Словарь средневековой культуры

ДЬЯВОЛ

(греч. - «клеветник»; одно из значений др.-евр. satan, арам, satana - «противник», «противодействующий», «обвинитель», «подстрекатель», «наушник») - в иудейской, христианской и исламской религиозных традициях персонификация и владыка мирового зла, главный антагонист Бога.
«Мистическая история» Д.а сложилась еще до начала средневековья. Согласно традиции, Д. - один из высших чинов небесной иерархии, серафим Люцифер (лат. «светоносный», а также «утренняя звезда», т.е. Венера), восставший со своими присными, частью ангелов, против Бога. По одной версии, бунт против Бога произошел из желания Люцифера занять место Всевышнего; изгнание мятежных ангелов из рая (1/10 от общего количества) приводит Бога к мысли восполнить их число, что побуждает его создать человека, дабы праведные заняли на небесах место падших ангелов. Другая версия утверждает, что Люцифер отказался поклониться Адаму как высшему божьему творению и взбунтовался. В любом случае центральная причина мятежа - гордыня, а одно из последствий - ненависть Д.а к людям. Люцифер и последовавшие за ним низвергнуты Богом и небесным воинством во главе с архангелом Михаилом в ад, каковой и является державой Д.а и подчиненных ему бывших ангелов, а ныне бесов. Земной мир, как лежащий во зле, - также, до определенной степени, территория Д.а, именуемого потому «князь мира сего» (Иоан. 12,31). Опираясь на слова Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Лук. 10, 18) и ряд иных новозаветных текстов (например, Иоан. 16, 11) раннехристианские мыслители (например, Иреней Лионский, II в.) говорят о вторичном падении Д.а и окончательном осуждении его. В будущем, однако, Д.у предстоит кратковременное торжество во дни Антихриста (Отк. 13), после чего он будет низвергнут в бездну ангелом (традиция настаивает - архангелом Михаилом) и проведет там, скованный, тысячу лет, но после завершения тысячелетнего Царства Божьего Сатана будет освобожден (неясно как), снова подымется со своими присными на Бога, но присные эти будут поражены небесным огнем, «а Д., прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк.20, 10). Это событие окажется началомСтрашного суда.Раннехристианский мыслитель Ориген (ок. 185— 253/254) учил, что в конце мира все отпавшие от Бога возвратятся к нему и будут прощены, в том числе и Д. (т.н. доктрина апо-катастасиса, т.е. восстановления, возвращения). Эта идея, находившая последователей вплоть до XX в., была признана еретической еще ранней церковью.
Образ Д.а в средневековой культуре весьма сложен и представляет собой переплетение теологических учений, идей т.н. «популярного богословия» и фольклорных представлений. Существование и, главное, функции Д.а представляли собой проблему для христианской теологической мысли на протяжении всего средневековья. В еретических дуалистических учениях, восходящих к зороастризму и манихейству, наличие мирового зла объясняется существованием двух равномогуще-ственных божеств - доброго и злого (у богомилов, например, второй именуется Сатана-ил, т.е. Бог Сатана). Но в иудео-христианском (а позднее и мусульманском) монотеизме нет места для равного Богу злого начала: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, творю это» (Ис. 45,7). Представления о всемогуществе Бога вступают в противоречие с его всеблагостью: если Бог всемогущ и добр, то откуда зло? Д. оказывается в такой системе некой обособленной персонификацией божьего гнева, подчиненным Богу существом, осуществляющим божественные кары, исполнителем божьих приговоров (таков, например, ход мысли известного представителя «популярного» богословия XII в. Гонория Августоду некого). Во многих памятниках средневековойагиографии,повествуя о пакостях, которые Д. чинитсвятым,благочестивые авторы добавляют: «по божьему попущению». Д. необходим, чтобы карать нечестивых, но кроме того - чтобы искушать праведных, дабы те увеличили свои заслуги, преодолев искушения. В массовых представлениях, однако, Д. может оказываться фигурой, действующей вполне самостоятельно. По мнению Ж. Ле Гоффа, средневековье можно определить как период, когда любые действия человека, вообще любые события объясняются как следствие борьбы в человеке и вокруг человека двух сил — Бога и Д.а. Однако, по словам Цезария Гейстербахского (ум. 1240), «Д. может соблазнить человека, но не принудить его ко злу».
