Слово о полку Игореве - словарь-справочник

ТЕМНЫИ

Темный — темныи,-ая, -ое;теменъ,-а, -о (1)
1. Лишенный света, погруженный во мрак, неосвещенный или малоосвещенный:

Не тако ли, рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту, уношу князю Ростиславу затвори Днѣпрь,темнѣберезѣ плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславѣ.42.

Къто бо не почюдиться убо блаженууму сему, еже въ такоитьмьнѣпещерѣ пребывая единъ мъножьства пълковъ невидимыхъ бѣсовъ не убояся.Ж. Феод.(Усп.),38 а(XII в. ← ок. 1088 г.). И повелѣ своимъ воиномъ: Шедше, хранитися втемнѣхлѣвинѣ.Флав. Полон. Иерус.,172(XVI в. ← нач. XII в.). 1172: Бѣ же тогда ночьтемна, и уступиша инѣмъ путемъ изблудиша всю ночь (Василько с войском).Ипат. лет.,550(XV в.). Си рекъ, Александръ исхити мечь у отьца своего Филипа, и вся възлежащая уязви; ови бо от нихъ под трапезами крыяхутся, и друзии же под ложа подбѣгоша, ово вътемныхмѣстех крыяхуся.Александр.,23(XV в. ← XII в.). Отецъ же поѣде съ нимъ (Девгением), и многия люди поидоша за ними ...и доѣхаша дотемналѣсу, и слѣзе съ коня своего, и нача по лѣсу ходить.Девг. Д.,159(XVII—XVIII вв.← XII—XIII вв.). Видѣ же множьство бещисльно братия, яко же въ удолѣ коемъ глубоцѣ итемнѣзѣло шествующемъ.Панд. Ник.,53—53 об.(1296 г.).

∆ Говорит Илья Иванович: / Что же ты (конь) да ноньче подтыкаешься? / Что ль ты не бывал да вотемно́млесу, / Не слыхал ты соловьинаго да по́свисту?Онеж. былины Гильф.(1-е изд.),18. Выросла дуброватемнаятемная: муха не пролетит.Афан. Сказки,I,214. Ой пійду ятемнымлугом: / Оре мылый своим плугом.Метлин. Народ. южнорус. песни,57. А каб жа я была пирапелкой, / Куды бы захоцѣла — поляцѣла: / ...Ци уцемнылясы по горэшки, / Ци уцемнылуги по калину.Шейн. Белор. сб.,I,1,233.
Ср.В. Н. Перетц(К изучению«Сл. о п. Иг.».IV. Эпитеты в«Сл. о п. Иг.»и в устной традиции. — ИОРЯС, т. XXX, 1925. Л., 1926, с. 189): «В данном сочетании этот эпитет только в „Слове“; но не чужд в других сочетаниях древней письменности».Ф. Я. Прийма(Голоса, вторящие Плачу Ярославны. — В кн.: Соврем. проблемы литературоведения и языкознания. К 70-летию акад. М. В. Храпченко. М., 1974, с. 209): «...князь Ростислав утонул в Стугне в 1093 г., в конце мая, в такую пору берега реальной Стугны вряд ли могли быть темными. Эпитет этот таким образом ненатуралистический. Но его нельзя отнести и к числупостоянныхэпитетов. Согласно народному миросозерцанию, темной может быть туча, темным может быть лес, но только не берега. Есть основание полагать, что эпитет в выражении „на темном берегу“ связан с символикой и поэтикой древнеславянских причитаний. Основанием для нашего предположения могут служить три сербских причитания над мертвыми, записанные в 1836 г. Вуком Караджичем на восточном побережье Адриатического моря. В первом из них „темной“ названа мать умершего («тамна мајка»), во втором — жена умершего («тамна льубовца»), в третьем жена умершего характеризует этим эпитетом не только себя, но и дом свой («када дођем у дом тамни, тамној мене! Шта ћу ́ђеци каживати, ́ђеци леле!») (В. С. К. Ковчежић за исторју, језик и обучаје срба сва три закона. У Бечу, 1849, №№ 4, 6, 13; стр. 102, 104, 111, —примеч. Ф. Я. Приймы). В названных причитаниях „таман“ («темный») значит „траурный“. Согласно подобной символике, „темный берег“ — это берег, у которого погиб Ростислав, это берег скорби».
|| Не яркий, слабо светящийся.

Таче быша сынове мнози у Владимера, в них же бѣста святая сия, от нею же и повѣсть сия есть, тако свѣтящеся акы двѣ звѣздѣ свѣтлѣ посредѣтемныхъ, наричаю же Бориса и Глѣба.Ж. Бор. Глеб.(Чтен.),8(XIV в. ← XI в.).

2. Близкий по цвету к черному.

