Социологическая энциклопедия

МИД (MEAD) ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

(1863-1931) американский психолог, социолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах: *Разум, Я и Общество* (1934) и *Философия действия* (1938). М. испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как *социальный бихевиоризм* , однако фактически (если смотреть во временной ретроспективе) заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером в 1937). Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, *живой формулой*, социальным *Я*) задается его непосредственным актом. Однако содержание объектов через акт предзадается всем прошлым опытом индивида. Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов. По сути они связаны с различными индивидуальными *перспективами*, определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно *перспективы* имеют под собой объективные основания). Реальность складывается, в конечном счете, из многообразия возможных *перспектив* и систем социальных взаимодействий. Участие индивида одновременно во многих *перспективах* и задает социальность (т.е. последняя возникает в интерсубъективном пространстве взаимодействий). В этом отношении любая воспринимаемая реальность будет социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных *перспективах* и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные). Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми, лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагает возможность *принятия роли другого*. Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщается мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия. Таким образом, в нем принимается не просто *роль другого*, а *роль обобщенного другого*. Усложнение взаимодействий, в которые включается индивид, предполагает и наращивание им способности к рефлексивному отношению. Происхождение *Я*, таким образом, социально. Человек способен превращать себя в объект для самого же себя. *Завершенное* *Я* отражает структуру собственных взаимодействий, т.е. социальность, но и выступает источником новаций в ней. В структуре социального *Я* М. различает две подсистемы. Подсистему *I* автономный источник спонтанного поведения, определяющей специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцирует отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему *окостенеть* в жестких схемах. Подсистему *me* интернализованную структуру групповой деятельности. *I* ответственна за индивида как субъекта, *me* как объекта. Любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы. Способность владения символическими системами закладывается в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. Общность значений для взаимодействующих индивидов задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя). Взаимодействие *Я* как объекта и *Я* как субъекта опосредуется образом *обобщенных других* (вплоть до представлений об обществе в целом). Граница между *Я*-объектом и образом *обобщенных других* прозрачна и во многом относительна. *Я*-объект формируется как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяется в рефлексии от *Я* субъекта. Тем самым образ *обобщенного другого* как посредник во многом предопределяет целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных *символических интеракциях*-взаимодействиях. Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником М. Гофманом) задает в ходе общения *игру в роли* как механизм поддержания социального порядка. При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно. Влияние идей М. надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы психологии и социологии. также: Символический интеракционизм. В.Л. Абушенко

  1. мид (mead) джордж герберт. СтаутХадли Массачусетс . Чикаго американский философ социолог социальный психолог. Исследования. Основывался на работах У.Джемса и Дж.Дьюи. Трактовал объективную реал...Большая психологическая энциклопедия
  2. мид (mead) джордж гербертМИД Mead Джордж Герберт американский философ представитель прагматизма социальный психолог основатель т. н. символического интеракционизма. Формирование человеческого Я...Большой Энциклопедический словарь V
  3. мид (mead) джордж гербертамер. философ. Изучал философию и психологию в Оберлинском колледже в Гарвардском унте где его учителями были Дж. Ройс и Джеймс в в европейских унтах. С работал в Чика...Современная западная философия
  4. мид (mead) джордж гербертрод. февр. СаутХадли США ум. апр. Чикаго амер. философ социолог и социальный психолог. Представитель амер. прагматизма последователь У. Джемса и Дж. Дьюи. По Миду общ...Философский энциклопедический словарь II