Словарь средневековой культуры

ЕДА

Собственно средневековая система питания в Европе сформировалась в процессе синтеза двух традиционных моделей - «средиземноморской», характерной для греко-римской культуры, и «варварской», которую принесли с собой германцы. «Средиземноморская» модель являлась преимущественно вегетарианской, ее символом был хлеб, тогда как символом «варварской» модели было мясо, что в целом определялось климатическими условиями и приоритетными направлениями хозяйственной деятельности: на юге Европы преобладало земледелие и садоводство, в заселенных германцами областях - охота и скотоводство (хотя археологические данные свидетельствуют о существовании там оседлого земледелия и преемственности поселений по меньшей мере с V в. до н.э.). «Мясная» и «вегетарианская» ориентации пищевых традиций сказываются уже в мифологии. В Средиземноморье рай представлялся как «сад господний», в котором растут диковинные плоды, тогда как, в соответствии с древнегерманской мифологией, павшие воины, пируя в чертогах Одина Вальхалле, поедали неиссякающее мясо вепря Сэхримнира и пили медвяное молоко козы Хейдрун. В XI—XIII вв. рост численности населения обострил проблему поиска дополнительных ресурсов питания, что в свою очередь привело к активной распашке новых площадей за счет уничтожения лесов и пастбищ. Именно в этот период европейское хозяйство приобретает четкую аграрную ориентацию, сохраняющуюся на протяжении всего средневековья. Некоторым исключением в этом смысле был период с сер. XIV в. по сер. XVI в., когда из-за демографического кризиса, вызванного чумными эпидемиями, во многих регионах посевы зерновых значительно сократились, и пастбища местами возобладали над пашнями.
Состав питания и его социальные дифференциации
В средневековой системе питания существовали социальные различия между аристократией и простолюдинами, городом и деревней, духовенством и мирянами, что выражалось как в количестве и качестве пищи, так и в особых традициях ее потребления. Одновременно продолжали существовать и региональные особенности.Уже в раннее средневековье в областях, относительно недавно подпавших под германское влияние, местная знать подстраивала свой стиль жизни под «варварские» образцы - охотилась и ела мясо в избытке, хотя низшие слои, напротив, продолжали питаться, как и многие поколения их предков, предпочитая вегетарианскую пищу; в Центральной и Северной Европе высшие слои общества переняли южную «моду» на пшеничный хлеб, вино, оливковое масло, тогда как низшие — сохраняли приверженность старым местным традициям: привычка есть мясо оказалась у них настолько сильной, что даже пост соблюдался в северных регионах очень плохо.
В XII—XIII вв. постоянное несоответствие ресурсов питания приросту населения приводит к тому, что мясная пища становится привилегией знати, а рацион питания низших слоев общества постепенно скудеет, в нем все более усиливается тенденция к потреблению преимущественно вегетарианских продуктов (зерновые и овощи, особенно в романских странах), первостепенное значение обретает хлеб, а все другие продукты рассматриваются как дополнение к нему. Более четкой, социально дифференцированной становится и иерархия сортов потребляемого хлеба. Еще в раннее средневековье основную в античном мире зерновую культуру - пшеницу — в значительной степени потеснили менее требовательные к уходу и климату рожь, овес, ячмень, просо. Белый пшеничный хлеб стал дорог и потреблялся только знатью и горожанами. В позднее средневековье, с ростом сословной дифференциации горожан, простолюдинам все чаще приходилось довольствоваться хлебом из смеси пшеницы и ржи. Ежедневное меню низших слоев общества основывалось на супах и кашах. Из овощей наиболее употребимыми были репа, редька, в северных регионах - брюква, в южных - бобовые разных сортов. Основными напитками были вино -там, где рос виноград, и ячменное пиво - в Северной Европе. Спирт научились изготавливать лишь в нач. XII в., но еще долгое время он считался лекарственным средством, и им торговали аптекари.
В XI—XIII вв. «вегетарианство» низших сословий оставалось еще весьма относительным, и обеспеченность крестьянских семей мясом (главным образом свининой, так как остальные сорта мяса шли обычно на продажу и выплату податей) была несравнимо лучше, чем в эпохи более поздние, а в городах есть мясо только три раза в неделю считалось признаком бедности. Городское население потребляло в основном мясо крупного рогатого скота, в XIV-XV вв. в более широкий обиход входит баранина.
На исходе высокого средневековья происходят существенные изменения в привычках питания и гастрономических традициях, в значительной мере обусловленные влиянием арабской культуры, с которой европейцы познакомились во времякрестовых походов.Западноевропейские рынки заполняются ввозимыми из Леванта пряностями и специями. Новые вкусы нашли отражение в появившихся в XIII в. книгах по кулинарии. Разумеется, эти книги были адресованы поварам богатых людей, на что указывает и сложность приготовления блюд, и обилие дорогостоящих ингредиентов, в частности пряностей — имбиря, корицы, гвоздики, - не известных античной кухне, где главной пряностью был перец. Но несмотря на то, что новое отношение к Е.е зародилось в аристократической среде, с XIV в. тен-денция к усложнению кухни ощущается во всех слоях общества.
