Социологическая энциклопедия

РОДЖЕРС (ROGERS) КАРЛ РЭНСОМ

(1902-1987) американский психолог, известный практик и теоретик психотерапии, один из лидеров гуманистической психологии (феноменологическое направление). Основные сочинения: *Клиническое лечение проблемного ребенка* (1939), *Консультирование и психотерапия* (1942), *Центрированная на клиенте терапия* (1951), *Психотерапия и изменения личности* (1954), *Теория терапии личности и межличностных отношений* (1959), *Становление личности* (1961), *Карл Роджерс о группах встреч* (1970), *Партнерство* (1972), *Карл Роджерс о человеческих возможностях* (1977), *Способ бытия* (1980), *Свобода учиться: 80-е годы* (1983) и др. Взгляд Р. на природу человека сформировался на основе его клинического опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства и психологические проблемы. Причинность поведения человека он объясняет неким объединяющим, руководящим и единственным мотивом в жизни: тенденцией к актуализации, т.е. сохранением и развитием себя, максимальным выявлением лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Индетерминизм и нонконформизм личности рассматриваются Р. в качестве основы *феноменального* поведения человека. Такое поведение предполагает не столько осознание собственного несовершенства в реальном настоящем, сколько конструирование внутреннего мира, способного перестроить и приспособить систему своих жизненных планов под актуальное будущее. Целостность мотивационного конструкта выступает основанием как для психологической реальности (иная реальность, по мнению Р., человеком не воспринимается и не интерпретируется), так и самоопределения людей, которые естественно и неизбежно движутся в направлении большей автономности и зрелости. По Р., факт удовлетворения какой-либо потребности не выступает мотиватором поведения потребность движет человеком, пока она не удовлетворена. Только в движении к саморазвитию, личностном росте, самореализации и стремлении стать полноценно функционирующей личностью заключается, согласно Р., сущность человеческого поведения. Теория самости, *Я*-концепция Р. рассматривает стадии процесса психотерапии и становления человека: 1) *Я* закрыто для интерпретации; 2) *Я* формально интерпретируется; 3) свободный поиск интерпретаций о себе; 4) *Я* закрыто для настоящего; 5) *Я* открыто для настоящего; 6) *Я* непосредственно и открыто для опыта; 7) *Я* рефлексивно, в результате чего достигается формирование *внутреннего локуса оценивания*, позволяющего самостоятельно осмысливать и реконструировать собственное *Я* в соответствии с реальным жизненным опытом. Пока несоответствие между *Я*-реальным и *Я*-идеальным не осознается, человек не испытывает тревоги и не нуждается в защите (защищается же такой человек не действием, а искажением интерпретации и отрицанием возникшего переживания). В противном случае переживание невозможности сохранить целостность *Я*-структуры приводит к психическим растройствам. Поэтому *полноценно функционирующий человек*, по Р., должен быть открыт для переживаний, жить полной и насыщенной переживаниями жизнью, доверять своим ощущениям, быть субъективно свободным и готовым к творчеству. Р. критически относился к результатам своих теоретических построений и признавал, что в своей психотерапевтической практике ему не удавалось подниматься выше четвертой стадии процесса самоосознания и личностного развития пациента. Основным препятствием личностного роста Р. называет неготовность социального окружения поддержать стремления индивида к самоактуализации. Это привело Р. и его последователей к необходимости разрабатывать и заниматься популяризацией так называемых групповых поддерживающих методов и технологий: *группы встреч*, *группы роста* и т.п. В организации психологической помощи Р. предложил терапию, *центрированную на человеке*, когда взаимоотношения терапевта и человека, обратившегося за помощью, приобретают глубоко личностный контакт (эмпатический и качественный в профессиональном отношении), когда снимается несоответствие между переживанием и самостью человека, когда человек берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего *Я*. Влияние идей Р. на профессиональную психологию, на формирование терапевтических и образовательных стратегий очень велико. Идеи нашли применение в таких сферах, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, взаимоотношения и развитие групп, образование. Со времен З. Фрейда никто не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Р. Д.В. Ермолович

  1. роджерс (rogers) карл рэнсом. ОкПарк Иллинойс . ЛаДжолла Калифорния американский психолог один из основателей гуманистической психологии. Биография. Получил психологическое образование в университ...Большая психологическая энциклопедия
  2. роджерс (rogers) карл рэнсомрод. янв. ОкПарк Иллинойс ум. амер. психолог один из лидеров экзистенциальной или гуманистической психологии которая стала ныне фактически третьей силой наряду с фрейд...Философский энциклопедический словарь II