Социологическая энциклопедия

НЕГРИТЮД

(negritude фр. неологизм) культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности черной расы, исходящая из признания неповторимости культуры, психологического склада и мировидения негроидных народов, а следовательно и уникальности их социо-культурного и антропологического опыта. Н. выступил с апологией расовой и исторической общности чернокожего населения Африки, Антильских островов и континентальной Америки, явившись одной из основных версий афроцентризма. Получил распространение главным образом во франкоязычных странах. Основоположниками Н. считаются сенегалец Л.С. Сенгор , мартиниканец Э. Сезер, гвианец Л.Г. Дамас, которые познакомились в 1931 и начали в 1934 в Париже издание литературно-философского журнала *Черный студент* (выходил до 1941), ставшем организационно-концептуальным центром движения. Авторство самого термина *Н.*, зафиксированного в 1932, закреплено за Сезером (что неоднократно подтверждал и Сенгор, пользовавшийся параллельно термином *негритянство*). Термин-неологизм должен был в том числе реабилитировать оскорбительность слова *negre*. Н. возник как форма *культурного национализма* угнетенных наций, как средство деколонизации черной расы. Ф. Фанон , сам испытавший воздействие идей Н. в своем раннем творчестве, отмечал, что *концепция негритюда была эмоциональной, если не логической, антитезой тому оскорблению, которое белый человек наносил человечности*. Изначально Н. был направлен против европоцентризма и политики насильственной культурной ассимиляции как компонента политического и социального угнетения, с одной стороны, и на расово-этно-культурное (а затем и государственно-политическое) самоутверждение колонизированных афро-негритянских по своему происхождению (а затем и всех негроидных) народов. В период до Второй мировой войны наибольшее влияние Н. оказал на культуру стран Карибского бассейна, за пределами которых он долгое время оставался уделом узкого круга интеллектуалов. В первой трети 20 в. идеи Н. породили движение *антильского культурного ренессанса*, которое представляли Ж. (Жан) Прис-Марс и так называемые *эндиженисты* на Гаити, Сезер и Р. (Рене) Мениль на Мартинике, Э. (Эжезип) Лежитимюс и П. (Поль) Нигер на Гуаделупе, Дамас (иногда его фамилию траскибируют как *Дама*) во Французской Гвиане, Н. Гильен на Кубе, К. Мак-Кей на Ямайке. Во многом под влиянием Н. в странах Карибского бассейна возникла и стала развиваться литература на местных креольских языках. В антильских литературах определенную параллель Н. составлял так называемый негризм. В теоретическом обосновании Н. большую роль сыграли европейские концепции *кризиса культуры*: французский экзистенционализм Ж.-П. Сартра и А. Камю, сюрреализм А. Бретона, антиинтеллектуализм Г. Кайзерлинга, интуитивизм А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда, *морфология культуры* О. Шпенглера. В *сенгоровской* линии Н. отчетливо влияние неотомизма (Ж. Маритен), персонализма (Э. Мунье), П. Тейяра де Шардена. Из более поздних влияний следует прежде всего назвать культур-психологию К.Г. Юнга и *Критическую социальную теорию* (наиболее влиятелен Г. Маркузе). На всех этапах своего развития Н. входил в соприкосновение с идеями (нео)марксизма (что прослеживается и по фактам биографии *отцов-основателей* Сезер некоторое время определял себя как коммуниста, а Сенгор значительную часть жизни принадлежал к социалистическому движению). В 1940-1950 происходит философская концептуализация Н. (прежде всего усилиями Сенгора), вызванными, в том числе, и противодействием трактовке Н. как *антирасистского расизма*, предложенной (по сути, так как авторство самого выражения принадлежит, скорее, Фанону) в 1948 Сартром (в эссе *Черный Орфей*, опубликованном как предисловие к составленной Сенгором *Антологии новой негритянской и мальгашской поэзии на французском языке*). Центром объединения приверженцев Н. *второй волны* стал основанный в 1947 сенегальцем А. (Алиуном) Диопом в Париже журнал *Презанс африкен* (когда журнал перестал печатать статьи направления в начале 1960-х, это было воспринято как симптом кризиса Н. в целом). Показательно, что первый номер журнала, наряду с А. Диопом и Сенгором, готовили Ж.