Социологическая энциклопедия

ВСЕМИРНАЯ ДЕРЕВНЯ ИЛИ ВСЕМИРНАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ

термин М.Мак-Люэна , введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, которая оформилась в результате распространения в мире электронных средств связи, благодаря чему люди получили возможность мобильной коммуникации между самыми отдаленными точками на нашей планете. По мнению Мак-Люэна, электронные средства коммуникации воссоздают общину В.Д.: *земной шар, обвязанный электричеством, не больше деревни*. Благодаря электронным средствам коммуникации, передающим информацию со скоростью света, возникает эффект *имплозии* взрывного сжатия пространства и времени, а также информации. Пространство и время *исчезают*, сливаются различные отрасли знания, мысль с чувством, сознание с реальностью. Мак-Люэн полагал, что люди стоят на пороге *раскрепощенного и беззаботного* мира, в котором человечество действительно может стать единой семьей. Характерными особенностями В.Д., по его мнению, являются: 1) интенсификация и массовость коммуникационных процессов; 2) синтез разных видов коммуникации и коммуникационных средств; 3) глобализация коммуникационных и информационных процессов. Термин *В.Д.* это у Мак-Люэна не только констатация того, что уже произошло, но и того, что во всевозрастающей степени происходит и будет происходить. По мере информатизации общества понятие В.Д. все более соответствует его природе. Изо дня в день, вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы *в одной деревне*. Они вольно или невольно все основательнее вмешиваются в жизнь друг друга, рассуждая обо всем, что им приходится видеть и слышать. Во В.Д. повседневно переплетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение *все времена и пространства сразу* все *мировоззрения, культуры, способы общения, ценности, традиции*. Соответственно такой мир является внутренне нестабильным и взрывоопасным, поэтому требует к себе инженерного, управленческого отношения. А позитивная возможность такого отношения (разрешение конфликтов, обеспечение прав человека, противостояние разным формам насилия над личностью и т.п.) определяется, по Мак-Люэну, тем, что *всемирная деревня абсолютно обеспечивает максимальные разногласия по всем вопросам*. И.В. Сидорская