Словарь средневековой культуры

МИССИЯ

(от лат. missio - «послание», «поручение») -одна из важных форм деятельности христианской церкви, заключающаяся в обращении иноверцев. M.я вообще является признаком мировой религии, которая в целом обращается ко всем и каждому, основываясь на истинном знании веры и пути к спасению и вменяя своим адептам в обязанность расширять это знание, дающее шанс на спасение. Средневековая церковь исключала из числа полноценных членов человеческого общества всех нехристиан, а также христиан-еретиков. Но поскольку искупительная жертва Христа имела универсальный характер и христианство обращалось ко всему человечеству, считалось, что церковь должна направить нехристей на путь истинный. Потому христианство предстает «открытой», миссионерской религией. Идеи и принципы миссионерской деятельности наиболее полно изложены в Новом Завете, и они сохраняют свое значение на протяжении всего средневековья. Суть христианской М.и отражена в известной новозаветной максиме: «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари» (Map. 16,15), обращенной к апостолам. Миссионерская деятельность должна служить цели расширения границ христианского мира, и в будущем церковь примет в свое лоно все народы. В Апокалипсисе (Отк. 6, 11) говорится о том, чтоСтрашный суди всеобщее спасение не наступят, пока не исполнится число избранных, т.е. пока все народы не обратятся в христианство. В целом новозаветная концепция М.и, ставшая основой средневековых христианских представлений, исходит из идеи М.и Христа: «...как послал меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоан. 20, 21). Христос, явив миру благую весть (евангелие), доверил своим ученикам — апостолам — ту же М.ю. Первыми миссионерами считались, таким образом, апостолы. Величайшим миссионером был признан св. Павел. В Послании к Римлянам он пишет о том, что просветил все народы от Иерусалима до Иллирии (15,19-24, 28). Все апостолы (за исключением Иоанна Богослова) умерли мученической смертью.Пример апостолов в течение всего средневековья оказывал огромное влияние на понимание и практику христианской М.и.
Христианизация Европы
Поскольку христианская церковь во многом явилась наследницей культурной и политической идеи Рима, а структуры римского мира стали организационной опорой для церкви, христианизация в целом развертывается в его рамках. Миссионерская деятельность оказывается тесно связанной с социальной практикой и стоящими перед обществом задачами. Еще в I—II вв. организуются христианские общины в Италии, Северной Африке и других провинциях Западной Римской империи, а затем христианство проникает на территорию Галлии. В римских городах создаются епископства, которые становятся опорными пунктами христианизации. Епископы, ориентируясь на идеал vita apostolica, рассматривали себя как преемников апостолов и распространяли учение Христа среди язычников. В своей деятельности они, в отличие от первых миссионеров, часто принимавших мученическую смерть, имели возможность опереться и на светскую власть, и на местную аристократию. Как и в античности, город — средоточие религиозной жизни. Другой тип миссионера этого времени - монах, сочетавший личную аскезу с миссионерской деятельностью.
Обращение язычников осуществлялось различным образом. Значение имел личный пример: миссионер подолгу жил среди язычников, проповедовал и затем крестил. Помимопроповедейи молитв, миссионеры нередко прибегали к насильственным методам, разрушая языческие святилища и низвергая идолов, причем подобная борьба против языческого культа часто санкционировалась властями. В теологии этого времени сложилось представление о двойной цели М.и — искоренение язычества (борьба сдьяволом)и насаждение христианства. По мере успеха христианизации благочестивое насилие (Втор. 7, 1—6: «...жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем»; 20, 16-18) выходит на первый план. Эту разрушительную сторону миссионерской деятельности Августин (354-430) рассматривал как необходимую. Миссионеры, с его точки зрения, должны разрушать идолы, храмы и другие предметы языческого культа, тем самым расчищая путь для позитивного смысла М.и, предполагавшего отказ от всякого насилия. Один из основных способов обращения, по Августину, заключался в том, чтобы дать язычникам понять, что они в меньшинстве. В сочинении «О Граде Божьем» он использовал знание языческой литературы для того, чтобы убедить язычников в необходимости войти в лоно католической церкви. Его учение оказало огромное влияние на последующую миссионерскую деятельность в средние века, особенно англосаксонскую.
