Социологическая энциклопедия

СВЕДБЕРГ (SWEDBERG) РИЧАРД

(р. 1950) американский социолог, один из наиболее известных в мире специалистов в сфере *новой экономической социологии*. Специализировался в области юридический наук и социологии. Имеет диплом юриста Стокгольмского университета и диплом по социологии Бостонского колледжа (1978). В настоящее время преподает в качестве профессора социологическую теорию и экономическую социологию в Стокгольмском университете. Область его интересов история экономической социологии (с середины 1980-х) и социологическая теория. Согласно С., социология на данном этапе приобретает характер *сравнительной макросоциологии*. Ее главные черты ориентация на сравнительные исследования между странами, постановка вопросов, затрагивающих целостные социальные системы, проблемы мировой экологии, организации экономических связей, демографии. Вместе с тем, по мысли С., экономическая социология разделила вместе с экономической историей интерес к возникновению и вариабельности актуальных рыночных систем и других экономических институтов. Основной вклад С. в историю экономической социологии создание концепции рынка как социальной структуры, суть которой состоит в интеграции экономических и социологических отношений к анализу рынка. С. обосновал недостаточность определения рыночных отношений через ценообразующие механизмы (что характерно для экономической теории), так как это не дает полного представления о базисном взаимодействии включенных в рынок индивидов. В анализе истории рынка (от античности до современности) С. уделяет особое внимание рассмотрению рыночных отношений через понятия *обмен* и *конкуренция*. Руководствуясь разработками экономистов А. Маршалла и Д. Карлтона и идеями социологов М. Вебера и Г. Зиммеля , С. создал исторические типологии рынков как социальных структур, существенно отличающихся друг от друга по степени развития обмена и в зависимости от уровня развития конкуренции. Данный подход позволил преодолеть ограниченность традиционного подхода к рынку как механизму регуляции спроса и предложения рабочей силы и рассматривать рынок как сложный социальный феномен с правом на собственное существование. Основные труды: *Экономическая социология: Прошлое и будущее текущей социологии* (1987); *Экономика и социология Переосмысление их границ: Беседы с экономистами и социологами* (1990); *Социология экономической жизни* (1992, в соавторстве с М. Грановеттером); *Учебник по экономической социологии* (1994, в соредакторстве с Н. Смелсером); *Макс Вебер и идея экономической социологии* (1998); *Йозеф Шумпетер Его жизнь и работа* (1999); *Предпринимательство: Взгляд социальной науки* (2000) и др. Из работ С. на русский язык переведены фрагменты его раздела *Рынки как социальные структуры*, из *Учебника по экономической социологии* (в журнале: *Личность. Культура. Общество* за 2002; перевод Г.Н. Соколовой). Г.Н. Соколова