Слово о полку Игореве - словарь-справочник

ЧРЪНЫИ

Черный — чръныи,-ая, -ое;чрънъ,-а, -о (4)
1. Черный цветом:

А Святъславь мутенъ сонъ видѣ въ Кіевѣ на горахъ. «Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече,чръноюпаполомою, на кроваты тисовѣ...».22—23.

Единои бо нощи поющю ми въ кели обычьныя псалъмы, и се пьсъчьрнъста предъ мною.Ж. Феод.,44 а(XII—XIII вв. ← ок. 1088 г.). 2 мыши, одѣна бѣла, а другаячернаа, то есть днь и нощь.Пов. об Акире,199(XV в. ← XI—XII вв.). 1071: «То каци суть бози ваши, кде живуть?» Онъ же рече: «В безднахъ. Суть же образомчерни, крилаты, хвосты имуще».Пов. врем. лет,119(1377 г. ← нач. XII в.). Видѣвъ же Александръ въ Мемъфѣ высокъ кумиръ, сдѣланъчернымъкамениемъ.Александр.,35(XV в. ← XII в.). Бе бо юноша возрастомъ велми лепъ паче меры, а власы имуще кудрявы ...лице же его яко снегъ и румяно яко червецъ, брови жечерныимяше.Девг. Д.(Тихон.),136(XVIII в. ← XII—XIII вв.). А третии (венок) бѣлѣи обою, от всякого цвѣта украшенъцернаи бѣла.Прол. БАН-II, 53(XV в.). Подъ Офонасья возокъ съ жеребцами, поволоченъ бархатомчернымъ.Римск. имп. д.-II, 738(1599 г.). Знамена у них яныческия велики неизреченно,черны. В себе знамена, яко тучи страшныя, покрывают людей.Аз. пов.(поэт.),61(XVII в.).

∆ Как прислал мне (милый)чернуюрубашечку, / В рубашечке белая бумажечка, / В бумажечке написано три словечка.Барс. Причит. Сев. кр.,II,271.
Ср.В. П. Адрианова-ПеретцСл. о п. Иг.»и памятники рус. литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 127): «Черная одежда как символ печали известна летописи: посол князя Изяслава Мстиславича Петр Бориславич рассказывает в своей повести, что, прибыв в княжеский дворец Владимирка Галицкого, он с удивлением увидел: „Слугы княжи вся в черних мятлях“, а Ярослав „на отни месте в черни мятли и клобуце“ (Ипат. лет., 1152 г.). Акир Премудрый приказывает надеть слугам в знак печали „черныя ризы“ (стр. 133)».
Черные(чьрныя,чръныя)ризы— монашеская одежда.

Видѣвъши же ю Феврония въчьрнахъ ризахъобълчену.Усп. сб.,132 б(XII—XIII вв.). О убогый иноче, ...что ради в чернечское имя облъкся еси? И не избавят тебе мукычерныя ризы.Патер. Печ.(Абр.),99(XV в. ← XIII в.).

| В качестве постоянного эпитета:

Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ,чръныиворонъ, поганыи Половчине.11.Чръназемля подъ копыты костьми была посѣяна, а кровію польяна: тугою взыдоша по Рускои земли.17—18.

Единый же поваръ ...рече посмехаася: Исакые, оно сѣдить вранъчернъ, иди, ими его.Патер. Печ.(Абр.),187—188(XV в. ← XIII в.).Черназемля под копыты, костьми татарскими поля насѣяша, кровью земля пролита.Задон. Ист.-1, 543(кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). И рекше им князь великии Дмитреи Иванович: «Братия и князи руские, гнѣздо есмя были великого князя Владимера Киевскаго, не в обидѣ есмя были по рожению ни ястребу, ни крѣчату, ничерномуворону, ни поганому сему Момаю».Задон. Унд.,536(сер. XVII в. ← XIV в.). Въ горахъ тѣхъ ...витаютъ гуси и утицы, — перие красное, — воронычерные, а галъки сѣрые.Авв. Ж.,22(XVII в.).

