Словарь средневековой культуры

УНИВЕРСИТЕТ

Происхождение
Изначально словом universitas называли любые сообщества связанных взаимной присягой, корпоративный вид объединения людей, для которого характерны были горизонтальные связи, — в отличие от тех, что основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. Universitas была и вся городская коммуна, и иные корпорации как в ее составе, так и вне ее пределов. Однако с течением времени термин «У.» закрепился за корпорациями преподавателей и учеников. Например, «У. магистров и студентов города Парижа». Иное название объединений наставников и студентов — Studium generale, всеобщая (высшая) школа. Keep. XIII в. можно говорить о формировании системы У.ов Европы.
У.ы были учебными корпорациями. Они обладали властью присваивать ученые степени, главной из которых была licentia ubique docendi - право «преподавать повсюду». Именно это и отличало «всеобщую» школу от школ «местных» (studia particularia). Степень, присужденная У.ом, по идее в обязательном порядке признавалась во всем христианском мире. Гарантом этого выступала власть, выдавшая У.у документ об основании и правах. Не признать полноценность университетской ученой степени значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всегопапство.Привилегии У.ам могли выдавать и императоры и короли (в особенности те из них, кто считал себя «императором в своем королевстве», — французские), но У. становился полноправным Studium generale лишь после обретения им папской грамоты. Встречались, однако, и нарушения принципа универсальности степеней, на страже которого стояла университетская власть. Поэтому европейские У.ы выступали неизменными сторонниками сохранения европейского единства. Средневековые У.ы обладали значительной независимостью от церковных и светских властей. Сами университетские деятели оценивали себя необычайно высоко. У. называли «рекой, питающей мир», «хранителем ключей от христианства», «стражем на башне христианского мира», «старшей дочерью короля».И неважно, насколько заслуженны были эти эпитеты. Раз произнесенные, метафоры делали свое дело, повышая значение У.ов в средневековой культуре и системе образования.
Сами У.ы желали происходить от легендарных королей. Говорили, что Парижский У. основал Карл Великий, Кембриджский -король Артур, а Оксфордский — король Альфред. В настоящее время У.ы, претендующие на звание древнейших, не осмеливаются начинать отсчет своей истории ранее XII столетия. Но и эти претензии зачастую необоснованны, если вести университетскую историю с года выдачи того или иного документа, который свидетельствовал бы о существовании соответствующей корпорации. И все же У.ы по праву считаются порождением XII в., столь значимого для всех сторон жизни средневековья. Даже современникам, что случается не часто, были очевидны произошедшие тогда сдвиги. Все больше людей стремилось овладеть знаниями. Древние монастырские центры учености уступили местошколамв епископских городах при кафедральных соборах. Шартрская школа была одной из лучших. В ее стенах стремились сочетать владение логикой с умением наслаждаться красотой языка древних авторов и с интересом к законам мировой гармонии, определявшим строениемикрокосма и макрокосма,человека и вселенной. Руководителю этой школы Бер-нару Шартрскому приписываются знаменитые слова: «Мы карлики на плечах гигантов -им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Здесь, в Шартре находили своих первых читателей переводы книг греческих и арабских ученых, выполненные в Испании и на Сицилии. Не менее популярной в нач. XII в. была епископальная школа города Лана, где преподавали теологию. Набирала славу и Парижская соборная школа, известная своим интересом к изучению логики.
Всем школьным делом в епископстве обычно ведал канцлер, назначаемый из числа местных каноников. Помимо схоластика, главы соборной школы, ему подчинялись все, кто желал преподавать на территории диоцеза и испрашивал у канцлера разрешение на преподавание. Таких школ было особенно много в Италии (Павия, Равенна, Болонья), где внимание уделялось преимущественно риторике, искусству красноречия, и особенно умению толковать римское и каноническое право. Салерно, а позже Монпелье прославились преподаваниеммедицины.Именно в этот период в школах формируется особый научно-педагогический метод —схоластика.Применение законов формальной логики давало возможность согласовывать противоречивые мнения авторитетов, ставить и разрешать важные проблемы теологии, права, медицины. Новая «школьная наука» схоластика вызывала много критики, но за ней было будущее. Не случайно римские папы Александр III и Иннокентий III, с чьими именами связывают расцвет папской власти в Европе, получили образование в этих новых школах Парижа и Болоньи.
Лекции знаменитых магистров, таких, как Абеляр в Париже или Ирнерий в Болонье, привлекали сотни учеников. Многие из них открывали затем свои школы. Иоанн Солсберийский в 30-40-х гг. XII в. сменил одиннадцать школ в Париже, где изучал логику, грамматику, математику, астрономию и теологию. Любопытно, что в перерывах между посещением магистров он сам обзаводился учениками. Плата за обучение давала преподавателям определенную независимость. Но и вызывала осуждение - ведь знание есть дар божий, торговать им означало продавать то, что тебе не принадлежит. Похожие обвинения выдвигались и против ростовщичества, т. е. торговливременем,за которое сумма долга увеличивается на определенный процент. Как враги, так и друзья новых школ и новой учености связывали это явление с городской жизнью. Бежать изгорода, этого нового Вавилона, в пустыни призывал парижских школяров Бернар Клер-воский. Торговля знаниями, погоня за опасными новшествами - таковы были традиционные нарекания в адрес образовательных нововведений.