-П. Сартр, А. Камю, А. Жид и афро-американский писатель Р. Райт. Журнал провозгласил своей целью *объявить присутствие негро-африканца в мире*, *заставить звучать голос Африки*. Теоретики Н. этого периода уже не просто апеллируют к африканскому (прежде всего мифологическому) наследию в поисках своей *отличности*, а предпринимают попытки реконструировать *негритянство* в целостности всех его социо-культурных компонентов и в свете его открывшейся исторической миссии. Так А. Диоп призывал приложить все усилия, чтобы создать *негритянскому творческому гению* *такие выразительные средства, которые соответствовали бы его собственному призванию в контексте 20-го столетия*. Миссианские устремления Н. этого периода отмечал и Сартр: *Абсурдной суете белого человека негр противопоставляет сосредоточенную подлинность своего страдания, и потому, что он имел страшную привилегию испить всю чашу до дна, черный народ народ избранный*. В связи с этим резко возрастает интерес к конкретным социальным и гуманитарным дисциплинам, прежде всего к историческому знанию, которое должно подтвердить гипотезу-постулат о начале всей человеческой истории в Африке и зависимость Европы от *африканского начала*, в частности. Огромной популярностью в среде приверженцев Н. начинают пользоваться построения сенегальского историка Ш. (Шейка), А. (Анта) Диопа, говорящего об Африке как прородительнице через усвоение наследия Нубии и Египта античной культуры (работы: *Негритянские науки и культура*, т. 1-2, 1955; *Культурное единство Черной Африки*, 1960; *Доколониальная Черная Африка*, 1960; более поздняя работа *Первенство негритянских цивилизаций: миф или историческая истина?*, 1967). Производится и теоретическая реконструкция возникновения самого Н. Его истоки начинают возводить к мыслителям Британской Западной Африки второй половины 19 в. С. (Сэмюэлю) Кроутеру, Дж. (Джеймсу) Хортону, и особенно Э. (Эдварду) В. (Вильмонту) Блайдену (1832-1912; выходец из Вест-Индии, жил в Либерии), стоявших на позициях *культурного национализма* и отстаивавших тезис об уготованности Африке особой судьбы. Более поздних предтеч Н. видят в в идеологах панафриканизма Г. (Генри) С. (Сильвестре) Вильямсе (1868-1911; выходец с Тринидада) и У. (Уильяме) Э. (Эдварде) Б. (Бургхарде) Дюбуа (1868-1963; США), организаторах первой панафриканской конференции в Лондоне в 1900, на которой родился сам термин *панафриканизм*. В 1971 Сенгор даже прямо назвал Дюбуа *подлинным отцом негритюда*. Основные же идеи и установки так называемого *Гарлемского Ренессанса* как его непосредственного предтечи, были внесены в Н. Сезером и Дамасом. Влияние идеологии негритянского движения 1920-1930-х на Н. реконструируется и через сотрудничество основоположников Н. с журналом *Ревю дю Монд нуар* (*Журнал Черного мира*), издававшимся в 1931 в Париже чернокожими американцами. Существенными вехами в подготовке и становлении Н. были признаны Первый (1919, Париж) и Пятый (1945, Манчестер) панафриканские конгрессы. В эти же (1940-1950) годы происходит и трансформационный сдвиг Н. от культурного, прежде всего литературного движения к идеологической доктрине, ставшей одной из мировоззренческих основ национально-освободительного движения. В этом аспекте велико влияние на Н. идей Фанона, в целом не принявшего его доктрину и подвергшего ее радикализирующей критике. Наибольшее влияние в эти годы Н. приобрел в странах Африки. Эти изменения, как и потерю относительной *монополии* Н. на выражение сути *негритянского, зафиксировала Конференция африканских народов, состоявшаяся в столице Ганы Аккре в 1958. В практиках национально-освободительной борьбы и деколонизации идеология Н. иногда приобретала окраску *антибелого бунта* цветных народов против всей европейской цивилизации. Белая раса объявлялась носителем *рационально-утилитаристского сознания*, а черная *целостно-эмоционального мироощущения*. Появился и тезис о *борьбе цивилизаций*, фатальной непримиримости *черного* и *белого* человека. Начиная с 1960-х доктрину Н. берут на вооружение левоэкстремистские течения *черного расизма*. Эта угроза существовала и ранее в некоторых близких Н. течениях, в частности в панафриканизме М. (Маркуса) А. (Аврелия) Гарвея (1885-1940; выходец с Ямайки), провозгласившем создание Империи Африка, и Дж. (Джорджа) Пэдмора (1903-1956; выходец с Тринидада) деятеля Коминтерна. Одним из первых переинтерпретированный в *черный расизм* Н. пытался сделать своей идеологией режим Ф. Дювалье (1907-1971) на Гаити. Дювалье специально изложил свою точку зрения на Н. в совместной с Л. Дени книге *Классовые проблемы на протяжении гаитянской истории* (1958), в которой редуцировал современную историю Гаити к расовому противостоянию негров, представляющих *средний класс* и *народ*, *мулатской буржуазии*. Однако собственно Н. эти крайние версии остались чуждыми. На его основе возникли различные версии *национального социализма* в ряде добившихся независимости африканских стран (в частности, *социализм банту*, *африканский синкретический социализм* Сенгора и др.), с одной стороны, и мистические концепции *самобытного* (например, у Б. (Бираго) Диопа) с другой. Последние оказались созвучными некоторым версиям африканской *этнофилософии* (П. Темпельс, А. Кагаме, Дж. Аволалу и др.). В последующем Н. слился с более концептуально *размытыми* афроцентризмом и негро-африканизмом и был