Определяющим признаком новой кухни, по меньшей мере в городах, стал обычай печь пироги и торты с самой разнообразной начинкой, которых практически не знала античность. Поскольку для приготовления пирогов была необходима хлебная печь, да и процесс приготовления других блюд заметно усложнился, в городах возникают специальные «кухни», где можно было купить свежеприготовленную горячую пищу; растет число харчевен, кондитерских, пекарен. Эти заведения немало послужили популяризации традиций аристократической кухни, хотя приготовлявшиеся в них блюда, разумеется, упрощались, а дорогостоящие пряности заменялись ароматическими травами. В целом же в этот период питание низших слоев городского населения все больше приближается к деревенскому, тогда как богатые крестьяне, вовлеченные в торговлю продовольствием, стремились подражать в еде городской верхушке.
В XIV-XVI вв. происходит активная кодификация образа жизни, норм поведения, одежды и питания всех сословий, фиксируемая всевозможными статутами. Считалось, что для желудка знатного человека приемлема только дорогая, утонченная, изысканно приготовленная пища, соответствующая его общественному статусу, богатству и власти, тогда как для простолюдинов годится простая и грубая. Как можно судить по литературе того времени, всякое попрание сословных привилегий знати в отношении пищи было строго наказуемо. В одной новелле XIV в. рассказывается о некоем крестьянине из окрестностей Болоньи, который повадился по ночам воровать персики в саду своего сеньора. Будучи пойманным, незадачливый вор принужден был выслушать такое поучение: «Впредь оставь в покое полагающиеся мне плоды и довольствуйся своими -репой, чесноком да луком с просяными лепешками». Социальные различия должны были соблюдаться и в застольномритуале.Так, в 1344 г. арагонский король требовал математической точности в воздании почестей каждому из своих сотрапезников. Для него одного, например, накрывали стол какдля 8 персон, принцам полагалось есть за шестерых, архиепископам - за четверых и т.д.
С XIV в. пробуждается интерес к диетике, разрабатываемой еще античноймедициной,предписывавшей питаться в соответствии с физиологическими особенностями и индивидуальными привычками организма, с учетом пола, возраста, рода занятий, климата. Впрочем, культурный идеал средневековья, поколебленный лишь в XVIII в., - жирная пища. Как свидетельствуют источники, «превосходными» считались «жирный белый сыр», «густая похлебка из бобов с толстым слоем жира». «Хорошо есть» означало в народе есть много и жирную пищу; даже аристократическая кухня оставалось довольно жирной, особенно после того, как в XV в. из Франции пришла мода на жирные соусы. Очевидно, с этим связаны и эстетические идеалы — предпочтение, отдаваемое пышнотелым красавицам и дородным мужчинам.
Традиции потребления пищи и застольный ритуал
Постоянная угроза голода и страх перед ним налагали отпечаток на культуру питания всех слоев общества. Антитеза голод — изобилие постоянно присутствует в массовой психологии и проявляется в приспособлении индивидов к конкретной ситуации достатка или голода и объясняет их способность изменять свои потребности в зависимости от обеспеченности ресурсами питания: выживать во времена жесточайшего голода ил и же при любой возможности предаваться обжорству. Е.а среди мирских ценностей играла главенствующую роль, что ощутимо даже в традициях питания знати и клира, которым голод был по-настоящему не знаком.
Поскольку потребление изначально носило подчеркнуто демонстративный характер, у новой европейской знати идеал умеренности в потреблении пищи, восходящий к греко-римской культуре и поддерживаемый христианской церковью, встречал мало понимания, особенно в регионах с сильным варварским влиянием, где неотъемлемой чертой воина была способность поглотить необычайное количество Е.ы и питья. Этому идеалу соответствовал весь образ жизни франкской знати, затем собственно средневековогорыцарства,делившего свой досуг между охотой ипирами.Главными были блюда из жареной дичи, чрезмерным потреблением которых объясняется тот факт, что подагра превратилась в «сословную болезнь» средневековой знати.
Ценности культуры питания знати разделяли и простолюдины. Если в обычные дни их питание было скромным, чтобы не сказать скудным, то во время праздничных застолий по поводу аграрных, церковных, семейныхпраздникових модель поведения и отношение к пище приближается к модели поведения богатых, хотя и не без оттенка ритуального самовнушения и самообмана. В такие дни они не уступали знати в расточительности и необузданном обжорстве, и демонстративное уничтожение на пирах значительной части всех запасов в дальнейшем нередко обрекало крестьянские семьи на полуголодное существование вплоть до нового урожая.