Содержание раннесредневековой М.и — христианизация Западной Европы. Ее отличают ряд существенных черт. Прежде всего миссионерская деятельность сочеталась с весьма интенсивной организацией церковной инфраструктуры (строительством монастырей и церквей, созданием епископских кафедр). Характерно также, что миссионеры опирались на местную знать варварских королевств, которая в свою очередь формировала кадры церковных иерархов. Обращение государя и высшей знати влекло за собой массовое обращение подданных. Важная черта М.и — раннесредневековой и всякой последующей - заключается в том, что христианизация язычников понималась по существу как цивилизаторская М.я. В раннее средневековье существовали два опорных пункта христианизации — Рим и Ирландия. Идеал ирландского миссионерства сочетал черты аскетическогопаломничества,странствования во имя Христа (pro Christo peregrinari) и миссионерской деятельности апостолического типа (vita apostolica). Подобно паломникам (реге-grini), ирландские миссионеры (как правило, они были монахами) добровольно покидали родину и проповедовали Евангелие нехристианским народам. Для монахов, из аскетических побуждений отправлявшихся в далекие экспедиции на континент, их религиозный подвиг был также своего рода религиозным обращением (conversio). Ирландия становится крупным очагом миссионерской экспансии во времена св. Колумбана (ок. 540-615), Рим - благодаря деятельности папы Григория Великого (590-604). В его трудах дальнейшее развитие нашло учение церкви о М.и. Он считал оправданной войну с целью уничтожения языческого культа и ради дальнейшего осуществления М.и мирными средствами.
К нач. VIII в. христианство достигло Рейна. Более глубокая христианизация Германии была делом рук англосаксонских миссионеров VIII в. Миссионер этого типа — аскет имученик.Важной чертой англосаксонского идеала является тесная связь с Римом и точное следование римским порядкам в осуществлении канонической дисциплины (христианские/?шяу-алы,литургия). В знак связи с Римом епископ-миссионер получал от папы pallium, полосу шерстяной материи белого цвета с черными крестами, - символ делегирования спириту-альной власти. По-прежнему характерной для миссионерской деятельности оставалась и связь со светской властью и аристократией. Су-щественной чертой англосаксонской М.и были и разработанные миссионерами особые методы убеждения язычников. Выдающаяся роль в христианизации Германии принадлежит Винфриду-Бонифацию (675-754), прозванному «апостолом Германии». В деятельности Бонифация проявились многие черты идеала vita apostolica. Как и апостолы, он принял мученическую смерть, проповедуя христианство. В 718 г. он покинул свою родину (Южную Британию) с тем, чтобы отправиться в Германию, где в разное время он проповедовал баварам, фризам, тюрингам, саксам. Он выступал за полемику с язычниками, в спорах с которыми заимствовал ходы мыслей раннехристианских апологетов. Во времена Бонифация начинается создание епископских кафедр, церквей и монастырей в Германии. Вместе с тем христианизация Германии явилась и важным фактором консолидации политического господства Каролингскойимперии.Символом этой связи явился акт освящения власти каролингских правителей — впервые именно Бонифаций совершил обряд помазания на царство каролингского правителя, Пипина Короткого. Бонифаций оказался связующим звеном между политической властью Каролингов и новой христианской общиной на востоке империи. В эпоху Каролингов основной чертой миссионерской деятельности было ее сочетание с завоевательной политикой. Карл Великий, по выражению его современника Алкуина, проповедовал христианство «железным языком», практикуя жесткие методы обращения саксов и других народов. Впоследствии идея подобной христианизации окажется укоренена в восточной политике германских императоров. «Заставь» (compelle intrare — Лук. 14, 23), - взывает Бруно Кверфуртский к императору Генриху II (ок. 1008/1009 гг.).