∆ А й как князь Роман Митрьевич, / ...А как ён мастер ведь по полям скакать, / А й по полям скакать да он серы́м волком, / А по темныим лесам летать дачернымво́роном.Онеж. былины Гильф.,I,562. «Я пошел, батюшка...чернупашенку пахать».Сказки и предания Самар. края,120. То нечорни̃хмары ясне сонце заступали. / Не буйныи вѣтры в темно̃м лузѣ бушевали, / Козаки Хмельницького ховали.Максим. Нар. укр. песни,I,46.Чернаро̃ля заорана / И кулями засѣяна, / Бѣлым тѣлом зволочена... / И кровою сполощена.Там же,I,154. Дро̃бный пѣсочок посѣєме мы, / Та нам ся станечорназемлиця.Головацк. Галицк. нар. песни,II,5. Що жь єму з но̃жок кров выступає. / Кров выступає, слѣд затапає, / Ойчорныйворон ба й залѣтає, / Та его кровцю ба й попиває.Там же,29. При долине широкой, / Вивсячерныйворон / Над моею головой.Радченко. Гомельск. нар. пес.,219.
Ср.В. Н. Перетц(К изучению«Сл. о п. Иг.».IV. Эпитеты в«Сл. о п. Иг.»и в устной традиции. — ИОРЯС, т. XXX, 1925. Л., 1926, с. 193—194): «В письм. и устн. традиции повторяются лишь два первых сочетания „Слова“ (черный вран (ворон) и черная земля, —В. В.). ...Украинская традиция знает ...сочетание „Слова“: чорный ворон...; чорная хмара в „Слове“: чръныя тучя, —В. В.). ...В белорусской устной традиции сохранились те же два сочетания „Слова“, что и в украинской: чорон ворон ...чорная туча ...Таким образом, в традиции трех ветвей русского племени — три сочетания „Слова“».Ф. Я. Прийма(Южнославянские параллели к«Сл. о п. Иг.». —В кн.: Русский фольклор, т. XI. М. — Л., 1968, с. 233—234): «Выражениечръна земля, по-видимому, было широко распространенным в древнерусском народно-поэтическом творчестве, насколько можно судить об этом по данным сербскохорватского и болгарского фольклора, где словосочетаниецрна земља(черна земля) встречается ...часто... Прилагательноечернав качестве постоянного эпитета к словуземлядовольно широко распространено также и в украинской народной поэзии, особенно в песнях западноукраинского происхождения. Одна из таких песен — „Черна роля заорана“, как известно, привлекла внимание Пушкина в период его работы над „Словом о полку Игореве“ (Я. Н.Ясинский. Из истории работы Пушкина над лексикой «Сл. о п. Иг.». — Временник Пушкинской комиссии, № 6. М. — Л., 1941, с. 343, —примеч. Ф. Я. Приймы). В русской, а отчасти и в украинской народной поэзии и письменности словосочетаниечерная земляс течением времени вышло из употребления; его место было занято столь же устойчивым словосочетаниемсырая земля(сыра земля). ...Словочернаяв функции постоянного эпитета к словуземлядля севернорусских диалектов уже в XIV в. отзывалось анахронизмом. Именно поэтому автор „Задонщины“, полностью заимствовав из „Слова“ фразу „чръна земля ...польяна“, решил все же освободить ее от мнимых „недостатков“. Словочрънабыло воспринято им как сказуемое к словуземля, но так как во фразе уже были сказуемыепосѣянаипольяна, то к ним было найдено дополнительное подлежащееполя. В результате названного „усовершенствования“ получилась весьма затейливая, но неуклюжая фраза («Черна земля под копыты, костьми татарскими поля насеяны, а кровью полияно», —В. В.), внимательный анализ которой убеждает нас во вторичности „Задонщины“».Ф. Я. Прийма(Болгарские параллели к«Сл. о п. Иг.». —В кн.: Русско-болгарские фольклорные и литературные связи,т. 1. Л.,1976,с. 64—65): «...слово „чръна“ — постоянный эпитет. ...Примечательно, что в болгарском фольклоре не только пахотная земля, но и земля в целом как место, предназначенное людям для жизни, сопровождается тем же постоянным эпитетом. ...Встречается, наконец, в болгарских народных песнях и выражение „майка църна земя“ (1, 414, 415 — см.: Българско народно творчество в дванадесет тома. София, 1961—1963, —В. В.), соответствующее русскому „мать сыра-земля“».
|| Темный:

Чръныятучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти д̃ солнца, а въ нихъ трепещуть синіи млъніи.12.

