Слово о полку Игореве - словарь-справочник

ХОРСЪ

Хорсъ — Хръсъ— языческий бог восточных славян. Бог солнца (?) (1):

Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великомуХръсовивлъкомъ путь прерыскаше.37.

980: И постави (Владимир) кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, иХърса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь.Пов. врем. лет,56(1377 г. ← нач. XII в.). Они все богы прозваша солнце и мѣсяць, землю и воду, звѣри и гады то сетьнѣе и человѣчьска имена та утрия Трояна,Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша.Сб. Тр. № 12, 30(XII—XIII вв.). Такои се крьстьянинъ не мога терпѣти крьстьянъ двоевѣрно живущихъ, вѣрующе в Перуна иХорсаи в Мокошь и в Сима.Зл. цепь,22—22 об.(XIV в.). И въ прѣлесть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна иХорса, Дыя, и Трояна.Сл. и поуч. против языч.,51(XVI в.).

Ср.П. Прейс(Донесение г. министру народного просвещения из Праги от 26 дек. 1840 г. — ЖМНП, 1841, ч. 29, отд. IV, с. 35—37): «СловоХорс... заимствовано из арийской ветви языков. Сюда принадлежит и новоперсидское:хорилихур— солнце.Нельзя, однако ж, думать, чтобы словоХорсвзято было из сего диалекта. ...Форма, которую находим в еврейском подлиннике Ветхого Завета „Кореш“... Известно, что со времени владычества персов в язык еврейский вошли многие слова из языка повелителей. Таким было и слово:херес— солнце. Рассмотрение места Слова о полку Игореве и свидетельство летописи показывают, что Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое. ...Хорс занимает второе место после Перуна; в „Слове“ он назван великим. Этот эпитет, вероятно, отвечает слову: khchaèta, которое постоянно прилагается солнцу в Зендских книгах... Поэт хотел сказать, что Всеслав превзошел в быстроте самого Хорса... Правописание Мниха Якова в „Похвале Владимира“, по копии со списка 1414 г., всего более приближается к слову: „Кореш“, если его „Хъроса“ (вин. пад.) будем читать: „Хороса“. Дело не невозможное, что второеов косвенных падежах, по произволу, и усекалось и удерживалось, как в слове:Мокошь».А. С. Фаминцын(Божества древних славян. СПб.,1884,с. 199): «Наиболее часто упоминаемым названием бога солнца было иноземное имя Хорсъ, также: Харсъ, Хоурсъ, Хърсъ, Хръсъ, Хросъ, встречающееся в многочисленных памятниках, обыкновенно рядом с Перуном ...к этому времени, в смысле его пояснения, иногда прибавляется в памятниках название Дажьбога, именем которого несомненно назывался представитель солнца. ...Не только в окрестностях Киева, но и вообще в России, следов этого имени мы почти не встречаем».С. 202:«О солнечной природе Хорса несомненно свидетельствует следующее обстоятельство: в извлеченном Срезневским отрывке из одного древнего памятника речь идет об Аполлоне, между тем в соответствующих местах других памятников имя Аполлона, бога солнца, является замененным именем Хрьсъ. (Древности. Тр. М. Арх. Об. 1. сл.: «Аполинъ», —примеч. А. С. Фаминцына)».С. И. Котков(Хорс в«Сл. о п. Иг.»и отголоски этого имени в Северской гидронимии. — Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Крупской,1963,т. 139,вып. 9. Тр. каф. рус. яз.,с. 71—73): «В гидронимии Новгород-Северской области XVII—XVIII вв. находим и следы упомянутого в „Слове“ имени бога Хорса... В копии выписки из отказных книг Рыльского уезда, которую в 1718 г. дал севский подьячий „порутчику Петру Семенову сн̃у Артакову“, встречаем такие строки: ...и к речке Взнички поместья до Хорсова болота до речки до Шихаевой... (ГИМ, ф. 229, № 139, л. 23. —примеч. С. И. Коткова). Путивльская писцовая книга 1628—1629 гг. ...называет следующие приметы угодий: старушка Званое да ровен Хорсав ...ровен Хорсов и позад Хорсова малые лески. (ЦГАДА, Поместный приказ, кн. 368, лл. 324 об., 331 об., —примеч. С. И. Коткова). Ассоциации с Хорсом в местной гидронимии — хотя и отдаленные, но, тем не менее, достаточно ясные свидетельства культа этого языческого бога в ряду других языческих богов в древней Новгород-Северской земле. ...Болота и овраги в народных верованиях с давних пор считались местопребыванием нечистой силы. ...Есть основание полагать, что Хорсово болото название аналогичного происхождения. Хорс — олицетворение темной силы. ...при переходе от язычества к христианству „добрые“ языческие божества, естественно, приобретали иную характеристику, с ними ассоциировалось все ложное, враждебное, темное и злое. В локальной гидронимии XVII в. отражен именно этот этап семантической эволюции слова Хорс».
Ср.также: А. Н.Робинсон. Солнечная символика в «Сл. о п. Иг.». — В кн.: «Сл. о п. Иг.». Пам-ки литературы и искусства XI—XVII веков. М., 1978, с. 32, 35, 37, 38; А. Л.Никитин, Г. Ю.Филипповский. Хтонические мотивы в легенде о Всеславе Полоцком. — Там же, с. 142—143.
◊ Хръсови — дат. пад. ед. ч.

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова.Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1965—1984

  1. хорсъh Хорсъ Хръсъ языческий бог восточных славян. Бог солнца Всеславъ князь людемъ судяше княземъ грады рядяше а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ ...Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»