Словарь средневековой культуры

ПОКАЯНИЕ

(лат. poenitentia, греч. еятцгсс), дарует христианину очищение от грехов, совершенных после крещения. В сущности, этотритуалвоспроизводит процедуру судебного разбирательства, где грешник предстает одновременно и как преступник, и как пострадавший, а священник - проводит расследование и определяет меру и способ искупления вины.
1.Раннехристианская форма П.я является модификацией иудаистского покаянного режима, отстранявшего кающихся от посещения синагоги. Она просуществовала в Европе до VII в. Подобное П.е как путь искупления прегрешений было доступно мирянам, но не клирикам. В отличие от позднейших систем, контроль над кающимся и совершение всех соответствующих обрядов являлись прерогативой одного лишь епископа. Правилом в эпоху христианской античности были частная исповедь, совершаемая перед священником, хотя последний и мог, если считал это полезным, обязать грешника покаяться в грехах в присутствии других членов церковной общины. Напротив, публичный характер неизменно носили все другие существенные элементы пенитенциарного режима. Пенитенты составляли особый ordo poenitentium: по религиозному и социальному положению, а также внешнему виду они отделены от остального общества; община призывалась молиться за кающихся и скорбеть о них. Ритуал вхождения в ordo poenitentium осуществлялся в понедельник после первого воскресенья великого поста, а с VII в. — в пепельную среду на пасхальной неделе. Епископ возлагал на грешника руки, кающегося посыпали пеплом, постригали ему волосы, одевали в черную одежду и передавали ему власяницу. Продолжительность П.я могла достигать нескольких лет. В течение этого времени пенитент должен был вести аскетический образ жизни, соблюдая различного рода посты. Он не мог принимать причастия и во времямессыстоял в особо отведенном месте. Данная система П.я предусматривала также весьма суровые ограничения в сфере общественной и семейной жизни кающегося.Он должен был прекратить супружеские отношения, отчего условием принятия в ordo poenitentium было согласие супругов, не мог занимать военной или государственной должности, участвовать в работе суда, заниматься торговлей (т. н. пенитенциарные интердикты). Reconciliatio, обряд воссоединения с церковью, первоначально в светлое воскресенье, а впоследствии в страстной четверг совершался в присутствии всей церковной общины и состоял в том, что епископ вновь возлагал на пенитента руки.
Окончание собственно срока П.я не означало возвращения кающемуся всех прав, которыми он обладал ранее. Отмеченные выше пенитенциарные интердикты оставались в силе до самой его смерти. Раскаявшийся грешник не мог ни воссоединиться со своей супругой или супругом, ни вступить в новый брак, ему оставались недоступны высшие ступени церковной иерархии (дья-конат, священство, сан епископа). Согласно нормам древней церкви, осуществить подобное П.е возможно лишь однажды. Это обстоятельство, а также суровость пенитенциарного режима заставляли верующих откладывать его до самого смертного часа (т. н. П.е in extremis). В случае, если умирающий выживал, он должен был пройти П.е обычным порядком. К ограничению круга пенитентов вели и постановления самих церковных властей, в частности не рекомендовалось принимать П.е молодым людям. При всем почтении к традиции, авторитетным пастырям, подобным Цезарию Арльс-кому, публичное П.е в форме временного отлучения от церкви не виделось единственным способом искупления тяжких прегрешений.
2.Не является ни продолжением, ни модификацией предшествующей другая система П.я, возникшая в VI в. на Британских островах и скорее сопоставимая с традицией судебных взысканий - вергельдов. В значительной степени благодаря усилиям англо-ирландских миссионеров она затем была перенесена на материк, где встретила двойственную реакцию. Первые известия о существовании тарифицированного П.я, постановлениясоборовв Толедо (589 г.) и Шалон-сюр-Сон (658 г.) диаметрально расходятся в оценке этого явления. Если Толедский собор его отверг, то собор в Шалоне, наоборот, ратовал за применение. Серьезной борьбы между двумя пенитенциарными режимами, однако, не было, поскольку к тому времени древний род П.я в своей полной форме практически выходит из употребления. Особое распространение система тарифицированного П.я получила - помимо Британских островов - в Испании, Северной Франции, на Рейне и в Северной Италии.
