Социальный менеджмент. Словарь-справочник

ФОКУСГРУППА

инновационная социологическая технология, заключающаяся в проведении интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой обычных людей (в отличие от экспертов при экспертном опросе, мозгового штурма и др.). Это качественный метод сбора информации, базирующийся на использовании эффекта групповой динамики и предполагающий групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основное достоинство - возможность оперативного получения глубинной информации в небольшой группе респондентов. При этом внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме. Стоимость проведения фокус-группы существенно ниже глубинных интервью и других технологий, она может применяться как в сочетании с другими методами (количественными либо качественными), так и в виде самостоятельного метода сбора информации. Термин «фокус-группа» является сокращением понятия «фокусированное интервью», предложенного Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендаллом в 1946 г. По мнению Т. Гринбаума, автора популярного на Западе учебника по фокус-группам, эта технология включает четыре основных элемента: 1) вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте; 2) взаимодействие участников; 3) направление групповой дискуссии профессионалом-модератором в соответствии с заранее поставленными целями; 4) наличие сценария с фокусированием проблем и обеспечением спонтанных высказываний участников, групповой динамики. В отличие от количественных методов исследования, дающих ответы на вопросы, кто, сколько и т.д., фокус-группа отвечает на вопросы, как именно, почему. Как правило, фокус-группы работают в помещениях, оборудованных видеокамерой. Число участников - от 8 до 12. Нежелательно включать в группу лиц, уже участвовавших в подобной работе, связанных с данной отраслью, рекламой и маркетинговыми исследованиями, хорошо знакомых друг с другом или с модератором. Модератор - ключевая фигура в фокус-групповом заседании - должен не выступать в роли начальника, руководителя дискуссии, а быть тем, кто способствует ее ходу, балансирует между активным участием и пассивным наблюдением. Продолжительность фокус-группы обычно колеблется от 1,5 до 3,5 часов. Наиболее подходит вечер рабочего дня или выходной день. Обстановка в помещении должна быть нейтральной (отсутствие ярких цветовых пятен, отвлекающих предметов, хорошая звукоизоляция), стол круглой или овальной формы, на котором находятся канцелярские принадлежности, прохладительные напитки и легкие закуски, возможно дистанционное видеонаблюдение (телетрансляция в соседнее помещение). Структура сценария фокус-группы обычно состоит из вступления, фоновых вопросов, основных вопросов, дополнительных вопросов и окончания [35].

  1. фокусгруппасм. Метод фокусгрупп....Большая психологическая энциклопедия
  2. фокусгруппаФОКУСГРУППА см. Метод фокусгрупп....Большой психологический словарь
  3. фокусгруппаметод качественного социологического исследования цель которого определить реальное отношение и взгляды людей по тому или иному вопросу. Проводится в группе численностью ...Глоссарий медико-социологических терминов
  4. фокусгруппакачественный метод сбора социологической информации способ выявить различие в понимании некоторой проблемы события явлений жизни определенными группами людей....Краткий социологический словарь
  5. фокусгруппафокусгруппа сущ. колво синонимов интервью Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы интервью...Словарь синонимов II
  6. фокусгруппаFOCUS GROUP Метод используемый при проведении качественных исследований когда небольшую группу людей просят сосредоточиться на том или ином вопросе и обсудить его с интер...Социологический словарь
  7. фокусгруппаметод пограничный между качественным и количественным подходами так как с одной стороны является способом глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы у...Социология. Словарь
  8. фокусгруппаангл. Focus Group заимствованный из экспериментальной психологии метод изучения группового сознания малой группы для распространения результатов на более широкую аудитори...Спонсорский словарь
  9. фокусгруппагруппа для проведения бесед как правило с потребителями под руководством опытного ведущегомодератора. Группа фокусируется на конкретной теме. В группу входит человек....Управление маркетингом, термины
  10. фокусгруппакачественный метод социальнопсихологических исследований применяемый в маркетинговых и рекламных процедурах. Отличается от других типов исследований рядом признаков пред...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз