Слово о полку Игореве - словарь-справочник

ВЛЪКЪ

Волк — вълкъ — влъкъ(9):

Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъвълкомъпо земли, шизымъ орломъ подъ облакы.2—3. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: „...а мои ти Куряни свѣдоми къмети... сами скачють, акы сѣрыивлъцивъ полѣ, ищучи себе чти, а князю славѣ“.7—8. Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію;влъцигрозу въсрожатъ по яругамъ ...9. Гзакъ бѣжитъ сѣрымъвлъкомъ, Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону Великому.11. На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребіи о дѣвицю себѣ любу. ... отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу, скочивлъкомъдо Немиги съ Дудутокъ.35. Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночьвлъкомърыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсовивлъкомъпуть прерыскаше.36. А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростію, и бѣлымъ гоголемъ на воду; въвръжеся на бръзъ комонь, и скочи съ него босымъвлъкомъ, и потече къ лугу Донца...40—41. Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръвлъкомъпотече, труся собою студеную росу: претръгоста бо своя бръзая комоня.41.

Рече господь своимъ ученикомъ: „Се азъ посълю вы, яко овьця посрѣдѣвлъкъ, будѣте мудри, яко змия, и цѣли, яко голубие“...Остр. ев., 271(1056—1057 гг.). ...яко вепрь явльша ся, привелъ еси къ богови, яко агньца, древле бывъшавълъкалютаго...Мин. сент., 023(1096 г.). Вѣроваху бо и мефитяне быку, а волкоградци въволкъ...Хрон. Амарт., 71 (XIII—XIV вв. ← XI в.). И убивше 7000 земець, възвратишася, яковолцивыюще радощами, зане мужство свое показаша окааннии.Флав. Полон. Иерус., 342 (XVI в. ← нач. XII в.). ...и ѣхахом сквозѣ полкы половьчскиѣ... И облизахутся на нас акыволцистояще...Поуч. Вл. Моном., 160—161 (1377 г. ← нач. XII в.). Показася спаситель агньць, и тъ (антихрист) подобно агньцу явитися имать, изуутрьвълкъсы.Сл. Иппол. об антихр., 13 (XII в.). Но не възри на мя, господине, акиволкъна ягня...Сл. Дан. Зат., 8 (XVII в. ← XII в.). Знаите убо вы, яко перси овцы нарекутся, а македоняневолци, пред единым жеволкомъмного овецъ бѣгаетъ.Александр. (Вяз.), 87 (XVII в. ← XII в.). Варвари же... отверзъше двери внидоша, яковолцидивие, и звѣрие сверѣпи...Пов. Аммония, 18 (XIV в.). Сѣриеволцивоють, то ти были не сѣриеволци, придоша поганые татарове, хотять проити воюючи, взяти всю землю русскую.Задон. К-Б, 234 (XV в. ← XIV в.). И отскочи Мамаи сѣрымъволкомот своея дружины и притече к Кафы граду.Задон. Ист.-1, 242 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). Молодецъ пошелъ в поле сѣрымволкомъ, а горе за нимъ за нимъ з борзыми вѣжлецы.Г. Злоч., 21 (XVII в.).

∆ Повернулся Вольга сударь Буслаевич серымволком: / Поскочил он на конюшен двор, / Добрых коней перебрал, / А глотки у всех у них перервал.Рыбн. Песни, I, 263. Ты ночуй, ночуй, невежа, за воротам! / Тебе мягкая перина — белая пороша... / Тебе строгие караулы — серыеволки.Велик. нар. песни, II, 349—350. Солдатушки за лесок; / А девушки в голосок. / Солдаты поход свой бить, / А девушкиволкомвыть.Там же, V, 550. Хватила собака обраченаговолка(человека, превращенного в волка, —В. В.) да легонько и бросила да ушла.Сказки и предания Самар. края, 111. Ще йвовкисіромани находжали, / Жовту кость по балках, по тернах розношали, / Жалобненько хвилили, проквиляли.Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., I, 123. Утекали ляхов де-якіи повки, / ѣли ляхов собаки и сѣрыивовки.Максим. Нар. укр. песни, 1, 96.
Ср.С. Черепанов(Воспоминания о ловле зверей в Сибири. — Библ. для чтения, 1854, т. 124, ч. 1, отд. III, стр. 67): Волк имеет столько хитрости, как бы показывающей обладание человеческими способностями, что в Сибири в большом ходу суеверие о существовании оборотней, т. е. людей, обращенных в волков.
См.: босыи, бусовъ.1
2.Перен. злой человек.

Да тако рекуть, яко инъ никто же такъ бѣ золъ, яко иволкомъзвахуть его.Прол. БАН-II, 10 (XV в.). Тяжкый жеволкъГеоргие 7 месяцъ державъ святое стадо святого Савы...Ж. Саввы Освящ. ВМЧ, дек. 1—5, 548 (XVI в.).

3. Волчья шкура; тулуп.

...тотъ дѣтина въ Колпитѣ отъ него утекъ и взялъ потаемне коробку, въ которой было... лисицы три,волкъодинъ...Посольство 1570 г. Польск. дела III, 750.

◊ Влъкомъ, вълкомъ — твор. пад. ед. ч.; влъци — им. пад. мн. ч.
----- Дополнения -----
Ср.А. Н. Робинсон(Литература древней Руси в литературном процессе средневековья XI—XIII вв. М., 1980, с. 294—295): «Древнетюркский (половецкий, печенежский и др.) тотем волка-родоначальника (как в летописи, предупреждающего своих «потомков» о военном успехе или неуспехе) спустя столетие нашел отражение в „Слове“: „влъци грозу въсрожатъ“. ...„Волк“ оказался в равной мере уместным для образной оценки враждующих героев. Сравнение в этом случае единичное (дружинники — «куряне» — «акы сѣрыи влъци»), обычно более архаичное метафорическое сопоставление (творительный сравнения): „Боянъ ...растѣкашется ...сѣрымъ влъкомъ“, князь-волшебник Всеслав Полоцкий „скочи влъкомъ ...влъкомъ рыскаше“, половец Влур „влъкомъ потече“, хан Гзак „бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ“».С. 297: «Метафорическое именование Игоря „босым волком“, например, никак не могло бы остаться незамеченным или безразличным для всех „Ольговичей“ с их дружинами и союзными ковуями, а также для ряда других князей. Все они знали о кровном родстве нескольких представителей этого рода с половцами, в том числе Игоря и Всеволода по их бабушке-ханше, а кроме того, они знали хана с тотемным именем „Босый волк“ (Boz kurt) — Башкорд, который был крупным военачальником и родственником русских князей.
Мы рассмотрели прозвище Всеволода Буй (Яр)-Тур и напомним, что Игорь тоже был „буй“... Возможность приурочения таких двух различных символов («волк» и «тур») к братьям свидетельствует о превращении половецкой тотемистической символики в русской феодальной среде в символику героико-поэтическую».

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова.Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1965—1984