Островное П.е в ряде существенных моментов отличалось от континентального. Оно было доступно как мирянам, так и клирикам. Налагать его и отпускать грехи (наряду со старым термином reconciliatio теперь в ходу и но-вый - absolutio) могли уже не одни только епископы, но и простые священники. Весь процесс искупления — от исповеди до отпущения — носил сугубо приватный характер (т.н. poenitentia privata). Вследствие этого какого-либо особого ordo poenitentium, объединяющего кающихся, принадлежность к которому надлежало бы демонстрировать внешним видом, одеждой и всем поведением, не возникало. Религиозная, семейная и общественная жизнь кающегося не подвергалась ограничениям, и они тем более не предусматривались после получения отпущения. Тарифы П.я за отдельные грехи содержались в особых книгах - пенитен-циалиях, или покаянных книгах, имевшихся в распоряжении священников. Оно заключалось в различных более или менее суровых и продолжительных благочестивых практиках: самобичевании, ночных бдениях, чтении псалмов и молитв, но главным образом в посте. Наказания, предписываемые за каждый грех, суммировались, так что в итоге годы жизни, которые пенитенту пришлось бы провести в П.и, нередко превышали всякое вероятие. Впрочем тот мог прибегнуть к т. н. redemptiones или commutationes («выкупу» или «замене»). Так, вместо долгого поста пенитент мог подвергнуться более короткому, но зато и более суровому, или же оплатить определенное количество месс, сделать пожертвования в пользу церкви, отпустить на волю серва и т.д. Разрешалось даже осуществить П.е посредством третьего лица, готового пострадать за грешника. У современных историков покаянные книги имеют репутацию одного из наиболее ценных и разносторонних источников по истории «безмолвствующего большинства» средневековых обществ.
В эпоху Карол ингов была предпринята попытка провести решительную реформу в сфере П.я с целью восстановления античной пенитенциарной дисциплины, существовавшей к тому времени лишь в виде poenitentia in extremis. С этой инициативой выступили клирики, группировавшиеся вокруг епископов Хродеганга Мецского, Ремигия Руанского, а также Алкуина. Следствием их усилий было осуждение основного рассадника неканонического режима — покаянных книг. Однако каролингская реформа закончилась лишь весьма ограниченным успехом или даже, лучше сказать, почти полным фиаско, ибо именно на VIII—IX вв. приходится наивысший расцвет этих памятников, когда было создано особенно большое количество покаянных книг и их списков. Реформа привела к возникновению двухчастной системы христианского П.я, основывавшейся на ставшем впоследствии знаменитом принципе, который был сформулирован именно в это время: тяжкий грех, о котором стало известно окружающим, должен быть искуплен в соответствии с практикой публичного П.я, для тайных же грехов допустимо тайное П.е. Таким образом, две покаянные традиции были объединены и гармонизированы в новых рамках единого целого. Впрочем, частично восстановленное в своих правах публичное П.е не было точной копией своего древнего прообраза. Как и прежде, в пепельную среду епископ возлагал на грешника руки, посыпал его пеплом и передавал ему власяницу. Время исполнения П.я пенитент проводил запертым в особом помещении. Но уже в страстной четверг тот покидал место своего заточения и в присутствии всей общины получал от епископа отпущение грехов. При этом публичное П.е оставалось неповторяемым и недоступным для клириков.