Съкрываеть ботьмьныиоблакъ сълньчьную красоту и свѣтьлость.Изб. Св. 1076 г.,55.Така бо бѣаше и на горѣ Синаисцѣи тма, не нощи бывши, нъ облаку сѣнь творещютьмну.Шест. Ио. екз.,8 об.(1263 г.).

Образно.

Мучении облакытьмьныястрадальца прешьдъша тьрьпѣньно, яко сълнце благодатию Спасовою въсияста.Мин. окт.,62(1096 г.).

∆ Из-за гор да за высоких / Наставала тучатемная, / Тучатемнаяда весьма грозная.Онеж. былины Гильф.,I,211. Шумяць, гудзяцьцемныхмары, / Шумнѣй, гуднѣй копки у гумнѣ.Шейн. Белор. сб.,I,1,144.
3.Перен.Дурной, злой, греховный.

Рече господь: свѣтильникъ тѣлу есть око: аще убо будеть око твое просто, вьсе тѣло твое будеть свѣтьло; аще ли око твое лукаво будеть, вьсе тѣло твоетьмьнобудеть.Остр. ев.,61 об. — 62(1056—1057 гг.). О оставльшии пути правыя, яко же ходити въ путьхътьмьныихъ(εν οδοις σκοτους), о веселяштиися о зълобѣ, и радуюштеися о развраштении зълѣ.Изб. Св. 1073 г.(Бод.),89. 1147: И о всихъ сихъ благодарю тя, господи, яко смирилъ еси душю мою, и сподоби мя прити на свѣтъ оттемнагои суетнаго и маловременьнаго сего вѣка.Ипат. лет.,350(XV в.). Духъ бо гнѣвьныи въ нашемь сердци сѣдя, очи разумьитьмьнымимятежи ослѣпить.Сб. Тр. № 12, 70 об.(кон. XII — нач. XIII в.). Благыи бо человѣкъ не имѣетьтемнаока, но милуеть вся, аще и грѣшници суть.Палея толк.,235(1406 г. ← XIII в.). Избави насъ от страха нощенаго и от лѣности, оттемныхъпомыслъ, да не къ смерти уснемъ.Яросл. сб.,216 об.(XIII в.). 4-ми дѣлѣсытеменъбысть умъ: ненавистию другъ друга, похулениемь, злослонемь (так!), рѣвениемь.Прол. 1383 г.,69 об.

||Перен.Невежественный, непросвещенный.

Просвѣщая вся людитьмьныя, научаше еже укланяти ся развращению, притѣкати же паче къ правовѣрьнѣи славѣ мудрыя церкве благодѣ[ти]ю Христа бога нашего, Иоаникие.Мин. нояб.,285—286(1097 г.). Погружь ю въ пучинѣ морьстѣи, яко же тъгда Фараона въ мори Черменѣмь сътемнымиегуптяны.Яросл. сб.,111 об.(XIII в.).

| В знач. сущ.

Аверкие, свѣтъ сътворилъ [ся] еси,тьмьныяпросвѣщая и вьсе бѣсовьское раздрушая тьмьное пребывание.Мин. окт.,156(1096 г.).

Темное слово— неясное, непонятное слово, иносказательное.

И Соломонъ глагола: «Когда разумѣю притчю итемное слово». Глаголеть бо ся притча и о подобьствии, етеру бо притчю предложи имъ.Хрон. Амарт.,115(XIII—XIV вв. ← XI в.). 1288: Володимѣръ же бѣ разумѣя...темно слово, и повѣстивъ со епископомъ много от книгъ, зане бысть книжникъ великъ и [философъ], акогоже не бысть во всеи земли и ни по немь не будеть.Ипат. лет.,913(XV в.).

4. Принадлежащий аду, адский.

И въ ровѣ прѣисподьнимь, якоже пишеться и въ Ииовѣ, въ землитьмнѣи мьгльнѣ (εις γην σκοτεινην και γνοφεραν) въ земли тьмы вѣчьныя, болѣзньно же естьствъмь есть мѣсто то.Изб. Св. 1076 г.,132 об.И постави мя в мѣстѣтемнѣ, отинудь вопля и скрьжта исполньнѣ, и показа ми пещь горящю огнемь.Прол. БАН-II, 198—198 об.(XV в.).

|| Бесовский, дьявольский.

Твьрдыими пощения подвизании низъложивътьмьнаяначала, отьче, пьрвѣе, послѣже же пострадавъ крѣпъко, всякои пагубѣ тѣхъ прѣдалъ еси, Стефане.Мин. нояб.,487(1097 г.). В негоже (сатаны) мѣсто постави господь старѣишину Михаила, спадшии же чинъ нарѣкошася дѣмони, от них же отя господь богъ славу и чьсть и свѣтлости бывшю на нихъ прѣж, и преложи я въ духътеменъ, и по вздухомъ облетати повелѣ.Палея толк.,39(1406 г. ← XIII в.).

◊ Темнѣ — предл. (мест.) пад. ед. ч. м. р.

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова.Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1965—1984