Словарь средневековой культуры

ДЕРЕВНЯ

устойчивое групповое поселение земледельцев на определенной территории, а также форма их общежития.
До известной степени справедливо утверждение, согласно которому до рубежа второго тысячелетия сельские поселения на Западе нередко малы, подвижны, рыхлы по структуре, социально малозначительны, концептуально не осмыслены, тогда как Д.ня, какой мы ее знаем по источникам высокого и позднего средневековья, во многом предстает продуктом собственно средневековой цивилизации - сеньориальной и приходской интеграции, давления демографии, вызывающего к жизни новые формы хозяйственной кооперации, и т. д. Тем не менее - скорее, чем об «изобретении Д.ни» после 1000 г., -предпочтительно говорить о серии тенденций в ее истории, так или иначе существовавших и прежде и получивших лишь частичное воплощение впоследствии. Совершавшийся в ряде регионов Запада переход от, очевидно, несколько более дисперсного и подвижного расселения раннего средневековья к более концентрированному и стабильному в последующие столетия даже в зонах преобладания новых кучевых Д.ень не приводил к полному исчезновению хуторов и однодворных поселений. Развитие Д.ни от менее формальных норм общежития к более консолидированным, в направлении общины-корпорации с собственным юридическим лицом, особой сферы мира и права совместно живущих и хозяйствующих крестьян, не увенчалось ее полным превращением, подобногородам,в замкнутую сферу особогоправа.Отражение социальной и хозяйственной динамики средневековья, история единения крестьянства в рамках поселения и корпорации знала подчас и обратные тенденции, в частности в ситуации т. н. кризиса XIV в. Неразведенность в языке и понятийном инструментарии многих средневековых обществ таких концептов, как «однодворное поселение (хутор)» и «Д.ня», «Д.ня» и «город», характерна не только для столетий раннего средневековья, но сохраняется и в те времена, когда в существовании настоящих деревенских поселений сомневаться не приходится. Ничуть не более самобытны обозначения деревенской общины.К сказанному стоит добавить, что средневековая Д.ня развивается с большими региональными и внутрирегиональными различиями, отражающими разные концепции локального сосуществования и аграрной жизни.
Деревенские общества в раннее средневековье
При всей уязвимости старинной историографической теории, провозглашавшей деревенскую общину позднего средневековья реликтом доисторического аграрного коммунизма, трудно усомниться в том, что совместная жизнь на земле издревле сплачивала земледельцев, объединяла их в локальные сообщества. А между тем подобные свидетельства в leges barbarorum, записях права варварских королевств, - вроде знаменитого титула «Салического закона» «О переселенцах», где говорится о праве соседей воспрепятствовать переселению чужака в пределы их Д.ни и о попрании этого права королем, — редки и случайны. Правилом является - в приведенном примере имплицитное - игнорирование leges структур деревенского общежития, и то же самое следует заметить по поводу позднейших памятников германской героической поэзии и мифологии. Усадьба(Дом)и домохозяин с его непосредственными правами и обязанностями по отношению к королю и соплеменникам - вот наиболее зримая основа публично-правового и этно-культурного существования варварской Европы, и в этой связи почти ничего не слышно о Д.не.
О ней повествуют «Страсти св. Саввы»,мученика,павшего жертвой гонений на христиан у готов-тервингов, на Нижнем Дунае, в 372 г. Односельчане Саввы никак не участвуют в решении общеплеменных дел и лишь исполняют предписанное им свыше тервингской олигархией — в данном случае, инициировавшей преследования готов-христиан. Это нимало не мешает существованию собственно деревенского схода, где доминирует группа лиц, в чьем ведении одновременно находятся языческие жертвоприношения. Влияние и благочестие последних, впрочем, не таковы, чтобы сельчане не могли добиться от них защиты для местных христиан, которые, сказано в тексте, были всем как родные. Устами своих лидеров Д.ня постановила во время контрольной жертвенной трапезы накормить христиан мясом, в действительности не освященным по языческому обряду, и бывший в их числе Савва не был бы изгнан, если бы решительно не воспротивился подобному обману. Впрочем через некоторое время изгнанник возвращается в родные края, и, реагируя на возрастающие общественные симпатии к стойким христианам, деревенские заправилы всячески стремятся его скрывать. Они уже готовы принести ложную клятву втом, что в их селении нет христиан, когда Савва, как и подобает мученику, вновь не дает себя спасти, и Д.ня выдает упрямца - но не его единоверцев.
Религия готов-тервингов носит ярко выраженный племенной характер, и Савва изгоняется как нарушитель племенной традиции, воплощенной, помимо прочего, в племенных верованиях. Выступая в роли их хранительницы, тервингская олигархия печется о готской идентичности - пропагандируемой «этнической практике», лежащей в основании гетерогенной тервингской конфедерации. В этно-политическом отношении деревенское общество предстает более нейтральным и видимым образом не претендует на попечение о сохранении этнического предания. Зато Д.ня несравненно лучше внутренне интегрирована, и ей с трудом удается отторгать своих членов. При этом аполитичный деревенский демократизм зримо контрастируете вертикальным принципом этно-политической консолидации сверху, через голову Д.ни. По-видимому, деревенские структуры рубежа средневековья оказываются практически не востребованными в запечатленной leges barbarorum картине этно-по-литической организации варварской Европы, плохо освещены другими нашими источниками не потому, что отсутствуют, - в известном смысле, они ей противостоят и остаются за ее рамками как особая модель социального быта.
