Словарь средневековой культуры

ВЕДЬМА

Как и во многих других традиционных обществах, вера в существование В. в средневековой Европе была неотъемлемым компонентом народной культуры. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим: вызватьсмертьилиболезнь,нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Подобные поверья были распространены в Европе как в языческие, так и в христианские времена. Древние германцы и скандинавы видели в некоторых женщинах прорицательниц и провидиц, обладающих сверхъестественной силой. Их остерегались и вместе с тем нередко прибегали к их помощи. Однако содействие колдуньи считалось предосудительным. Герой однойсагиполучает совет обратиться к колдунье для того, чтобы преуспеть в своем деле; отвергая этот совет, он заявляет: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена». Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, искальды,и простолюдины.
Христианское духовенство учило, что единственный источник сверхъестественных явлений - Бог, и лишь на его милость и вмешательство могут рассчитывать верующие.Чудобыло оправдано лишь в той мере, в какой его творилисвятые,ибо они действовали, повинуясь воле божьей. Веру же в В. и эффективность их колдовства церковь раннего средневековья истолковывала как дьявольское внушение (Canon episcopi, X в., в XII в. включенный в «Декрет Грациана»). Тем не менее поверья, связанные с В.ами (striga, Holda, Diana), упорно сохранялись в народе.Люди верили в то, что В.ы способны принимать облик животных и других существ, летать по ночам и собираться в определенных местах на свои колдовские сборища.
К. Гинзбург полагает, что в основе рассказов о В.ах, их ночных полетах и шабашах лежала древняя мифология, в которой культ мертвых объединялся с культом плодородия; ученый находит указания на пережитки этих поверий по всей Европе и связывает их с палеоазиатскими истоками, в частности с шаманизмом. Эти мифы владели сознанием части сельского населения. Напротив, М.Меррей (вслед за Дж. Фрезером), доверяя призна ниям, исторгнутым судьями у обвиненных в колдовстве женщин, отстаивала тезис о реальности тайных союзов, в которые якобы объединялись В.ы, поклонявшиеся «рогатому богу»; эта точка зрения отвергнута современной наукой. Не пользуется ныне поддержкой и идея Ж.Мишле о том, что В.а была живым воплощением протеста средневековых женщин против тирании мужчин.
Знахарство, связанное с магическим использованием сил и явлений природы, было существенной и неотъемлемой стороной жизни аграрного общества. Между доброй знахаркой, способной лечить травами и другими снадобьями, заклинаниями и заговорами, и злой колдуньей, которая могла накликать несчастье и «навести порчу», не было четкой разграничительной линии, и первая легко могла быть превращена в сознании окружающих во вторую. Наряду с верой в существование В., способных причинять вред, имела хождение вера в добрых колдуний и колдунов, которые время от времени вступают в борьбу со злокозненными В.ами, защищая урожай, здоровье и имущество людей. Таковы, например, фриульские benandanti (букв, «благо идущие»), попавшие в кон. XVI - нач. XVII вв. в поле зрения инквизиции.
На протяжении всего средневековья церковь стремилась противодействовать языческим «суевериям», которые выражались в магических действиях и формулах и, с ее точки зрения, противопоставляли волю отдельного человека божественному провидению. Тем не менее в раннее средневековье духовенство, осуждая подобную практику, отрицало существование В. и выступало против техкрестьян,которые время от времени устраивали над ними расправы.
Обрисованная выше картина в основных своих чертах едва ли содержит нечто свойственное одному лишь средневековому Западу. Сходные феномены изучены этнологами и на неевропейском материале. Однако в определенный исторический период положение коренным образом изменилось, и Европа стала ареной, на которой развернулась не имеющая себе параллелей охота на В.
