Словарь средневековой культуры

ЧУДОВИЩА

В средневековойлитературеразличных жанров, бестиариях, энциклопедиях, вкартографии,записках путешественников и миссионеров, весьма часто описываются экзотические человекообразные и зооморфные существа. Они воспроизводятся в иконографии, скульптурах романских и готических соборов, средневековых книжных миниатюрах.
Средневековое воображение заселяло Ч.ами главным образом страны Востока и прежде всего Индию, которая со времен Александра Македонского рисовалась странойиудее.В изображении Ч. проявилась существенная черта образа мышления средневековья - его любовь к чудесному и фантастическому. Однако сама традиция не ограничивается средневековым периодом — ее истоки следует искать в античной эпохе, ее версии можно видеть на арабском Востоке (рассказы о Синдбаде-мореходе), в позднесредневеко-вой живописи (полотна Босха и Брейгеля).
1.Уже древние греки сублимировали многие инстинктивные страхи в образах мифологических Ч. - грифонов, сирен и т.д., но также рационализировали их вне религиозной сферы: античные писатели придумали расы чудовищных людей и животных, которыми они заселили далекий Восток. Геродот в своих «Историях» рассказывал о сатирах и кентаврах, об исполинского размера красных муравьях-золотоискателях, о змеях с крыльями летучих мышей и пр. В IV в. до н.э. греческий писатель Ктесий Книдский описал сказочных Ч. Индии. Ок. 300 г. до н.э. другой грек, Ме-гасфен, собрал втрактате об Индии известные его времени сведения о Ч.ах. В этих сочинениях впервые появляются описания диковинных народов и существ, которые потом будут так дол го волновать воображение людей европейского средневековья: здесь и обитающие на Востоке безротые существа, питающиеся запахом жареной рыбы и цветочным ароматом (т.н. леуманы), и люди с длинными ушами и одним глазом, и люди с головой собаки, из пасти которых вместо человеческой речи вырывается собачий лай (т.н. киноцефалы). Сведения этих писателей почти полтора тысячелетия были единственным источником знаний об Индии и других азиатских странах.Они заимствовались в I в. Страбоном и Плинием Старшим в качестве основы географических описаний, а в III в. писатель Юлий Солин составил компиляцию из всех подобных сочинений, «Собрание достопамятных вещей». В средние века описаниям Ч. были посвящены произведения специального жанра, т.н. бестиарии, повествующие о животных — вымышленных и реальных. Эти рассказы о Ч.ах сопровождались толкованиями в духе христианской символики. Описания животных черпались в основном из «Естественной истории» Плиния Старшего. Другой источник этих заимствований — возникший в Александрии во II в. «Физиолог», содержащий 49 рассказов об экзотических животных, деревьях, камнях и пр. В частности, эти сочинения были широко использованы Исидором Севильским в его «Этимологиях». В XII— XIII вв. описания Ч. становятся неотъемлемой частью энциклопедических трактатов (получавших название «Образ мира», Imago mundi, или «Зерцало», Speculum). Цель подобных сочинений — воссоздать естественную историю мира со дня творения. В них включались специальные разделы о далеких странах, в частности об Индии, с соответствующими описаниями Ч. Такие разделы «О Ч.ах» (De monstris) или «Об Индии и ее чудесах» (De India et eius mirabilibus) можно найти у Рабана Мавра, Го нория Августодунского, Вин цента из Бове, Альберта Великого, Гервазия Тиль-берийского, Варфоломея Английского, Бру-нетто Латини и др. В эпохукрестовых походовхронист Фульхерий Шартрский и писатель Жак Витрийский увлекались описанием сказочных животных, которых крестоносцы не замедлили открыть в Святой Земле.
В списке наиболее часто упоминаемых средневековыми писателями Ч. - единорог, свирепое и дикое животное, которое, по словам Ктесия Книдского, может приручить только непорочная дева (потому единорог рассматривался как символ чистоты и даже символ Христа). Ктесий, а вслед за ним и средневековые авторы сообщали, что в Индии из рога этого животного делали сосуды, которые разбивались, когда в них наливали отраву. Раздобытым по случаю рогам единорога в средневековье стремились придать именно это употребление.