Христианская церковь, изначально боровшаяся с обжорством и пьянством язычников, проповедовала идеалы умеренности и воздержания в Е.е, но они плохо приживались не только в светской, но и в монастырской жизни. Несмотря на всю обстоятельность монастырских уставов в вопросах ограничения питания, особенно во время постов ипокаяния,эти идеалы воплотились преимущественно в отказе от мяса - основной пищи господствующих слоев, из которых происходила большая частьмонашества,невольно привносившая в монастырскую культуру многие стереотипы их поведения. В постные дни мясо заменялось рыбой, но в остальном монастырская кухня по своему изобилию, разнообразию и даже изысканности мало уступала кухне светских магнатов, хотя, разумеется, рядовые монахи питались не столь роскошно, как высшее духовенство. Между постами монахи стремились есть побольше, «впрок», так что для монастырской жизни были одинаково характерны обе крайности — как голодные обмороки и галлюцинации монахов, так и случаи обжорства, на которые сетуют авторы «покаянных книг». Актуальное в идеологическом смысле противопоставление системы питания светской знати как культуры изобилия и мясной пищи монашеской культуре воздержания и отказа от мяса, «карнавала» и «поста», сохранялось на протяжении всего средневековья.
В XI1-ХШ вв. в культуре высших слоев общества происходит постепенный отказ от прежних стереотипов в потреблении пищи, восходящих к «варварской» картине мира и «анималистическим» представлениям о силе и чести знати. В литературе образ рыцаря, обладающего аппетитом великана, все чаще соседствует с образом умеренного в еде и питье, но отважного «христианского воина» - плод воспитательных усилий церкви. В этот период пробуждается внимание и к застольному ритуалу, формируются представления о хороших манерах, необходимыми атрибутами застолья становятся дорогие скатерти, красивая посуда, изысканная пища. Отныне уже не только количество Е.ы, но и ее вкус, цвет, запах, оформление блюд, атакже мода, манеры и ритуал становятся признаками сословной дифференциации.
С XIV в. уже можно говорить об особой аристократической культуре питания, обретшей устойчивые формы, в которой важную роль играет застольный ритуал как один из способов облечениявластив видимые формы. Прежние отличительные качества властей предержащих - физическая сила, мужество, демонстративная щедрость. Теперь о господах судят, в частности, потому, сколь умело, практично и изысканно организованы кухня и застолье в ихдоме.Важно правильно рассадить гостей, занять их утонченной беседой, удивить дорогими и вкусными блюдами, роскошной сервировкой и таким образом продемонстрировать как собственное богатство, власть и могущество, так и свой вкус, и мастерство повара. Праздничное застолье — само по себе важное событие. На всем лежит обязательный отпечаток театральности, зрелищности, рассчитанной не только на самих участников застолья. Именно поэтому, например, перед подачей на стол наиболее впечатляющие шедевры поварского искусства проносились перед толпой на улице для всеобщего обозрения, да и состав и оформление самих этих блюд, как правило, исполнены глубокого символизма; в их «архитектуре» преобладает форма рыцарского замка -олицетворения власти и могущества, и в хрониках встречаются, например, восторженные описания сахарного замка «с зубчатыми стенами и весьма искусно выполненными башнями», полного живых птиц, которые, как только блюдо внесли в зал, разлетелись в разные стороны «к большой радости и удовольствию гостей», или «искусного замка», внутри которого была заключена свинья, «тщетно пытавшаяся взлететь», а потому отчаянно визжавшая и хрюкавшая среди множества живых скворцов. Так мир власти и привилегий, мир сытости и пресыщения грубо противопоставляет себя миру голода и страха перед голодом, и сама утонченность и изысканность первого предстает отражением невзгод второго.
Психологическим утешением становятся мечты о мире благоденствия и достатка, где «текут молочные реки с кисельными берегами». Картины подобной сказочной страны возникают и распространяются в устной культуре в период между XII и XIV вв. Ее первое описание мы находим во французскомфаблиоо стране Кокань, где стены домов сделаны из окуней, лососей, сельдей, а крыши - из осетрины и ветчины, где куски жареного мяса растут прямо на полях, как хлеба, на улицах повсюду жарятся жирные гуси, везде стоят накрытые столы, и можно есть и пить, сколько душе угодно. С нач. XIV в. подобные истории встречаются в литературах почти всех европейских стран. Тема пищи и пресыщения сочетается в них и с мечтами о добротной и красивой одежде и обуви, о свободной, приносящей радость сексуальности.
Питание во время поста и пищевые запреты
Мотивы соблюдения поста сложные и полностью не ясны. По-видимому, пост означал не только отказ от плотских удовольствий во имя осознания греховного поведения и покаяния, но и способствовал, особенно в раннее средневековье, преодолению многих языческих традиций в потреблении пищи, в частности, мяса жертвенных животных во время ритуальных пиров, игравших большую роль в социальной жизни варваров. Отказ от мяса, по мнению медиков, также способствовал ослаблению сексуального влечения - этого великого врага всех праведных христиан. Кроме того, определенную роль здесь сыграл и традиционный христианский «пацифизм» — наследие греческой и эллинистической философии.