Предполагается, что число демонов зла, падших ангелов, весьма велико: «легион имя мне» (Map. 5,9). ВБиблиии апокрифической христианской литературе упоминаются разные имена бесов: Велиал (Велиар), Вельзевул, Азазель, Астарот, Самаэльидр. Неясно, являются ли эти персонажи духами зла, подчиненными Д.у, либо тождественны Сатане. В число бесов включались и языческие божества — античные и германские. В течение средневековья постепенно выстраивается более или менее стройная иерархия сил зла, зеркально отражающая небесную иерархию. Во главе стоит Сатана (слово «Д.» как имя собственное прилагается только к нему, но иногда, как имя нарицательное, обозначает любого из подчиненных ему бесов), затем идут «князья мира сего» (обозначение и собственно Д.а), «князья бесовские», среди которых - как поименованные выше, так и другие (например, употреблявшиеся в Лотарингии как минимум до XIX в. имена главных бесов - Персен и Верделе), затем — сонмище простых бесов. По мнению Гонория Августоду не ко го, «число бесов неисчислимо»; к каждому человеку приставлен как ангел-хранитель, оберегающий его, так и бес, его смущающий. В трактате XVI в. Pseudomonarchia demonium - «Лжевладычество бесов» — говорится о 7 405 926 простых бесах, помимо 72 «князей» и самого Сатаны. Кроме того, к слугам Сатаны причисляются и люди, ставшие на путь зла: еретики, мусульмане,евреи,иногда - женщины («сосуд Д.а»), вообще «чужие», причем из текстов не всегда понятно, являются ли, скажем, самозванцы-лжепророки впавшими в заблуждение грешниками или же демонами, принявшими облик людей; верхненемецкий проповедник XIII в. описывает жителей Нижней Германии как обитателей «нижнего» мира, т.е. как бы своего рода бесов. Не всегда проводится различие между самим «князем тьмы» и его подручными, и потому неясно, является ли людям сам Д. или иные демоны.
Теологическая литература практически не описывает внешность Д.а либо пользуется метафорами. «Популярное» же богословие, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. Демоны в обыденной жизни, как правило, невидимы (их могут зреть святые либо колдуны) и, чаще всего, действуют через людей «одержимых», входя в них. Наиболее раннее, возникшее еще в дохристианской библейской экзегетике, образное представление нечистой силы -отождествление Д.а со змием-искусителем первых людей. Д. в обличье змея-дракона присутствует и в средневековых текстах и иконографии. Подлинный облик Д.а и бесов всегда ужасен, от них исходит нестерпимое зловоние. Наиболее распространенное представление о внешности Д.а и бесов -несколько преобразованный облик античного фавна или сатира: поросшее шерстью антропоморфное существо с рогами, хвостом и копытами на ногах, нередки и крылья летучей мыши; последнее - и сравнение с нечистым животным, и воспоминание о прежней ангельской природе бесов (у Данте Люцифер обладает шестью крыльями, подобно шестикрылым серафимам). Д.-является в виде льва, медведя, козла, жабы, скорпиона, свиньи, быка, кота, собаки, ворона, петуха, а такжечудовищвроде василиска. Преимущественный цвет этих существ - черный, символ греха. Д. и демоны могут иметь и человеческое обличье «эфиопов», иноверцев, чаще всего иудеев. Яркое описание являвшегося емувидениядал клюнийский монах и хронист XI в. Рауль Глабер: «Вдруг увидел я, как у меня в ногах появилось некое страшное на вид подобие человека. Это было, насколько я мог разглядеть, существо небольшого роста, с тонкой шеей, худым лицом, совершенно черными глазами, бугристым морщинистым лбом, тонкими ноздрями, выступающей челюстью, толстыми губами, скошенным узким подбородком, козлиной бородой, мохнатыми острыми ушами, взъерошенной щетиной вместо волос, собачьими зубами, клинообразным черепом, впалой грудью, с горбом на спине, дрожащими ляжками, в грязной отвратительной одежде». Д. предстает также нагим, с гипертрофированными мужскими гениталиями. Д. и его присные могут принимать и соблазнительный вид с целью прельщения, телесного либо духовного: Д. предстает в виде прекрасной женщины, нередко обнаженной, либо в виде светлого ангела или даже Христа. Бесы способны принимать практически любой облик, но в человеческом виде не могут поворачиваться задом - у них нет спины, и они полые внутри. Бесы чрезвычайно легкие (впрочем, ночные демоны, мучающие людей восне,могут быть и тяжелыми), что связывается со способностью летать. От них исходит либо жар преисподней, либо адский холод.