Стремясь вписать Ч. в христианскую концепцию, их рассматривали как религиозные и моральные символы: великаны интерпретировались как воплощение гордыни, пигмеи - смирения, леуманы — монахов, киноцефалы - ссоры; огромные Ч.а - символ изобилия и т.д. Некоторые Ч.а оставались лишь знаком экзотического мира, как, например, мантихора, животное с головой женщины, туловищем льва и хвостом скорпиона; у нее голубые глаза, три ряда длинных зубов и красный острый язык, используемый ею как жало. К такому же миру чистой экзотики относится сциапод — существо с одной ногой огромных размеров; при помощи своей ноги он может быстро передвигаться, а во время проливного дождя или под палящими лучами солнца ложится на землю и поднимает вверх ногу, которая ему служит зонтиком. В ряду Ч. особое место занимают змеи: амфис-бена, хвост которой оканчивается второй головой и которая может передвигаться любой головой вперед; кераст — рогатая змея, ее яд находится в хвосте, и ударом его она причиняет смерть и пр. В рассказах о змеях наиболее часто упоминается василиск, имеющий голову петуха, тело жабы и хвост змеи; он появляется на свет из яйца, которое снес петух и которое затем должна высидеть жаба; василиск убивает не только ядом, но и своим смертельным дыханием. Это перечисление экзотических животных дополняет список чудовищных народов: макробы, исполинских размеров люди, ростом от 10 до 12 футов, отличающиеся необыкновенным долголетием; ихтиофаги -жители Центральной Азии, питающиеся исключительно рыбой; ари-маспы - человекообразные существа с вывороченными вовнутрь ступнями, имеющие по 8 или 16 пальцев на каждой ноге; левкок-роты, превосходящие всех остальных животных по скорости передвижения, имеющие тело осла, львиную грудь и огромную пасть до ушей, а голосом подражающие человеку; гип-поподы - существа с лошадиной ногой, обладающие способностью быстро передвигаться и т.д. Описания этих Ч. были частично заимствованы из античной традиции, частично возникли в лоне средневековой культуры.
2.Со временем образы Ч. проникают и в иконографическую традицию. Уже вХ-ХШ вв. они изображаются на капителях и порталах романских соборов. Их можно видеть в скульптурном убранстве французских храмов в Везеле и Оне. На тимпане собора в Везеле изображено Ч.е с огромными ушами; под изображением — новозаветная максима: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари» (Map. 16, 15). С осуждением отзывался о подобных изображениях Бернар Клервоский: «Что означает это смешное уродство?...эти нечестивые обезьяны,... чудовищные кентавры, играющие на арфе ослы,...существо с несколькими телами и одной головой,... ил и существо с несколькими головами и одним телом,., здесь четвероногое существо со змеиным хвостом,..там рыба с хвостом четвероногого?...». Критика и явный интерес - видимо, такое двойственное отношение к изображению Ч. характерно для средневековой церковной традиции в целом. Через столетие после св. Бернара изображение Ч. становится излюбленным мотивом книжной миниатюры. Расцвет этой традиции нередко связывают с развитием народной культуры, появлениемexemplaифаблио.
В XII—XIII вв. чудовищные народы и Ч.а становятся объектом изображения на средневековых картах. Наиболее известна т.н. Ге-рефордская карта последней четверти XIII в. Нарисованная разноцветными чернилами на пергамене, она воспроизводила всю ойкумену в виде вписанных друг в друга символических фигур - пятиугольника, четырехугольника, треугольника и круга. Внутри этих фигур изображались известные тогда страны, города, моря, а также семь чудес света и фантастические народы. В строгом соответствии со сведениями античных и средневековых авторов, в Индии изображались пигмеи и великаны, леуманы, мантихоры и единороги; в Эфиопии - сатиры и фавны, муравьи-золотоискатели, сфинксы и пр. Ч.а, заселяющие окраину христианской ойкумены, были тщательно изображены и на знаменитой Эб-сторфской карте.
Новую страницу истории представлений о Ч.ах открылипутешествияи францисканские и доминиканскиемиссиив Центральную Азию и на Дальний Восток (Гильом Рубрук, Плано Карпини, Марко Поло и др.). Впервые средневековые люди устанавливают непосредственные контакты с Востоком - страной чудес, где со времен Александра Македонского никто из европейцев не бывал. В сочинениях путешественников и миссионеров подлинное восприятие Индии и других стран Востока смешивалось с фантазиями и рассказами о Ч.ах и экзотических народах, известных из книг. В 1413 г. бургундский герцог Жан Бесстрашный велел собрать самые популярные трактаты этих путешественников (Марко Поло, Одорико де Порденоне и др.) и иллюстрации к ним в единый сборник с тем, чтобы подарить его своему дяде герцогу Беррийскому. Сборник получил название «Книга чудес».
Традиция изображения Ч. находит в позднее средневековье свое продолжение в т.н. космографии, описаниях мира, подобных «Зерцалам» и «Образам мира» классического средневековья. Среди них наиболее известны «Книга природы» Конрада Мегенберг-ского (XV в.), сочинение Андре Теве «Достопримечательности антарктической Франции», «Космография» Себастьяна Мюнстера (XVI в.) и др. Миниатюры этих трактатов дают представление об экзотических народах и Ч.ах, которыми средневековье заселяло неизвестную ему часть ойкумены. Визуальные образы придавали еще большую устойчивость существовавшим стереотипам.