От крестового похода к миссии
Специфические миссионерские идеи развивались в эпохукрестовых походов.Именно в это время теология М.и получает в учении католической церкви дальнейшее развитие. Крестовые походы усилили интерес к исламу и обращению нехристианских народов, открыли возможности для этого, что дало стимул церковной рефлексии о М.и. Планы освобождения Святой Земли от мусульман отчасти сочетались с размышлениями о перспективах обращения неверных. Идея «расширения» католического мира (dilatatio Christianitatis), владевшая умами уже теоретиков церковной реформы второй половины XI в., подразумевала включение в орбиту католической церкви христиан-схизматиков и крещение иноверцев. Она содержалась, в частности, в сочинениях Петра Дамиани, в Dictatus pape Григория VII. Эта же идея прозвучала в речи папы Урбана II на Клермонс-ком соборе 1095 г., провозгласившего крестовый поход в Святую Землю. Вся Палестина рассматривалась как наследство Христово, земли св. Петра (Patrimonium sancti Petri), благодаря проповедям апостолов уже однажды христианизированные. Таким образом, речь шла об их возвращении к первоначальному состоянию. Миссионерские устремления были непосредственно связаны и с эсхатологическими и апокалиптическими ожиданиями, с невиданной силой обострившимися в эпоху крестовых походов. Каждый крестовый поход, казалось, предвосхищал конец времен, накануне которого и мусульмане, иевреидолжны быть обращены в христианство. Непосредственные контакты с иноверцами на Ближнем Востоке поставили католическую церковь перед необходимостью определить статус нехристианских народов и разработать методы их обращения. В учении католической церкви был сформулирован принцип «крещение или смерть» (наиболее четко обоснованный в сочинении Бернара Клервоского «Похвала новому рыцарству»), предполагавший, что язычникам (мусульмане входили в их число, согласно христианским представлениям) лучше умереть, чем жить в грехе неверия. С точки зрения большинства католических священников, недозволенные в христианских землях методы осуществления М.и могли быть применены против язычников. Иной взгляд на проблему М.и представлен в сочинении клюнийского аббата Петра Достопочтенного «Против сарацинской секты». Он впервые обращался к мусульманам со словами любви и приглашал их к диалогу. Высказанная им мысль об обращении в христианство «не оружием, но любовью» (non armae, sed amore) стала одним из важных принципов миссионерской деятельности католической церкви. Тот же Бернар Клервоский уже в другом своем сочинении «О размышлении» чуть позже предлагал план мирного обращения мусульман и в письмах просил папу Евгения III послать миссионеров на Восток, сожалея об отсутствии там миссионерской проповеди. В дальнейшем мнения прелатов колебались от самых воинственных - каким было мнение епископа Кельнского Оливера, обосновывавшего идею крестового похода и правомерность употребления церковью «телесного меча», - до наиболее толерантных - как у епископа Жака Витрийского, адепта добровольного и мирного обращения мусульман. Так, на Лионском соборе в 1245 г. кардинал Гумберт произнес речь отом, что Христос был против пролития крови как христиан, так и неверных. Миссионерская проповедь возникла, однако, не только из критики крестового похода, но и как результат осознания христианской церковью необходимости осуществления ее М.и во всемирном масштабе.
Существенно новая черта периода XII— XIV вв. - изменение географии М.и. Если прежде основным направлением миссионерской деятельности были Северная и Восточная Европа, то теперь им становятся Ближний и Дальний Восток (помимо Восточной Европы). Следует также отметить, что грань междупутешествием,паломничеством и М.ей в XIV-XV вв. была очень зыбкой.
Идеология новых орденовмонашествав большой степени повлияла на развитие миссионерских идей в это время. В частности, францисканцы разработали новый миссионерский идеал «подражания Христу« (imitatio Christi). Жизнь миссионера виделась прежде всего как акт добровольного мученичества, повторение подвига Христа. По существу это был возврат к первоначальному апостолическому идеалу. Францисканская М.я продолжала и развивала идеи Петра Достопочтенного относительно методов обращения иноверцев и главным считала метод убеждения. Франциск Ассизский сам осуществил несколько миссионерских экспедиций, в 1219 г. предпринял попытку крестить султана Аль-Камиля и проповедовал среди мусульман. Он положил начало мирной миссионерской деятельности нищенствующих орденов на Ближнем Востоке, которые намного лучше, чем их предшественники, сумели приспособиться к местным условиям и добились больших успехов в евангелизации восточных народов. Уже в XIII в. были созданы многочисленные францисканские монастыри, основаны викариаты в Иерусалиме, Яффе, Анти-охии и других городах Ближнего Востока.
Но в 40-е гг. XIII в. военные успехи монголов, а также легенды о существовании в Азии христианских государств заставили католическую церковь обратить более пристальное внимание на Центральную Азию и Дальний Восток. Этот интерес объяснялся также и тем, что апостолический престол надеялся на помощь монголов в борьбе против мусульман на Ближнем Востоке. Первая францисканская М.я в Центральную Азию была послана папой Иннокентием IV вскоре после Лионского собора 1245 г. Ее возглавил Джованни Планодель Кар-пини, в задачу которого входило проповедовать христианство среди монголов и заключить союз с монгольскими ханами. Миссионер не достиг своей цели, но представил Иннокентию IV подробное описание быта и нравов народов Центральной Азии — «Историю монголов». Следующая францисканская М.я во главе с Ги-льомом Рубруком была отправлена Людовиком IX в 1253 г. С точки зрения политических расчетов эта М.я также оказалась безрезультатной, но для расширения знаний о восточных народах она оказалась весьма плодотворной: в трактате о своем путешествии Рубрук описал народы и страны не только Центральной, но и Восточной Азии. Последующие францисканские М.и углубили контакты с Восточной Азией, в частности с Китаем — благодаря деятельности миссионера Джованни Монтекорвино. Уже в 1289 г. он начал проповедь христианства в Китае, о результатах которой сообщал папе в письмах. Успехи Монтекорвино были столь велики, что в начале XIV в. ему удалось создать епископство в районе Пекина.