Из объединения в курии небольших сельских общин-пагов притибрских холмов некогда началась римская история, однако именно этот изначальный и основополагающий синкретизм по идее не оставлял места для последующего существования сепаратных деревенских миров. В Риме и затем в масштабе Средиземноморья торжествует античный принцип организации города и его сельской территории как единого целого достояния сограждан с их правами и обязанностями. Мир (orbis), обратившийся в город (in urbem), - этот позднеантичный поэтический образ как нельзя более точно резюмирует специфическую римскую традицию освоения и апроприации природной и социальной среды. Основным инструментом урбанизации римского мира предстает римская земельная кадастрация - перепланировка городов и отныне неразрывно связанных с ними их сельских территорий. Город располагается на пересечении двух дорог, выступающих в .роли осей земельного кадастра. Универсальная аграрная морфология городских территорий сметает структуры локального общежития. Захватывающее свидетельство тому -вскрываемое археологией следование ориентации городского кадастра даже в рамках деревенских агломераций - существующих, но словно бы лишенных собственного существования. Этимологию их латинского обозначения vicus Исидор Севильский выводит из vice civitatis. В самом деле, сельские агломерации в составе городских территорий не имеют точного определения, собственного юридического лица либо игнорируются в данном качестве — мало что знача для имперской администрации, оставаясь вне публично-правовых и фискально-административных реалий, рисуемых позднеантичными сборниками римского права. С этой точки зрения, родиной уроженца села считается город, где зафиксированы, гарантируются и реализуются его гражданские права и обязанности, и лишь знакомство с другими памятниками, эпиграфическими и нарративными, заставляет думать, что существование в римском мире периферийных крестьянских структур все же несколько менее эфемерно.
В столетия раннего средневековья, затянувшемся послесловии античной истории, мешающая всем Д.ня, в скорлупках локальных существований, не изменяет образу paese nascosto. Сказанное в полной мере относится к известным по актам Редонского аббатства деревенским обществам юго-восточной Бретани каролингского времени. Одни крестьянские жилища теснятся вблизи и вокруг церкви, деревенского центра, другие стоят на отшибе, непосредственно в ранах, не знающих чересполосицы когерентных хозяйственных комплексах, — существование которых сводит к минимуму предпосылки хозяйственного взаимодействия земледельцев. В том и другом случае те отождествляют себя и свою недвижимость с определенной Д.ней, лат. plebs, -людьми и территорией. Их хозяйственные и социальные интересы локализуются строго в границах такого мирка: в отличие от аристократий и клира, они крайне редко упоминаются в качестве собственников, свидетелей, поручителей, соприсяжников вне его. Наличие церкви и священника - решающее выражение деревенской идентичности, однако plebs фокусирует в себе скорее социальную, нежели религиозную жизнь локального сообщества.
Бретонские plèbes предстают самоуправляющимися деревенскими общинами, призванными регулировать внутридеревенские отношения. Все совершается в рамках plèbes и в присутствии plebenses: судебные тяжбы, продажи и залоги имущества. Любая сделка об отчуждении недвижимости в пределахде-ревенской территории, в том числе заключенная за десятки километров от Д.ни, подлежит формальному утверждению деревенского схода. Над всем витает дух общины, и влияние не слишком отличающихся от прочих селян местных нотаблей не умаляет демократизма деревенского общежития. Настоящая аристократия никак не входит в жизнь Д.ни. Она существует и действует в ином социально-историческом измерении, на «национальном» уровне, в окружении бретонских principes, и фактически не располагает в отношении Д.ни реальными инструментами принудительной власти и политического контроля. С особенной очевидностью такое положение вещей сказывается в судопроизводстве, которое осуществляется исключительно в локальных рамках plèbes и вне всякого участия и представительства аристократий. За конвенциональной фразеологией редонских актов скрывается крестьянский суд по местным обычаям, чуждый фиксированных процедур каролингского placitum. He нуждаясь ни в чьей санкции, ином праве, сколько-нибудь профессиональных знатоках законов, селяне самостоятельно принимают судебные решения и сами проводят их в жизнь - в мелкой ненависти, родственной и соседской солидарности, компромиссах, искать и находить которые заставляет стремление сохранять друзей и социальное равновесие в Д.не без лишних потрясений.
Сеньориальный строй и рождение средневековой деревни
«Золотой век», Аркадия — таковы расхожие определения, прилагаемые исследователями к истории мало кому чем-либо обязанных, мало от кого зависимых, мало в ком нуждающихся крестьянских сообществ раннего средневековья. Гораздо более структурированное сеньориальное господство развивается впоследствии. Пароксизм процесса, приведшего к подчинению деревни власти и эксплуатации со стороны мелкой военизированной аристократии, который приходится на период ок. 1000 г., получил в историографии название «сеньориальной революции». Сеньориальный строй торжествует на руинах прежних форм крестьянского общежития, но именно с его установлением связано рождение собственно средневековой Д.ни.
Более того, в регионах Средиземноморья, в частности в Лацио, переход от менее концентрированного расселения раннего средневековья к вполне деревенским укрепленным поселениям (castra) сеньориальной эпохи, т. н. процесс incastellamento, понимается историками как ключ к развитию сеньориальной власти и переустройству средневекового общества в целом. Еще более любопытно, что это суждение звучит из уст современников, местных хронистов XII в., не остающихся, таким образом, в сомнении относительно наличия прямой связи между сеньорией и Д.ней. К кон. IX в. те относят последние свидетельства идиллического счастья, царившего некогда в Лацио. Д.ень тогда не было вовсе или было немного. Господствующими формами расселения являлись хутора и обособленные усадьбы, где каждый крестьянин, предоставленный сам себе (quasi sub ficLi et vite vel in propriis praediis erat hominum illius temporis incolatus), жил в библейском мире (alta pace omnes gaudebant). Но наступила великая смута X в., превратившая крестьян в деревенских жителей. Полагая спастись от сарацин, те оказались заперты в новых укрепленных Д.нях, где роковым образом потеряли былую независимость и попали под гнет сеньоров.
