Социологическая энциклопедия

АНТРОПОТЕХНИКА

совокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в 20 в. как философский ответ на вызов тоталитарных идеологий, продемонстрировавших столь же эффективные, сколь и антигуманные технологии процесса воспитания *нового человека*. Первые попытки формулировок технического отношения к человеку возникали в рамках объяснительных, дескриптивных философских теорий например философская антропология М.Шелера . В рамках философско-социологического отношения к А. характерно формальное употребление категорий *человек* и *человеческое*, направленное на формулировку принципов мышления об этом и решение проблемы принципиальной подверженности человека искусственным воздействиям и их ограничениям. Одним из ведущих мотивов для этих философских размышлений выступает расширение человеческих возможностей и границ. После Первой мировой войны А. эмансипируется от философии и начинает складываться как синтез воспитательных, психотерапевтических, а иногда и эзотерических практик. В А. входят методы работы с сознанием, психическими процессами, телесностью из христианства с его практиками медитации и аскезы, а также из восточных религий и культов. Разрабатываются и изобретаются различные формы тренингов: от аутотренинга начала века до заимствования методов и элементов у-шу, йоги и т.д. По мере накопления знаний, методического оснащения и опыта происходит институционализация отдельных антропотехнических подходов. Иногда они институционализируются в традиционной деятельности, например в педагогике (вальдорфская педагогика), в психотерапии, иногда за пределами традиционной деятельности (в эзотерических, харизматических сектах, молодежных сообществах, маргинальных группах, авангардистских течениях искусства). В своих крайних формах антропотехнические практики могут приходить в столкновение с законом и требуют правового регулирования. Речь идет не только о концептуальном обосновании употребления наркотиков в маргинальных группах (С. Гроф, Кастанеда), но и явлениях Кашпировского, Чумака, Джуны и др. на экранах массовых телевизионных программ. В последние годы 20 в. А. начинает рассматриваться как философско-концептуальная рефлексия многочисленных форм воздействия на сознание, психическую организацию и телесность человека, по большей части не контролируемых в самих этих практиках. С появлением А. существенно расширяются представления о человеке: человеческий феномен перестает рассматриваться как натуральный, природный, биологический и все больше выступает как принципиальная возможность, потенциальность. Человек снова начинает рассматриваться в категориях *замысла*, *проекта*, *цели*, *образа и подобия*. В.В. Мацкевич

  1. антропотехникасовокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в в. как философский ответ на вызов тоталитарных идеологий продемонстрировавших стол...Большой толковый социологический словарь II
  2. антропотехникаАНТРОПОТЕХНИКА совокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в в. как философский ответ на вызов тоталитарных идеологий продемонс...Новейший философский словарь
  3. антропотехникасовокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в в. как философский ответ на вызов тоталитарных идеологий продемонстрировавших стол...Новейший философский словарь II
  4. антропотехникаантропотехника...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  5. антропотехникал.т. антропотехника...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  6. антропотехникагр. человек и техника это наука о педагогическом проектировании систем и процессов развития детей и каждого ребенка в отдельности с учетом их национальности геополитиче...Основы духовной культуры
  7. антропотехникаж. см. эргономика...Русско-английский психологический словарь
  8. антропотехникаRzeczownik антропотехника f ergonomia f...Универсальный русско-польский словарь