Социологическая энциклопедия

ЗИММЕЛЬ (SIMMEL) ГЕОРГ

(1858-1918) немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 экстраординарный профессор Берлинского, лишь с 1914 профессор Страсбургского университетов (в 1908 М. Вебер предлагал З. на должность профессора в Гейдельберге, но министерство было против; в 1915 Риккерт пытался пригласить его в Гейдельберг, но вновь тщетно). В разные периоды жизни З. испытал влияние идей Э. Кассирера и А. Бергсона. В круг его общения входили также Э. Трельч, С. Георге, П. Эрнст, Р.М. Рильке и мн. другие. У него учились Блох и Лукач , его влияние испытали Визе , А. Фиркард, Плеснер . А. Смолл и Р. Парк много сделали для распространения его идей в Америке, а Хоманс и Козер видели в нем своего предтечу. При жизни получили известность прежде всего его социологические идеи, но вскоре и они во многом были забыты. Осознание значимости З. как философа произошло значительно позже, чему способствовало (кроме всего прочего) и его самоопределение как социолога. В последнее время наблюдается ренессанс его и социологических, и культурологических идей. З. перестает восприниматься *забытым* социологом (философом): наследие З. обширно, но сложно поддается тематизации и дисциплинарной рубрикации, что во многом связано и со спецификой его эссеистического стиля письма. Автор многочисленных работ (30 книг, 25 из которых было опубликовано при жизни): *Социальная дифференциация* (1890); *Введение в моральную науку* (1892-1893); *Философия денег* (1900); *Кант* (1904); *Социология* (1908); *Основные проблемы философии* (1910); *Философская культура* (1911); *Рембрант* (1916); *Созерцание жизни* (1918) и др. Не проста творческая эволюция З. Выделяют, как правило, три этапа развития его идей: ранний социологический, который в целом можно охарактеризовать как натуралистический; неокантианский период философского обоснования его концепции социологии; период философии жизни (в основном философский). Иногда указывается возможность перехода к четвертой фазе творчества (философии и социологии действия), наметившийся в 1917. Однако представляется возможным и целостный взгляд на его наследие, пронизанное сквозными темами формы, жизни и культуры, отмеченное переплетением философского, социологического и культурологического ракурсов подхода к большинству анализируемых проблем. Из тезиса о ценностях как находящихся по ту сторону каузальности, З. продуцировал идею деятельности гуманитария как *трансцендентального формотворчества*, осуществляющегося личностью с ее априорно заданным способом видения. Формы видения организуют различные возможные *миры* культуры (религия, искусство, философия, наука и др.), со своей внутренней уникальной *логикой*. В третий период творчества З. переинтерпретировал этот круг идей, исходя из тезиса о жизни как реализуемой в самоограничении посредством ею же самою создаваемых форм. Если на витальном уровне граница жизни полагается смертью, которую первая несет в себе самой (чем индивидуальнее человеческая личность, тем больше умирает вместе с индивидом, который оказывается более *способным к смерти*), то на более высоком уровне жизнь превозмогает себя саму, порождая формы культуры. Жизнь *трансцендирует* в *повороте оси* свой собственный процесс, вычленяя из себя содержание *большее, чем жизнь*, становясь *более жизнью*. Формы, будучи порождены жизнью, противостоят ей в ее изменчивости как устойчивые образования, стремясь к максимальной собственной автономии. Со временем порожденные жизнью формы начинают, окостеневая, *давить* жизнь, которая стремится их, несмотря на инерциональность и сопротивление последних, заменить другими, более адекватными формами. Таким образом, культура постоянно *культивирует*, пролагая *путь души к себе самой*. Этот бесконечный процесс смены форм порождает постоянные конфликты (идея, подхваченная и развитая Козером в социологии конфликта) и антиномичность содержания и формы, субъективности и объективности, духа и души (а в конечном счете культуры и жизни). Неизбывность конфликтов и антиномий порождает *трагедию культуры*. Однако конфликты обеспечивают и новые формы единения людей. В качестве характеристики современного общества З. отмечает борьбу жизни против принципа формы как такового, т.