3.Следующее преобразование системы П.я произошло в кон. XII - нач. XIII вв. Оно сопровождалось заменой покаянных книг «Суммами для исповедников», пособиями, имевшими несколько иные цели и содержание. «Торжественное публичное покаяние» (poenitentia publica solemnis), которым «суммы» грозили повинным в наиболее тяжких преступлениях (как то отцеубийство, убийство клирика, наиболее одиозные формы сладострастия, богохульство), фактически вышло из употребления уже в XIII в. «Менее торжественное публичное П.е» (poenitentia publica minus solemnis), посредствомпаломничествак святым местам (peregrinatio), было повторяемым и налагалось за ставшие известными окружающим, но менее тяжкие прегрешения. Такое П.е мог определить любой приходской священник. Снабженные специальными рекомендательными письмами и атрибутами своего статуса - котомкой и посохом - пилигримы передвигались от одного монастыря или святилища к другому. С окончанием паломничества грехи считались искупленными (особый обряд отпущения мог производиться или нет). Разновидностью паломничества были процессии флагеллантов - искупающих грехи самобичеванием. В качестве паломников рассматривались также участникикрестовых походов.Осуществляемое в значительной степени бывшими преступниками, средневековое паломничество было постоянным предметом опасений населения и источником многих бед.
В структуре искупления грехов, не ставших достоянием гласности, частным порядком происходит важное смещение акцентов - очевидно, передающее известную интериориза-цию религиозного чувства.Личность).В раннее средневековье исповедь играла роль средства, позволяющего священнику наложить П.е, за которым следовало отпущение грехов. По мере того, как суррогаты наказания в виде redemptiones и commutationes сводили П.е практически на нет, исповедь выходила на первый план. Анонимное сочинение XII в. поясняло, что смирение и стыд раскаяния сами по себе составляют искупление. Окончательную формулу дал тогда же парижский теолог Петр Кантор: «Исповедь являет собой сущность искупления». Отпущение грехов теперь следует сразу после исповеди — изменение, нашедшее отражение в словоупотреблении. Термин «исповедь» стал обозначать уже не только открытие грешником своих грехов, но и всю совокупность элементов П.я, что является нормой и в наши дни.
4.В рамках пенитенциарной проблематики средневековаясхоластиканаибольшее внимание уделяла раскаянию грешника, душевному сокрушению по поводу греха. Абеляр отмечал, что при сокрушении сердца состояние греха не может более продолжаться. Грешник моментально примиряется с Господом и получает прощение своих грехов. В XIII в. схоластическая мысль стремится дифференцировать раскаяние. Полное, совершенное раскаяние получает название contritio, за неполным, несовершенным закрепляется наименование attritio; мотивом совершенного раскаяния является любовь к Богу, несовершенного — страх перед наказанием. В поздней схоластике предметом постоянной дискуссии был вопрос о том, достаточно ли attritio для эффективного осуществления П.я. Приверженцы т. н. «атт-риционизма», составлявшие большинство, решали этот вопрос положительно (например, Фома Аквинский), сторонники «контрицио-низма» — отрицательно (например, Бонавен-тура). Согласно доктрине, сформулированной Альбертом Великим и Фомой Аквинским, данная церкви власть отпускать грехи начинает действовать еще до обряда отпущения, а именно в желании раскаявшегося грешника принять таинство. Полномочие церкви давать отпущение грехов рассматривалось как проявление т. н. «власти ключей» (potestas clavium).
Теологи характеризовали исповедь как внешний знак раскаяния. Более того, по Алану Лилльскому, без исповеди раскаяние является бесплодным, поскольку с необходимостью включает в себя намерение исповедаться (равно как и желание принять П.е). Надо заметить, что тезис о необходимости исповеди имел в средние века определенный полемический заряд, ибо со времен поздней античности теологам приходилось опровергать существовавшее в определенных кругах мнение о том, что грешнику не обязательно исповедоваться перед священником, и возможно ограничиться изложением своих грехов непосредственно Богу. С отвержением церковной исповеди выступали и такие оппозиционно настроенные умы, как Джон Уиклиф. В отношении выбора исповедника каноническое право давало противоречивые указания. Если Псевдо-Августинова «Книга об истинном и ложном П.и» разрешила приносить исповедание любому клирику, имеющему такие полномочия, то, согласно канону IV Латеранского собора (1215г.), прихожане должны исповедоваться только у своего приходского священника. Впрочем, ранняя схоластика признавала в определенных рамках исповедь, обращенную к мирянам. В случае, если исповедь священнику по каким-то причинам недоступна, грешник мог исповедаться своему другу, попутчику или соседу. Известно даже об исповеди коню или мечу. Что касается частоты исповеди, с XIII в. обязательным признавался минимум, установленный IV Латеранским собором: одна исповедь в год. Известно, однако, что многие прихожане удовлетворялись коллективным и публичным раскаянием в прегрешениях, являвшимся элементом мессы и, в противоречии с доктриной теологов, ожидали от нее отпущения всех своих грехов.