Как и прочие средневековые корпорации, У.ы были созданы для поддержания мира между своими членами. Но также и для преодоления внешних конфликтов, например, с горожанами. Беспокойства от пришлых студентов и магистров проистекало немало, а защитить их было некому. Они заключали поэтому клятвенные союзы для взаимопомощи и совместных действий, например, угроз покинуть негостеприимный город, или для коллективных жалоб королю, папе или императору. Так, в 1158 г. в ответ на просьбы болонских студентов император Фридрих Барбаросса взял их под свою защиту, передав под особую юрисдикцию местного епископа. В 1200 г. аналогичную грамоту выдал парижским магистрам и студентам король Филипп II Август. Оба У.а считают эти события датой своего основания. Однако для полноценного существования У.а, помимо того, требовалось освободиться из-под контроля местных церковных властей. В Париже эта проблема стояла острее, чем в других городских центрах. Канцлер собора Нотр-Дам брал высокую плату за выдачу «лицензий», требуя при этом от магистров вассальной присяги. Магистров возмущала легкость, с которой можно было купить «лицензию», не обладая достаточными знаниями. Как и объединенные в цеховые корпорации ремесленники, магистры боялись, что их станет слишком много и упадет престиж парижской науки. В ходе постоянной борьбы то с городскими властями, то с парижским епископом и его представителями «У. магистров и студентов» добился от папы своего признания. Новая корпорация, получившая печать, регулировала правила преподавания и получения степеней. В 1229 г. после очередного конфликта с горожанами, на сторону которых на сей раз встали королевские власти и канцлер, корпорация в полном составе покинула Париж. Магистры и студенты рассеялись по разным учебным центрам, в том числе - в землях английского короля, злейшего врага короля Франции. Конфликт был улажен в 1231 г. при посредничестве папы Григория IX, сокрушавшегося, что «засохла река знаний, орошающая райский сад всемирной церкви». Права университетской корпорации были закреплены папской буллой, в которой папа признавал право корпорации на самоуправление и полный контроль над присвоением степеней. Главное же - официально закреплялось право на «сецессию» (забастовку, уход в другой город) в случае нарушения университетских свобод.
Париж, Болонья, Оксфорд, Монпелье -редкие примеры спонтанного возникновения У.ов из старых образовательных центров. Многим прославленным школам XII в. так и не удалось стать У.ами - в упадок приходит преподавание в Салерно, Шартре, Лане. Подавляющее же большинство У.ов возникали не сами по себе, но в результате «сецессии» из соседнего центра (таким образом возникли У.ы в Виченце, Ареццо, Падуе, Кембридже, Анжере) или их учреждения церковными или светскими властями. Так, в 1229 г. возникает У. в Тулузе. В 1224 г. император Фридрих II создает У. в Неаполе. Кастильские короли основывают У. ы в Валенсии ( 1214 г. ) и Саламан -ке (1220 г.), а Альфонс X Мудрый первым из европейских монархов посвятил образованию У.ов особое законодательство.
В следующем столетии У.ы продолжали распространяться по Европе. В 1348 г. император Карл IV основывает знаменитый Пражский У. Его примеру вскоре последовали многие германские правители - У.ы открываются в Вене, Гейдельберге, Эрфурте, Кельне. Столь бурный рост их числа в кон. XIV в. отчасти был результатом великой схизмы -противоборства пап и антипап. Области, не признававшие авиньонского папу и не желавшие посылать студентов в Парижили Орлеан, стремились основать свои У.ы. Римский папа охотно удовлетворял такие просьбы и стремился изыскать средства для содержания преподавателей. Ему нужны были помощники в борьбе с «антипапой». У.ы обычно основывались в традиционных центрах образованности (им предшествовали соборные или орденские школы). Власти, субсидирующие новую корпорацию, обычно приглашали опытного консультанта - ученого, имевшего опыт университетской деятельности. В большинстве случаев при этом уставы и программы Парижского У.а служили моделью.
Не все У.ы приживались удачно. Эфемерным оказался У. в венгерском Пече. У.ам Вены и Кракова, основанным в 1364 г., пришлось ждать несколько десятков лет, прежде чем они действительно стали учебными центрами.
XV в. называют веком упадка У.ов. Университетская среда перестала порождать выдающихся мыслителей масштаба Фомы Ак-винского, У.ы утрачивали свой универсальный характер, становясь лишь национальными, а то и локальными центрами. Их былая независимость от монархов становилась все более призрачной. Но теперь уже ни одно самостоятельное политическое образование не может обойтись без собственного У.а. Это хорошо видно на примере Франции, расколотой в то время на несколько частей. Герцог Бургундский открывает в своем новообразованном государстве сразу два У.а - в Доле (1422 г.) и в Лувене (1425 г.)..Дофин Карл, контролирующий земли к югу от Луары - У в Пуатье (1431 г.), а англичане, решившие сделать своим оплотом Нормандию, основывают У. в Кане (1432 г.). Свои У.ы открываются в землях Ганзейского союза, в Дании, Швеции, Шотландии, Бретани, Пруссии.
К кон. XV в. основано уже 86 У.ов. Однако только в единичных случаях число студентов и магистров достигало нескольких тысяч (Париж, Болонья, Оксфорд, Саламанка). Население прочих У.ов измерялось сотнями, а то и десятками человек. Но несмотря на многочисленные различия (не только в количестве преподавателей и школяров), У.ы образовывали единую систему со схожими принципами организации, унифицированными требованиями и иерархией степеней, однотипными программами.
Организация учебного процесса и внутренняя жизнь
Существуют две «семьи» университетских статутов (документов, обеспечивающих внутреннюю жизнь У.ов) - Болонская и Парижская (или «южная» и «северная»). Последняя была более распространенной. Среди студентов можно было встретить как детей и подростков, так и убеленных сединами старцев. Чаще всего обучение начиналось лет с пятнадцати. Прослушав определенное количество курсов на факультете «свободных искусств» («артистическом»), студент становился сначала бакалавром, а потом и магистром искусств. В уставах оговаривалось, что эту степень мог получить человек не моложе 21 года, проучившийся уже не менее семи (в некоторых У.ах — пяти) лет. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов — медицины, права, теологии. Наиболее длительным оно было на теологическом факультете - от 12 до 15 лет. За это время последовательно обретались степени «курсора» (бакалавра-репетитора), «библикуса» (комментирующегоБиблию),«сентенциария» (допущенного преподавать по книге «Сентенций» Петра Ломбардского, в которой согласовывались мнения авторитетов по спорным вопросам богословия), бакалавра «формати» (участвующего во всех диспутах), лиценциата (обладателя «права преподавать повсюду»), и, наконец, степень доктора теологии, означавшая наивысшую компетентность. Студенты из монашеских орденов получали университетскую степень по облегченной схеме, что было источником постоянных конфликтов внутри У.а. На иных факультетах обучение длилось в среднем 7-9 лет. К концу средневековья наметилась тенденция к сокращению сроков обучения. Делалось немало исключений, позволяющих сократить необходимый срок пребывания в У.ах (за деньги, из уважения к происхождению или сану соискателя, для привлечения студентов в какой-нибудь мелкий У.). Но степень «магистра искусств» получало не более половины всех студентов, записавшихся в У. Не меньшим был «отсев» и на высших факультетах. Это, однако, не снижало ни значения университетских степеней в глазах окружающих, ни их привлекательности для студентов. Даже бакалавр искусств, оставивший У., уже обладал значительным престижем. Достаточно сказать, что Ян Гус — гордость Пражского У.а -был «всего лишь» бакалавром теологии, однако судьи на Констанцс-комсоборене посмели обвинять его в недостатке учености.
