Слово о полку Игореве - словарь-справочник

ДАЖЬБОЖЬ

Даждь-божь, Дажь-божь, -а, -е — притяж. прилаг. от имени Дажьбог (2):

Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизньДаждь-Божавнука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.16—17. Уже бо, братіе, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида въ силахъДажь-Божавнука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону.19.

Ср.А. А. Потебня(„Сл. о п. Иг.“.2-е изд. Харьков, 1914, стр. 60—61): „Мне кажется, чтов’нукъ Даждь Божьесть только другое собирательное название ниже упоминаемых человѣковъ и ратаевъ, тех смердов, о которых Мономах говорит: «На весну начнеть смердъ ... орати ... и приѣхавъ Половчинъ ударить смерда стрѣлою и поиметь лошадь ... и жону его, и дѣти его, и гумно его зажжеть» (Ип.). Плоды горя, посеянного княжими усобицами, это — то, что «гибло достояние смерда (Даждь-божа внука), среди княжих крамол жизнь человеческая сокращалась». Таким образом вышло бы, что автор Слова, вместе с лучшими людьми своего времени и нашего, именно «смердов жалует, и их коней», и их гумен. Что до сомнительности того, чтобы смерд, хотя бы как и собирательное лицо, был назван внуком солнца, то мы видим, что в величальных песнях и единичные лица, как хозяин и его семья, не только представляются князьями, правителями, судьями, полководцами, но и возводятся в божество, что, конечно, теперь певцами не сознается“.
Ср.Дажьбогъ— языческий бог солнца.

980: И нача княжити Володимеръ в Киевѣ единъ, и постави кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна ... и Хърса,Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь.Пов. врем. лет,56 (1377 г. ← нач. XII в.).1114: Сего ради прозваша ѝ Сварогом, и блажиша ѝ Егуптяне; и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричютьДажьбогъ...Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже естьДажьбогъ, бѣ бо мужь силенъ.Пов. врем. лет (Ип.),198 (XV в. ← нач. XII в.).

Ср.Ф. Корш(Владимировы боги. — Сб. Харьковского историко-филол. общ.,т. XVIII, 1909, стр. 53): „В Дажьбогълегко предположить повелительное наклонение от глаголадати, но, так как Дажьбог олицетворяет собою солнце, с не меньшим правом можно заподозрить в первой части этого имени корень daгс— «жечь», вообще славянам несвойственный“.Л. П. Якубинский(История древнерусского яз. М.,1953,стр. 339): „Исконно славянскими являются, несомненно, и названия Стрибога и Дажьбога. В слове Дажьбогъ в первой части дажь (Вяч. Вс. Иванов,В. Н. Топоров(Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.,1965,стр. 16): „Дажьбог (др.-русск. Дажьбогъ), характеризующийся одним явным атрибутом — отношением ксолнцу...Вместе с тем на основании двух упоминаний Дажьбога в «Сл. о п. Иг.» можно было бы сделать вывод о существовании у этого бога функции родоначальника или покровителя по отношению к коллективу, границы которого не удается определить достаточно точно, хотя и очевидно, что речь идет о русских:погыбашеть жизньДажьбожя вънука;въстала обида въ силахъДажьбожя вънука“.Стр. 61: „Характерному для южных славян представлению о едином боге на небесах, видимо, не противоречит и тот контекст, в котором упоминается (сербский фольклорный текст середины XIX в.)Дабог, возможно, сопоставимый с восточнославянским Дажьбогом, например:Дабог цар на земли а Господ Бог на небесима; следы южнославянского почитания Дабога / Дајбога можно бы было видеть в топонимических и ономастических данных. Однако скудость сведений, их поздний характер и некоторые различия по сравнению с восточнославянским Дажьбогом, во-первых, не позволяют с надежностью идентифицировать Дабога с Дажьбогом, во-вторых, не дают возможности с точностью определить место Дабога в южнославянской системе RS (религиозной системе, —В. В.), высший уровень которой остается существенно менее полным и определенным, чем у всех других славян“.
Дажь (Даждь)-Божа — род. пад. ед. ч. м. р.

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова.Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1965—1984