поглощен постколониальными исследованиями (штудиями). Исходная посылка Н. стремление доказать, что негро-африканская цивилизация также является самобытной и самоценной цивилизацией, а не есть осколок сохранившегося *варварства*. Более поздние и радикальные его версии уже обосновывали незаменимость вклада, сделанного африканцами, для современной цивилизации. Крайние же радикалы, представлявшие Н., провозглашали африканца человеком будущего. В любом случае Н., провозгласив в качестве исходных установок лозунги *культура прежде всего* и *ассимилировать, не будучи ассимилированным*, конструировал *негра* (*африканца*) как *другого* Европы, без которого ей не обойтись, в радикальных версиях как того, кто идет на смену *европейцу* (умеренные версии предпочитали говорить о необходимости *креолизации* и *метисизации* мира). Ранний Н. пытался отличить себя от *европейского* и противопоставить себя ему. Поздний конституировал тотальную критику *западного* как идущего к неизбежному краху машиноподобного образа жизни. Последнему противопоставляются исходный гуманизм африканца, его гармония с природой, коллективизм, взаимопомощь и сочувственное отношение людей друг к другу, т.е. коммунитаризм, при котором социум как агрегат индивидуумов невозможен, а тем самым он принципиально и не *машинезируем*. Африканец эмоционален, он поэт и лирик. Европеец рационален, он инженер и прагматик. Первый раскрывается в искусстве, прежде всего в ритмике танца, его ведет в его отношении к миру душа и сердце. Второй в науке, прежде всего в математической и/или логической формуле, им руководит в его отношении к миру разум. Первый непосредственно наслаждается и созерцает, его оценочный критерий подчинен принципу *как и... так и...*, второй всегда опосредован в своих отношениях с миром, он эксплуатирует и подчиняет, его оценочный критерий *или-или*. Негро-африканец *объемлет* мир, европеец его *видит*, первому доступна его глубина (он связан с миром субстанционально), второй скользит по поверхности (его связь с миром *экономична*, *товарно-вещна*). Один синтетичен и интуистичен, другой аналитичен и рассудочен. Для африканца циклизированное время ритмизировано тамтамом, для европейца оно линейно и целенаправлено стрелками часов. *Негритянство* ориентировано на субъекта, сливающегося с объектом (оно *субъективно*), *европейство* противопоставляет субъект объекту (оно *объективно*). Тем самым Н. конструируется через воспроизводство дихотомий и антиномий расовых и культурных способов постижения окружающего мира. Базовое противопоставление *духовное-недуховное*. Африканец в Н. монополизирует (в разной степени в различных его версиях) *духовное* (отсюда определение Н. как подлинного гуманизма) и конструируется во многом как *европеец наоборот*. Его идентичность связывается с аутентичностью общинной социально-психологической основы с акцентом на традиционных ценностях и приверженностью *славному прошлому*, она исключает возможность появления взаимоисключающих противоположностей внутри *негритянского*, устремленного к гармонии. Таким образом, исходными и основными для Н. стали концепты *культурный национализм* и *африканская личность*, первоначально обозначенные еще Блайденом в 1870-х. Причем если первый из них акцентировал антиевропоцентристские установки, то второй как бы был призван их легитимировать. В контексте Н. феномен *расы* как основная характеристика *африканской личности* понимался прежде всего как *сущность*, а не как *общность*, т.е. характеризовался прежде всего через специфику ценностей и морально-психических качеств негро-африканца, из которых вытекала специфика его отношений с миром, а не как набор физико-антропологических параметров. Переориентация на всестороннюю реконструкцию африканских культур и обращение к политической проблематике в Н. с конца 1940-х породили программное определение задач направления А. Диопом: *Миссия негритюда возвратить истории ее подлинные масштабы*. Это, в частности, способствовало обращению Н. к исследованию специфичности афро-негритянской социальности (общинно-социалистической по определению, так как личность африканца раскрывается в группе, а не индивидуально), которая должна будет быть положена в основание грядущего государственно-национального освобождения. Ориентированность прежде всего на постижение *изнутри* ценностей *черного человека* в их противопоставленности ценностям *белого человека* (*африканское* не понимаемо *извне*, с позиции *белого* оно видится, согласно Менилю, как *колониальный экзотизм*), дополняется (а частично и заменяется) ориентацией на обретение своего *законного* и равного другим положения в мировой (универсальной) цивилизации при одновременном утверждении *особости африканского пути*. В этой перспективе задачей Н., согласно А. Диопу, стало