Литература:Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 132-175: гл. Ill "Народная культура в зеркале «покаянных книг»"; An ci aux P. La théologie du sacrement de pénitence au XIIe siècle. Louvaine,1949; Vogel C. Le pécheur et la pénitence au Moyen Age. P., 1969.
E. В. Горюнов

Синонимы:
дух, исповедь, признание, раскаяние, риазат, самобичевание, самокритика, сознание, таинство


  1. покаяниеРАСКАЯНИЕ ПОКАЯНИЕ см.также ГРЕХ ИСПОВЕДЬ СОВЕСТЬ СТЫД Наше раскаяние это обычно не столько сожаление о зле которое совершили мы сколько боязнь зла которое могут прич...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. покаяниесм. Исповедь....Атеистический словарь II
  3. покаяниеМар. Кор. есть таинство в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа....Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. покаяниепокаяние осознание своей греховности переживание связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках о всем неистинном в своей жизни в самом себе но нечто...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. покаяниеПОКАЯНИЕ церковное исповедь христианское таинство магическикультовый обряд. См. в ст. Таинства....Большая советская энциклопедия
  6. покаяниецерковное исповедь христианское таинство магическикультовый обряд. См. в ст. Таинства. em...Большая Советская энциклопедия II
  7. покаяниес. confessione f pentimento penitenza f тж. церк. ravvedimento m раскаяние отпустить душу на покаяние шутл. lasciar andare in pace Итальянорусский словарь. Синонимы дух...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. покаяниепокаяние с Bue f c искупление вины Beichte f c исповедь Reue f раскаяниеСинонимы дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. покаяниесBue f искупление виныem Beichte f исповедьem Reue f раскаяние дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. покаяниеотпустить душу на покаяниеСинонимы дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Большой русско-английский фразеологический словарь
  11. покаяниес. confesin fem arrepentimiento mem раскаяние церк.em penitencia fть дуuшу на покаяuние шутл.em absolver непр.em vtem dejar en paz...Большой русско-испанский словарь
  12. покаяниесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. покаяниес. признаниеem confession f repentir m раскаяниеem repentance f принести покаяние faire pnitence церк. pnitence f отпустить душу на покаяние шутл. laisser aller en p...Большой русско-французский словарь
  14. покаяниес. признаниеem confession f repentir m раскаяниеem repentance f принести покаяние faire pnitence церк. pnitence f отпустить душу на покаяние шутл. laisser aller en paix...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. покаяниецерковное то же что исповедь....Большой энциклопедический словарь II
  16. покаяниеПОКАЯНИЕ церковное то же что исповедь....Большой Энциклопедический словарь V
  17. покаяниеисповедь таинство этикорелиг. акт признания связанный с чувством содеян. греха. В античности П. не было известно однако оно встречалось в иуд. эллинизме и вост. культах. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  18. покаяниеисповедь таинство этикорелиг. акт признания связанный с чувством содеян. греха. В античности П. не было известно однако оно встречалось в иуд. эллинизме и вост. культах. ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  19. покаяниеВ таинстве Покаяния или Примирения христианин искренне кающийся в своих грехах посредством Церкви получает от Бога прощение грехов тем самым примиряясь с Богом и с Мисти...Католическая энциклопедия
  20. покаяниеотречение от прежней дурной жизни от грехов с чувством сокрушенности. Новое для Наташи чувство смирения перед великим непостижимым охватило ее когда она в этот непривычны...Краткий психолого-филологический словарь