Потребление мяса контролировалось церковными нормами. Полный запрет распространялся на 140-160 дней в году (например, на время Великого поста, длящегося 7 недель, Рождественского - 2 недели, на определенные дни недели, преимущественно среду и пятницу). Важная роль поста в жизни средневекового общества требовала создания альтернативной системы питания и в свою очередь обеспечила популярность вегетарианских продуктов и рыбы как в хозяйственной жизни, так и в культуре питания. В первые века христианства намечалась тенденция к отказу и от рыбы, лишь в IX-X вв. она включается в рацион постного питания (кроме жирных сортов, например, угрей) и даже становится его символом.
Ригористичность запретов христианской церкви в отношении количества и состава потребляемой пищи находилась в прямом противоречии с традициями населения. Пост, шедший вразрез с привычным питанием недавних варваров, издревле отдававших предпочтение мясу, на протяжении всего средневековья соблюдался плохо. Церковь наказывала провинившихся, среди которых часто бывали и клирики, суровой епитимьей; священники могли поплатиться за этот грех саном. Только в отношении больных церковные запреты были не столь суровыми: в случаях, когда это необходимо для выздоровления, нарушать пост и есть мясную пищу разрешалось. Светские власти контролировали соблюдение поста по собственному разумению: Карл Великий, например, предписывал за публичное нарушение поста смертную казнь.
Помимо пищевых запретов в дни поста церковь предписывала также воздерживаться от употребления испорченной и «нечистой» пищи: падали, мяса мелких грызунов (мышей, хорьков, ласок), конины и зайчатины — как имеющих отношение к древним языческим культам, любых продуктов и напитков, в которые попали грызуны, птичий помет, насекомые (в том числе и «бродящие по телу»). Употребление напитков, для приготовления которых использовались «нечистые» животные, человеческие экскременты и различныетравы, считающиеся магическими, каралось как один из видов колдовства. Особенно строго было запрещено употребление крови животных, т.к. кровь пили язычники на своих культовых пирах. (Как свидетельствуют «покаянные книги», подобные пиры в запрещенных церковью местах - у источников, больших деревьев и одиноких скал - еще долго устраивались и после распространения христианства; порою на них практиковалось даже ритуальное потребление человеческой крови). Решительно воспрещались совместные трапезы с нехристями: язычниками,евреями.
Разумеется, жесткие условия выживания, в которые было поставлено население средневековой Европы, особенно его низшие слои, ослабляли цивилизаторские функции церкви в воспитании культуры потребления пищи, и церковь не могла с этим не считаться. Нужда часто просто не позволяла крестьянам выбросить трупы павших животных, а во времена голода в пищу шли любые виды «мяса» - от червей до мышей и кошек, словом, все то, от чего так тщательно предостерегали верующих «покаянные книги». Поэтому, когда под угрозой голодной смерти человек должен был есть «нечистое», церковные запреты не были категоричны.
Литература:Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV-ХVIII вв. Т. 1. М., 1986; Typeвич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 155-158; Desportes F. Le pain au Moyen Age. P., 1987; Harris M . Wohlgeschmack und Widerwillen. Die Rätsel der Nahrungstabus. Stuttgart, 1988; Henisch B.A. Fastand Feast. Food in Medieval Society. L., 1976; Hundsbichler H. Nahrung//H . Kühnel (Hg.) Alltag im Spätmittelalter. Graz, 1986. S. 214— 220; Lévi - Strauss C. Le triangle culinaire // L'Acr. 1965. N 26; Mon ta nari M . La fame e l'abbondanza. Roma, Bari, 1993.