Практическая деятельность францисканцев сочеталась с теоретическими размышлениями о сущности М.и. Одним из теоретиков францисканской М.и был Рамон Льюль (1232-1316), выступавший против идеи крестового похода и разрабатывавший проблему мирного обращения иноверцев. Необходимым для диалога с иноверцами он считал знание их языка и одним из первых предложил папе основать учебные заведения для изучения восточных языков; он вынашивал планы создания монастырей, где изучались бы восточные языки и готовились кадры миссионеров. Папа Бланкерна, герой его одноименного романа, рассматривает обращение иноверцев в христианство как одну из первоочередных задач церкви.
Еще более остро, чем у францисканцев, идея необходимой систематической подготовки и обучения миссионеров прозвучала в трудах доминиканцев. Они не только создавали специальные учебные заведения для обучения миссионеров, но и писали практические руководства для проповедников. Длительное пребывание в регионах, подлежащих христианизации, хорошее их знание рассматривались доминиканцами как важнейшее условие успешной миссионерской деятельности. Если первые доминиканские М.и на Ближний Восток (1245 г. - Андрей Лонжю-мо; 1246 г. - М.я монаха Асцелина на Дальний Восток) были кратковременными экспе-дициями, то позже миссионеры подолгу жили на Востоке, знакомились с обычаями и нравами восточных народов и проповедовали среди них. Рикольдо да Монте Кроче ( 1243-1320) путешествовал по Сирии, Месопотамии и Палестине и долгое время жил в Багдаде; итоги своей миссионерской деятельности он подвел в ряде сочинений: высказываясь в пользу мирного обращения «неверных», он призывал христиан развивать дружеские контакты с мусульманами и проповедовать среди них. Гильом Триполитан-ский также долгое время провел на Востоке и ок. 1273 г. составил обширный обзор истории ислама, описав нравы и обычаи сарацин. Обнаружив в Коране многочисленные аллюзии на св. Писание, Гильом Триполитанский сделал вывод, что мусульмане близки к принятию христианства. Надеясь на их скорое обращение, он считал проповедь христианства среди мусульман самой неотложной задачей миссионеров. Другим направлением миссионерской деятельности доминиканцев были их М.и в Восточной Европе — Пруссии и Литве, Силезии и Венгрии.
Теологическим обоснованием доминиканской М.и стали сочинения Фомы Аквинского. Его размышления о М.и были изложены в «Сумме против язычников», хотя тема «спасения душ неверных» (salus infidelium) постоянно звучит в произведениях Аквина-та. В общих чертах мысль Фомы Аквинского сводилась к следующему: в принципе всякий человек может спастись, и задача миссионера - дать каждому необходимое для его спасения знание; даже если человек - дикарь, но стремится к добру, Бог пошлет ему спасительную правду через миссионера.
В течение XIII-XV вв. доминиканские и францисканские монахи значительно расширили территорию осуществления католической М.и. Но вскоре целый ряд событий -европейские войны, Черная Смерть 1348 г., распад монгольской империи под ударами Тамерлана прервали интенсивную миссионерскую деятельность, и она возобновляется лишь много позже, приобретая иной характер, - католическое христианство выходит за пределы Старого света и с началом Великих географических открытий распространяется на новых континентах.