Материалы Лацио, в самом деле, демонстрируют то, как на протяжении X в. сельские жители сгоняются сеньорами в компактные Д.ни, обеспечивающие установление эффективного сеньориального режима. Крестьяне (populuscastri) отныне зажаты четкими рамками ясно обозначенной, гомогенной, унифицированной, нивелирующей статусные различия сеньориальной зависимости, которая определяется деревенским (сеньориальным) обычаем (consuetudo castri). Основание Д.ни включает две совмещенные во времени операции - собирания людей (congregatio populi, amasamentum hominum) и земель (consolidate fundorum, coherentia pertinentiarum, constitutio in unum). Образование Д.ень идет рука об руку с оформлением новой организации пространства, per castra. На место мало упорядоченной мозаики сельского пейзажа приходят правильные системы полей и дорог когерентных деревенских территорий - впервые заставляющие вспомнить геометрический пафос античных агрименсоров, как возвращением в римское прошлое кажется сам деревенский урбанизм Средиземноморья, плотно состроенные и лишенные приусадебных участков дома Д.ень, теснотой имитирующих город. Можно только догадываться, какие различия пространственных восприятий скрываются за европейским разнообразием топографических моделей Д.ень и их сельскохозяйственных территорий после 1000 г. - всеобщим фактом вновь становится сам идеал коллективного овладения пространством.
Сеньориальный план явным образом предшествует оформлению деревенских поселений в Лацио или Гаскони. Не менее классические регионы «сеньориальной революции», Маконне или Каталония, вовсе не знают существенной концентрации населения на протяжении всего средневековья. В других, например, Нижнем Лангедоке, incastellamento, по сравнению с Лацио, обнаруживает ряд важных особенностей, первая и главная из которых заключается в отсутствии видимого давления со стороны собственно сеньоров. Процесс предстает спонтанным, несколько менее систематическим и радикальным, наконец, существенно растянут во времени. Как реакция на социальный кризис второй трети XI в., между 1080 и 1150 гг. в Нижнем Лангедоке происходит достаточно полная реорганизация структуры расселения на новой основе castra. Более явственна и десятилетиями сохраняется социальная гетерогенность их населения - с трудом преодолеваемая унифицирующим сеньориальным обычаем. Деревенская община, universitas castri, оформляется из связей соседства, под интегрирующим влиянием сеньории и приходской жизни между 1130 и 1180 гг. Позднее многие Д.ни Нижнего Лангедока приобретают развитые муниципальные учреждения, деревенские консулаты, наиболее интенсивное распространение которых приходится на период между 1250 и 1270 гг. Только на первый неискушенный взгляд местные деревенские консулаты можно счесть л ишь бледной копией городских. За пределами чисто символических заимствований, вроде выбора самого термина «консулат» или желания иметь свою печать, Д.ни вырабатывают собственные, в целом весьма самобытные учреждения. При этом демократическая подоплека самоуправления в Д.не несравненно более явственна, нежели в городе. Консулы и приданные им советники избираются деревенским сходом из среды деревенского населения для управления делами Д.ни и ее представления в течение года. Выборные лица, однако, не подменяют общины. Важнейшие решения принимаются или ратифицируются тем же деревенским сходом (parlamentum). В этой связи внимания заслуживает сама история возникновения деревенского консулата. Он развился не после universitas castri, a параллельно с ней. Мало-помалу в роли представителей формирующейся Д.ни начинают выступать лица, изначально связанные с сеньориальными судопроизводством и управлением, probi homines или иначе прюдомы: отстаивая собственные, вполне эгоистические интересы, те сначала противопоставили себя сеньорам в качестве деревенских жителей, а затем, не удержав равновесия, оказались подчинены воле Д.ни. Так позднесредневековая деревенская демократия вырастает непосредственно из олигархии, обеспечивающей функционирование сеньориальной власти, - предстает феноменом своего сеньориального века скорее, чем отблеском некоего примитивного народоправства общинников незапамятных времен.
По своей сути сельские консулаты Нижнего Лангедока основываются на молчаливом делегировании сеньорами локальным обществам ряда сеньориальных полномочий. В некоторых других регионах, на севере Франции или в рейнской Германии, статус сельских самоуправляющихся коммун бывал вербализи-рован в особых сеньориальных, т. н. освободительных, грамотах, подробно фиксировавших права и обязанности деревенских обществ в отношении сеньоров и собственных членов. При всей пестроте позднесредневеко-вых норм деревенского общежития, смысл подобных коммунальных актов XII-XV вв. -взаимовыгодный компромисс: сеньорам достаются их доходы и заинтересованный посредник в хлопотном деле осуществления сеньориальной власти; деревенским обществам, принимающим на себя попечение о важнейших моментах собственной жизни, правопорядке, обложении и даже обороне, —свобода,в ее средневековом понимании, человеческое достоинство и социальная ответственность. Крестьянские общины в основных регионах Западной и Центральной Европы появляются в источниках XII-XHI и последующих столетий в качестве одного из ключевых элементов европейского аграрного общества.
