Словарь текущей политики

ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ НАД АРМИЕЙ

Президент РФ В. Путин: «Прошу иметь в виду Министерство обороны и правительство в целом: объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований». (Послание 2004 года.) Под «гражданским контролем над армией» принято понимать, главным образом, управление вооруженными силами со стороны политического руководства страны, которое, в свою очередь, избрано путем свободного волеизъявления граждан. Министром обороны во многих странах, в том числе и в России, является гражданский человек. Министерства обороны, как правило, представляют собой смешанную граждансковоенную структуру. Проблемы военной некомпетентности гражданских руководителей в такой системе практически никогда не возникает изза четкого разделения административных и оперативных функций. Еще одной важнейшей формой гражданского контроля является процедура принятия военного бюджета. Бюджет разбивается на десятки тысяч позиций и детально обсуждается парламентом. Разумеется, в бюджете имеется ряд закрытых статей, но их немного, причем закрыты они только от широкой общественности. Для парламента закрытых статей нет в принципе, просто некоторые статьи обсуждаются на закрытых заседаниях, а парламентарии связаны «подпиской о неразглашении». Не менее жестким является и контроль за расходованием средств.