Аще ли луча своя пригыбая къ себе явить солнце или почернѣвши облакы обдержимъ, егда начнеть всходити, тожечернобудеть и мутно.Палея толк.,33—34(1406 г. ← XIII в.). Низок есть (Александр), имѣя зубы великы и възороченъ, едино же око его бѣло и другоечерно.Хрон. Амарт.,47(XIII—XIV вв. ← XI в.). И начаша юношу прилежно целовати и ризы с него совлекоша, исподни жъ быша хладари, а верхни бяхучерны, сухимъ златомъ тканы, а предрукавие драгимъ жемчюгомъ сажены.Девг. Д.(Тихон.),137(XVIII в. ← XII—XIII вв.).

Ср.Н. Б. Бахилина(История цветообозначений в рус. языке. М.,1975,с. 29): «...прилагательное черный может использоваться как определение, называя не собственно черный цвет (напр., цвет сажи), а цвет темный, темнее, интенсивнее обычно свойственного данному предмету, например, черные глаза, черные тучи и пр.».
2. Темнокожий; чернокожий.

Видѣхъ въ сь час посрѣдѣ тържища градьнааго мужа высока видъмь и красьна добротою ...и другааго видѣхъчьрнавельми, и мнози воини подобьни ему чьрьнѣюще ся.Усп. сб.,100 б(XII—XIII вв.). Въ дьньхъ предьнихъ бѣ нѣкто мюринъ разбоиникъ, великъ,чьрнъзѣло и страшь зьрѣти.Ж. Нифонта,298(1219 г.). А у которые жены от гостя зачнется дитя, и мужь даеть алафу; а родится бело, ино гостю пошлины 18 тенекъ; ачернородится, ино ему нѣтъ ничево.Хож. Аф. Ник.,22(кон. XV — нач. XVI в. ← 1466—1472 гг.).

3.Перен.Порочный, бесовский.

Аще будут грѣси ваши якочерни, яко снѣгъ убѣлю.Гр. Бог.,24(XIV в.). И яко вси вхожаху свѣтломь лицемь и просвѣщеною душею... Единого же, рече, братачерноюдушею дѣмоны же обаполы идуща.Прол. 1383 г.,27 б.И елико люди бѣсовьскыхъчерныхъи злыхъ отъ моря исходяще и грядуть ко мнѣ.Ф. Студ.,106 в(XIV в.).

4. ●Черные люди— незнатные; тяглые, обложенные податями.

1185: И тако угадавше вси сосѣдоша (князья) с конии, хотяхуть бо бьющеся доити рѣкы Донця; молвяхуть бо: Оже побѣгнемь, утечемь сами, ачерныя людиоставимъ, то от бога ны будеть грѣхъ.Ипат. лет.,641(XV в.). 1269: И ту створися зло велико: убиша посадника Михаила, и Твердислава Чермного, ...и много добрых бояръ, а иныхъчерныхъ людиибещисла.Новг. 1 лет.,86(XIV в.). А хто не въсхочетъ тянути, инѣ ся земль съступят, а земличерным людемдаром.Грам. 1389 г.(1,моск..). А которыи слуги потягли к дворьскому при наших отцѣхъ, ачерныи людик сотьскому, а тѣхъ намъ не приимати.Гр. 1390 г.(1,моск.).

◊ Чръныи — им. пад. ед. ч. м. р.; чръна — им. пад. ед. ч. ж. р. кр. форма; чръною — твор. пад. ед. ч. ж. р.; чръныя — им. пад. мн. ч. ж. р.

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова.Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1965—1984