Литература:Аllanеr В. Die Dominikanermission des 13. Jahrhunderts. В., 1924; Daniel E. R. The Fransiscan Concept of Mission in the High Middle Ages. Lexington, 1975; Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Vol.X. P., 1980; Heidenmission und Kreuzzugsgedanken in der deutschen Ostpolitik des Mittelalters / Hg. H. Beumann. Darmstadt, 1973; Kedar B.Z. Crusade and Mission. European Approaches Toward the Muslims. Princeton, 1984; Lemmens L. Geschichte der Franziskanermission. Münster, 1929; Lupprian K.-E. Die Beziehungen der Päpste zu islamischen und mongolischen Herrschern im 13. Jahrhundert anhand ihrer Briefwechsels. Città di Vaticano, 1981; Richard J. La papauté et les missions d'Orient au Moyen Âge (XIIIe-XVe siècles.) P., 1977; Roncaglia F. St Fransisc of Assisi and the Middle East. Cairo, 1957; Walter G. Die Heidenmission nach der Lehre des heiligen Augustinus. Münster, 1921.
С. И. Лучицкая

Синонимы:
бизнес-миссия, делегация, дело, задание, задача, крест, назначение, организация, поручение, послание, посланничество, предназначение, представительство, роль, функция, цель


  1. миссиялат. missio посылка поручение в церк. словоупотреблении посланничество выполнение поручений распространение данной религии среди людей придерживающихся иного вероиспове...Атеистический словарь
  2. миссиялат. missio посылка поручение в церк. словоупотреблении посланничество выполнение поручений распространение данной религии среди людей придерживающихся иного вероиспо...Атеистический словарь II
  3. миссияТо к чему стремится человек в этой жизни. Миссия как правило формулируется как короткая интуитивно понятная но весьма общая фраза например Делать людей счастливыми....Большая психологическая энциклопедия
  4. миссияМИССИЯ от лат. missio посылка поручение делегация госва на междунар. встречах и конференциях. Права и обязанности главы и членов М. определены междунар. конвенцией о с...Большая советская энциклопедия
  5. миссияот лат. missio посылка поручение делегация государства на международных встречах и конференциях. Права и обязанности главы и членов М. определены международной конвенци...Большая Советская энциклопедия II
  6. миссияж. книжн. ответственное задание missione apostolato m возложить важную миссию на когол. affidare a qd una importante missione великая миссия поэзии la grande missione ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. миссияж назначениеem Mission f Sendung f Auftrag m умл.em дипломатическаяem Mission f Gesandtschaft f постоянное представительство возглавляемое посланником Синонимы бизнесмис...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. миссиямиссия ж . назначение Mission f c Sendung f c Auftrag m a . дипломатическая Mission f Gesandtschaft f c постоянное представительство возглавляемое посланникомСинонимы биз...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. миссияж.misin fem legacin fem тж. дипломатическое представительство...Большой русско-испанский словарь
  10. миссиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  11. миссияж. поручение призваниеem mission f великая миссия художника la grande mission du peintre дипломатическое представительствоem lgation f миссионерская организацияem mis...Большой русско-французский словарь
  12. миссияМиссия невыполнима.strong Жарг. шк. Шутл.em О срыве урока. Запись г. emgt По названию кинофильма.em Синонимы бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение ...Большой словарь русских поговорок
  13. миссияж. поручение призваниеem mission f великая миссия художника la grande mission du peintre дипломатическое представительствоem lgation f миссионерская организацияem missi...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. миссияответственное задание поручение. бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество предназначение представительств...Большой экономический словарь
  15. миссияот лат. missio посылка поручение делегация посылаемая вдр. страну с определенным поручением. Дипломатическое представительствовозглавляемое посланником или поверенным в...Большой энциклопедический словарь II
  16. миссияМИССИЯ от лат. missio посылка поручение делегация посылаемая в др. страну с определенным поручением. Дипломатическое представительство возглавляемое посланником или пов...Большой Энциклопедический словарь V
  17. миссиялат. missio от mittere посылать англ. mission представители государства направленные в др. государство с какойлибо специальной целью напр. военная М. постоянное дипло...Большой юридический словарь
  18. миссияГлавная общая цель предприятия понимаемая в первую очередь как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных...Глоссарий по менеджменту
  19. миссияМИССИЯ и ж. mission f. пол. mysja misya ampLTлат. missio посылка поручение. strong. Дипломатическое представительство второго класса степенью ниже посольства обычно во гл...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  20. миссиямиссия улуу жана асыл миссия великая и благородная миссия....Киргизско-русский словарь