Существенная сфера деревенского коллективизма - приходская жизнь. В регионах, заселение которых основывается на системе деревенских агломераций, сети Д.ень и церковныхприходовпрактически совпадают. Если в целом по Европе основание церквей -дело аристократических семейств, то в Пиренеях IX - нач. X вв. можно видеть, как приходы возникают по инициативе и при непосредственном участии локальных сообществ, пока еще успешно контролирующих локальное пространство. Так или иначе, деревенские жители считают приходскую церковь своей собственностью, поскольку, в их глазах, она возведена и обустроена их трудами (либо трудами их более или менее реальных предков), претендуют на контроль за имуществом прихода и участие в выборах местного священника. За ним и епископом они готовы признать право владения церковью, и потому отлучение от нее им видится форменной экспроприацией. Церковь и площадь перед ней по воскресным и праздничным дням - место, время и рамки наиболее зрелищных форм деревенской жизни. Приходской священник нередко выступает в роли признанного лидера деревенского мирка и полномочного представителя мира внешнего. Под предводительством собственных пастырей группы фламандцев отправляются осваивать новые земли на востоке Германии. В XII в. такое лидерство засвидетельствовано повсеместно, однако с течением времени ситуация по регионам заметно меняется. В Д.нях французского юга, тех же castra Нижнего Лангедока, форсированное развитие муниципальных учреждений и гражданской солидарности протекает помимо или за счет цер-ковно-приходских. Так, из-под контроля местного клира уплывает в свое время интегрированная в приход организация помощибедными больным. Кюре, чья роль все более сводится к отправлению чисто религиозных функций, обычно даже не является членом деревенской общины и не участвует в ее сходах. В деревенской топографии церкви начинают занимать вполне маргинальное положение. Напротив, по обе стороны Ла-Манша приходские священники нимало не утратили лидирующих позиций в деревенском обществе и по-прежнему представляют паству в ее взаимоотношениях с сеньором. Местный священник с церковной кафедры объявляет о наступлении времени тех или иных сельскохозяйственных работ, в частности закрытии и открытии полей для деревенского стада.(Агрикультура).
В нач. XV в., в пору Столетней войны, жители лотарингской Д.ни Домреми «дрались с жителями Максе и иногда возвращались сильно побитые и в крови». Драки происходили «за англичан и французов» - почти все в Домреми были настроены против выступавших на стороне англичан бургундцев, зато «бургунд-цами» слыли жители соседнего селения. Деревенская девушка, по воспоминаниям односельчан, «такая, как все», Жанна д'Арк, отправляется из Домреми «во Францию» с намерением «спасти Французское королевство» и в награду за этот подвиг испрашивает у короля Карла VII освобождение от налогов для своих земляков, жителей прихода Домреми и Грё. Необыкновенное соучастие деревенского мирка в решении судеб королевства кажется следствием исключительной ситуации этой, во всех отношениях необычной для средневековья, войны. Чаще политический кругозор деревенщины не переваливает за линию горизонта. Биение пульса большой истории воплощает в Д.не диктат аристократий. Вместе с тем социальная картина, видимая из окна сеньориального замка, выглядит иначе на уровне земли. Сеньориальный строй, который в другой перспективе справедливо рисуется стержнем социальной истории средневековья, кажется порой лишь дальним и неясным фоном самодовлеющей собственной жизни деревенского сообщества. Сеньориальные повинности, королевская талья или инквизиционный застенок в деревенском обиходе приобретают самый неожиданный смысл и назначение, например, орудия или же ставки во внутридеревенской межклановой борьбе, скорее, чем оказываются предметом борьбы социально-экономических классов. Деревенские захолустья готовы культивировать свою социальную и культурную автаркию, и местечковый патриотизм, понятие чести общины подразумевают известную агрессивность в отношении соседей (и тогда Столетняя война — больше повод). Тот же смысл имеет идеал деревенской эндогамии. Почти мало правдоподобные свидетельства социокультурного сепаратизма «деревенских цивилизаций» (Э. Леруа Ладюри) доставляет пример Монтаю, в Фуа. Чего стоят игнорирование материальной цивилизацией этой Д.ни колеса или «язык Монтаю», точнее сказать, двух соседних Д.ень Монтаю и Прада, - по-видимому, некие весьма характерные особенности окситанского наречия, позволяющие отличить выходца изданной местности?! Или еще лучше поискать два схожих обыкновения устраивать печные трубы в Д.нях Оверни, Бурбонне и Фореза по Гербовнику Гильома Ревеля (сер. XV в.), древнейшему альбому «видов», до гравюр XVI в.
Литература:Bader К. S. Studien zur Rechtsgeschichte des mittelalterlichen Dorfes. Bd. 1-3. Weimar, 1957— 1973; Bourin-Derruau M. Villages médiévaux en Bas-Languedoc. Genèse d'une sociabilité. T. 1—2. P., 1987; Davies W. Small Worlds: The Village Community in Early Medieval Brittany. L., 1988; Démians d'Archimbaud G. Les fouilles de Rougiers (Var): Contribution à l'archéologie de l'habitat rural médiéval en pays méditerranéen. P.,1980; Fou rnier G. Châteaux, villages et villes d'Auvergne au XVe siècle d'après l'Armoriai de Guillaume Revel. P., 1973; Le Roy Ladurie E. Montailloù, village occitan de 1294 à 1324. P., 1975; Lorren C, Périn P. (dir.). L'Habitat rural du Haut Moyen Age (France, Pays-Bas, Danemark). Condé-sur-Noireau, 1995; Toubert P. Les structures du Latium médiéval: Le Latium et la Sabine du IXe siècle à la fin du XIIe siècle. T. 1-2. Roma, 1973; Wick h am С. J. The Mountains and the City. The Tuscan Appennines in the Early Middle Ages. Oxford, 1988; Idem. Rural Society in Carolingian Europe // New Cambridge Medieval History. V. 2 / ed. by R. McKitterick. Cambridge, 1995. P. 510-537.