Обучение в У.е само по себе не было уж очень дорогостоящим, однако больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней: оплата технического персонала («педелей»), покупка парадного одеяния, организация банкета. Много денег уходило на книги, жилье, питание. Главным источником финансирования была помощь из дома. Сохранилось много сборников формул студенческих писем с красноречивыми просьбами выслать денег (генетически именно с этим жанром были связаны «попрошайные песни», исполнявшиеся странствующими школярами -вагантами).Еще по решению III Латеранского собора (1179 г.) в каждом диоцезе доходы с некоторых церковных должностей резервировались для магистров и студентов. У.ы ежегодно посылали в Рим или Авиньон списки («ротулы») кандидатов на получение церковных бенефициев. Там, где участие светских властей в образовании было особенно активным (на Пиренейском полуострове, в Италии, в части германских областей), жалование магистрам выплачивали именно они.
От десятилетия к десятилетию увеличивалась роль «коллегий», первоначально бывших лишь общежитиями для нуждающихся, но впоследствии ставших центрами преподавания. Монашеские ордена основывали их для своих студентов, монархи учреждали такие коллегии или оплачивали места в них (бурсы) для выходцев из подвластных им территорий, вельможи и богатые прелаты — для своих земляков. Традиционной стала практика университетской благотворительности: преуспевший выпускник завещал коллегиям свои книги, основывал новые бурсы (как правило, обязывая молиться за помин души). С течением времени в коллегии смещается центр тяжести университетской жизни, там ведется преподавание, собираются богатые библиотеки. Оксфорд и Кембридж превратились с XIV в. в конфедерацию отдельных колледжей. Для студентов существовали и заработки в виде жалованья за отправление университетских должностей, платные консультации, переписывание рукописей, службу секретарем и т.д.
В итоге университетское образование сохраняло принцип общедоступности. И хотя доля знати в У.ах постепенно увеличивалась, а большинство университетского люда происходило из среды богатыхкупцов,городского патрициата, чиновников и судейских, в целом выходцев из небогатых семей в средневековом У.е было больше, чем в последующие эпохи. Знания облагораживали всех без исключения. И если в XIII в. духовника Людовика IX Святого и основателя прославленной коллегии Робера де Сорбонна еще могли попрекнуть его крестьянскими предками, то через несколько веков многочисленные враги не смели даже намекнуть Эразму Роттердамскому (выпускнику Монтегю — коллегии для бедных в структуре Парижского У.а) на его сомнительное происхождение. Попадая в У., человек оказывался включенным в систему связей сразу нескольких корпораций. Прежде всего - землячества, «нации». В Париже их было четыре — французская, нормандская, пикардийская, английская (со времени Столетней войны ставшая германской). Названия были условны. К англо-германской «нации» приписывались также ирландцы, шотландцы, скандинавы и славяне, а к французской — уроженцы Парижского бассейна, земель к югу от Луары, выходцы из других романских стран. «Нация» защищала имущественные права своих членов, отстаивая их интересы, если им мешали вовремя получить степень, занять очередную университетскую должность или быть включенным в «ротулы». «Нация» устраивала своипраздники,чтиласвятогопатрона (в Париже у «французов» им был Карл Великий, а у «англо-германцев» - св. Георгий), помогала заболевшим товарищам, занималасьпогребениями,мало чем отличаясь в этом от прочих средневековых братств. «Нации» также контролировали преподавание «свободных искусств», ведали имущественными вопросами. Так, «нациям» подчинялись «университетские посыльные» — ими были купцы, обеспечивавшие доставку переписки студентов с родителями, помогавшие переводу денег от родителей детям-студиозусам. За это «университетские посыльные» считались «подданными» У.а (как и поставщики бумаги и пергамена, переписчики книг и пр.). А университетские привилегии были весьма привлекательны. Члены корпорации были подсудны лишь церковному суду, освобождались от повинностей, их имущество было надежно защищено. Поэтому власти стремились отделить «истинных» студентов от «ложных», приписавшихся к У.у, чтобы избежать суда и налогов.
Совокупность «наций» и составляла факультет искусств. Он возглавлялся ректором, избираемым магистрами по очереди от каждой «нации» сроком на 3 месяца. Он считался также главой всего У.а, принимал присягу от вновь прибывших студентов, представлял корпорацию в торжественных случаях. Ректора, умершего при исполнении своих обязанностей, хоронили с почестями, положенными лишь принцу королевской крови.
Решив продолжить образование на высших факультетах, магистры оставались членами своей «нации», но также клялись в верности своим новым факультетам, возглавляемым деканами. Факультеты с течением времени приобретали все большее значение в формировании университетской политики. Но главной их задачей оставался контроль за качеством преподавания, что делалось все более сложным по мере того, как преподавание концентрировалось в отдельных коллегиях.