  21. покаяниедобровольное признание в совершенном проступке. Положительное явление. Покаяние должно быть искренним идти от внутренних духовнонравственных соображений а не вынужденным ...Культура речевого общения
  22. "покаяние"ПОКАЯНИЕstrong первое стих. Л. в жанре лирич. исповеди. Этот жанр приобрел известность благодаря восточным поэмам Дж. Байрона распространился в рус. романтич. поэзии А....Лермонтовская энциклопедия
  23. покаяниея ср.em Признание в совершенном проступке в ошибке.Гурову было уже скучно слушать его раздражал наивный тон это покаяние такое неожиданное и неуместное.em Чехов Дама с со...Малый академический словарь
  24. покаяниеприставка ПО корень КА суффикс Я суффикс НИ окончание Е Основа слова ПОКАЯНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальн...Морфемный разбор слова по составу
  25. покаяниеНачальная форма Покаяние винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  26. покаяниепокаяние ср. а Добровольное признание в совершенном проступке. б Признание своей вины в чемл. какойл. ошибки. Признание в своих грехах перед священником исповедь. разг...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. покаяниепокаяние покаяние я...Орфографический словарь
  28. покаяниеu сu Пр.u о покаянии дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Орфографический словарь русского языка
  29. покаяниегр. умопремена перемена ума состояние болезненной совести переживающей за грехи допущенные по страстям. Таинство покаяния есть признание перед Богом и людьми миром свои...Основы духовной культуры
  30. покаяниеОдно из важнейших таинств установленных самим Иисусом Христом. В православной культуре это устное сообщение священнику всех неблаговидных поступков нарушений правильной с...Основы православной культуры
  31. покаяниепризнание в проступке исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие П. означало раскаяние по поводу отдельных поступков. В Святом Писании оно обретае...Педагогический терминологический словарь
  32. покаяниепокаяние покаяния покаяния покаяний покаянию покаяниям покаяние покаяния покаянием покаяниями покаянии покаяниях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. покаяниеПокаяниеМар. Кор. есть таинство в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса...Полная популярная библейская энциклопедия
  34. покаяниеОрфографическая запись слова покаяние Ударение в слове покаяние Деление слова на слоги перенос слова покаяние Фонетическая транскрипция слова покаяние [паканэ] Характери...Полный фонетический разбор слов
  35. покаяниеодно из семи христианских таинств установленное Самим Иисусом Христом. В нем исповедующийся Господу при свидетельстве священника и при чтении священником соответствующих ...Православный энциклопедический словарь
  36. покаяниераскаяние каяння каяття покаяння искупление покута спокута. Где грех там и ние де грх там покута. Вс победит искреннее ние все переможе щире каяття. Поступить в монаст...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  37. покаяниеГде грех там и покаяние.hДе грх там покута.Отпусти душу на покаяние разг.em устар.em.hДив.em ДУША.Приносить принести покаяние.hПриходити прийти з покутою складати скласт...Російсько-український словник сталих виразів
  38. покаяниеПОКАЯНИЕ христ. таинство участие в кром означает для верующего полное разрешение от грехов и возвращение в состояние дух. чистоты. Так преодолевается отчуждение между Бо...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  39. покаяниеили исповедь церковное таинство в котором кающийся при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается самим Иисусом Христом. Таинство это предуказанное в ...Русская энциклопедия
  40. покаяниепокаяние яСинонимы дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Русский орфографический словарь
  41. покаяниеСр . taqsrn boynuna alma . pemanlq . dini tvb tvb etm отпустить душу на покаяние khn. rahat buraxmaq yaxasndan l kmk....Русско-азербайджанский словарь
