Социальный менеджмент. Словарь-справочник

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ

инструкции, которыми регулируется поведение персонала организации. По мнению М. Вебера, это главный инструмент обеспечения эффективной работы организации; координация всех структурных элементов достигается через неукоснительное подчинение правилам. С этими взглядами не согласны другие эксперты в сфере социального менеджмента. Так, П.М. Блау считает, что правила могут стать и дисфункциональными, поскольку не могут охватить всю гамму возможных ситуаций, а появляющиеся вслед за изменениями обстановки новые правила нередко вступают в противоречие с уже существующими. Установленные правила могут применяться индивидами вовсе не так, как рассчитывалось их разработчиками, использоваться для достижений не целей организаций, а собственных, личных. Перроу отмечает, что, предписывая необходимый порядок действий персонала, правила создают возможность не делать того, что ими не предусмотрено, поэтому работники способны нанести значительный ущерб организации, всего лишь «работая по правилам». Приверженцы этнометодологии, например Д. Циммерман, утверждают, что правила следует рассматривать ситуативно, в контексте их действительного применения, так как они дают персоналу возможность использовать их или пренебрегать ими в зависимости от поставленных целей [59].