Д. и бесы являются носителями ученого знания: одержимые ими неграмотные простецы начинают говорить на латыни и оказываются сведущими в богословских вопросах. Нередко знания как таковые или даже некоторые ремесла считались имеющими дьявольскую природу: проповедники рассказывали истории о том, как некий школяр заключил договор с Д.ом и благодаря этому превзошел всех в познаниях. В отношении папы Сильвестра II (Герберт из Орийака, ок. 938— 1003, папа с 999 г.) и Роджера Бэкона (1214— 1294) распространялись слухи о том, что их ученость - результат союза с нечистым. В анонимном трактате XIII в. о магните говорится: «Ни один капитан не должен употреблять этого инструмента, если он не хочет подвергнуться обвинению в колдовстве. Нет сомнения также, что ни один моряк не решится выйти в море под командой капитана, который возьмете собой вещь, явно свидетельствующую о том, что она изготовлена с помощью адского духа».
Противоречивы представления средневековья о возможности Д.а творить чудеса. С теологической точки зрения, совершитьчудоможет только Бог, дьявольское же действие есть обман, пустая видимость. Но в массовых представлениях чудеса Д.а и Бога различны лишь тем, что первые призваны служить злу.
Главные качества Д.а и его присных -гордыня и ненависть к людям. По рассказу Цезария Гейстербахского, некий бес признался втом, что предпочитает возможность погубить одну-единственную душу возвращению в рай. В других повествованиях, переданных тем же Цезарием и иными авторами, бесы терзаются из-за своей отверженности и готовы исповедываться в грехах, дабы получить прощение, но для получения последнего необходимо искреннее раскаяние и смирение перед Богом, а это, по причине неколебимой гордыни, невозможно для ангелов Сатаны и его самого.Грехи и добродетели, Покаяние).
Основные действия Д.а и бесов, направленные во вред людям, - преследования и соблазны. К числу первых относятся мучения грешников впотустороннем миреи нанесение ущерба в земной жизни как грешникам, так и праведникам. Этот ущерб простирается от мелких пакостей (Д. ломает таблички, на которых св. Ансельм Кентерберийский записал свои мысли, прячет молитвенник благочестивой монахини и т.п.) до вреда душе. Последнее совершается путем соблазна: Д. побуждает человека к гордыне, внушая ему мысли об избранности, либо смущает мыслью о том, что тот бесконечно грешен и потому бесповоротно осужден, т.е. отвращает от веры в божественное милосердие. Д. может даже проповедовать христианское учение, ноделаетэто лишьдлятого, чтобы грешники, этому учению не следующие, не могли отговариваться незнанием. Излюбленная сфера деятельности Д.а - область сексуального: он разжигает похоть, но кроме того, препятствует нормальным супружеским отношениям.
Как отмечалось, фигура Д.а противоречива: он - дух зла, но подчинен Богу и уже потому как божье творение не может быть абсолютно лишен положительного начала. По мысли теологов, частное зло служит победе абсолютного добра. В адресованных простонародью проповедях, exempla Д. и бесы не только страшны, но и смешны. Встречаются даже упоминания о «добрых демонах». Один из них был слугой у некоего рыцаря, помогал тому во всем и даже спас жену рыцаря от смертельнойболезни,доставив ей за одну ночь из Аравии спасительное лекарство -молоко львицы; при этом он не только не вредил хозяевам, но, будучи изгнан после того, как они узнали о его бесовской сущности, отказался от жалования и просил потратить его на покупку колоколов для местной церкви. Другой демон верно служил некоемукупцу,приумножил его богатство и женился на его дочери; впрочем, прожив с ней год, бес предстал перед тестем в истинном виде и заявил, что возвращается в преисподнюю, ибо предпочитает ад обществу сварливой женщины.(Проповедь, Exemplum).
Бесы повсюду и только и ждут случая, чтобы навредить человеку и завладеть им. Это может происходить в результате пакта с Д.ом, по которому последний дарует человеку земные блага, но после смерти получает его душу. Пакт заключается с соблюдением нотариальных формальностей; в такой ситуации чернилами служит кровь; кроме того, договор с Д.ом нередко описывается как акт вассальной присяги (человек разрывает связи с Богом и приносит клятву верности Д.у) и одновременно пародия на таковой (поцелуй в уста, которым обмениваются сюзерен и ленник, заменяется лобызанием зада или гениталий Сатаны). Еще один способ связи с Д.ом — сексуальный контакт: демоны мужского (инкубы, от лат. incubare - «возлежать») и женского (суккубы, от succubare — «лежать под») пола сходятся с людьми и овладевают ими. Враг рода человеческого всегда настороже, потому он может вмешаться в жизнь людей ввиду их случайных и неосторожных слов и поступков. Монахиня съела листик салата, не осенив его крестным знамением, и бес (даже, скорее, мелкий бесенок), сидевший на этом листке, входит в нее. Клирик зовет слугу: «Эй, Д., сними с меня обувь» - и ремни сапог начинают сами собой развязываться по дьявольскому велению. Измученная домогательствами мужа, жена говорит ему: «Утоли свою похоть во имя Д.ла» - и в результате родится некое чудовище. Муж отправляется впаломничествои на вопрос жены, на кого он ее оставляет, отвечает в сердцах: «Д.у поручаю тебя»; тут же появляется нечистый, который отваживает всех любовников соломенной вдовушки (еще один пример «доброго» Д.а), а по возвращении мужа признается тому, что легче уследить за табуном необъезженных лошадей, нежели за распутной женщиной.
