Социологическая энциклопедия

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

структурированная и формализованная информация, собранная в ходе эмпирического социологического исследования. Процедуры формализации включают определение генеральной и выборочной совокупности, способов измерения показателей (переменных), а также интервалов времени, через которые производятся измерения ( Дизайн социологического исследования). Информация структурируется по обследуемым объектам, измеряемым показателям и времени проведения исследования. В большинстве исследований используются не более двух из трех названных критериев структурирования данных. Данные типа *объект* возникают при одноразовом (cross-sectional) статистическом обследовании выборки объектов по единственному показателю. Они представляют собой вектор измеренных значений. Если показателей несколько, структура данных представляется в виде матрицы типа *объект признак*. Это наиболее распространенный тип структуры данных ( Матрица данных), он используется, например, при опросах общественного мнения. Матрица данных *объект время* используется в тех случаях, когда на некоторой совокупности объектов через определенные промежутки времени измеряется один и тот же показатель, например, рождаемость в ряде стран или населенных пунктов. Если измерению подлежит только один объект, результаты измерения могут быть представлены вектором *время*; если на единственном объекте неоднократно измеряются несколько показателей матрицей *признак время*. Наконец, данные типа *признак* возникают при единовременном исследовании одного объекта по нескольким показателям, как, например, при психологическом тестировании. Данные, в структуре которых присутствуют все три измерения (*объект признак время*), образуются при неоднократном измерении одних и тех же показателей на одной и той же совокупности объектов. Они могут быть представлены в виде *куба*, образованного в результате *наложения* друг на друга нескольких двумерных матриц *объект признак*, относящихся к последовательным промежуткам времени. Данные этого типа порождаются, в частности, лонгитюдными и когортными социологическими исследованиями, при которых одним и тем же респондентам через определенные промежутки времени задаются одни и те же вопросы. О.В. Терещенко