Социологическая энциклопедия

ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ (МОТИВАЦИОННОЦЕЛЕВОЙ) АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ОБЩЕНИЯ

новый исследовательский метод (качественный), разработанный российским ученым Т.М. Дридзе в рамках экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигм. Основывается на эмпирически доказанном положении об универсальности интенциональных (мотивационно-целевых) принципах функционирования социальной коммуникации как текстовой деятельности, а также об индивидуальной природе последней. Позволяет как изучать, так и оценивать состояния любых звеньев коммуникационно-познавательного процесса (и текста как единицы коммуникации). Межличностная обыденная, педагогическая, деловая, научная, профессиональная, массовая и иная коммуникация; общение людей, опосредствованное любыми видами художественного артистического и/или литературного творчества; коммуникация между людьми в сфере правоотношений и в ходе выработки и принятия управленческих решений на всех видах социокультурной организации общества все эти и другие виды коммуникации осуществляются путем обмена действиями порождения и интерпретации цельных, психологически завершенных, иерархически организованных содержательно-смысловых структур (текстов), имеющих интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту. Интенция (от лат. intentio) понятие, пришедшее из античной философии и средневековой схоластики, где оно означало стремление, намерение, цель, направленность на какой-либо предмет. Активно используется в экзистенциональной и феноменологической философии. Расширительное значение приобрело в экоантропоцентрической и семиосоцио-психологической парадигмах, где это понятие операционализовано применительно к анализу любых проявлений человеческой активности. Для этого в основу номинации положен также имплицитно присутствующий здесь признак *мотивация*, характеризующий побуждающее начало человеческой деятельности. Соответственно интенция трактуется здесь как равнодействующая мотивов и целей (точнее искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Осваивая среду, делая ее своей, человек привносит в нее себя, т.е. направленность и состояние своего сознания, свое жизненное кредо. Возникает сложный, практически неизученный механизм интерференции личностых и этносоциокультутных, т.е. средовых детерминант, предопределяющих тот или иной исход разнообразных *соприкосновений* человека со средой. В основе семиосоциопсихологической теории социальной коммуникации лежит представление о тексте как единице коммуникации, представляющей собой иерархию коммуникативно-познавательных программ, цементируемую общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению. На искусстве выделения таких коммуникативно-познавательных программ (структур) строится метод мотивационно-целевого, или интенционального, анализа. Разработана и технология выделения мотивационно-целевых структур восприятия текста, отражающих особенности *преломления* текста в сознании человека. Эта технология основана на анализе особенностей интерпретирования им воспринятого текста. Сопоставление данных первого и второго уровней: исходной, объективно существующей структуры конкретного текста со структурой восприятия этого же текста респондентом позволяет определить, понял ли человек подлинные мотивы и цели (интенциональность) коммуникатора, различает ли в содержании текста главное и второстепенное, запомнил ли его основные *логические и эмоциональные узлы* (речь не идет о согласии или несогласии с авторской позицией только о понимании). Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации авторских коммуникативных интенций воспринимающей стороной, причем этот феномен связывается не с врожденными качествами личности, а с особой формой тренированности человека, или с его коммуникативными навыками, которые, как показывает исследовательская практика, поддаются корректировке. Задача совершенствования коммуникативных навыков личности социально значимая, связанная с качественными характеристиками того пространственно-временного континуума, в котором мы все живем. Т.З. Адамьянц