В XIII в. отношение теологов к вере в В. переживает решительный перелом. Теперь духовенство признает реальность В., приписывая им способность творить злые дела и колдовство (maleficia). Эти деяния производятся В.ами, согласно учению церкви, не их собственными силами, но в результате их союза сдьяволом.Они заключают с ним договор, обязуясь выполнять все его приказания и вступая с ним в половую связь. Дьявол присутствует на шабашах - тайных сборищах В., где творятся всяческие бесчинства. Возглавляемые дьяволом В.ы образуют, в глазах духовенства, своего рода «антицерковь», обряды которой представляют собой церковныеритуалы,вывернутые наизнанку. Участницы этой «антицеркви» якобы предаются беспутству и совершают человеческие жертвоприношения, изготовляя из плоти убитых ими младенцев магические снадобья, необходимые для колдовства. Народная вера в существование В., получившая отныне поддержку церкви, соединилась с демонологическим учением богословов, и в результате этого симбиоза возникла та мрачная идеология, которая в конце средневековья послужила обоснованием широких и длительных преследований т. н. В.
Весьма симптоматично, что демономания и охота на В. распространились не в «темное» раннее средневековье, а в конце средневековой эпохи. Они достигают наибольшего размаха в XVI-XVII вв., т.е. во времена Возрождения и Реформации. Именно в этот период в теологическом учении,проповедии в общественном сознании возрастает роль дьявола; это время отмечено резким усилением всяческих коллективных фобий, в частности страха перед концом света, приходом Антихриста иСтрашным судом.В качестве «козлов отпущения», на которых христиане перекладывали бремя собственной греховности и вины перед Богом, выступали еретики, иудеи и В.ы. Обвинения женщин (а иногда и мужчин) в колдовстве и в сношениях с дьяволом во многом повторяли те обвинения, которые в предшествующий период предъявлялись приверженцам еретических сект. Но если число сектантов иевреевбыло ограничено, то обвинения в колдовстве могли быть предъявлены кому угодно. Отправляя на костер В., коллективы христиан как бы освобождались на время от психологической напряженности. Сожжения В. происходили на городской площади, при большом стечении народа, после чего для судей и других участников расправы устраивался торжественныйпир(за счет имущества, конфискованного у жертвы или, если его недоставало, за счет общины): христиане одержали новую победу над дьяволом!
Гонения против В., начавшись в альпийских районах, затем охватили значительную часть Европы. Источником преследования В. нередко были обвинения соседей, якобы пострадавших от злокозненных действий женщин, подозреваемых в колдовстве. Однако судей интересовали не столько эти деяния, сколько то, не находилась ли обвиняемая в союзе с дьяволом, и именно эти вопросы оказывались в центре внимания трибунала. Для получения соответствующего признания применялись самые жестокиепытки.Нередко предполагаемых В. подвергали испытанию водой: в нее бросали связанную по рукам и ногам женщину, и если вода, чистая стихия, выталкивала жертву, то это служило доказательством ее вины. Другое испытание заключалось во взвешивании обвиняемой: поскольку верили в полеты В., то предполагалось, что они весят меньше обычного. Применялось также «испытание слезами»: подозреваемой зачитывали отрывок изБиблии,и если она при этом не проливала слез, то ее связь с дьяволом считалась доказанной.
Обоснование необходимости применения жесточайших пыток судьи видели в том, что в В.у якобы вселилась нечистая сила, которая препятствует обвиняемой признаться в своих maleficia; воздействуя пыткой на ее тело, судьи, как они были уверены, боролись за спасение ее души. Новым уголовным законодательством, введенным в ряде стран Европы в XVI в., колдовство было отнесено к категории «исключительных преступлений» (crimen exceptum), что окончательно развязало руки судьям. В большинстве случаев пытки приводили в конце концов к «признанию» женщины в связи с дьяволом, после чего выносился приговор, обрекавший несчастную на сожжение на костре. Признание обвиняемой в том, что она В.а, было обязательным условием для вынесения приговора. В деревнях и городах появлялись самозванные «специалисты», утверждавшие, будто могут безошибочно распознать В.у по внешнему виду. Считалось, что на теле В.ы дьявол оставил свою «печать» в виде родимого пятна или точки, невосприимчивой к боли. На теле подозреваемой В.ы выбривали все волосы и кололи его иглами с целью обнаружить подобные точки. С особым упорством судьи допытывались у обвиняемой, кто, кроме нее, посещал шабаши, после чего оговоренные ею лица в свою очередь подвергались аресту и пыткам, и таким образом возникала «цепная реакция», преследования ширились, охватывая вся большее число жертв.
