Словарь терминов по общей и социальной педагогике

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующиеорганизации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных,индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешноеприменение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. (2)Основные группы методов воспитания:методы контроля и самоконтроля пути получения информации об эффективности воспитательной деятельности: социально-педагогическое наблюдение, беседа, социально-педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных социально-педагогических ситуаций и др.;методы организации деятельности пути выделения, закрепления и формирования положительного опыта поведения, отношений, действий и поступков, мотивации: поручения, упражнения, тренинги, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело;методы самовоспитания методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана самосовершенствования: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание);методы стимулирования целесообразной деятельности и поведения пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения: «взрыв» (метод впервые введен и раскрыт А. С. Макаренко), метод естественных последствий (самоликвидация последствий, созданных воспитанником), принуждение (контроль, требование, наказание) поощрение;методы формирования сознания методы, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения: анализ воспитывающих ситуаций, беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, пример, рассказ.

  1. методы воспитаниясовокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий....Нравственное развитие взрослого человека
  2. методы воспитанияспособы взаимодействия педагога и обучающихся ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося его сознания и приемов поведения....Педагогический глоссарий
  3. методы воспитанияобщественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми способствующие организации детской жизни деятельности отношений общения сти...Педагогический словарь
  4. методы воспитанияконкретные способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленные на решение воспитательной задачи Селиванов В.С....Педагогический словарь по темам
  5. методы воспитаниясовокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись диску...Педагогический терминологический словарь
  6. методы воспитаниясовокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие традиционные ме...Профессиональное образование
  7. методы воспитаниясовокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиб...Российская педагогическая энциклопедия
  8. методы воспитанияспособы создания ситуаций взаимодействия педагога с ребенком направленные на его социализацию....Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
  9. методы воспитаниясовокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия....Терминологический словарь. Педагогические технологии