постоянное напоминание Западу, *что Всеобщее это цель и что универсальная культура может быть создана только усилиями и гением всех народов*. Таким образом, Н. в целом может быть оценен как антиколониальный дискурс возвращения человека к самому себе через возрождение и конституирование своей расово-национально-культурной сущности и утверждение себя в исторической перспективе через взаимодействие (исходно через противопоставление) с *другим*/*иным* в рамках объемлющей целостности универсального человечества (а тем самым и децентрировать эту универсальность). Как отмечал Фанон: *Негра создал белый. Но негр создал негритюд*. И *негр* и *негритюд* могут быть преодолены лишь через их включенность в универсальность. В.Л. Абушенко

  1. негритюдnegritude культурное и политическое движете начавшее с х гг. поощрять развитие гордости и достоинства в отношении наследия негритянских народов посредством нового открыт...Большой толковый социологический словарь
  2. негритюдnegritude фр. неологизм культурнофилософская и идейнополитическая доктрина теоретическую базу которой составляет концепция самобытности самоценности и самодостаточности...Большой толковый социологический словарь II
  3. негритюда ч.i Концепця що стверджу дею про особливий самостйний духовний культурний полтичний розвиток африканських народв....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  4. негритюдНЕГРИТЮД а м. ngritude f. Негритянская особенность негритянствоem. В поэзии конца х и х годов громко зазвучала тема негра негритянства ngritude тема Африки. ВЛ . Хар...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  5. негритюдНЕГРИТЮД франц. ngritude от ngre негр концепция национальнокультурной обособленности получившая распространение в ряде стран тропической Африки преимущественно франкоязы...Литературный энциклопедический словарь
  6. негритюднегритюд негритюд а...Орфографический словарь
  7. негритюднегритюд менник чоловчого роду напрям в африканськй лтератур та флософ...Орфографічний словник української мови
  8. негритюдОрфографическая запись слова негритюд Ударение в слове негритюд Деление слова на слоги перенос слова негритюд Фонетическая транскрипция слова негритюд [нигртут] Характер...Полный фонетический разбор слов
  9. негритюднегритюд а...Русский орфографический словарь
  10. негритюдНЕГРИТЮД [фр. negritude принадлежность к негритянской чернокожей расе] теория н.em концепция утверждающая идею об особом самостоятельном духовном культурном и политиче...Словарь иностранных слов русского языка
  11. негритюдфр. вд лат. чорний система нацоналстичних поглядв яка пропагу дею зверхност негритянсько культури та носв над культурою бло раси. Виник у х рр. ст....Словник іншомовних слів
  12. негритюднегритюд франц. negritude вд лат. niger чорний система нацоналстичних поглядв яка пропагу дею зверхност негритянсько культури та носв над культурою бло раси. Виник у х ...Словник іншомовних слів Мельничука
  13. негритюдНЕГРИТЮД у ч.Система поглядв яка виникла у х роках XX ст. пропагу дею зверхност негритянсько культури та носв над культурою бло раси.Теоретики негритюду оспвують нбит...Словник української мови у 20 томах
  14. негритюдфранц. negritude от negre негр одна из популистских см. Популизм идеологий периода освободит. борьбы в Африке развитая Сенгором и др. Н. исходит из противопоставления евр...Советский философский словарь
  15. негритюда ч. Концепця що стверджу дею про особливий самостйний духовний культурний полтичний розвиток африканських народв....Толковый словарь украинского языка
  16. негритюдУдарение в слове негритюдУдарение падает на букву юБезударные гласные в слове негритюд...Ударение и правописание
  17. негритюднегритюд негритюфранц. negritude вд ngre негр деологчна концепця нац.культур. вдрубност що набула поширення в ряд кран тропч. Африки переважно франкомовних. Виникла як п...Українська літературна енциклопедія
  18. негритюдНЕГРИТЮД франц.em negritude от negre негрem одна из популистских см.em Популизмem идеологий периода освободит. борьбы в Африке развитая Сенгором и др.em Н. исходит из пр...Философская энциклопедия
  19. негритюдфр. negritude от negrе негр идеологическое течение включающее в себя философские социальнополитические и эстетические взгляды абсолютизирующие специфику африканской кул...Философский энциклопедический словарь
  20. негритюдНегритюд идеологическая концепция буржуазнонационалистического толка абсолютизирующая особенности негроидной расы противопоставляющая е другим расам. Сформулирована в нач...Энциклопедический справочник «Африка»
  21. негритюдНегритюд в Латинской Америке философскополитическая доктрина идейнотеоретическую базу которой составляет концепция культурной самобытности чрной расы подчркивающая своеоб...Энциклопедический справочник «Латинская Америка»