И. В. Дубровский

Синонимы:
алапаевка, альдея, асбар, варвар, вахлак, весь, деревенщина, деревенька, деревнишка, деревнюшка, деревушка, жидобужи, жостово, жупа, кавголово, краал, краль, малодворка, малое бабье, мужик, мужлан, невежа, негри, обормот, охламон, пентюх, праслово, пупырловка, пхум, селение, тюха-матюха, фасенда, хам, хамло, шалава, юрт


Антонимы:
город


  1. деревняДЕРЕВНЯ вероятно от др.рус. деру драть расчищать землю от леса распахивать целину. В узком исторически сложившемся в рус. языке значении термина небольшое земледельч. п...Большая советская энциклопедия
  2. деревнявероятно от др.рус. деру драть расчищать землю от леса распахивать целину В узком исторически сложившемся в русском языке значении термина небольшое земледельческое пос...Большая Советская энциклопедия II
  3. деревняж. селение villaggio m paese m сельская местность campagna f сельское население le campagne popolazione rurale Олимпийская деревня villaggio olimpico Итальянорусский...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. деревнядеревня ж . селение Dorf n b . сельская местность Land n в деревне auf dem Lande в деревню aufs LandСинонимы алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина дереве...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. деревняж селениеem Dorf n умл.em сельская местностьem Land n в деревне auf dem Landeв деревню aufs Land алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька дерев...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. деревняж. aldea fem pueblo mem campo mжить в дереuвне vivir en el campo en la aldeaхать в дереuвню marchar a la aldea al campo груб.em деревенщинаem aldeanote m...Большой русско-испанский словарь
  7. деревнясущ. жен. рода. крестьянское селение. ед. сельское населениесело мен. сер. роду далекая деревня далеке село культурная жизнь деревни культурне життя села...Большой русско-украинский словарь
  8. деревняж. campagne f village m селениеem жить в деревне vivre la campagne Олимпийская деревня village olympique на деревню дедушке разг. au diable vauvert le diable sait o...Большой русско-французский словарь
  9. деревняПрясть на семь деревень на седьмое село.strong Костром.em Готовить приданое холсты и повязки для семьи жениха и его родных из разных деревень. Громов . Быть в большой де...Большой словарь русских поговорок
  10. деревняангл. village нем. Dorf. . Соц.территориальная общность характеризующаяся небольшой по сравнению с городом концентрацией населения на локализованном пространстве занятог...Большой толковый социологический словарь II
  11. деревняСон о пребывании в деревне обещает хорошее здоровье и обеспеченную жизнь. Посетили деревенский дом в котором провели детство или юность впереди неожиданные но приятные с...Большой универсальный сонник
  12. деревняж.campagne f village m селениежить в деревне vivre la campagneОлимпийская деревня village olympiqueна деревню дедушке разг. au diable vauvert le diable sait o алапаев...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. деревняв узком исторически сложившемся в русском языке значениинебольшое сельское поселение более мелкие носили название выселковпочинков хуторов заимок и т. д. см. также Село. ...Большой энциклопедический словарь II
  14. деревняДЕРЕВНЯ в узком исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение более мелкие носили название выселков починков хуторов заимок и т. д. см. та...Большой энциклопедический словарь III
  15. деревняДЕРЕВНЯ в узком исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение более мелкие носили название выселков починков хуторов заимок и т. д. см. т...Большой Энциклопедический словарь V
  16. деревняж.i заст.i тлькиi одн.i Зрзан дерева лс для будвництва колоди....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  17. деревнядеревня тип сельского поселения исторически сложившийся в дореволюционной России. Деревня отличалась от селаem меньшими размерами отсутствием церкви и помещичьего дома ещ...Географическая энциклопедия
  18. деревняДеревня тип сельского поселения исторически сложившийся в дореволюционной России. Деревня отличалась от села меньшими размерами отсутствием церкви и помещичьего дома ещ ...География. Современная иллюстрированная энциклопедия.
  19. деревняДЕРЕВНЯ один из историч. типов крест. сельских поселений распространнный в дореволюц. России. Д. отличалась от села меньшими размерами и отсутствием церкви помещичьего до...Демографический энциклопедический словарь
  20. деревнягрусть и уныние....Еврейский сонник
  21. деревняПриехать во сне в деревню означает возвращение к прежним ценностям. Возможно вам захочется восстановить прерванные по вашей вине отношения с бывшим партнером. Вполне веро...Интимный сонник
  22. деревнядеревня....Киргизско-русский словарь
  23. деревнядеревня деревняысь деревня из деревни в деревню см. тж. сикт грезд...Коми (зырянский)-русский словарь
  24. деревняДеревня rus vicus vicos exurere per pagos vicosque pagus он скончался в деревне ad villam supremum diem obiit деревенский rusticus rusticanus agrestis paganus деревенск...Латинский словарь
  25. деревняДеревня Деревенский люд лучше городского завидуйте его судьбе. В деревне разрешается вс заношенные платья старые шутки и т.п.Синонимы алапаевка альдея асбар варвар вахл...Лексикон прописных истин
  26. деревняи род. мн.em вень дат.em вням ж.em Крестьянское селение.Орловская деревня обыкновенно расположена среди распаханных полей близ оврага коекак превращенного в грязный пруд...Малый академический словарь
  27. деревняспокойная жизнь удовольствие счастье летом радость зимой печаль....Малый Велесов сонник
  28. деревнякорень ДЕРЕВН окончание Я Основа слова ДЕРЕВНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДЕРЕВН Я Слово Деревня содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  29. деревняНачальная форма Деревня женский род множественное число неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  30. деревнявид сельских поселений. В дореволюционной России деревня отличалась от села меньшими размерами и отсутствием церкви помещичьего дома. В СССР многие колхозные и совхозные ...Некоторые демографические термины и понятия
  31. деревнядеревня . ж. а Сельское обычно небольшое поселение. б разг. Жители такого поселения. а Сельская в отличие от города местность. б разг. Население такой местности кре...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. деревнядеревня деревня и мн. и вень вням но Новая Деревня поселок...Орфографический словарь
  33. деревняu жu мн.u деревни Р.u деревень алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи жостово жупа кавголово краал крал...Орфографический словарь русского языка
  34. деревнядеревня менник жночого роду лс для будвництва рдко...Орфографічний словник української мови
  35. деревняв узком исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение более мелкие носили название выселков починков хуторов заимок и т. д. см. также Село...Политическая наука - Словарь-справочник
  36. деревняДеревня в узком исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение более мелкие носили название выселков починков хуторов заимок и т. д. см. та...Политология. Словарь.