3.Вера в Ч. оставалась чрезвычайно стойкой на протяжении всего средневековья, поскольку велико было уважение к мудрости древних. Но с точки зрения христианства Ч.а представляли собой загадку. Средневековый образ мира имел строго упорядоченный иерархический характер - мир мыслился божьим творением, где все твари располагаются в символической иерархии. Ч.а занимают в этом универсальном миропорядке совершенно непонятное место, находясь за пределами упорядоченного мира. Над этой загадкой ломали голову многие отцы церкви. Уже Августин утверждал, что Ч.а -неотъемлемая часть тварного мира и созданы творцом не по ошибке. Бернар Клервос-кий отказывался размышлять над этой проблемой, полагая, что творение Бога так велико, что его не может вместить ум человека. Оставляя в стороне острый вопрос о том, создал ли Ч. Бог илидьявол,средневековые авторы предпринимали немало усилий для того, чтобы придать им христианский колорит и морально-религиозные истолкования. На протяжении всего средневековья отношение церкви к Ч.ам было неоднозначным, колебалось между признанием их творениями Бога (некоторые, например, киноцефалы, даже фигурируют вдрамах литургических)и осуждением веры в них как языческого предрассудка.
В средневековой традиции принято считать, что все твари созданы по образу и подобию Бога, а все, что отдаляется от божественного образа, чудовищно. Чудовищное обличье киноцефалов, макробов, ихтиофагов -отражение их душ, которых, видимо, не коснулось слово божье, и потому они скорее принадлежат царству зла. Они - вне нормы, вне традиции и обычая. Этот стереотип легко срабатывал в сознании путешественников, знакомившихся с неизвестными народами. Путешественникам, посещавшим Центральную Азию, достаточно было лишь отметить такую черту азиатских народов, как привычку питаться змеями или черепахами, чтобы воспринимать их Ч.ами. Так возникают образы чудовищных народов в трактатах путешественников и миссионеров.
Возникновение Ч. в античной и средневековой традиции объясняется, несомненно, и психологической потребностью человека воплощать свои страхи в конкретных образах с тем, чтобы от этих страхов освободиться. Представления о Ч.ах тесно связаны и с представлениями о пространстве, и с иррациональными страхами человека перед незнакомым и недоступным. Чем дальше от знакомого мира, тем страшнее и фантастичнее выглядят Ч.а.
Вместе с тем упоминание Ч. в бестиарии или энциклопедии, трактате путешественника или миссионера - это всегда знак незнакомого, экзотического. Самая расхожая реакция на сообщения о Ч.ах - удивление. Поиск Ч. - непременная составляющая любого путешествия. Ч.а с головой человека и туловищем животного, всякого рода гибриды, питающиеся скорпионами и змеями и оттого свистящие и шипящие, были - и это сознавали средневековые люди — не только творением Бога, но и плодом фантазии человека. Часто незнание флоры и фауны или ошибка при переписке рукописи приводили к возникновению новых разновидностей Ч. В рассказах о Ч.ах смешивались суеверия, наследие язычества, мифы и миражи.
Средневековая картина мира была строго упорядочена и иерархична, но именно тем самым предполагала существование антимодели. Инверсия мира и сопротивление жесткой иерархии были не только возможны, но и безграничны. Именно на границах христианского мира, где царили хаос и неупорядоченность, появлялись различные виды Ч. - зооморфные и человекообразные существа, представлявшие собой отклонение от всего известного для центра ойкумены. Потому существование Ч. было вполне закономерно в тот период, когда доминировали средневековая модель мира и символический образ мышления.
Литература:BaltruSaitis J. Le Moyen Âge fantastique. P., 1981; Bloch R. Les prodiges dans l'antiquité classique. P., 1963; Cam i lie M. Image on the Edge (The Margins of Medieval Art). L., 1992; Clebert J.-P. Bestiaire fabuleux. P., 1971; Friedman J. В . The Monstroues Races in Medieval Art and Thought. Cambridge (Mass.), 1981; Las с an It G. Le Monstre dans Tart occidental. P., 1973; Ley W. Les bêtes qui ont fait nos légendes. P., 1971; Mac Crin die J.W. Ancient India as described by Ktesias the Knidian. L., 1882; Po i ri on D. Le merveilleux dans la littérature française au Moyen Âge. P., 1982; Strzelczyk J. Gerwazu s Tilbury. Studuium z dziejow uszonosài geograficznej w sredniowieczu. Warzsawa, 1970; Wittkower R. L'Orient fabuleux. P., 1991.
С. И. Лучицкая

Синонимы:
выродки, монстры, нелюди, нравственные уроды, отморозки, уроды


  1. чудовищаЧудовища Их больше не существует.Синонимы выродки монстры нелюди нравственные уроды отморозки уроды...Лексикон прописных истин
  2. чудовищакорень ЧУД суффикс ОВ суффикс ИЩ окончание А Основа слова ЧУДОВИЩВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЧУД ОВ ИЩ А Слово Чудовища содержит следующ...Морфемный разбор слова по составу
  3. чудовищаmonstrum...Русско-чешский словарь
  4. чудовищачудовища отморозки выродки уроды монстры нравственные уроды нелюди Словарь русских синонимов. чудовища сущ. колво синонимов выродки монстры монстрятина нелюди н...Словарь синонимов II
  5. чудовищачудовища отморозки выродки уроды монстры нравственные уроды нелюди...Словарь синонимов
  6. чудовищаЧУДОВИЩА ЭКЗОТИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА тип пришельцев которые характеризуются причудливыми свойствами среди которых следующие. Уродливые анатомические черты человека или животно...Уфологический словарь-справочник