Ужесточению гонений на В. способствовали сочинения некоторых инквизиторов и богословов XV в. (в частности трактат доминиканского теолога Иоганнеса Нидера, 1437 г.), но в особенности папская булла Summis desiderantes (1484 г.) и трактат «Молот ведьм» (Malleus maleficarum) доминиканцев Инстито-риса (Кремера) и Шпренгера (1486/87 гг.). «Молот ведьм» основывался на учебниках по расследованию и искоренению ересей и стал главной «энциклопедией» колдовства, на которую ориентировались в своих демонологических представлениях инквизиторы, клирики и судьи. В «Молоте ведьм», проникнутом предельным антифеминизмом, говорится о том, как демоны и В.ы совращают людей и побуждают их к заключению договора с дьяволом, как В.ы справляют свои шабаши и вредят людям. С этого времени на протяжении двух столетий не иссякал огромный поток демонологической литературы, в которой богословы и юристы всячески обосновывали необходимость охоты на В. Среди авторов ученых трактатов, направленных против В., были и такие известные мыслители и писатели, как, например, Жан Воден (1580 г.), один из создателей теории государственного права, развивавший идеи тираноборчества и веротерпимости. Появлявшиеся время от времени сочинения, в которых высказывались сомнения и выдвигались возражения против разгула гонений на В. (таков трактат немецкого иезуита Фридриха Шпее, 1631 г.), не могли остановить или уменьшить размах преследований.
Отношения между нечистой силой и ее слугами моделировались по образцу ленных связей. От сер. XVII в. сохранились два документа, оформлявшие договор между неким французом и дьяволом; эти документы рассматривались в парижском суде. В первом из них, составленном, как в нем записано, в преисподней, этот человек присягал на верность князю тьмы, отрекаясь от Господа и обязуясь быть верным вассалом дьявола. Подписанный там же другой документ подтверждал принятие дьяволом нового подданного и обещал ему всяческие земные блага на срок в 20 лет, после чего грешник поступит в полное его распоряжение.
Кто были жертвы охоты на В.? Преимущественно женщины, но во многих случаях и мужчины. Предубеждение против женщин, издавна свойственное духовным лицам имонашеству,которые подчас видели в них орудие в руках дьявола, открывало ворота для прямой враждебности. Образ одинокой старухи, которая находится вне коллектива, и, в силу этого, внушает ему суеверные подозрения (вспомним Бабу Ягу народной сказки), -скорее стилизация, нежели отражение действительного положения дел, ибо обвинения в колдовстве предъявлялись и социально полноценным соседям. Среди т. н. В. были и старые, и молодые, и преуспевающие, и бедные. Бургомистру одного немецкого города, обвиненному в колдовстве (нач. XVII в.), удалось тайком из тюрьмы переслать своей дочери письмо, в котором он пишет, что, не выдержав пыток, был вынужден признать предъявленные ему обвинения в maleficia и в служении дьяволу, но умоляет своих ближних не верить этим «откровениям». Обвинения в колдовстве нередко использовались для расправы с политическими противниками и личными врагами.
С точки зрения изучения психологического климата, в котором развертывалась охота на В., особый интерес представляют случаи, когда отдельные женщины и девушки добровольно, еще до предъявления им каких-либо обвинений, заявляли, будто находятся в связи с нечистой силой и служат ей. Видимо, под влиянием широко распространившихся представлений о ведовстве некоторые психически неустойчивые и склонные к фантазиям или попросту ненормальные лица искренне воображали себя В.ами: таков был, очевидно, один из извращенных способов самоутверждения особ, в остальном ничем не замечательных. Проверка испанским инквизитором судебного расследования дела о девочках, признавших себя В.ами (процесс в Загаррамурди, Страна басков, нач. XVII в.), обнаружила их невинность, и они были оправданы. В ряде случаев жертвами процессов над В.ами стали женщины, малолетние дети или внуки которых, наслушавшись легенд о шабаше, рассказывали, будто участвовали в нем и получили подарки от нечистой силы. Дети также нередко делались жертвами преследований.