Ю. Е. Арнаутова

Синонимы:
баланда, берло, брашно, варево, вкушение, выть, долма, ежа, жратва, жрачка, закуска, закусь, или, когда, корм, кормежка, кушанье, лябан, манная, мюсли, наноеда, отведыванье, питание, пища, подножный корм, помои, прием пищи, приспешное, провиант, провизия, продовольствие, продукт потребления, пропитание, разве, разносолы, рацион, рубон, снедь, стол, съедение, съестное, трапеза, трапезование, ужин, хавка, хавло, хавчик, халтура, хамло, ханка, харч, харчи, харчовка, хванина, хлеб, хлеб насущный, хлебово, хмырь, хрумка, чмырка, чмырь, шамалка, шамовка, яда, ядомь, яство


  1. едаЕДА см.также ГОЛОД ЖАЖДА ДИЕТА ЛИШНИЙ ВЕС КУЛИНАРИЯ РЕСТОРАНЫ ЗАБЕГАЛОВКИ Еда существенная часть сбалансированной диеты. Фран Лебовиц Скажи мне что ты ешь и я скаж...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. едаеда можно предположить что евреи ели два раза в день днем и вечером в обед и ужин Лук. но в Иоан. упомянут и завтрак. Евреи не ели с посторонними и с язычниками Мат....Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  3. едаСобирательное обозначение всех приготовленных для употребления человеком в пищу кушаний все что съедобно. В старину также едь ества ядь яства. В большинстве индоевропейс...Большая энциклопедия кулинарного искусства Похлебкина
  4. едаж. действие pasto m il mangiare прием пищи pasto m consumazione в ресторане пища cibo m Итальянорусский словарь. Синонимы баланда берло брашно варево вкушение выть дол...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. едаж Essen n Kost f пищаem Speise f кушанье трапезаem Essen n Mahlzeit f после еды nach dem Essenво время еды beim Essen баланда берло брашно варево вкушение выть долма е...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. едаеда ж . Essen n Kost f пища Speise f c кушанье . трапеза Essen n Mahlzeit f c после еды nach dem Essen во время еды beim EssenСинонимы баланда берло брашно варево вкуше...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. едаforage meal...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  8. едаж.comida fсная едаu comida sabrosaво вреuмя едыu за едоuй durante la comidaред едоuй antes de comer de la comidaсле едыu despus de comer de la comidaть едуu hacer la...Большой русско-испанский словарь
  9. едасущ. жен. рода только ед. ч. действие. пищажа не притронуться к еде не доторкнутися до жi...Большой русско-украинский словарь
  10. едаж. пищаem le manger еда и пить le boire et le manger вкусная еда bonne nourriture процессem repas m во время еды pendant le repas...Большой русско-французский словарь
  11. едаГусиная еда.strong Дон. Шутл.ирон.em . Пища из зелени. . Простая жидкая пища. СДГ . В самой еде.strong Кар.em В подростковом возрасте когда много и с аппетитом едят. СРГ...Большой словарь русских поговорок
  12. едаГусиная еда.strong Дон. Шутл.ирон.em . Пища из зелени. . Простая жидкая пища. СДГ . В самой еде.strong Кар.em В подростковом возрасте когда много и с аппетитом едят. СРГ...Большой словарь русских поговорок
  13. едаВидели во сне еду значит были небрежны с документами и нанесли этим урон бизнесу. Одинокая трапеза снится к незначительным потерям. Сидели за столом в приятном обществе ...Большой универсальный сонник
  14. едаж. пищаem le manger еда и питье le boire et le mangerвкусная еда bonne nourriture процессem repas m во время еды pendant le repas баланда берло брашно варево вкушение ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. едаЕДА див. дина демократична лва партя...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  16. едаразве неужели ли или нежели баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка кушанье лябан манная мюсли наноеда от...Краткий церковнославянский словарь
  17. едаеда Собирательное обозначение всех приготовленных для употребления человеком в пищу кушаний все что съедобно. В старину также едь ества ядь яства. В большинстве индоевро...Кулинарный словарь
  18. едаЕда cibus prandium esus cena...Латинский словарь
  19. едаы ж.em .strong Действие по глаг.em есть в знач.В промежутках разговоров рекой льется кофе и идет еда.em Гл. Успенский Мелочи. Ел он невероятно много ел и курил папиро...Малый академический словарь
  20. едак добру большая ругань покупать прибыль бедным убыток богатым....Малый Велесов сонник
  21. едакорень ЕД окончание А Основа слова ЕДВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЕД А Слово Еда содержит следующие морфемы или части приставка ...Морфемный разбор слова по составу
  22. едаНачальная форма Еда слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. едаеда ж. Действие по знач. глаг. есть . разг. То же что пища....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. едаеда еда еды...Орфографический словарь
  25. едаu ж баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка кушанье лябан манная мюсли наноеда отведыванье питание пища п...Орфографический словарь русского языка