  37. деревнядеревня деревни деревни деревень деревне деревням деревню деревни деревней деревнею деревнями деревне деревнях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  38. деревняОрфографическая запись слова деревня Ударение в слове деревня Деление слова на слоги перенос слова деревня Фонетическая транскрипция слова деревня [дирэвна] Характеристи...Полный фонетический разбор слов
  39. деревнясело слобода прислок. [Наше село то таки село а Луквка тльки прислок наш луквц до нашо церкви ходять]. Несколько деревень составляющих одно имение или одну общину клю...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  40. деревнянебольшое сельское крестьянское поселение в котором нет церкви. Древнерусское деревьня от корня дар драти пахать лесную новину первоначально означало место очищаемое от ...Российская государственность в терминах
  41. деревняисторически сложившаяся внутренне дифференцированная соц.территориальная подсистема. Она характеризуется особым единством искусственной материальновещной среды доминирующ...Российская социологическая энциклопедия
  42. деревняс вв. осн. тип. рус. сельского поселения. Этимология не ясна возможно значение слова восходит к месту поселения в деревах т. е. в лесах. Термин вытеснил прежнее село с ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  43. деревняНебольшое крестьянское см.u крестьянинstrong селение.Слово деревняem появилось в ХIV веке и обозначало небольшое поселение обычно до дворов см.u дворstrong основанное на...Россия. Лингвострановедческий словарь
  44. деревнядеревня и мн. ч. и вень вням но Новая Деревня поселокem Синонимы алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи...Русский орфографический словарь
  45. деревняdorp eo vilao...Русский-африкаанс словарь
  46. деревняЖ мн. деревни knd....Русско-азербайджанский словарь
  47. деревняvillage алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи жостово жупа кавголово краал краль малодворка малое бабь...Русско-английский политехнический словарь
  48. деревнядеревня ж.i. селениеi village в противоположность городуi country countryside жить в деревне live in the country ехать в деревню go to the country город и деревня town...Русско-английский словарь
  49. деревнядеревня ж. . селение village житель деревни villager . сельская местность the country . сельское население country folkpeople rural population....Русско-английский словарь II
  50. деревняvillage...Русско-английский словарь политической терминологии
  51. деревняcountry rustic unit...Русско-английский строительный словарь
  52. деревняborough country village...Русско-английский экономический словарь
  53. деревняN...Русско-армянский словарь
  54. деревняВска...Русско-белорусский словарь
  55. деревнявска жен.i...Русско-белорусский словарь II
  56. деревняСеuло с...Русско-болгарский словарь
  57. деревнясело falu kzsg в деревню а a faluba б falura vidkre алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи жостово ж...Русско-венгерский словарь
  58. деревнядеревня ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  59. деревняСинонимы алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи жостово жупа кавголово краал краль малодворка малое баб...Русско-ивритский словарь
  60. деревняcampo...Русско-испанский экономический словарь
  61. деревняединица административного деления casero HN PE...Русско-испанский юридический словарь
  62. деревня. деревня. жители деревня жрт праздник нового урожая вся деревня праздновала жаа нм тойын бкл деревня болып мерекелед...Русско-казахский словарь
  63. деревнядеревня...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  64. деревняж. деревня кыштак....Русско-киргизский словарь
  65. деревняcnzi nngcn селоem cnzhung тк. ед. сельская местностьem xingcnэлектрификация деревни собир. населениеem cnmnкультурный рост деревни алапаевка альдея асбар варвар в...Русско-китайский словарь
  66. деревняKyжить в деревне kyde yaamaq...Русско-крымскотатарский словарь
  67. деревнякой жить в деревне койде яшамакъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  68. деревняsda ciems lauki laucinieki lauku iedzvotji lauki...Русско-латышский словарь
  69. деревняsoda sodius...Русско-литовский словарь
  70. деревнявеле...Русско-мокшанский словарь
  71. деревняГацаа тосгон...Русско-монгольский словарь
  72. деревняж. селение Dorf n сельская местность Land n Dorf n в деревне auf dem Lande auf dem Dorf....Русско-немецкий словарь
  73. деревняDorf...Русско-немецкий словарь по искусству
  74. деревняLand...Русско-немецкий экономический словарь
  75. деревняDorp...Русско-нидерландский словарь
  76. деревнядеревняж сельская местность....Русско-новогреческий словарь
  77. деревня...Русско-персидский словарь
  78. деревняwie...Русско-польский словарь
  79. деревняжaldeia fu povoado fu сельская местностьem campo mu roa fu bras алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи ...Русско-португальский словарь
  80. деревняДеревняkijiji vi kaya kiambo vi karia поэт.в противоположность городуem shamba ma...Русско-суахили словарь
  81. деревнядеревня мардуми деа деревня деа де ишло русто...Русско-таджикский словарь
  82. деревняж авыл на деревню дедушке авылга бабайга олимпийская д. олимпия авылы...Русско-татарский словарь