Принесенную раз корпоративную клятву никто не отменял. В XIV-XV вв. магистров, давно оставивших У., иногда приглашали на важнейшие ассамблеи. Если же они принимали участие в каких-то акциях, не угодных У.у, их могли объявить клятвопреступниками. В сохранении формальных и особенно неформальных связей была одна из причин удивительного политического веса У.ов на исходе средневековья. Описанное выше устройство Парижского У.а чаще всего бралось за основу при создании новых У.ов. Конечно, жизнь быстро вносила свои коррективы. Из-за того, например, что факультеты «искусств» в германских У.ах не были столь многолюдны, как в Париже, ректорскую должность мог занимать преподаватель высшего факультета.
Принципиально иной тип организации представлял Болонский У. Он специализировался на изучении права, и прибывавшие в Болонью студенты были уже люди достаточно взрослые. Поэтому они, а не магистры составляли ядро корпорации, преподаватели же считались членами Болонской городской коммуны, городскими должностными лицами. Студенческие «нации» («цитрамонтанс-кая», куда входили жители Италии, и «ульт-рамонтанская», объединявшая прочих европейцев) заключали с ними договоры и следили за качеством преподавания. Такая система организации складывалась в большинстве итальянских У.ов, отчасти в У.ах Испании и Южной Франции. Но с течением времени парижская модель утверждается и в этих центрах.
Несмотря на бесконечное разнообразие уставов, основные принципы преподавания были повсюду схожи. Утром читались т.н. курсорные или ординарные лекции (lectio). Преподаватель зачитывал текст книги, затем выделял основную проблему и разбивал ее на подвопросы. На вечерних, экстраординарных лекциях уже другие преподаватели (ими могли быть и бакалавры) растолковывали, повторяли утреннюю тему либо же останавливались на специальных вопросах. Умение выделять вопросы (questio) считалось важнейшим. Не меньшее внимание уделялось умению вести полемику. Обычные, ординарные диспуты (disputatio) проводились еженедельно. Событием, привлекавшим много публики, были диспуты «о чем угодно» (квод-либеты). Проводимые согласно особому кодексу чести, они напоминали рыцарскиетурниры.Затрагиваемые темы часто носили фривольный характер, но иногда касались злободневных политических вопросов.
Большинство актов университетской жизни отличалось театрализованностью. Вот как, например, шло присвоение степени бакалавра («детерминация») в Пражском У.е. Кандидату, одетому в студенческий плащ и сидящему среди студентов, его наставник («промотор») предлагал сюжет для толкования («софизм»). Отвечать по заранее сделанным записям запрещалось. После правильных ответов студенту подавалась одежда бакалавра (своя форма одежды была у каждого университетского ранга, но также и у каждого факультета, и рассуждения о символике ее цветов были частой темой университетской литературы). Переодевшись, он занимал место среди бакалавров. Затем - снова демонстрировал свои знания. В случае успеха -присягал на верность факультету искусств и обещал не добиваться магистерской степени в другом У.е. Затем произносилась речь промотора в честь кандидата, где подтверждалось, что он прослушал все требуемые курсы, и давалась оценка его личных качеств.
Для получения более высоких степеней кандидату приходилось вести многочасовые диспуты, читатьпроповедии давать пробные уроки. Вся процедура могла растягиваться на несколько дней.
В курсе«свободных искусств»в У.ах главное место занимает логика. Грамматика практически вытесняется из университетской программы, ее изучают в подготовительных «грамматических школах». Риторика сводится к изучению сборников писем. Геометрия, астрономия, музыка, математика были представлены далеко не во всех У.ах. Как правило, в У.ах XIV-XV вв. наибольшее внимание уделялось изучению права - канонического и римского. Авторитетными в вопросах теологии считались лишь У.ы Парижа, Саламанки, Оксфорда, Тулузы, Кельна. Наиболее популярными были медицинские факультеты в Монпелье, Париже, Болонье, Лериде.
При кажущейся неизменности содержания и методов обучения в У.ах ощущалась пульсация научной мысли. Здесь шла борьба за наследие Аристотеля. Та форма сочетания аристотелизма с христианством, которую предложил Фома Аквинский, с трудом, но все же утвердилась в большинстве У.ов. Прямое или косвенное заимствование римского права, осуществленное при посредстве У.ов, преобразовало юридическую мысль средневековья. Конечно, многие новаторские идеи не получили прямого развития («логическая машина» Рамона Льюля, опытный метод Роджера Бэкона). Но факультеты медицины оказались более прочих способны к эволюции. Они сохраняли свою открытость идеям арабской медицины, сумели утвердить практику анатомических вскрытий. Однако научный поиск вовсе не входил в число общепризнанных задач У.ов.