Борьба с Д.ом, впрочем, не безнадежна. Если, с теологической точки зрения, главное в противодействии силам зла — твердость духа, искренняя вера, а также молитва и воздержание, то, в массовых представлениях, бесы бегут от крестного знамения, не переносятмессыи звона церковных колоколов. Экзорцизм, изгнание вселившегося беса, входит в церковную практику с самых ранних времен, но если с ученых позиций, святые и священнослужители противодействуют Д.у силой и именем божьим, то тексты, отражающие народные воззрения, повествуют о том, как благочестивая настоятельница закатила Д.у оплеуху, чем тот был весьма недоволен, епископ сумел переспорить беса и обмануть его, а св. Дунстан (924—988), аббат Гластонбери и архиепископ Кентерберийс-кий, до ухода из мира - кузнец, борется с чертом в кузне, захватывает его язык клещами, кладет на наковальню и бьет молотом.
Отношение к Д.у менялось на протяжении средневековья. Страх перед ним был всегда достаточно велик, но успешное противостояние нечистой силе до позднего средневековья представлялось возможным. С самого своего возникновениямонашествосчиталось «воинством Христовым», противоборствующим Д.у. С XI в., благодаря развитиюрыцарства,схватка сил добра и зла описывается как боевые действия: Цезарий Гейстер-бахский рисует картину сражения между святыми и демонами. Человеку в борьбе с нечистым духом могут помочь святые заступники и особенно Богоматерь; она в силах принудить Д.а аннулировать заключенный им с человеком договор, сюжет, известный с раннего средневековья, впервые получил литературное оформление ок. 1261 г. в драме «Чудо о Теофиле» французского поэта Рютбёфа (ок. 1230-ок. 1285). Богословы, особенно в XII—XIII вв., в период борьбы с дуалистической альбигойской ересью, активно настаивали на ограниченности могущества Д.а и подчиненности его Богу. Еще в первой половине XIV в. король Франции Филипп VI Длинный (1293-1350, король с 1328), узнав о наведенной на него порче, сказал: «А ну-ка посмотрим, кто сильней: Д. - чтобы меня погубить, или Бог - чтобы меня спасти». Но именно с XIV в. в атмосфере всеобщего страха, характерной для конца средневековья, все более усиливается ощущение бессилия перед Д.ом. Вера в могущество Сатаны достигает пика в XVI - нач. XVII вв. Его воинство кажется неисчислимым, его слуги всюду: турки, индейцы новооткрытой Америки,ведьмыи колдуны, иудеи, женщины, протестанты - для католиков - и католики — для протестантов. Этот страх перед нечистой силой оказывался одной из причин растущего антифеминизма, «охоты на ведьм», волны еврейских погромов и кровавого ожесточения религиозных войн. Сила Д.а кажется по меньшей мере равной силе Бога, икрестьянев XVI в. ставят свечи черту, а добрый урожай приписывают любезности Сатаны.
Литература:Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; он же. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII в.). М., 1989; Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. М., 1900; Орлов M . А. История сношений человека с дьяволом. СПб., 1904; Спасский A.A. Вера в демонов в древней Церкви и борьба с ними // Богословский вестник. 1907. Т. 2; Delumeau J. La peur en Occident (XIVe-XVIIIe siècles). Une cité assiégée. P., 1978; Krivoshein B. The angels of light and the powers of darkness. L., 1951; Roskoff G. Geschichte des Teufels. Bd. 1—2, Leipzig, 1869.