  83. деревняky krkrsal kesim селениеem ky сельская местностьem kr krsal alan kesim различия между городом и деревней kentle kr arasndaki ayrmlarусловия труда в деревне krsal al...Русско-турецкий словарь
  84. деревняky...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  85. деревняfem kyl maaseutu...Русско-финский словарь
  86. деревняddina selsk obec venek venkov ves vesnice...Русско-чешский словарь
  87. деревнясущ.жен.множ. деревни деревень деревням в деревнях ял родная деревня тван ял газификация деревень ялсене газ кртнй...Русско-чувашский словарь
  88. деревняby.strong by...Русско-шведский словарь
  89. деревняBy landsbygd land...Русско-шведский словарь II
  90. деревня.strong kla.strong maa...Русско-эстонский словарь
  91. деревнядеревня и мн.em деревни вень внямСинонимы алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи жостово жупа кавголово...Русское словесное ударение
  92. деревнягородСинонимы алапаевка альдея асбар варвар вахлак весь деревенщина деревенька деревнишка деревнюшка деревушка жидобужи жостово жупа кавголово краал краль малодворка мало...Словарь антонимов
  93. деревняДеревня село поселок поселение станица местечко урочище хутор весь. Ср. Место. См. место...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  94. дерёвняДЕРЕuВНЯstrong и ДЕРВНЯstrong и ж.Неотесанный грубый некультурный человек.Деревня ты а не доцент.Что ж ты деревня в носу ковыряешься иди лучше у коровы под хвостом поковы...Словарь русского арго
  95. деревняДЕРЕuВНЯstrong и ДЕРВНЯstrong и ж.Неотесанный грубый некультурный человек.Деревня ты а не доцент.Что ж ты деревня в носу ковыряешься иди лучше у коровы под хвостом поковы...Словарь русского арго
  96. деревняи ж.i.Сельский населенный пункт.хота в здfontшнем городfont а конница в предмfontстиях и около лежащих деревнях по квартирам разведена. Спб. в. . Я слышу свирfontль паст...Словарь русского языка XVIII в
  97. деревнядеревняСело поселок поселение станица местечко урочище хутор весь.Ср. место.См. место....Словарь синонимов II
  98. деревнядеревня Село поселок поселение станица местечко урочище хутор весь. Ср. место. См. место. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М...Словарь синонимов II
  99. деревнядеревня село поселок поселение станица местечко урочище хутор весь место деревушка деревнишка деревнюшка сельцо деревенька селение пентюх хамло деревенщина тюхаматюха охл...Словарь синонимов
  100. деревняE сущu см. _Приложение IIдеревнидеревнидеревеньдеревнямдеревнидеревнямио деревняхНо в городах по деревнЕще мазурка сохранилаПервоначальные красы.А. С. Пушкин Евгений Онег...Словарь ударений русского языка
  101. деревнядеревня мертвая Бунин печальная Лермонтов тихая Гофман Бунинdd Эпитеты литературной русской речи. М Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левен...Словарь эпитетов III
  102. деревняh деревняbig сущ.жен.неод.i ед.им. Деревня летом рай.ГоУ . да около Нижнего барынина деревня Березовка деревня большаяСтуд. . да около Нижнего барынина деревня Березовка...Словарь языка Грибоедова
  103. деревняДерево лс...Словник застарілих та маловживаних слів
  104. деревняЛСstrong збрн. зрубан дерева як будвельний матерал ЛСОМАТЕРАЛstrong збрн. ДЕРЕВОstrong збрн. ДЕРЕВИНАstrong збрн. ДЕРЕВНЯstrong заст. ДУБИНАstrong збрн. дубова деревина. ...Словник синонімів української мови
  105. дере́вняДЕРЕВНЯ ж. заст. тльки одн. Зрзан дерева лс для будвництва колоди. Недавно оце прислав [Хоцнський] мен деревн на повтку та на опал три хури хмизу Н.Лев. На вулиц поп...Словник української мови в 11 томах
  106. деревняВообще сон о пребывании в деревне обещает хорошее здоровье и обеспеченность. Видеть себя в красивой и плодородной местности с изобильными пшеничными полями чистыми реками...Современный сонник
  107. деревняДЕРЕВНЯ в узком исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение более мелкие носили название выселков починков хуторов заимок и т. д. см. та...Современный энциклопедический словарь
  108. деревняВидеть себя в красивой и плодородной местности с изобильными пшеничными полями чистыми реками красивыми домами предвещает наступление Вашего звездного часа. Благоприятные...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  109. деревняВидеть во сне деревню зимой к печали летом к веселью. Так оказаться в деревне на отдыхе и прогуливаться по окрестным полям лугам и лесам а затем возвращаться в аккуратн...Сонник от А до Я
  110. деревнярадостное событие умиротворение покой родовые связи корни. Для деревенских жителей повседневные заботы и дела. Видеть горящую со стороны счастливое событие....Сонник Странника
  111. деревняк счастью искать дом чей то в деревне переживания из за сплетен скандалов....Сонник Цветкова
  112. деревняпреобладающая форма поселений западноевроп. крестьянства. Средняя численность д. человек. Территория д. состояла из трех частей внутренней место поселения пахотной земл...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  113. деревнялетом радость удовольствие зимой тоска печаль....Старинный сонник
  114. деревнявидеть во сне деревню сулит Вам беззаботную жизнь. Гулять по деревне собирать в саду фрукты предвестье того что Вас ожидает достаток благополучие....Старинный французский сонник
