Социологическая энциклопедия

ВЕБЕР (WEBER) АЛЬФРЕД

(1868-1958) немецкий экономист, социолог, философ. Младший брат Макса Вебера . Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899-1907); с 1907 профессор кафедры экономики и социальных наук Гейдельбергского университета. Основные сочинения: *Германия и кризис европейской культуры* (1924), *Идеи по поводу социологии государства и культуры* (1927), *История культуры как социология культуры* (1935), *Принципы социологии истории и культуры* (1951), *Третий или Четвертый человек* (1953) и др. Находился под значительным влиянием идей О.Шпенглера. Стремился создать новую науку социологию истории и культуры, соединяющую весь материал истории и познания современности, науку не философскую, но эмпирически интуитивную, установка которой заключалась бы не в выведении лежащего за пределами вещей смысла движения истории, но сознательной ориентации на переживание образа как факта, единственно доступного человеческому познанию, неразрывно связанному с явлением. Эта наука, по мысли В., преодолевает границы *линнеевской системы*, понимая мир в его многообразии, текучести и взаимосвязанности, в периоды упадка и взлета. По В., под судьбой (без акцентирования ценности, как чистом феномене) в потоке истории подразумевается то, что в философии предполагается о прогрессе. Предшествовавшие попытки социологического объединения исторических событий и явлений культуры, по мнению В., принимали во внимание лишь факт интеллектуализации: Г.Гегель, О.Конт , К.Маркс , Г.Спенсер с той или иной стороны подчеркивали роль интеллектуального развития человека. Но рефлективное постижение, внутренняя интеллектуализация или внешнее рационализирование существования есть просто техническое оформление материала жизни, поэтому возможные объективации государство, право, экономика и др. формы общественных институтов являются, прежде всего, продуктами процесса цивилизации, следовательно, для В., чисто биологическими образованиями, создаваемыми и сохраняемыми стремлением к существованию, а не объективациями культуры. Только когда жизнь от своей необходимости и полезности придет к стоящему над ними образу, будет существовать культура, в которой обретается целостность внутреннего бытия вместе с целостностью внешнего мира. Объективации становятся предметом, которому культура придает свой образ; само же *культурное* оказывается не абстрактным общим понятием, но совершенно конкретными *вещами*, имеющими значение всеобщего. Таким образом, задача социологически ориентированного культурологического исследования заключается в объяснении, исходящем от *чувства жизни*, динамического возрастания конкретностей, которые обозначены В. как культура. В этом потоке развития В., вслед за О.Шпенглером, усматривал обособленные друг от друга исторические образования культуры, обладающие каждая своей собственной судьбой, проходящие периоды роста, зрелости и упадка, создающие свои собственные формы общественного устройства. Общественный процесс действует в каждом историческом образовании согласно собственному закону, хотя обнаруживаются общие формы и типы рядов развития. Культурное воление, процесс цивилизации и социологическая констелляция находятся в определенном динамическом взаимодействии, исследование которого позволит уяснить и истолковать периодичность и ритм движения культур. Абсолют, к которому в историческом процессе стремятся культуры, проявляет себя только в конкретной исключительности индивидуальных форм существования народов и времен. Культура, осуществляющая материально-общественный и духовно-цивилизационный *синтез жизни* создает усредненный культурный тип народа, единство общности людей и их судьбы в истории. Требование конкретности социологического видения обращает предмет интереса В. на частное исследование уникального исторического образования Европы и современного облика немецкой нации как культурного типа в ситуации легитимирования *всеобщего распада форм*, приведшего к духовному кризису, разрешение которого видится В. в обращении к прежней динамике духовного развития. Ее выявление, учитывающее тенденции цивилизации и цели культуры, и является непосредственной задачей социологического анализа истории. С.А. Радионова

  1. вебер (weber) альфредВЕБЕР Weber Альфред немецкий экономист и социолог. Брат М. Вебера. Разработал концепцию социологии истории и культуры по которой ход истории определяется процессом духо...Большой Энциклопедический словарь V
  2. вебер (weber) альфредрод. июля Эрфурт ум. мая Гейдельберг нем. социолог с профессор. Соединял социологию со структуралистским учением в исторической науке. В социологии культуры Вебера п...Философский энциклопедический словарь II