Д. Э. Харитонович

Синонимы:
аггел, анчутка, бес, велиар, вельзевул, враг, враг рода человеческого, дедер, демон, диавол, дух, дух сомнения и насмешки, дух тьмы, злой дух, иблис, искуситель, князь тьмы, лукавый, люцифер, мефистофель, не к ночи будь помянут, неверный, нечистая сила, нечистый, нечистый дух, окаянный, он, отец лжи, падший ангел, сатана, суккуб, черная сила, черный, черт, чертяка, шайтан


  1. дьяволДЬЯВОЛ И ЧЕРТИ см.также АД РАЙ Дьявол джентльмен он никогда не входит без приглашения. Джон Линкольн Дьявол не может быть безбожником. Лешек Кумор У дьявола нет ни одно...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. дьяволсм. Сатана....Атеистический словарь II
  3. дьяволI.strong ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА strong рус. слово Д. происходит от греч. диаболос клеветник подстрекатель. Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения...Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. дьяволгреч. диаболос т. е. обвинитель. Так во многих местах Ное. Завета называется главный из злых духов или сатана противник Божий и обольститель людей. Он побуждает человека ...Библейский энциклопедический словарь
  5. дьяволДЬЯВОЛ от греч. diabolos букв.клеветник Сатана в исламе Иблис в учениях некрых религий христианстве исламе и др. злой дух или глава злых духов нечистой силы противостоящ...Большая советская энциклопедия
  6. дьяволот греч. dibolos буквально клеветник Сатана в исламе Иблис в учениях некоторых религий христианстве исламе и др. злой дух или глава злых духов нечистой силы противосто...Большая Советская энциклопедия II
  7. дьяволм. diavolo умен хитер как дьявол разг. intelligente furbo come il diavolo какого дьявола за каким дьяволом прост. неодобр. che diavolo иди ты к дьяволу прост. va al d...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. дьяволмTeufel m аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис искуситель князь тьмы лук...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. дьяволдьявол м Teufel m dСинонимы аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис искусит...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. дьяволна кой дьяволчто за дьявол!Синонимы аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис...Большой русско-английский фразеологический словарь
  11. дьяволм.diablo mem demonio mem aa fem Лат. Ам.го дьяuвола за какиuм дьяuволом qu diabloк дьяuволу! al diablo! al demonio!быть хиuтрым как дьяuвол ser el mismsimo demonioть д...Большой русско-испанский словарь
  12. дьяволсущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  13. дьяволм. diable m dmon m бран. que diable! diantre! какого дьявола за каким дьяволом que diable...Большой русско-французский словарь
  14. дьяволБелый дьявол.strong Публ.em . Наркотики. . Наркомания. НРЛ Мокиенко . Голубоглазый дьявол.strong Публ. Ирон.em Телевизор. НРЛ. emgt Из англ. blueeyeddevil.em Мокиенко ....Большой словарь русских поговорок
  15. дьяволЕсли вы увидели во сне дьявола в облике элегантного джентльмена то наяву опасайтесь ловушек расставленных лицемерными людьми. Особенно серьезен такой сон для молодых деву...Большой универсальный сонник
  16. дьяволм. diable m dmon m бран. que diable! diantre! какого дьявола за каким дьяволом que diable аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон ди...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. дьяволДЬЯВОЛ от греч. diabolos сатана черт Иблис в некоторых религиях христианстве исламе и др. злой дух или глава злых духов противостоящий богу властелин ада....Большой Энциклопедический словарь V
  18. дьяволгреческое diabolos сатана черт Иблис в некоторых религиях иудаизме христианстве исламе и др. злой дух или глава злых духов противостоящий Богу властелин ада. В иудаизме х...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. дьяволДьявол сатана чрт Иблис в ряде религий злой дух или глава злых духов противостоящий Богу властелин ада. В иудаизме христианстве исламе дьявол творение самого Бога живущ...Исторический словарь
  20. дьяволДьявол diabolus cacodaemon malus spiritus...Латинский словарь
  21. дьяволДЬЯВОЛ см. Сатана. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче...Литературная энциклопедия
  22. дьяволсм. Сатана. ДЭВИС У. Г. [William Henry Davies ] английский поэт и романист в детстве убежал в Америку был бродягой нищим ковбоем батраком дровосеком и т. д. Будучи разнос...Литературная энциклопедия II