  26. едаст.слав. кушанье процесс приема пищи и сама пища. Еда это повседневная или праздничная трапеза. С древних времен в русской культуре формировалась особое духовное отнош...Основы духовной культуры
  27. едаеда еды еды ед еде едам еду еды едой едою едами еде едах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. едаОрфографическая запись слова еда Ударение в слове еда Деление слова на слоги перенос слова еда Фонетическая транскрипция слова еда [эда] Характеристика всех звуков е й[э...Полный фонетический разбор слов
  29. едаОрфографическая запись слова еда Ударение в слове еда Деление слова на слоги перенос слова еда Фонетическая транскрипция слова еда [эда] Характеристика всех звуков е й[э...Полный фонетический разбор слов
  30. едаеfontжа ж....Расейска-беларускі слоўнік медыцынскіх тэрмінаў
  31. едажа р. ж да а специальнее действие дння зап. дження зжа р. зж яство пища стиво страва пожива потрава харч р. чи и чу ж. и м. р. зап. дло. [Хлб та вода то козацька да. У ...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  32. едаДостаточно еды сытно.hДовол досить ди ж дожно. Чи дожно чи должно тоб Номис.Отсутствие еды.hНема[] ди ж безжжя. Одно безпиття друге безжжя. Сл. Гр.Постоянный позыв к ед...Російсько-український словник сталих виразів
  33. едатрапеза прием пищи имеющий повседневный или праздничный характер. У славян как и многих народов трапеза обставлялась как своеобразный ритуал призванный выявить внутреннюю...Русская энциклопедия
  34. едатрапеза прием пищи имеющий повседневный или праздничный характер. У славян как и многих народов трапеза обставлялась как своеобразный ритуал призванный выявить внутреннюю...Русская энциклопедия
  35. едаеда едыСинонимы баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка кушанье лябан манная мюсли наноеда отведыванье пи...Русский орфографический словарь
  36. едаеда едыСинонимы баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка кушанье лябан манная мюсли наноеда отведыванье пи...Русский орфографический словарь
  37. едасимвол достатка и гостеприимства. Всякой пище радуйся и благодари Бога. С кем делишь трапезу тот и твой друг. Неприязнь к сидящему с тобой за одним столом означает скрыты...Русский сонник
  38. едаж. пищаem food принятие пищиem eating meal еда без насыщения нерегулярная еда...Русско-английский психологический словарь
  39. едаеда ж. тк. ед.i. пищаi food . трапезаi meal во время еды while eating during ai meal перед едой before eating before ai meal после еды after eating after ai meal за ед...Русско-английский словарь
  40. едаеда ж. . принятие пищи meal во время еды during а meal while eating . разг. пища food....Русско-английский словарь II
  41. едаnourishment...Русско-английский экономический словарь
  42. едаN...Русско-армянский словарь
  43. едаЯда ежа не притронуться к еде не дакрануцца да ежы...Русско-белорусский словарь
  44. едаi яда род.i яды жен.i разг.i ежа род.i ежы жен.i яда род.i яды жен.iне притронуться к еде не дакрануцца да ежы...Русско-белорусский словарь II
  45. едаедаstrong продукты питания жпитание еда ж действиедене сem храuнене с...Русско-болгарский словарь
  46. едаtel процесс tkezs съедобное ennivalo evs прим пищиem tkezs evs пищаem tel ennival tpllk lelem eledel elesg tek elemzsia harapnival Синонимы баланда берло брашно варе...Русско-венгерский словарь
  47. едаеда ж пища за едой перед едой после еды...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  48. едаСинонимы баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка кушанье лябан манная мюсли наноеда отведыванье питание п...Русско-ивритский словарь
  49. едаvitto...Русско-итальянский медицинский словарь
  50. еда. пища ас тама. процесс еды тама жеу ас шу перед едой ас алдында после еды астан кейн во время еды ас шкен уаытында...Русско-казахский словарь
  51. едаас тама орек...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  52. едаж. . пища тамак ар . процесс еды тамак жеш тамактануу перед едой надо мыть руки тамак жештин алдында кол жууш керек....Русско-киргизский словарь
  53. едадействиеem см. есть во время еды мойте руки перед едой разг. пищаem shw shpnвкусная еда баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска з...Русско-китайский словарь
  54. едапища a yemek da принятие пищи aama aavдо еды aamazdan evelво время еды aaan vaqtta...Русско-крымскотатарский словарь
  55. едапища аш емек гъыда принятие пищи ашама ашав до еды ашамаздан эвель во время еды ашагъан вакъытта...Русско-крымскотатарский словарь II
  56. едаcibus i m...Русско-латинский медицинский словарь
  57. едаana dieni damais diens...Русско-латышский словарь
  58. едаvalgymas valgis...Русско-литовский словарь
  59. едаярхца мбяль ярхцама...Русско-мокшанский словарь
  60. едаХоол хнс...Русско-монгольский словарь
  61. едаж. пища Essen n Kost f Speise f кушанье процесс Essen n за едой во время еды beim Essen....Русско-немецкий словарь
  62. едаEssen Mahl Mahlzeit Speise...Русско-немецкий словарь по пищевой промышленности