Достаточно быстро формируются черты особой, университетской культуры. Не только профессиональные преподаватели, но и большинство биографически связанных с У.ом людей отличались особым складом мышления, особой ценностной системой. Константами университетской культуры были не только рационализм, приверженность цитированию авторитетов и препарированию проблем, но и необычайно высокая самооценка. Философы объявлялись достойнейшими из людей, поскольку считалось, что образованность сообщала человеку не только знания, но и добродетели, делая образованных истинно благородными, превосходящими тех, кто благороден лишь по рождению, т.е. происходит из знатного рода. К этому добавлялся тезис о том, что У. играет важнейшую роль в обществе. Еслирыцарствохранит христианский мир от внешних, видимых врагов, то ученым выпала честь беречь внутреннее единство мира, следить за тем, чтобы соблюдались законы человеческие и божественные. Отсюда амбиции и раздражение университетских деятелей, видящих несоответствие окружающего мира своему представлению об этих законах, а их собственного реального положения — высокой самооценке. Отсюда же проистекала нетерпимость У.ов к соперникам. Коль скоро У. -река, орошающая весь мир, общепризнанный авторитетный хранитель христианства, то, следовательно, появление новых научно-образовательных учреждений — подозрительная новация. На этой почве в XIII в. Парижский У. вступил в затяжной конфликт с нищенствующими духовными орденами. Как правило, существующие У.ы всячески мешали созданию новых У.ов по соседству. Медики боролись с «шарлатанами», отвергая не только народную медицину, но зачастую и достижения опытных хирургов-практиков. Гуманисты и реформаторы были для У.ов не просто опасными вольнодумцами или еретиками, но еще и невеждами, поскольку не принадлежали университетской культуре. Однако с еще большей неприязнью У.ы воспринимали педагогическую деятельность иезуитов. Мужскую среду холостяков отличало особое отношение к женщине. Поэзия школяров (от вагантов до Вийона) изобиловала похабщиной, контрастируя с куртуазностью рыцарской литературы. Излюбленной темой кводлибетов был вопрос «о верности проституток клирикам» (а клириком называли любого ученого человека, члена университетской корпорации). Произносимые доводы в защиту целибата основывались не на соображениях целомудрия, но на «несовместимости учености и женатого состояния». В одном из университетских документов против имени магистра значилось: «впав в безумие, женился». Впрочем, даже самые циничные остряки почитали Элоизу, мудрую и образованную женщину, указавшую Абеляру на несовместимость брака с ученостью, но любившую его настолько, что предпочла бы титулу императрицы право называться его девкой. Наряду с Сенекой, Боэцием и аллегорической девой Философией, она вошла в своеобразный пантеон университетской культуры. В У.ах был распространен культ святых женщин - Марии Магдалины, Екатерины и, конечно, Девы Марии. Университетские доктора многое сделали для укрепления культа Богоматери, мало известного раннему средневековью. Детищем университетской культуры был догмат о непорочном зачатии св. Анны. В нач. XV в. из Парижского У.а чуть было не изгнали всех доминиканцев, поскольку один из них усомнился в справедливости этого тезиса.
В университетской среде неизменно присутствовал элемент пародии, в ней преломлялись также различные этнографические традиции. Так, например, в германских землях новичкам устраивали инициацию. Им привязывали рога, а затем обламывали их, осыпая новеньких тумаками, - это символизировало прощание с сельской, нецивилизованной жизнью. Попойки были атрибутом учености - в уставе Сорбонны штрафы измерялись мерами вина, а выражение «напоить по-богословски» дошло до Нового времени. Будущие правоведы и толкователи догматов вероучения неизменно задирали горожан, устраивали стычки друг с другом. Студенческое насилие стремились локализовать в определенных местах, где происходили постоянные студенческие дуэли. Впрочем, в отличие от настоящих поединков, они приводили не к смертельным исходам, но к травмам. Шрамы носили с гордостью. Власти неизменно осуждали подобное поведение, но студентам прощались вещи, за которые простого бродягу ждала казнь, - сказывались и ностальгические воспоминания судей, и то, что эпикурейство, прославленное в студенческом гимне Gaudeamus, считалось несколько хлопотным, но необходимым аспектом университетского образования.
Хотя университетские доктора рисовали преимущества созерцательной жизни над деятельной, они проявляли большую активность - старались знакомить мирян с достижениями университетской мысли, пытались давать советы королю, считая своим долгом исправлять чужие недостатки. На рубеже XIV-XV вв. непомерно возросла политическая активность У.ов в Англии, Франции и Чехии, а чуть позже - в Германии. У.ы возглавили соборное движение, заговорили о необходимости «реформировать церковь, в голове и членах».
Люди университетской культуры, хоть и не были самым влиятельным элементом по-зднесредневековой элиты, но их роль постоянно возрастала. Очень важно, что годы их социального становления проходили в среде шумной, но непреклонной университетской демократии. В характерной для университетского стиля манере принимать решения индивидуальная рассудочность сочеталась с коллегиальностью. Любые проблемы обсуждались сообща, рассматривались со всех сторон, по каждому частному вопросу выносились определения, которые сводились потом в заключительное суждение. Ни одна из университетских корпораций не мирилась с покушениями на свои права, от кого бы они ни исходили. Современники смеялись над мышиной возней магистров: страсти кипели при выборах на должности ректора или декана, занимаемые всего на несколько месяцев. Но именно так повседневная практика формировала образ мысли университетского люда, убежденного в святости права избирать своих представителей, права отстаивать свои свободы и защищать свое мнение. «Что касается всех, должно быть одобрено всеми», - эту формулу римского права часто цитировали университетские петиции. Неудивительно, что в противостоянии корпоративного средневекового общества авторитарному, «абсолютистскому» принципувласти правителейУ.ы, обязанные всем поддержке пап и королей, оказывались, тем не менее, в стане защитников традиционных свобод и привилегий средневекового правового государства.Свобода и несвобода).
В конце средневекового периода стал катастрофичным разрыв схоластики с жизнью. У.ы были высмеяны гуманистами. Новые импульсы в науке и образовании исходили теперь зачастую не из У.ов. Былая независимость от властей стала фикцией, равно как и некогда вселенский характер их статуса и деятельности. Амбиции У.ов выглядели просто смешными. Соборное движение по всем статьям проиграло ловкой политике римских пап, окруженных гуманистически образованными советниками. В пору Столетней войны политика Парижского У.а приводит его к поддержке английской оккупации, к позорному процессу над Жанной д'Арк. При участии У.ов была развернута грандиозная охота наведьмв XV—XVII вв. Если колдуний судил обычный суд, то в половине случаев он кончался освобождением обвиняемых, но стоило судьям обратиться к университетским экспертам - дело неизменно заканчивалось суровым приговором. Активное участие Пражского У.а в гуситском движении привело в итоге к вековой изоляции Чехии. Не удалось У.ам и избежать последствий раскола Европы в годы Реформации.