  23. дьяволДЬЯВОЛ см. Сатана....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  24. дьявола м.em В некоторых религиях злой дух черт сатана. .strong прост.em Употребляется как бранное слово. Куда тебя несет дьявол! Не видишь разве что едешь на людей ! услышал ...Малый академический словарь
  25. дьяволДьявол христ. клеветник мифологический дух олицетворяющий мировое зло и противостоящий Богу. В христианской мифологии считается повелителем подземного мира где мучаются...Мифологический словарь
  26. дьяволкорень ДЬЯВОЛ нулевое окончаниеОснова слова ДЬЯВОЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДЬЯВОЛ Слово Дьявол содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  27. дьяволНачальная форма Дьявол единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. дьяволот греч. diabolos синонимы сатана черт Иблис в мировых религиях злой дух или глава злых духов противостоящий Богу властелин ада. Начала современного естествознания. Тез...Начала современного естествознания
  29. дьяволДьявол м. Злое начало злой дух Чрт Сатана по религиозным представлениям...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. дьяволдьявол . м. разг. Коварный человек. Употр. как бранное слово которым обзывают такого человека. . межд. разг.сниж. Употр. при выражении недовольства досады раздражения....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. дьяволдьявол дьявол а...Орфографический словарь
  32. дьяволu мu мн.u дьяволы Р.u дьяволов аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис иску...Орфографический словарь русского языка
  33. дьяволдьявол дьяволы дьявола дьяволов дьяволу дьяволам дьявола дьяволов дьяволом дьяволами дьяволе дьяволах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. дьяволОрфографическая запись слова дьявол Ударение в слове дьявол Деление слова на слоги перенос слова дьявол Фонетическая транскрипция слова дьявол [тавал] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  35. дьяволдияво[]л бс чорт чортяка ддько сатана гаспид ув. гаспидяка нечистий нечиста сила о человеке бранно чортяка сатана гаспид. [А ти гаспиде проклятий]. Какого ла зачем якого...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. дьяволКакого дьявола для какого дьявола за каким дьяволом на кой дьявол вульг.em.hЯкого ддька гаспида чорта на якого ддька гаспида чорта.К дьяволу!hК чорту! к лихй годин! до га...Російсько-український словник сталих виразів
  37. дьяволпадший ангел крый до своего падения был одним из высших ангелов в небесной иерархии Синонимы сатана нечистый дух демон бес Вельзевул князь тьмы Люцифер Фосфор Велиар и пр...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  38. дьяволСм. БЕС.Источник Энциклопедия Русская цивилизация аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы ...Русская энциклопедия
  39. дьяволдьявол аСинонимы аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис искуситель князь т...Русский орфографический словарь
  40. дьяволduiwel eo diablojosie eo diablo...Русский-африкаанс словарь
  41. дьяволМ . dini eytan iblis . mlun какого дьявола за каким дьяволом v ya на кой дьявол n n ndn tr niy gr...Русско-азербайджанский словарь
  42. дьяволдьявол м.idevil как выражение досады и т. п.i damn! confound it! iкакого дьявола на кой дьявол разг.i why the devil why the hell...Русско-английский словарь
  43. дьяволдьявол м. devil какого дьявола why the devil why the dence...Русско-английский словарь II
  44. дьяволДьявол гордился да с неба свалился ДСинонимы аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой ...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  45. дьяволN...Русско-армянский словарь
  46. дьяволДябал чорт какого дьявола якога чорта...Русско-белорусский словарь
  47. дьяволмиф.i дябал муж.i бран.i чорт род.i чорта муж.i дябал муж.i нячысты муж.iкакого дьявола якога чорта...Русско-белорусский словарь II
  48. дьяволrdg народное слово fene a fene egye meg! rdg разг fene nyavalya krsg frszkarikaСинонимы аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон ди...Русско-венгерский словарь
  49. дьяволдья Синонимы аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис искуситель князь ть...Русско-ивритский словарь
  50. дьяволм рел. албасты сайтан жынпер куда прете дьяволы айда омыраулайсыдар ше пер дьявол уходи отсюда ту малн кет мнан она не женщина а дьявол ол йел емес албасты ой какого дьяв...Русско-казахский словарь