  42. покаяниеср. repentance...Русско-английский психологический словарь
  43. покаяниепокаяние с.iconfession раскаяниеi repentance penitence церк. ipenance приносить покаяние в пр.i repent d.i of iотпустить душу на покаяние разг.i let go in peace d.i...Русско-английский словарь
  44. покаяниепокаяние с. . исповедь confession церк. наказание penance . раскаяние repentance покаяние дорого стоит repentance costs dearis never too soon признание сестра покаяния ...Русско-английский словарь II
  45. покаяниесущ.penitence repentance рел confession penanceприносить покаяние раскаиватьсяem to repent ofem рел исполнять епитимьюem to make perform penance дух исповедь признание р...Русско-английский юридический словарь
  46. покаяниеN...Русско-армянский словарь
  47. покаяниеПакаянне отпустить душу на покаяние шутл. адпусцць душу на пакаянне...Русско-белорусский словарь
  48. покаяниепакаянне ср.iотпустить душу на покаяние шутл.i адпусцць душу на пакаянне...Русско-белорусский словарь II
  49. покаяниеСинонимы дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Русско-ивритский словарь
  50. покаяниекнижн.тубе опы кнш.арылу тубеге келу тубе ету опы жеу отпустить душу на покаяние арылу тиышын кетрмеу мазасын алмау тиспеу...Русско-казахский словарь
  51. покаяниеср. тобо кылуу отпустить душу на покаяние разг. шутл. тынчын алганын коюу жанына жай бер....Русско-киргизский словарь
  52. покаяниеchnhu huguпринести покаяние отпустить душу на покаяние покаянный покаянные речи дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Русско-китайский словарь
  53. покаяниеTevbe...Русско-крымскотатарский словарь
  54. покаяниетевбе...Русско-крымскотатарский словарь II
  55. покаяниеatzans nolojums noloana savas vainas atzana grku noloana...Русско-латышский словарь
  56. покаяниес. признание вины Bue f Beichte f исповедь раскаяние Reue f....Русско-немецкий словарь
  57. покаяниеBiecht...Русско-нидерландский словарь
  58. покаяниепокаяниес . . церк. отпустить душу на разг ....Русско-новогреческий словарь
  59. покаяниеbotferdighet дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Русско-норвежский словарь
  60. покаяние. skrucha kajanie. spowied wyznanie grzechwblockquote. pokutablockquote...Русско-польский словарь
  61. покаяниес церкu contrio fu исповедьem confisso fu наказаниеem penitencia fu признание ошибкиem confisso fu раскаяниеem arrependimento m дух исповедь признание раскаяние риазат са...Русско-португальский словарь
  62. покаяниеПокаяниеkitubio vi ndongoleo toba...Русско-суахили словарь
  63. покаяниепокаяние тавба тавба кардан...Русско-таджикский словарь
  64. покаяниес кит.тб ит...Русско-татарский словарь
  65. покаяниес kusurunu itiraf etme дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Русско-турецкий словарь
  66. покаяниеtavba...Русско-узбекский словарь Михайлина
  67. покаяниеnemkatumus katuminen...Русско-финский словарь
  68. покаяниеpokn piznn viny zpov...Русско-чешский словарь
  69. покаяниеBotgrelse...Русско-шведский словарь II
  70. покаяние.strong kahetsemine.strong kahetsus...Русско-эстонский словарь
  71. покаяниепокаяниеСинонимы дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Русское словесное ударение
  72. покаяниеисповедь таинство этикорелигиозный акт признания связанный с чувством содеянного греха. В античности П. не было известно однако оно встречалось в иудейском эллинизме и во...Словарь античности
  73. покаяниесм. Исповедь....Словарь исторических терминов
  74. покаяниепокаяние отпустить душу на покаяние принести покаяние...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  75. покаяниеистовое покаяниеСинонимы дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Словарь русской идиоматики
  76. покаяниепокаяниеотпустить душу на покаяние принести покаяние....Словарь синонимов II
