Социологическая энциклопедия

КЕТЛЕ (QUETELET) ЛОМБЕР АДОЛЬФ ЖАК

(1796-1874) франко-бельгийский ученый, математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции, организатор Первого международного статистического конгресса (Брюссель, 1853). Основные социологические идеи К. были изложены в книгах: *Социальная система и законы, ею управляющие* (1866); *Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей* (1835, тт.1-2). К. не считал себя позитивистом и, по-видимому, не был знаком с трудами Конта . Тем не менее основные идеи *социальной физики* К. лежали в русле позитивизма. В отличие от Конта и многих других социальных философов, разрабатывавших глобальные реформаторские проекты 19 ст., К. скорее был социологом-прикладником, сознательно ограничивая область своих интересов частными, но социально значимыми проблемами (демография, преступность, семья и др.). Не претендуя на роль великого реформатора, К. привнес в социологию не только новые теоретико-методологические идеи, но и новый образец исследовательской деятельности, ориентированный на конкретные прикладные проблемы. Результатом таких *ограниченных* исследований стала *своеобразная социальная философия* , которая больше соответствовала главным требованиям контовского позитивизма, чем его собственная, являвшаяся своего рода *позитивистской метафизикой*. К. критиковал метафизику гораздо более последовательно и в согласии с практикой собственных исследований. По сути он создал под именем *социальная физика* социологию, значительно более близкую к 20 в., чем Конт. К. был, пожалуй, самым последовательным противником социального реализма, т.е. приписывания обществу субстанционных свойств, как это делал Конт или позднее Дюркгейм . К. существенным образом обогатил возможности применения статистических методов в социологии, первым перешел от анализа простых распределений к исследованию корреляционных связей. Статистический метод выступает у него как аутентичный метод социологии, лучше всех других выражающий специфику ее предмета исследования. Отсюда и знаменитая концепция *статистического человека*, некоего среднего представителя народа, класса, социальной группы. Статистической абстракции *среднего человека* К. придавал онтологический и даже персональный статус. *Рассматриваемый абстрактно... человек будет называться у нас средним человеком: он может быть в одной стране больше или сильнее, нежели в другой, так же точно, как он может быть умнее, образованнее и, что еще лучше, нравственно более развит*. Полнота и точность знаний об обществе и человеке, таким образом, зависят, по К., от технических возможностей статистики, а не от принципиальных трудностей, связанных с отличием социальных явлений от природных. Именно поэтому К. придавал такое большое значение разработке статистических методов в социальных науках. В социологическом плане *статистический человек* представляет норму, т.е. более желательное состояние. Этот аксиологический мотив вступал в диссонанс с общей позитивистской установкой К. Идея среднего, типичного представителя социальной группы, носителя статистической меры отражала индивидуалистские и конформистские тенденции в развитии западноевропейского общества 19 в. Возражая против социологического волюнтаризма, жесткого противопоставления природных и социальных явлений, К. приводит множество примеров, свидетельствующих о том, что даже самые *интимные* события (супружество, преступления, самоубийства и т.п.) повторяются в общественной жизни с неизменной закономерностью. Исходя из статистической трактовки социальных законов, К. выделил два основных вида причинно-следственных связей и действующих факторов: социальные константы, т.е. факторы, воздействующие на социальную ситуацию постоянным образом (пол, возраст, профессия, религиозные и хозяйственные институты и др.), и случайные факторы, действия которых вносят отклонения от средней тенденции. Задача научной социологии состоит в том, чтобы методами статистики измерить границы этих отклонений и выявить определяющие их факторы. Для этих целей К. разрабатывал оригинальные методики многомерного корреляционного анализа. Социальные законы К. понимал, таким образом, как законы больших чисел, статистическую зависимость между случайными социальными событиями. В сочинениях К. отдается дань традиционным рассуждениям о неизменной человеческой природе, народном духе, моральности, идеальном обществе и др. Иногда он говорит о природных склонностях человека. И хотя критики показали слабость концепции *статистического человека* как внеисторически абстрактной схемы, К. внес большой вклад в разработку методов статистического анализа в социологии, социальной, демографической, медицинской статистики, особенно методов измерения качественных характеристик (моральной статистики). А.П. Лимаренко