  63. едаEten...Русско-нидерландский словарь
  64. едаедаж . пища . обед завтрак ужин во время еды аппетит приходит во время еды ....Русско-новогреческий словарь
  65. едаmat mltid spisning баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка кушанье лябан манная мюсли наноеда отведыванье...Русско-норвежский словарь
  66. еда...Русско-персидский словарь
  67. еда...Русско-персидский словарь
  68. еда. jedzenie. posiekblockquote...Русско-польский словарь
  69. едаж comida fu alimento mu трапезаem refeio fu repasto mu comida f баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка к...Русско-португальский словарь
  70. едаЕдаchakula vy kilaji vi kiliwa vi vitafunio мн.em malisho мн.em mlo miеда в дорогу m asurufu мн. еда насыпанная или уложенная горкой mshumbi miеда поставляемая поочердно...Русско-суахили словарь
  71. едаеда хрок таом изо...Русско-таджикский словарь
  72. едаж .аш ашау перед едой аш алдыннан до еды ашауга кадр после еды аштан со во время еды ашаганда .аш ашамлык азык ризык вкусная еда тмле азык аш...Русско-татарский словарь
  73. едаyemek yeme yemekyiyecek yemek yeme за едой yemek yerken пищаem yemek iem yiyecek Синонимы баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска зак...Русско-турецкий словарь
  74. едаtaom...Русско-узбекский словарь Михайлина
  75. едаfem synti ruokailu ateriaсле едыu ruokailun jlkeenво вреuмя едыu sydess ruoka sytv...Русско-финский словарь
  76. едаbata jeden jdlo jst men min pokrm potrava strava vanec...Русско-чешский словарь
  77. едасущ.жен. апатлану апат инй мыть руки перед едбй апат иес умн ал у. син. пища апат име апатйм имеллй вкусная еда ттл апатйм у нас кончилась еда пйрн имеллй птн...Русско-чувашский словарь
  78. едаml.strong ml ett ml matпища едаmltid.strong mltidmat.strong mat laga matготовить еду пищу ta matесть питаться mat och dryckеда и пить fre matenдо еды .strong ml mat...Русско-шведский словарь
  79. едаMl mat...Русско-шведский словарь II
  80. еда.strong sk.strong toit...Русско-эстонский словарь
  81. едаЕДАЕда существенная часть сбалансированной диеты. Фран Лебовиц Скажи мне что ты ешь и я скажу тебе кто ты. Ансельм БрийяСаварен При крупных неприятностях я отказываю себ...Сводная энциклопедия афоризмов
  82. едаесли мужчине снится такой сон это означает что ему изменила партнерша причем о факте измены он узнает последним. Мужчине снится обилие еды если в реальной жизни он облада...Сексуальные сны
  83. едаТопливо для организма...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  84. едаПища...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  85. едаПотенциальное содержание желудка...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  86. едаЕда трапеза пища снедь кушанье яство блюдо перемена подача дача доза прием порция порцион рацион вкушение отведыванье съедение. Обед завтрак полдник ужин закуска. Тайная ...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  87. едаЕДА частица и нареч.iСлав.i.частица.iУпотр. в прямом или косвенном вопросе в знач. разве неужели.Солон был на нfontкоем мfontстfont идfontже вси тамо сущи говорили он же ...Словарь русского языка XVIII в
  88. едаяда ы ж.i.Потребление пищи съестного. новокрещеных .em в постные дни питьем и ядою оскверняют. ПСЗ III . По fontдfont моей разсудили они что малое количество напитку буде...Словарь русского языка XVIII в
  89. едаедаТрапеза пища снедь кушанье яство блюдо перемена подача дача доза прием порция порцион рацион вкушение отведыванье съедение.Обед завтрак полдник ужин закуска. Тайная ве...Словарь синонимов II
  90. едаеда Трапеза пища снедь кушанье яство блюдо перемена подача дача доза прием порция порцион рацион вкушение отведыванье съедение. Обед завтрак полдник ужин закуска. Тайная ...Словарь синонимов II
  91. едаеда Трапеза пища снедь кушанье яство блюдо перемена подача дача доза прием порция порцион рацион вкушение отведыванье съедение. Обед завтрак полдник ужин закуска. Тайная ...Словарь синонимов II
  92. едаеда трапеза пища снедь кушанье яство блюдо перемена подача дача доза прим порция порцион рацион вкушение отведыванье съедение обед завтрак полдник ужин закуска вечеря хав...Словарь синонимов
  93. едали разве неужели нели. баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кормежка кушанье лябан манная мюсли наноеда отведыв...Словарь церковнославянского языка
  94. едаХба а то як би не...Словник застарілих та маловживаних слів
  95. едаВидеть во сне еду означает что вы небрежны в обращении с документами чем наносите значительный ущерб важнейшим операциям в бизнесе. Трапеза в одиночестве предвещает незна...Современный сонник
  96. едаСон в котором вы едите вкусные блюда в приятном обществе означает удачу и гармоничные отношения с любимым любимой. Сон о трапезе в одиночестве напротив неблагоприятен он...Сонник для влюбленных
