социологии и ряда других наук исследует социально детерминированные явления в развитии психики личности г...Прикладные аспекты современной психологии
  22. социальная психологияотрасль психологии изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности к тем или иным социальным группам а также психологически...Профессиональное образование
  23. социальная психологияСоциальная психология раздел психологии изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной псих...Психологический словарь
  24. социальная психологияСловообразование. Происходит от лат. socialis общественный греч. psyche душа logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Изучает закономерности деятельност...Психологический словарь II
  25. социальная психологияотрасль психологии изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в социальные группы и существованием ...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  26. социальная психологияотрасль психологии изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в социальные группы а также психол характеристики самих этих групп ...Российская педагогическая энциклопедия
  27. социальная психологияsocial psychology...Русско-английский психологический словарь
  28. социальная психологиялеуметтк психология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  29. социальная психологияSozialpsychologie...Русско-немецкий экономический словарь
  30. социальная психологияSozialpsychologie...Русско-немецкий юридический словарь
  31. социальная психологияpsychologie des foules psychologie sociale...Русско-французский медицинский словарь
  32. социальная психологияpsychologie sociale...Русско-французский экономический словарь
  33. социальная психологияотрасль психологии Изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактором их включения в социальные группы а также психологические характеристики ...Словарь по конфликтологии
  34. социальная психологияотрасль психологии Изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактором их включения в социальные группы а также психологические характеристики ...Словарь по конфликтологии II
  35. социальная психологиянаука изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их включения в социальные группы а также психологические характеристики самих этих груп...Словарь по педагогической психологии
  36. социальная психологияобласть научных исследований и психологических знаний касающихся общения и взаимодействия людей друг с другом....Словарь терминов по психологическому консультированию
  37. социальная психологиянаука изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей групп и индивидов а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии...Советская историческая энциклопедия
  38. социальная психологиянаука изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в социальные группы а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникл...Советский философский словарь
  39. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ изучает закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам а также психологической характерис...Современная энциклопедия
  40. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль психологии изучает закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам а также психоло...Современный энциклопедический словарь
  41. социальная психологияSocial psychology наука которая изучает что люди думают друг о друге как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу....Социальная психология. Интенсивный курс
  42. социальная психологияSocial psychology научное исследование того как другие люди влияют на мысли чувства и поведение человека....Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!
  43. социальная психологиянаука о внутренних психологических причинах механизмах и закономерностях социального поведения людей в группах и общностях психологических характеристиках отдельной лично...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  44. социальная психологиянаука изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в различные социальные группы закономерности общественной и групповой психологии...Социологический справочник
  45. социальная психологияобласть человеческих знаний изучающая поведение человека в социальной организации взаимоотношения людей в процессе совместной трудовой деятельности развитие моральнопсихо...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  46. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ наука изучающая закономерности поведения и деятельности людей обусловленные их включением в социальные группы а также психологич. характеристики эти...Философская энциклопедия
  47. социальная психологияобласть научноисследовательской деятельности изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей групп индивидов их межличностных отношений социальную детермини...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  48. социальная психологияпограничная между социологией и психологией область исследующая переживания и основанные на них способы поведения индивида в социальных союзах т.е. в сообществах а также ...Философский энциклопедический словарь II
  49. социальная психологияпограничная между социологией и психологией область исследующая переживания и основанные на них способы поведения индивида в социальных союзах т.е. в сообществах а также ...Философский энциклопедический словарь
  50. социальная психологиясм. Психология социальная...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  51. социальная психологияСоциальная психология В классификации абстрактных наук созданной Контом и исправленной Миллем и Спенсером место психологии между биологией и социологией. Если с одной с...Энциклопедический словарь
  52. социальная психологияСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль психологии изучает закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам а также психол...Энциклопедический словарь естествознания
  53. социальная психологияВ классификации абстрактных наук созданной Контом и исправленной Миллем и Спенсером место психологии между биологией и социологией. Если с одной стороны новейшая психофи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  54. социальная психологияотрасль науки психологии изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии....Юридическая психология