е. против культуры вообще. Давление форм развитой *современной культуры* отчуждает человека от жизни, и единственным средством регуляции поведения оказывается индивидуальный поиск личностной идентичности и ее выражение в субъективной культуре. Дух, опредметившись, начинает противостоять душе. Противостоять этому можно только через взращивание индивидуальной жизни на основе *индивидуального* нравственного закона. Таким образом, если у Маркса человек отчуждается от *родовой сущности*, возврат к которой возможен только через устранение отчуждения, то З. переворачивает отношение отчуждение создает соответствующего времени человека, способствует его индивидуализации. В своей версии формальной социологии З. в отличие от Визе или Тенниса не делал радикального шага к абсолютизации принципа формы перед содержанием, а наоборот, пытался *согласовать* их как универсальный способ воплощения с изменчивостью целей, мотивов и побуждений, образующих *содержание* (и более того, оспаривал в конце жизни сам принцип формы). Отсюда наличие у З. наряду с *чистой* социологией, задачами которой является типология и анализ форм, *философской* социологии, прослеживающей исторические судьбы этих форм в их социокультурной конкретике, т.е. их инверсии. Кроме того, им выделялась *общая* социология, занимающаяся конкретикой данности. Общество понимается З. как совокупность форм, организующих социальную жизнь, и как совокупность складывающихся связей людей. Оно характеризует взаимодействие людей прежде всего в аспекте оказываемых взаимовлияний и взаимоопределений, выражает их обобществленное бытие как форм, в которых индивиды на основе пересекающихся и совпадающих интересов образуют некоторые единства. Последние и являются собственно предметом социологии. Бытие обществом (а не общество как объемлющая форма, которую З. в конечном итоге исключает из своего анализа), ориентирует на взаимоотношение индивидов. Однако поскольку индивидуальное недоступно *понятию*, постольку необходимо выявление априорных форм созерцания, вводящих представления о типической значимости и сопряженности с другими. Отсюда концепция понимания З., предполагающая *наложение* понимания мотивов и объективных значений, выкристаллизовывающихся через воссоздание в себе актов, позволяющих *войти в душу* другого, т.е. актов трансцендирования за собственные пределы. Понимание как отношение одного духа к другому основное событие человеческой жизни, постоянно дополняемое актами самосознания, обеспечивающими знание себя как другого. Схватывая в понимании другого как тип, мы сами индивидуализируем его, приписывая ему уникальные свойства, часто не имеющие ничего общего с действительностью. Тем самым мы никогда не редуцируем полностью индивидуальное к социальному как типизированному, но без него не можем *понять* это индивидуальное. В самосознании же мы пытаемся типизировать собственную уникальную индивидуальность. История разворачивается как закономерность, отмечает З., но это закономерности индивидуального (*случая*, *судьбы*), внутри сложившихся форм или в их смене. Человек существует в нескольких культурных мирах, он задается (определяется) ими, но и ни каким-либо одним из них. В рефлексии понимающий субъект движется между мирами, но сохраняет их противоположенности как разные возможности, научаясь обращаться с ними. Проблему здесь, по З., надо скорее видеть, чем разрешать. Сам З. в совершенстве владел этим искусством, что дало основание Хабермасу оценить З. как непревзойденного *диагноста*, увидевшего в начале 20 в. проблемы, с которыми человечество продолжает сталкиваться и в конце прошлого века. В.Л. Абушенко

  1. зиммель (simmel) георгЗИММЕЛЬ Simmel Георг немецкий философ социолог представитель философии жизни основоположник т. н. формальной социологии. Усматривал трагедию творчества в противоречии м...Большой Энциклопедический словарь V
  2. зиммель (simmel) георгНем. философ и социолог основоположник социологии формальной см. Социология конституировалась у . прежде всего как метод вычленения во всей совокупности соц. явлений особ...Российская социологическая энциклопедия
  3. зиммель (simmel) георгнем. философ и социолог. С экстраординарный проф. Берлинского с проф. Страсбургского унта. На разных этапах своего творчества испытал воздействие идей раннего позитивиз...Современная западная философия
  4. зиммель (simmel) георгрод. марта Берлин ум. сент. Страсбург нем. философ и социолог профессор в Страсбурге. Сначала был представителем крайнего а затем умеренного релятивизма. В прагматист...Философский энциклопедический словарь II