Но мнение об упадке У.ов можно и оспорить: в XVI-XVII вв. продолжался их бурный рост. Недаром эту эпоху называют «образовательной революцией». Подсчитано, что доля студентов от общей численности населения во многих странах Европы кануна Тридцатилетней войны была столь высока, что этот уровень был вновь достигнут лишь во второй половине XIX в. Из У.ов вышли основные деятели как Реформации, так и Контрреформации. Да и гуманисты критиковали У.ы изнутри, будучи сами тесно связаны с традициями университетской культуры. Более того, критики У.ов (гуманисты, протестанты, иезуиты) стремились подчинить их себе, а в случае неудачи создать их подобия. Ибо только У. обладал достаточным авторитетом, чтобы присуждать степени — социально признанные свидетельства обретения человеком особых качеств. В Европе укоренился образ У.а (Саламанки, Оксфорда, Парижа, Болоньи) как опорыкатолицизма,компетентного советника монархов, свободного обладателя драгоценного знания. Реальность была иной. Но это нисколько не мешало университетской идее воздействовать на общество и превратиться в атрибут европейской цивилизации.
Литература:Антология педагогической мысли христианского средневековья / под ред. В. Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 1994; Городская культура. Средневековье и начало Нового времени / под ред. В. И. Рутенбурга.Л., 1986; Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. / под ред. Г.И. Л ипатни ко в ой. Воронеж, 1973; Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997; Карсавин Л. П. Джиордано Бруно. Берлин, 1924; Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997; Послушник и школяр, наставник и магистр: средневековая педагогика в лицах и текстах / под ред. В . Г. Безрогова. М., 1996; Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции XIII—XIV вв. М., 1975; Сперанский Н.В. Очерки из истории народной школы в Западной Европе. М., 1898; Суворов Н.С. Средневековые университеты. М., 1898; Уваров П.Ю. Парижский университет и местные интересы (конец XIV - первая половина XVвв.) // Средние века. Вып. 54. М., 1991; Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение / под ред. Н.В. Ревякиной . Иваново, 1990; Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / сост. О.Ф.Кудрявцев. М., 1996; Cobban А. В. The Medieval Universities: Their Development and Organisation. L., 1965; II comportamento dell'intelletuale nella società antica. Genova,1980; Milieux universitaires et mentalité urbaine au Moyen Age / éd. par D. Poirоn. P., 1987; Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. V. I—III. Oxford, 1895; Renardy Сh. Les maîtres universitaires dans le diocèse de Liège (1140-1350). P., 1981; Scott J. С The Influence of the Medieval University. San Francisco, 1992; Southern R.W. Western Society and the Church in the Middle Ages. Harmondsworth, 1980; Universities in Society / éd. L. Stоne. V. 2. Princeton, 1974; Verger J. Les universités au Moyen Age. P., 1974.
П. Ю. Уваров

Синонимы:
альма-матер, госуниверситет, заведение, йель, керосинка, педуниверситет, радиоуниверситет, ситет, сорбонна, универ, учреждение


  1. университетэто высшее учебное заведение которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовк...Административно-процессуальное право
  2. университетвысшее учебное заведение которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки сп...Административное право. Словарь-справочник
  3. университетуниверситеuт м...Болгарско-русский словарь
  4. университетм. universit f ateneo окончить университет laurearsi conseguire la laurea Итальянорусский словарь. Синонимы альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверс...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. университетуниверситет м Universitt v E r ] f c профессор университета Universittsprofessor m pl en учиться в университете an der Universitt studieren viСинонимы альмаматер госу...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. университетмUniversitt fпрофессор университета Universittsprofessor m plem enучиться в университете an der Universitt studieren vi альмаматер госуниверситет заведение йель керосин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. университетуниверситетUniversittСинонимы альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. университетходячий университетСинонимы альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Большой русско-английский фразеологический словарь
  9. университетм.universidad fнчивший университеuт graduado diplomado universitario egresado Лат. Ам.тель университеuта profesor universitario universitario mть в университеuт entrar...Большой русско-испанский словарь
  10. университетсущ. муж. рода. высшее учебное заведение. учебное учреждение по повышению общеобразовательных и научнополитических знанийунверситет уem вечерний университет вечрнй унвер...Большой русско-украинский словарь
  11. университетм. universit f окончивший университет promu m...Большой русско-французский словарь
  12. университетКолхозный университетstrong. Жарг. студ. Шутл.ирон.em Аграрный университет сельскохозяйственная академия. Вахитов . Университет имени Мариуполя.strong Разг. Шутл.ирон.em...Большой словарь русских поговорок
  13. университетuniversity форма заведения высшего образования в большинстве стран стоящая на вершине иерархии типов учреждений обеспечивающих послешкольное обучение. Однако из этого об...Большой толковый социологический словарь
  14. университетвысшее учебное заведение деятельность которого направлена на развитие образования науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на все...Большой толковый социологический словарь II
  15. университетм.universit fокончивший университет promu m альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. университетот лат. universitas совокупность высшее учебоннаучноезаведение в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным имногим прикладным наукам различным отраслям...Большой энциклопедический словарь II
  17. университетУНИВЕРСИТЕТ от лат. universitas совокупность высшее учебоннаучное заведение в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам разл...Большой Энциклопедический словарь V
  18. университетот лат.u universitas совокупность по определению ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании от июля г. высшее учебное заведение которое реализует образ...Большой юридический словарь
  19. университетУНИВЕРСИТЕТ от лат. universitas совокупность по определению ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании от июля г. высшее учебное заведение которое реал...Большой юридический словарь II
  20. университетвысшее учебнонаучное заведение в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам различным отраслям народного хозяйства и культуры к...Глобальная экономика. Энциклопедия
  21. университетв античности не было У. в совр. смысле однако существовали определ. педагогич. центры в крых сосредоточ. высшее образование и крые с извест. оговорками можно называть У. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  22. университетв античности не было У. в совр. смысле однако существовали определ. педагогич. центры в крых сосредоточ. высшее образование и крые с извест. оговорками можно называть У. ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  23. университетот латинского universitas совокупность общность высшее учебное заведение в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как пра...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. университетот лат. universitas совокупность высшее учебнонаучное заведение в котором изучается совокупность дисциплин составляющих основы научного знания. Готовит специалистов по ...Исследовательская деятельность