  21. миссиямиссия патриотическй миссия патриотическая миссия см. мог I во знач....Коми (зырянский)-русский словарь
  22. миссиямиссия...Крымскотатарско-русский словарь II
  23. миссияМиссия missioonisf ambasiataaef legatio munus задача officium ответственность...Латинский словарь
  24. миссияи ж.em Поручение задание.Я стал искать офицеров чтобы узнать о мерах принятых для охраны селений . Начальник узнав с величайшим удивлением о моей миссии объяснил что ника...Малый академический словарь
  25. миссияглавная общая цель туристической фирмы понимаемая в первую очередь как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей ...Менеджмент и маркетинг в туризме
  26. миссияот англ. mission видение четко выраженная глобальная цель существования организации. В ней обычно декларируется цель и принципы работы организации определение самых важ...Менеджмент, маркетинг и экономика образования
  27. миссиякорень МИССИ окончание Я Основа слова МИССИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МИССИ Я Слово Миссия содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  28. миссияНачальная форма Миссия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. миссиямиссия . ж. Ответственная роль задание поручение. Дипломатическая делегация специального назначения. а Дипломатическое представительство возглавляемое посланником или ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. миссиямиссия миссия и...Орфографический словарь
  31. миссияu жu Р.u Д.u Пр.u миссии мн.u миссии Р.u миссий бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество предназначение п...Орфографический словарь русского языка
  32. миссиялат. посылать послание представителей одного государства народа сообщества церкви в другие государства с целью мирного решения жизненно важных государственных и иных воп...Основы духовной культуры
  33. миссияв планировании основная общая цель или задача организации....Основы менеджмента
  34. миссияОт латинского посылка поручение. Поселения христианских миссионеров на территориях индейских племен с целью обращения их в христианскую веру....Первая энциклопедия Дикого Запада
  35. миссияот лат. missio посылка поручение делегация посылаемая в др. страну с определенным поручением дипломатическое представительство возглавляемое посланником или поверенным ...Политическая наука - Словарь-справочник
  36. миссияМиссия от лат.em missio посылка поручение strong делегация посылаемая в др. страну с определенным поручением strong дипломатическое представительство возглавляемое послан...Политология. Словарь.
  37. миссиямиссия миссии миссии миссий миссии миссиям миссию миссии миссией миссиею миссиями миссии миссиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  38. миссияОрфографическая запись слова миссия Ударение в слове миссия Деление слова на слоги перенос слова миссия Фонетическая транскрипция слова миссия [миса] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  39. миссияосновная глобальная цель организации в которой она публично провозглашает свое видение собственного общественного предназначения....Психология менеджмента
  40. миссияпосольство мся важнее посольство. [Аташе при дипломатичнй мс Крим.] для обращения иноверцев мся поручение задание мся завдання доручення ння посольство. [Виконавши свою...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  41. миссиямиссия иСинонимы бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество предназначение представительство роль функция ц...Русский орфографический словарь
  42. миссияopdrag eo misio...Русский-африкаанс словарь
  43. миссияЖ . taprq возложить важную миссию mhm taprq vermk . vzif rol выполнить свою миссию z vzifsini yerin yetirmk революционная миссия пролетариата proletariatn inqilab rolu vz...Русско-азербайджанский словарь
  44. миссияж....Русско-английский психологический словарь
  45. миссиямиссия ж.iв разн. знач.i mission дипломатическое представительство тж.i legation...Русско-английский словарь
  46. миссиямиссия ж. . mission миссия доброй воли goodwill mission . дипломатическое представительство legation . делегация delegation mission торговая миссия trade delegation воен...Русско-английский словарь II
  47. миссияmission...Русско-английский строительный словарь
  48. миссияmission...Русско-английский экономический словарь
  49. миссиясущ.выезжать отправляться с миссией to go on a missionзавершать свою миссию to accomplish wind up ones missionвыполнение миссии fulfilment of ones missionглава миссии ...Русско-английский юридический словарь
  50. миссияN...Русско-армянский словарь
  51. миссияМся...Русско-белорусский словарь
  52. миссияв разн. знач.i мся жен.i...Русско-белорусский словарь II
  53. миссияпоручение бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество предназначение представительство роль функция цель...Русско-венгерский словарь
  54. миссиямиссия ж поручение делегация представительство...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  55. миссияСинонимы бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество предназначение представительство роль функция цель...Русско-ивритский словарь
