Социологическая энциклопедия

ГОФМАН (GOFFMAN) ИРВИНГ

(1922-1982) американский социолог и психолог. Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего драматургическую социологию. Ученик Дж.Г. Мида . Известен прежде всего своей первой работой *Я и маски* (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами *Стигма* и *Приюты* (*Тотальные институты*). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера ), а как задаваемое образом театральной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия. Центральное понятие концепции Г. *Я сам* как *маска*, как представленный образ роли, т.е. человек берется в отвлечении от его *телесности*, он здесь лишь предлог для предстоящего по *сценарию*. Изначально он актер, уже предзаданный *профессионально*, но еще относительно непредсказуемый, *недооформленный* в реальном ролевом взаимодействии. Границы того, что и кого можно представить, задает *сцена* с имеющимся на ней *реквизитом*. Результат постановки зависит прежде всего от характера *постановки* (сценария, режиссеров и т.д.), с одной стороны, и поддержки (или неподдержки) действа *публикой* с другой. Публике в структурировании социального взаимодействия Г. отводятся доминирующие позиции в *драме*, без нее нет театра. Причем актер может *представлять* как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе. Более того, он может стать публикой сам для себя, когда *я* разговаривает со *мной* или с *обобщенным другим*. Его *игра* это скорее сопротивление себе, чем публике. Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия. Социальная (ролевая) дистанция у Г. это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бесконфликтно дискриминировать одну из них. В противном случае возможны два равно нежелательных исхода: или человек запутывается в хитросплетениях жизни, теряя представление об ориентациях и границах, или попадает в категорию психически больных. И, наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дистанцироваться от себя самого и занимать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность. Отсюда еще два понятия концепции Г.: *честный актер*, т.е. не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью; *циничный актер*, который неидентичен роли и хорошо это осознает. *Честный* при этом не обязательно *хороший*, а *циничный* *плохой*, эти понятия вводятся для описания рефлексивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально-нравственной стороны социального взаимодействия. Эти характеристики и параметры театральной постановки рассматриваются Г. как вневременные (константные), что не исключает их специфически культурной окраски и мастерства актеров, развертывающих *перформанс* (представление) жизни. Таким образом, реализуется главная установка драматургической социологии *изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них*. В.Л. Абушенко