  25. университетуниверситет университеттик университетский университеттик маалымат университетское образование....Киргизско-русский словарь
  26. университетуниверситет университетский...Коми (зырянский)-русский словарь
  27. университетуниверситет...Крымскотатарско-русский словарь II
  28. университетУниверситет Universitas studiorum профессор университета professor universitatis студент университета alumnus universitatis...Латинский словарь
  29. университетУниверситет Alma mater.Синонимы альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Лексикон прописных истин
  30. университета м.em Высшее учебнонаучное заведение с различными гуманитарными и естественноматематическими отделениями факультетами.Ленинградский государственный университет. Поступит...Малый академический словарь
  31. университетвысшее учебное заведение деятельность которого направлена на развитие образования науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на все...Менеджмент, маркетинг и экономика образования
  32. университеткорень УНИВЕРСИТЕТ нулевое окончаниеОснова слова УНИВЕРСИТЕТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой УНИВЕРСИТЕТ Слово Университет содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  33. университетНачальная форма Университет винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  34. университетуниверситет м. а Высшее учебнонаучное заведение объединяющее в своем составе несколько факультетов на которых представлена совокупность различных дисциплин составляющих ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. университетУниверситет university центр высшего образования в кром осуществляется подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам и ведутся науч. исследования. В Евро...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  36. университетуниверситет университет а...Орфографический словарь
  37. университетu мu мн.u университеты Р.u университетов альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Орфографический словарь русского языка
  38. университетуниверситет университет каст фаеуын окончить университет....Осетинско-русский словарь
  39. университетучебное заведение которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей медицинский университе...Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
  40. университет. Университет высшее учебное заведение котороереализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений...Официальная терминология
  41. университетот лат.u universitas совокупность высшее учебное заведение которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широко...Педагогический терминологический словарь
  42. университетуниверситет университеты университета университетов университету университетам университет университеты университетом университетами университете университетах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. университетОрфографическая запись слова университет Ударение в слове университет Деление слова на слоги перенос слова университет Фонетическая транскрипция слова университет [нвирс...Полный фонетический разбор слов
  44. университетнем. Universitat от лат. universitas совокупность образовательное учреждение высшего профессионального образования деятельность которого направлена на развитие образова...Профессиональное образование
  45. университетуниверситет аСинонимы альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русский орфографический словарь
  46. университетuniversiteit eo universitato...Русский-африкаанс словарь
  47. университетМ universitet....Русско-азербайджанский словарь
  48. университетуниверситет м.iuniversity окончивший университет university graduate...Русско-английский словарь
  49. университетуниверситет м. university университетский university attr....Русско-английский словарь II
  50. университетm. альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русско-английский словарь математических терминов
  51. университетм....Русско-английский словарь по физике
  52. университетuniversity...Русско-английский словарь политической терминологии
  53. университетuniversityокончить университет с ученой степенью graduateуниверситет государственный Новосибирский Novosibirsk State University альмаматер госуниверситет заведение йель...Русско-английский технический словарь
  54. университетcollege амер....Русско-английский экономический словарь
  55. университетN...Русско-армянский словарь
  56. университетУнверстэт окончивший университет той хто скончы унверстэт университет культуры унверстэт культуры...Русско-белорусский словарь
  57. университетунверстэт муж.iокончивший университет той хто скончы унверстэтуниверситет культуры унверстэт культуры...Русско-белорусский словарь II
  58. университетУниверситеuт м...Русско-болгарский словарь
  59. университетegyetem учиться в университете egyetemre jrni альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русско-венгерский словарь
  60. университетуниверситет м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  61. университетуниверсите [ ] Синонимы альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русско-ивритский словарь
  62. университетуниверситет...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  63. университетм. университет Киргизский государственный университет Кыргыз Мамлекеттик университети....Русско-киргизский словарь
  64. университетdxuМосковский государственный университет альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русско-китайский словарь
  65. университетUniversitetучиться в университете universitette oqumaq...Русско-крымскотатарский словарь
  66. университетуниверситет учиться в университете университетте окъумакъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  67. университетuniversitte augstskola...Русско-латышский словарь
  68. университетИх сургууль...Русско-монгольский словарь
  69. университетм. Universitt f учиться в университете an der Universitt studieren vi....Русско-немецкий словарь
  70. университетUniversiteit...Русско-нидерландский словарь
  71. университетуниверситетм народный культуры ....Русско-новогреческий словарь
  72. университетuniversitet альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русско-норвежский словарь
  73. университет...Русско-персидский словарь
  74. университетuniwersytet...Русско-польский словарь
  75. университетмuniversidade f альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русско-португальский словарь
  76. университетУниверситетchuo kikuu vy yunivasiti...Русско-суахили словарь
  77. университетуниверситет донишго...Русско-таджикский словарь
  78. университетniversite альмаматер госуниверситет заведение йель керосинка педуниверситет радиоуниверситет ситет сорбонна универ учреждение...Русско-турецкий словарь
  79. университетniversite...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  80. университетm университетскийнчить университеuт ptt yliopisto valmistua yliopistostaвский госудаuрственный университеuт lyhem МГУ Moskovan valtionyliopistoтний университеuт kesyli...Русско-финский словарь
  81. университетuniversita univerzita...Русско-чешский словарь
  82. университетсущ.муж.университет трл енпе специалистсем хатрлекен аслй шкул педагогический университет педагогика университеч Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова...Русско-чувашский словарь
  83. университетunivr_sitet.strong universitet Lunds universitetуниверситет Лунда...Русско-шведский словарь
  84. университетUniversitet...Русско-шведский словарь II