  56. миссияmisin...Русско-испанский экономический словарь
  57. миссияembajada...Русско-испанский юридический словарь
  58. миссияmissione...Русско-итальянский юридический словарь
  59. миссия. поручение задание миссия тапсырма мндетт с трудная миссия была выполнена те ауыр миссия орындалды. только ед. призвание борыш миссия революционная миссия. дипл. предста...Русско-казахский словарь
  60. миссияIмндет миссияIIарнаулы уклдк елшлк...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  61. миссиямаызды мндет...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  62. миссиямиссия мндет парыз...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  63. миссияж. . поручение задание миссия тапшырма жкт ему поручена важная миссия ага эн олуттуу миссия тапшырылган . призвание миссия кандайдыр бир ишмердин же коомдук топтун турмуш...Русско-киргизский словарь
  64. миссияназначениеem shmngмиссия доброй воли возложить миссию на коголибо . дипломатическое представительствоem gngshgun делегацияem dibiotunторговая миссия миссионерская ...Русско-китайский словарь
  65. миссияMissiya...Русско-крымскотатарский словарь
  66. миссиямиссия...Русско-крымскотатарский словарь II
  67. миссияmisija...Русско-латышский словарь
  68. миссиярэг даалгавар томилолт...Русско-монгольский словарь
  69. миссияж. поручение Mission f Auftrag m с особой миссией in besonderer Mission дипломатическая Mission f торговая миссия Handeismission f военная миссия Militrmission f от...Русско-немецкий словарь
  70. миссияLegation Mission...Русско-немецкий юридический словарь
  71. миссияBoodschap...Русско-нидерландский словарь
  72. миссиямиссияж . поручение возложить ю на когол. . дип. ....Русско-новогреческий словарь
  73. миссияmisjon sendeferd verv бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество предназначение представительство роль функ...Русско-норвежский словарь
  74. миссия...Русско-персидский словарь
  75. миссияжmisso fu legao f торговая миссия дипломатическая миссияСинонимы бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество...Русско-португальский словарь
  76. миссияМиссия представительство делегацияem misheni uwakili ед.em tume поручениеem tume ujumbe ед.em upelekwa ед.em utume ед....Русско-суахили словарь
  77. миссиямиссия супориши махсус...Русско-таджикский словарь
  78. миссияmisyon misyon grev выполнить свою историческую миссию tarihsel misyonunu gerekletirmekисторическая миссия рабочего класса ii snfnn tarihi misyonuвзятая им на себя мис...Русско-турецкий словарь
  79. миссияfem tehtv diplem lhetyst...Русско-финский словарь
  80. миссияmission...Русско-французский медицинский словарь
  81. миссияdelegace mise misie posln vyslanectv kol...Русско-чешский словарь
  82. миссияmisjon.strong mission...Русско-шведский словарь
  83. миссияMission beskickning...Русско-шведский словарь II
  84. миссия.strong misjon.strong missioon...Русско-эстонский словарь
  85. миссиямиссия иСинонимы бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посланничество предназначение представительство роль функция ц...Русское словесное ударение
  86. миссияМИССИЯ лат. missio от mittere посылать. политическое посольство какойнибудь страны. несколько христианских проповедников едущих для распространения христианства в языч...Словарь иностранных слов русского языка
  87. миссиязадание поручение предназначение призвание. Дипломатическое представительство при какойлибо державе во главе с посланником или поверенным в делах. Представители одного го...Словарь исторических терминов
  88. миссияТо к чему стремиться человек в этой жизни. Миссия как правило формулируется как короткая интуитивно понятная но весьма общая фраза например Делать людей счастливыми....Словарь нейролингвистического программирования
  89. миссияПостоянное дипломатическое представительство возглавляемое лицом в ранге ниже посла посланником поверенным в делах. Группа лиц какоголибо государства направляемая в друг...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  90. миссиямиссия см. задача поручение...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  91. миссияМИССИЯ и ж.iЛат. missio через фр. mission.Поручение задание обычно связанное с выездом кудал.Соизволено будет ему князю Репнину при нынfontшнем его к такой миссии отправ...Словарь русского языка XVIII в
  92. миссиямиссияСм. задача поручение....Словарь синонимов II
  93. миссиямиссия См. задача поручение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. миссия назначение задача поручение делегац...Словарь синонимов II
  94. миссиямиссия назначение задача поручение делегация посланничество крест послание роль функция цель дело организация задание предназначение представительство...Словарь синонимов
  95. миссияМиссия в планировании основная общая цель или задача организации.Синонимы бизнесмиссия делегация дело задание задача крест назначение организация поручение послание посл...Словарь терминов антикризисного управления