  115. деревняДеревня. Деревенщинаstrong иноск.em необтесанный грубый въ обхождени неучъ. Ср.em Эка парень деревняem деревенщинаem иконы отъ лопаты не распознаетъ! Ср.em Вообще онъ был...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  116. деревнядеревня сущ.em ж.em употр. нечасто Морфология нет чего деревниstrong чему деревнеstrong вижу что деревнюstrong чем деревнейstrong о чм о деревнеstrong мн. что деревниstro...Толковый словарь Дмитриева
  117. деревняДЕРЕВНЯ ж. крестьянское селенье в котором нет церкви. Деревенька деревушка деревнишка умалит. Арх. вологодск. поле полоса земля пустошь пашня. Зап. груда срубленных дер...Толковый словарь живого великорусского языка
  118. деревняДЕРЕВНЯ и мн. и вень вням ж. . Крестьянское селение. Наоколице деревни. . ед. То же что село во знач. . ед. Сельскоенаселение. Материальные запросы деревни. На деревню ...Толковый словарь Ожегова
  119. деревняДЕРЕВНЯ деревни мн. деревни деревень деревням ж. . Небольшое крестьянское селение. В деревне двадцать дворов. . собир. Жители население деревни. Вишь порато сенокосная вс...Толковый словарь русского языка II
  120. деревнядеревня деревня и мн. ч. и вень вням ж. Крестьянское селение. На околице деревни. ед. ч. То же что село во знач. ед. ч. Сельское население. Материальные запросы деревни....Толковый словарь русского языка II
  121. деревняДЕРЕВНЯ и мн. и вень вням ж. . Крестьянское селение. На околице деревни. . ед. То же что село во значение. . ед. Сельское население. Материальные запросы деревни. На дер...Толковый словарь русского языка
  122. деревняж. заст. тлькиem одн. Зрзан дерева лс для будвництва колоди....Толковый словарь украинского языка
  123. деревняУдарение в слове деревняУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове деревня...Ударение и правописание
  124. деревняRzeczownik деревня f wie f...Универсальный русско-польский словарь
  125. деревняВидеть во сне деревню к неожиданной радости....Универсальный семейный сонник
  126. деревняДеревня Деревня в узком смысле малая сплоченная сельская общность. Деревня в широком смысле социальнотерриториальная общность характеризующаяся небольшой по сравнению...Финансовый словарь
  127. деревнядеревня деревни деревни деревень деревне деревням деревню деревни деревней деревнею деревнями деревне деревнях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня...Формы слова
  128. деревняобычно небольшое поселение хутор станица аул кишлак фермерское поселение и т. п. жители которого в подавляющем большинстве заняты сельскохозяйственным производством и спо...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  129. деревняНевр Невер Нер Нерв Нея Дея Дерен Дер Вряд Вред Вне Верея Веред Верден Верд Венед Венд Веер Ярд Ден Денвер Деревня Дерн Дрен Ряд Рев Нед Евр...Электронный словарь анаграмм русского языка
  130. деревняДеревня древнерусск. деревьня от корня дар драти пахать лесную новину первоначально означало место очищаемое от леса и зарослей для нивы а потом происшедшее таким образ...Энциклопедический словарь
  131. деревняДЕРЕВНЯ в узком исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение более мелкие носили название выселков починков хуторов заимок и т. д. см. т...Энциклопедический словарь естествознания
  132. деревнядревнерусск. деревьня от корня дар драти пахать лесную новину первоначально означало место очищаемое от леса и зарослей для нивы а потом происшедшее таким образом пахот...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  133. деревняангл. village нем. Dorf. . Соц.территориальная общность характеризующаяся небольшой по сравнению с городом концентрацией населения на локализованном пространстве занятого...Энциклопедия социологии
  134. деревнядеревняДревнерусское дървъня пашня.Деревня русское по происхождению слово. Первоначально словом деревня называли участок земли очищенный от леса для земледелия и только...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  135. деревняДеревняstrong. Искон. Суф. производное от той же основы что и лит. drivi пашня нива латышск. druvai тж. Первоначальное значение место очищенное от леса для земледелия з...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  136. деревнядиал. также в знач. пашня арханг. Подв. др.русск. пашетъ деревню Домостр. Заб. съ деревни и со всякого угодья дани. Домостр. К. .Первонач. дьрвьня дьрвьна см. Обнорский ...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  137. деревняНетрудно догадаться что корень этого существительного тот же что и в слове дерево которое в свою очередь как утверждают этимологи восходит к глаголу драть деру что и дало...Этимологический словарь Крылова
  138. деревняИскон. Суф. производное от той же основы что и лит. drivem пашня нива латышск. druvaem тж. Первоначальное значение место очищенное от леса для земледелия затем двор с ...Этимологический словарь русского языка
  139. деревнядеревня деревнядиал. также в знач. пашня арханг. Подв. др.русск. пашетъ деревню Домостр. Заб. съ деревни и со всякого угодья дани. Домостр. К. .Первонач. дьрвьня дьрвьна...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  140. деревняДревнерусское дървъня пашня.Деревня русское по происхождению слово. Первоначально словом деревня называли участок земли очищенный от леса для земледелия и только поздне...Этимологический словарь русского языка Семенова