  51. дьяволалбасты шайтан...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  52. дьяволззл шайтан...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  53. дьяволблс...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  54. дьяволм. шайтан азезил....Русско-киргизский словарь
  55. дьяволm mguСинонимы аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис искуситель князь тьм...Русско-китайский словарь
  56. дьяволIblis...Русско-крымскотатарский словарь
  57. дьяволиблис...Русско-крымскотатарский словарь II
  58. дьяволaunais nelabais stans velns...Русско-латышский словарь
  59. дьяволpiktasis jo velnias nelabasis ojo...Русско-литовский словарь
  60. дьяволБуг чтгр эрлэг туслах овжин зальжин эр...Русско-монгольский словарь
  61. дьяволм. Teufel m....Русско-немецкий словарь
  62. дьяволTeufel...Русско-немецкий словарь по искусству
  63. дьяволDuivel...Русско-нидерландский словарь
  64. дьяволдьяволм ....Русско-новогреческий словарь
  65. дьяволdegeren degern degerten djevel hinmannen satan аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы зло...Русско-норвежский словарь
  66. дьяволdiabe...Русско-польский словарь
  67. дьяволмdiabo mu satans m аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис искуситель князь...Русско-португальский словарь
  68. дьяволДьяволib[i]lisi ma kikaramba vi msengenya[ji] wa shetani ma...Русско-суахили словарь
  69. дьяволдьявол иблис шайтон...Русско-таджикский словарь
  70. дьяволм иблис шайтан какого дьявола! ни шайтаныма! ни пычагыма! за каким дьяволом! или на кой д.! ни шайтаныма дип! что за д.! бу ни шайтан тагы!...Русско-татарский словарь
  71. дьяволeytaniblis м бран. eytan iblis аггел анчутка бес велиар вельзевул враг враг рода человеческого дедер демон диавол дух дух сомнения и насмешки дух тьмы злой дух иблис ис...Русско-турецкий словарь
  72. дьяволshayton...Русско-узбекский словарь Михайлина
  73. дьяволmempahus paholainen piru perkele...Русско-финский словарь
  74. дьяволpekelnk satan zloduch zl ert bel...Русско-чешский словарь
  75. дьяволсущ.муж.син. сатана шуйттан мур явл хитр как дьявол мур пек чее...Русско-чувашский словарь
  76. дьяволjvul.strong djvul Gud och djvulenБог и дьявол...Русско-шведский словарь
  77. дьяволDjvul...Русско-шведский словарь II
  78. дьявол.strong kurat.strong saatan...Русско-эстонский словарь
  79. дьяволгреч. сатана черт в некрых религиях христианство ислам и др. злой дух или глава злых духов противостоящий богу властелин ада.Источник Словарь сексуальных терминов аггел а...Сексологическая энциклопедия
  80. дьяволот греч. diabolos перевод евр. термина Сатана главный символ трансцендентного высшего зла. Именуется также лукавым нечестивым и т. п. у мусульман шайтаном и Иблисом. Пе...Символы, знаки, эмблемы
  81. дьяволгреч.em diabolos клеветник обманщик. В античные времена не существовало единого образа Д. В Ветхом завете сатана у мусульман шайтан изображался в образе змеи. Он являлс...Словарь античности
  82. дьяволДЬЯВОЛ см. диавол. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. дьявол дьявола м. [греч. diabolos букв. клеветник]. . В религиозных представле...Словарь иностранных слов русского языка
  83. дьяволСатана Люцифер черт....Словарь исторических терминов
  84. дьяволдьявол см. бес...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  85. дьяволдиа дия а м.i.Злой дух бес источник зла по христианским представлениям.шил же скоро и диавол с плевелами своими. Пркп. СР II . Диаволов к себfont из ада призывает И им по...Словарь русского языка XVIII в
  86. дьяволдьяволСм. бес....Словарь синонимов II
  87. дьяволдьявол См. бес. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. дьявол лукавый падший ангел дух отец лжи дух тьмы иблис...Словарь синонимов II
  88. дьяволдьявол лукавый падший ангел дух отец лжи дух тьмы иблис князь тьмы злой дух враг рода человеческого черный черная сила суккуб чертяка вельзевул нечистый шайтан сатана анч...Словарь синонимов
  89. дьяволдьявол бездушный Бальмонт бледный Бальмонт страннобледнолицый Бальмонтdd Эпитеты литературной русской речи. М Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А...Словарь эпитетов III
  90. дьяволд. и Д. см. тж АНТИХРИСТ ВИЕЛЬЗЕВУЛ ДЕМОН ДИАВОЛ ЛУКАВЫЙ САТАНА Клинок мой дьяволом отточен АБ О даже Дьяволу меня не надо Куда же я пойду. Ахм И так давно постыли люди У...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  91. дьяволДЬЯВОЛ д. и Д. см. тж АНТИХРИСТ ВИЕЛЬЗЕВУЛ ДЕМОН ДИАВОЛ ЛУКАВЫЙ САТАНА Клинок мой дьяволом отточен АБ I. О даже Дьяволу меня не надо Куда же я пойду. Ахм . И так давно по...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  92. дьяволДЬЯВОЛ от греч . diabolos сатана черт Иблис в некоторых религиях христианстве исламе и др. злой дух или глава злых духов противостоящий богу властелин ада....Современный энциклопедический словарь