  96. миссияh миссияbig сущ.жен.неод.i ед.им. Таким образом миссия ваша совершенно измениласьПс. Российскоимператорская миссия в ПерсииПс. ед.вин. Система сия та же самая которая в...Словарь языка Грибоедова
  97. миссияМИССИЯ от лат . missio посылка поручение делегация посылаемая в др. страну с определенным поручением. Дипломатическое представительство возглавляемое посланником или по...Современный энциклопедический словарь
  98. миссияот лат. missio посылать основная цель смысл деятельности компании ориентированная в будущее четко выраженная причина ее существования предназначение отличающее ее от др...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  99. миссияУстав МА определяет миссию цели и задачи движения так предпринимать исследования и действия направленные на предупреждение и прекращение серьезных нарушений прав на физич...Справочник международной амнистии
  100. миссияосновная общая цель организации четко выраженная причина ее существования ее предназначение. Формулируется прежде всего с точки зрения повышения социальной роли организац...Стратегический менеджмент
  101. миссияМиссия mission характеристика бизнеса в которой предприятие описывает продукцию или услугу для потребителя которые оно намерено выполнить.[ГОСТ Р . Системы промышленной ...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  102. миссияиноск.em призвание волею судьбы назначенная деятельность Ср.em Удивительное у тебя чутье! Как ты всегда отлично чуешь когда миссияem твоя кончается.А.А. Соколов. Тайна. ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  103. миссияМиссяstrong иноск.em призване волею судьбы назначенная дятельность. Ср.em Удивительное у тебя чутье! Какъ ты всегда отлично чуешь когда миссяem твоя кончается.А. А. Сокол...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  104. миссиямиссия сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего миссииstrong чему миссииstrong вижу что миссиюstrong чем миссиейstrong о чм о миссииstrong мн. что миссииstrong...Толковый словарь Дмитриева
  105. миссияМИССИЯ ж. посольство посланник со всем двором чинами своими общество духовенства посылаемое для обращения неверных или иноверцев. Миссионер м. член брат духовной миссии ...Толковый словарь живого великорусского языка
  106. миссиямиссия [лат. missio lt mittere посылать] представители государства направленные в другое государство с какойл. спец. целью напр военная м. постоянное дипломатическое п...Толковый словарь иностранных слов
  107. миссияМИССИЯ и ж. . Ответственное задание роль поручение книжн.Возложить важную миссию на когон. Великая м. поэта. . Постоянноедипломатическое представительство во главе с посл...Толковый словарь Ожегова
  108. миссияМИССИЯ миссии ж. латин. missio. . Задание определенное поручение книжн. Возложить важную миссию на дипломата. Трудная миссия была выполнена им блестяще. . только ед. Жизн...Толковый словарь русского языка II
  109. миссиямиссия миссия и ж. Ответственное задание роль поручение книжн. Возложить важную миссию на когон. Великая м. поэта. Постоянное дипломатическое представительство во главе с...Толковый словарь русского языка II
  110. миссияМИССИЯ и ж. . Ответственное задание роль поручение книжное. Возложить важную миссию на когонибудь Великая м. поэта. . Постоянное дипломатическое представительство во глав...Толковый словарь русского языка
  111. миссияУдарение в слове миссияУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове миссия...Ударение и правописание
  112. миссиянлп То к чему стремиться человек в этой жизни. Миссия как правило формулируется как короткая интуитивно понятная но весьма общая фраза например Делать людей счастливыми.С...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  113. миссияRzeczownik миссия f misja f zlecenie n...Универсальный русско-польский словарь
  114. миссияmission statement. Документ в котором отражаются основные цели существования компании....Финансовый менеджмент для неспециалистов
  115. миссиямиссия миссии миссии миссий миссии миссиям миссию миссии миссией миссиею миссиями миссии миссиях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы ...Формы слова
  116. миссияМиссия Сим Сися Мисс Сми Мис Сям Имя Ямс...Электронный словарь анаграмм русского языка
  117. миссияМиссия см. Посольства....Энциклопедический словарь
  118. миссиясм. Посольства....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  119. миссияот лат. Missio посылка поручение термин дипломатического права означающий делегацию посылаемую в другую страну с определенным поручением дипломатическое представитель...Энциклопедия российского и международного налогообложения
  120. миссияот лат. Missio посылка поручение термин дипломатического права означающий делегацию посылаемую в другую страну с определенным поручением дипломатическое представитель...Энциклопедия российского и международного налогообложения II
  121. миссияСудя по ударению возм. через польск. misja misya из лат. missio....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  122. миссиямиссия миссияСудя по ударению возм. через польск. misja misya из лат. missi....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)