  85. университетlikool...Русско-эстонский словарь
  86. университетУниверситет ЛГУ Университетская набережная один из крупнейших отечественных вузов один из центров науки и культуры России и СССР. Основан в на базе Главного педагогичес...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  87. университетлат.em universitas litterarum совокупность наук. В античности не было У. в совр. смысле однако существовали определ. педагогич. центры в которых сосредоточивалось высшее...Словарь античности
  88. университетУНИВЕРСИТЕТ нем. Universitat от лат. universitas общество корпорация собрание. Высшее образовательное заведение по всем отраслям наук. Словарь иностранных слов вошедших ...Словарь иностранных слов русского языка
  89. университетсовокупность высшее учебное заведение в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам различным отраслям знаний народного хозяйст...Словарь исторических терминов
  90. университетуниверситет ситет альмаматер заведение учреждение Словарь русских синонимов. университет сущ. колво синонимов альмаматер вуз госуниверситет заведение йель кер...Словарь синонимов II
  91. университетуниверситет ситет альмаматер заведение учреждение...Словарь синонимов
  92. университетвысшее учебное заведение деятельность которого направлена на развитие образования науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на все...Словарь терминов по социальной статистике
  93. университетвысшее учебное заведение которое . реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки ...Словарь юридических понятий
  94. университетУНИВЕРСИТЕТ от лат. universitas совокупность по определению ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании от июля г. высшее учебное заведение которое реал...Словарь юридических терминов
  95. университетh университетbig сущ.муж.неод.i ед.пр. еще в Минервином храме в университетеСтуд. . ему место гденибудь в дальнем университете отправить его туда и дажеСтуд. . в СанктПе...Словарь языка Грибоедова
  96. университетУНИВЕРСИТЕТ от латинского universitas совокупность общность высшее учебное заведение в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным нау...Современная энциклопедия
  97. университетУНИВЕРСИТЕТ от лат . universitas совокупность высшее учебоннаучное заведение в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам разл...Современный энциклопедический словарь
  98. университетБыстрое продвижение по службе....Сонник Хассе
  99. университетот лат.u universitas совокупность общность первоначально любое объединение корпорация людей связанных общими интересами и имеющих особый правовой статус. В конце XIV в....Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  100. университетуниверситет сущ.em м.em употр. часто Морфология нет чего университетаstrong чему университетуstrong вижу что университетstrong чем университетомstrong о чм об университет...Толковый словарь Дмитриева
  101. университетУНИВЕРСИТЕТ м. лат. высшая школа учебное заведенье первой степени по всем отраслям науки. тетский совет кафедра профессорство. Универсальный общий всеобщий вселенский. У...Толковый словарь живого великорусского языка
  102. университетуниверситет [см. universitat lt лат. universitas universitatis совокупность общность] высшее учебнонаучное заведение объединяющее в своем составе несколько факультетов. ...Толковый словарь иностранных слов
  103. университетУНИВЕРСИТЕТ а м. . Высшее учебное заведение и одновременно научноеучреждение с различными естественноматематическими и гуманитарнымиотдалениями факультетами. Московский у...Толковый словарь Ожегова
  104. университетУНИВЕРСИТЕТ университета м. от латин. universitas совокупность. Высшее учебное заведение с факультетами по различным обычно не техническим специальностям. Исторический ф...Толковый словарь русского языка II
  105. университетуниверситет университет а м. Высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественноматематическими и гуманитарными отделениями факультетами. ...Толковый словарь русского языка II
  106. университетУНИВЕРСИТЕТ а м. . Высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественноматематическими и гуманитарными отдалениями факультетами. Московский...Толковый словарь русского языка
  107. университетУдарение в слове университетУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове университет...Ударение и правописание
  108. университетRzeczownik университет m Edukacyjny uniwersytet m...Универсальный русско-польский словарь
  109. университетуниверситет университеты университета университетов университету университетам университет университеты университетом университетами университете университетах Источник П...Формы слова
  110. университетУниверситет Московский государственный имени М. В. Ломоносова МГУ крупнейший вуз СССР. Основан в . Первоначально размещался в здании находившемся на Красной площади на ме...Художественная энциклопедия
  111. университетлат. universitas совокупность высшее учебное заведение которое реализует образовательные программы высшего и после вузовского профессионального образования по широкому сп...Экономика и право
  112. университетТуес Туер Трут Труст Трус Триест Третнев Трест Трент Трение Тренев Трен Тиун Титр Тит Тис Тирс Тире Тир Тетур Тетр Тетис Тетин Тетиев Тетер Тестер Тестев Тест Тес Терние ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  113. университетУниверситет от лат. universitas совокупность. В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении которое имея целью свободное преподаван...Энциклопедический словарь
  114. университетот лат. universitas совокупность. В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении которое имея целью свободное преподавание и развити...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  115. университетлат. universitas совокупность высшее учебное заведение которое реализует образовательные программы высшего и после вузовского профессионального образования по широкому ...Энциклопедический словарь экономики и права
  116. университетУниверситет нем.em Universitat от лат.em universitas universitatis совокупность strong высшее учебное заведение объединяющее в своем составе несколько факультетов на ко...Энциклопедия культурологии
  117. университетУниверситетstrong. Заимств. в первой половине XVIII в. из нем. яз. где Universitti lt лат. universitasi litterarumi совокупность наук суф. производного от universusi весь...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  118. университетвпервые в Москве в г. народн. наверститут под влиянием слов наверстать и институт см. Малиновский РF . Через нем. Universitat из лат. universitas litterarum....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  119. университетНазвание этого высшего учебного заведения в котором имеются гуманитарные и естественноматематическими факультеты было заимствовано из немецкого даже известна почти точная...Этимологический словарь Крылова
  120. университетЗаимств. в первой половине XVIII в. из нем. яз. где Universittem ampLT лат. universitas litterarumem совокупность наук суф. производного от universusem весь общий. См. ун...Этимологический словарь русского языка
  121. университетуниверситет университетвпервые в Москве в г. народн. наверститут под влиянием слов наверстать и институт см. Малиновский РF . Через нем. Universitt из лат. universits ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  122. университетНемецкое Universitat.Латинское universitas.Широкое распространение слово получило с г. с открытием первого университета в Москве.В современном русском языке имеет знач...Этимологический словарь русского языка Семенова