  77. покаяниепокаяние отпустить душу на покаяние принести покаяние. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. покаяние исповед...Словарь синонимов II
  78. покаяниепокаяние исповедь раскаяние таинство сознание признание самобичевание самокритика...Словарь синонимов
  79. покаяниесущ. покаяние раскаяние. Евр. . дух исповедь признание раскаяние риазат самобичевание самокритика сознание таинство...Словарь церковнославянского языка
  80. покаяниеПОКАЯНИЕ церковное то же что исповедь....Современный энциклопедический словарь
  81. покаяниеКаятся получишь неприятности....Сонник Хассе
  82. покаяниеRepentance. В ВЗ глагол каяться niham встречается около тридцати пяти раз. Обычно он означает ожидаемые изменения в отношениях Бога с людьми в лучшую или худшую сторону с...Теологический энциклопедический словарь
  83. покаяниеанализ и осознание допущенных ошибок производимые с целью недопущения подобного впредь. Покаяние проводится по определенной форме и содержит например констатирующую анали...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  84. покаяниеПОКАЯНИЕ я ср. . Добровольное признание в совершенном проступке вошибке книжн. Принести п. . То же что исповедь в знач. Церковноеп. П. в грехах. Отпустить душу на покаян...Толковый словарь Ожегова
  85. покаяниеПОКАЯНИЕ покаяния ср. . Добровольное признание в совершенном проступке в своей ошибке книжн. . Исповедь признание верующим своих грехов перед священником церк. . Налагавш...Толковый словарь русского языка II
  86. покаяниепокаяние покаяние я ср. Добровольное признание в совершнном проступке в ошибке книжн. Принести п. То же что исповедь в знач. Церковное п. П. в грехах. Отпустить душу на ...Толковый словарь русского языка II
  87. покаяниеПОКАЯНИЕ я ср. . Добровольное признание в совершнном проступке в ошибке книжное. Принести покаяние . То же что исповедь в значение. Церковное покаяние Покаяние в грехах....Толковый словарь русского языка
  88. покаяниеУдарение в слове покаяниеУдарение падает на букву яБезударные гласные в слове покаяние...Ударение и правописание
  89. покаяниеRzeczownik покаяние n skrucha f al m...Универсальный русско-польский словарь
  90. покаяниеПОКАЯНИЕ ПОКАЯНИЕ признание в проступке исповедание в грехах и отвращение от них одно из таинств православной и католической церквей. У древних греков понятие покаяния г...Философская энциклопедия
  91. покаяниепокаяние покаяния покаяния покаяний покаянию покаяниям покаяние покаяния покаянием покаяниями покаянии покаяниях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализ...Формы слова
  92. покаяниеПик Пие Пиано Пиан Пеон Пеня Пенка Пена Пекин Пекан Пек Пеан Паяние Панк Пани Пан Паки Пак Паек Опека Опанк Опак Опа Океания Океан Окапи Ока Нпо Нок Ника Нея Копна Копия ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  93. покаяниеПокаяние одно из семи христианских таинств установленное самим И. Христом Иоан. XX Mф. XVI XVlII . В нем по православному учению исповедующий изустно грехи свои перед ...Энциклопедический словарь
  94. покаяниеодно из семи христианских таинств установленное самим И. Христом Иоан. XX Мф. XVI XVlII . В нем по православному учению исповедующий изустно грехи свои перед священнико...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  95. покаяниеВидуй Заступаясь за Израиль перед Господом сказал Ему пророк Шмуэль Вседержитель ведь не осуждаешь Ты человека пока не скажет он Тебе Безгрешен я [если не сознается в гре...Энциклопедия иудаизма
  96. покаяниеПОКАЯНИЕв христианстве выражение раскаяния в совершенных грехах позволяющее грешнику надеяться на прощение даруемое ему в акте отпущения грехов. В католическом и правосла...Энциклопедия Кольера II
  97. покаяниев христианстве выражение раскаяния в совершенных грехах позволяющее грешнику надеяться на прощение даруемое ему в акте отпущения грехов. В католическом и православном бог...Энциклопедия Кольера