  93. дьяволДьявол приснившийся молодой девушке в виде красивого молодого человека зовущего ее в свой дом означает что ей надо опасаться новых знакомых которые могут причинить ей неп...Сонник для влюбленных
  94. дьяволВидеть во сне дьявола наяву вести рискованную игру с силами зла. Разговаривать с ним значит совершить необдуманные поступки которые могут привести к ужасающим последств...Сонник от А до Я
  95. дьяволопасная игра....Сонник Соломона
  96. дьяволсатана аналог описанного демона но более высокого ранга принимает часто образ пожилого могущественного мужчины старца в строгих тмных одеяниях средневековых или современн...Сонник Странника
  97. дьяволсмерть в семье одно из значений....Сонник Цветкова
  98. дьяволвидеть во сне дьявола с рогами когтями хвостом с вилами предвестие мук и отчаяния. Если во сне Вы боретесь с дьяволом значит. Вас ждет опасность. Если же во сне Вы бесст...Старинный французский сонник
  99. дьяволдьявол сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет кого дьяволаstrong кому дьяволуstrong вижу кого дьяволаstrong кем дьяволомstrong о ком о дьяволеstrong мн. кто дьяво...Толковый словарь Дмитриева
  100. дьяволДЬЯВОЛ дьявольский и пр. см. диавол....Толковый словарь живого великорусского языка
  101. дьяволДЬЯВОЛ а м. В религиозной мифологии злой дух противостоящий Богусатана употр. как бранное слово а также в некрых выражениях. Умен хитеркак д. ктон. очень умен хитер разг....Толковый словарь Ожегова
  102. дьяволДЬЯВОЛ дьявола м. греч. diabolos букв. клеветник. . В религиозных представлениях злой дух чорт сатана. . Бранное слово простореч. Куда прете дьяволы! . в знач. междом. У...Толковый словарь русского языка II
  103. дьяволдьявол дьявол а м. В религиозной мифологии злой дух противостоящий Богу сатана употр. как бранное слово а также в некрых выражениях. Умн хитр как д. ктон. очень умн хитр ...Толковый словарь русского языка II
  104. дьяволДЬЯВОЛ а м. В религиозной мифологии злой дух противостоящий Богу сатана употр. как бранное слово а также в некоторых выражениях. Умн хитр как дьявол ктонибудь очень умн х...Толковый словарь русского языка
  105. дьяволУдарение в слове дьяволУдарение падает на букву яБезударные гласные в слове дьявол...Ударение и правописание
  106. дьяволRzeczownik дьявол m diabe m czart m...Универсальный русско-польский словарь
  107. дьяволдьявол дьяволы дьявола дьяволов дьяволу дьяволам дьявола дьяволов дьяволом дьяволами дьяволе дьяволах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Сино...Формы слова
  108. дьяволОля Лов Дьявол Явь Дол Вяло Воля Волья Вол Вод Вдоль Доля Ляд Олдь...Электронный словарь анаграмм русского языка
  109. дьяволДЬЯВОЛгреч. diabolos клеветник в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла антагониста Бога и искусителя человека иначе называемого сатаной. В еврейской Библии...Энциклопедия Кольера II
  110. дьяволДЬЯВОЛот греч. клеветник сатана от др.евр. tn противодействующий противник мифологический персонаж олицетворение сил зла нечистая сила противостоящий доброму началу бо...Энциклопедия мифологии
  111. дьяволДьяволstrong. Заимств. из ст.сл. яз. где диаволъi lt греч. diabolosi клеветник а затем злой дух производного от diaballi клеветать оговаривать от balli бросаю разрушаю....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  112. дьяволдр.русск. ст.слав. диволъ болг. дявол сербохорв. аво род. авола цслав. заимств. из греч. см. Фасмер ИОРЯС Гр.сл. эт. Бернекер . Ср. также дед деготь....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  113. дьяволВосходит к латинскому diabolus или к греческому diabolos любопытно что в языческую эпоху это слово означало всего лишь клеветник а значение сатана враг рода человеческого...Этимологический словарь Крылова
  114. дьяволЗаимств. из ст.сл. яз. где диаволъem ampLT греч. diabolosem клеветник а затем злой дух производного от diaballem клеветать оговаривать от ballem бросаю разрушаю.Синонимы...Этимологический словарь русского языка
  115. дьяволдьявол дьяволдр.русск. ст.слав. диволъ болг. дявол сербохорв. аво род. авола цслав. заимств. из греч. см. Фасмер ИОРЯС Гр.сл. эт. Бернекер . Ср. также дед деготь....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)