Социологическая энциклопедия

РОЗЕНШТОКХЮССИ

(Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции диалогического принципа. Родился в либеральной еврейской семье, в 1906 пережил религиозный кризис и крестился. Рано и успешно начав академическую карьеру, Р.-Х. постепенно отошел от чисто теоретической деятельности, совмещая теоретические изыскания с сугубо практическими и организационными вопросами. Участвовал в Первой мировой войне в качестве боевого офицера, в 1919-1921 главный редактор газеты автомобильного завода *Даймлер-Бенц* в Штутгарте, в 1921 основал и до 1923 возглавлял Рабочую Академию во Франкфурте-на-Майне, в 1925 избран вице-президентом Всемирной Ассоциации образования взрослых, в 1928-1930 организовывал добровольческие трудовые лагеря для совместного сельскохозяйственного труда рабочих, крестьян и студентов в условиях экономического и политического кризиса. Впоследствии этот опыт был перенесен Р.-Х. в США, куда он переселился в 1933 сразу же после прихода к власти в Германии нацистов. Эта и другие инициативы Р.-Х. послужили основой для создания американского *Корпуса мира*. В 1934-1936 Р.-Х. имел профессуру в Гарвардском университете, а с 1936 и до выхода на пенсию в 1957 занимал должность профессора Дартмутского колледжа (г. Хановер, штат Нью-Хэмпшир). Р.-Х. автор многочисленных статей и книг. Наиболее значительные среди них монографии *Европейские революции и характер наций* , *Социология* , а также двухтомное собрание этапных статей за все время активной творческой деятельности *Язык рода человеческого* (1963-1964). Кроме того, многие лекции Р.-Х. в Дартмутском колледже были записаны его студентами на магнитную ленту и сейчас доступны и в виде фонограмм, и в виде распечатанных на бумаге текстов. Помимо христианства Р.-Х. испытал влияние различных духовных тенденций, прежде всего иудаизма, философии Гераклита, немецкой трансцендентально-критической философии конца 18 первой трети 19 в., Фейербаха, концепции И.Г. Гамана, холизма и идей мыслителей, которых он называл *дизангелистами*, т.е. *вестниками катастрофы*, в противоположность *евангелистам* носителям *благой вести*, и которых резко критиковал Дарвина, Маркса , Ницше, Фрейда . Прихотливая и своеобразная мысль Р.-Х. с трудом поддается классификации и совершенно не вписывается в академические схемы. Свой стиль, противостоящий *систематическому* и *эссеистскому*, Р.-Х. называл *постсистематическим* и *пост-афористическим*, предполагающим наличие не *коллег*, а *друзей*. Характерной особенностью подавляющего большинства работ Р.-Х. является сочетание основательного исторического анализа с учетом состояния, тенденций и противоречий современной культуры. При этом фоном всех его исследований неизменно оказывается проблема условий совместного существования людей, равно как и условий выживания человечества. Вся концепция Р.-Х. после мучительных и длительных сомнений ее творца была названа им самим *социологией*, хотя в ее рамках основы общепринятого понимания социологии стали объектом серьезной критики. *Социология* Р.-Х. и содержит суть его концепции, резко отличающейся от традиционных принципов философского дискурса и представляющей собой альтернативу постмодернистским образцам нетрадиционного мышления. Историческая концепция Р.-Х. служила для него основой осмысления истоков и критики метафизики, во многом близкой позициям Хайдеггера. Однако в своей позитивной части эта критика радикально отличается от поздних хайдеггеровских проектов и связанных с ними постмодернистских моделей деконструкции, равно как и от принципов шизоанализа и ризоматики. Речь идет об особой, основанной на диалогическом принципе концепции преодоления метафизики, в ряде пунктов сильно расходящейся даже с аналогичными концепциями других *диалогистов*. При жизни взгляды Р.-Х. были известны лишь немногим его друзьям и студентам, хотя и оценивались высоко такими *властителями дум* двадцатого столетия, как П. Тиллих , Л. Мэмфорд и Х. Кокс. Концепция языка Р.-Х. оказала сильное влияние на выдающегося американского поэта У.Х. Одена, а через него, возможно, на И. Бродского. В целом Р.-Х. до сих пор остается маргинальным мыслителем, а его идеи проникают в современную гуманитарию главным образом через посредство его немногочисленных учеников и последователей. также: *Социология* (Розеншток-Хюсси), *Европейские революции и характер наций* (Розеншток-Хюсси). А.И. Пигалев

  1. розенштокхюссиРОЗЕНШТОКХЮССИstrongRosenstockHuessy Ойген Мориц Фридрих немецкоамериканский христианский мыслитель философ историк принадлежащий к духовной традиции диалогического при...История философии II
  2. розенштокхюссиRosenstockHuessy Ойген Мориц Фридрих немецкоамериканский христианский мыслитель философ историк принадлежащий к духовной традиции диалогического типа. Родился в либерал...Словарь постмодернизма
  3. розенштокхюссиРОЗЕНШТОКХЮССИ RosenstockHuessy Ойген Мориц Фридрих немецкоамериканский христианский мыслитель философ историк принадлежащий к духовной традиции диалогического принципа...Энциклопедия История философии
  4. розенштокхюссиРОЗЕНШТОКХЮССИ RosenstockHuessyem Ойген Мориц Фридрих немецкоамер. христ. мыслитель философ историк культуролог принадлежащий к духовной традиции диалогич. принципа. В ...Энциклопедия культурологии
  5. розенштокхюссиРОЗЕНШТОКХЮССИ RosenstockHuessy Ойген Мориц Фридрих немецкоамер. христ. мыслитель философ историк культуролог принадлежащий к духовной традиции диалогич. принципа. В п...Энциклопедия Культурология XX век
  6. розенштокхюссиРозенштокХюсси RosenstockHuessy Ойген Мориц Фридрих немецкоамериканский христианский мыслитель философ историк культуролог принадлежащий к духовной традиции диалогическ...Энциклопедия социологии