  97. едаВидеть во сне еду означает что Вы допускаете небрежное отношение к документам нанося этим вред важнейшим операциям в бизнесе.Если Вам снится Ваша одинокая трапеза это с...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  98. едаСон в котором вы видите какуюто еду предвещает вопервых хороший аппетит с самого утра и вовторых повышенную деловую активность в течение всего дня. Есть во сне чтото зна...Сонник от А до Я
  99. едапища для ума давать пищу для размышления духовная пища. Лапша вермишель нечто пустое обманчивое дешвое. Вешать лапшу на уши обманывать. Заварить кашу создать сложную о...Сонник Странника
  100. едаВидеть много еды во сне мужчинам сон говорит о том что в реальности ваш сексуальный аппетит разгорается очень быстро. Причем вам достаточно только взгляда на красивую же...Сонник Фрейда
  101. едана столах устройство дел в зависимости от вида и качества еды другие едят к возвышению экзотическая еда необычное предложение слишком много утехи готовить еду неприятност...Сонник Цветкова
  102. едаЭтот символ ассоциируется с достатком гостеприимством и дружелюбием. Всегда считалось что работникам в семье то есть мужчинам нужно отдавать лучший кусок. Еда по мнению н...Сонник Эзопа
  103. едаесли Вам снится что Вы сидите за трапезой в одиночестве то такой сон предвещает Вам болезнь или бедность. Если же во сне Вы едите в большой и шумной компании то наяву Вам...Старинный французский сонник
  104. едаеда сущ.em ж.em употр. часто Морфология нет чего едыstrong чему едеstrong вижу что едуstrong чем едойstrong о чм о еде . Едаstrong это то что едят употребляют в пищу по...Толковый словарь Дмитриева
  105. едаЕДА церк. когда разве или нечто. Еда отрину Бог люди своя...Толковый словарь живого великорусского языка
  106. едаЕДА ж. еденье ср. действие по. глаг. есть ясти принятие пищи ртом для насыщенья и усвоенья яденье. Беззубому не еда а майка. Весь день еда да питье идет. Еда едь пск. ед...Толковый словарь живого великорусского языка
  107. едаЕДА ы ж. . см. есть. То же что пища в знач. Вкуснаяпитательная е....Толковый словарь Ожегова
  108. едаЕДА еды мн. нет ж. . То же что пища разг. Обильная и вкусная еда. . Действие по глаг. есть. Во время еды разговаривать вредно....Толковый словарь русского языка II
  109. едаеда еда ы ж. см. есть . То же что пища в знач. Вкусная питательная е....Толковый словарь русского языка II
  110. едаЕДА ы ж. . см. есть. То же что пища в значение. Вкусная питательная еда...Толковый словарь русского языка
  111. едаУдарение в слове едаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове еда...Ударение и правописание
  112. едаУдарение в слове едаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове еда...Ударение и правописание
  113. едаRzeczownik еда f jedzenie n strawa f jado n...Универсальный русско-польский словарь
  114. едаеда еды еды ед еде едам еду еды едой едою едами еде едах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы баланда берло брашно варево вкушение выт...Формы слова
  115. едахорошо известная нам пища. Мы часто не задумываемся над ее культурной ролью. Первоначально пища носила исключительно природный характер. Первобытные люди потребляли в пищ...Человек и общество
  116. едаЕда...Электронный словарь анаграмм русского языка
  117. едаЕДАпища. Значение E. в мифологии многообразно и в самом общем виде определяется е местом в противопоставлении природа культура. Принадлежа первоначально по происхождению...Энциклопедия мифологии
  118. едаЕДАпища. Значение E. в мифологии многообразно и в самом общем виде определяется е местом в противопоставлении природа культура. Принадлежа первоначально по происхождению...Энциклопедия мифологии
  119. едаедаstrongОбщеславянское edti есть.Слово еда общеславянское явление. Оно употребляется с давних пор и встречается во многих памятниках письменности.Аналогом этого слова ...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  120. едаЕдаstrong. Общеслав. Производное от dtii есть. См. естьi ядi ср. травоядныйi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  121. едаI едаI. если ли церк. др.русск. ст.слав. да еда сербохорв. еда jеда вопросительная и дезидеративная частица.Стар. этимология из и.е. местоим. io ср. др. инд. yada ко...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  122. едаОбщеславянское слово образованное отъсШ есть. Отметим несомненное родство с например английским eat есть....Этимологический словарь Крылова
  123. едаОбщеслав. Производное от dtiem есть. См. есть em ядem ср. lt. Синонимы баланда берло брашно варево вкушение выть долма ежа жратва жрачка закуска закусь или когда корм кор...Этимологический словарь русского языка
  124. едаеда I едаI. если ли церк. др.русск. ст.слав. да еда сербохорв. еда jеда вопросительная и дезидеративная частица.Стар. этимология из и.е. местоим. io ср. др. инд. yad...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  125. едаОбщеславянское edti есть.Слово еда общеславянское явление. Оно употребляется с давних пор и встречается во многих памятниках письменности.Аналогом этого слова в украинс...Этимологический словарь русского языка Семенова