Гонения на В. не шли непрерывно, они то вспыхивали, разрастаясь до угрожающих размеров, то угасали. Установить корреляцию между протеканием этих процессов с другими явлениями духовной и социальной жизни в высшей степени трудно. Интенсивность преследований В. была различна как в разные периоды, так и в отдельных странах. В Англии пытка не применялась, и, соответственно, осужденных В. было меньше. Относительно немногочисленны были ведовские процессы в Италии, гдепапствопроявляло в этом отношении осторожность. Напротив, наблюдался разгул преследований В. в Германии, Франции и Нидерландах. С одинаковым усердием В. преследовали как в католических, так и в протестантских странах.
Высказывалось предположение, что гонения на В. и на еретиков как бы сменяли друг друга: внимание преследователей и общества время от времени переключалось с одних на других; поиск же внутренних врагов христианства оставался неизменным.
Причины перерастания преследований В. в общеевропейский процесс огромной важности как в политическом и религиозном, так и в социально-психологическом отношениях остаются спорными для исторической науки. Часть исследователей склоняется к социологическим объяснениям: они связывают охоту на В. с расслоением деревни в XVI-XVII вв., жители которой, ранее оказывавшие материальную помощьбедным,теперь отказывают им в ней, тем самым способствуя их выталкиванию из коллектива и провоцируя их на враждебные действия; среди этих маргинальных элементов, согласно точке зрения К.Томаса, А.Макфарлена и Р.Мюшамбле, прежде всего и появляются так называемые В.ы. Но подобная интерпретация кажется односторонней, ибо, как мы видели, обвинения в maleficia выдвигались против лиц самого разного социального статуса и имущественного состояния. Обосновывая свою фольклорную теорию, К. Гинзбург подчеркивает, что религиозные и психологические феномены не могут быть поняты посредством их редуцирования к феноменам социально-экономического плана. Тем не менее едва ли можно не принимать во внимание ту в высшей степени сложную социально-экономическую и политическую ситуацию, которая сложилась в Европе XVI-XVII вв. и порождала психологическую нестабильность, способствовавшую распространению всяческих страхов.
Взаимодействие исконной народной веры в существование В. с ученой демонологией представляло собой встречу двух религиозно-культурных традиций - фольклорной и ученой. Но эта встреча была во многом роковой для средневековой народной культуры. Используя суеверия простолюдинов, церковь перетолковала их таким образом, что оказалась способной нанести народной культуре, частью которой являлись магия и миф, мощный удар. В ходе охоты на В. народные культурные традиции,праздникии обычаи, по отношению к которым церковь проявляла известную терпимость в предшествовавший период, были демонизированы, оттеснены и частично подавлены.
Невозможно установить хотя бы приблизительное число жертв охоты на В. Местные архивы еще недостаточно изучены, к тому же многие протоколы допросов и приговоры были преданы огню вместе с их жертвами. В ряде местностей преследования В. достигали такого размаха, что почти вовсе не оставалось женщин, свободных от обвинений. По временам гонения на В. приобретали характер массовых психозов.
Гонения на В. начинают ослабевать на рубеже XVII и XVIII вв. Причины прекращения преследований также не вполне выяснены. Едва ли удовлетворительно прежнее объяснение, согласно которому «свет Просвещения» развеял «мрак средневековья». По-видимому, постепенно изменилось общественное мнение. Стали сдвигаться границы междуестественным и сверхъестественным, возможным и невозможным. Наступило психологическое истощение общества, столь долго терроризируемого борьбой против дьявола и его прислужниц — В. Одним из отдаленных рецидивов демономании явился процесс над группой женщин в Салеме (Массачусетс, Новая Англия), происшедший в 1693 г.
Многочисленные секты и союзы В. и колдунов, ныне крикливо заявляющие о себе, не имеют никакого отношения к В.ам средневековья.
Литература:Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 132-146; Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 308-375: «Ведьма в деревне и перед судом»; Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям. Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале Нового времени//Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 306—330; Fehr H. Zur Erklärung von Folter und Hexenprozess // Zeitschrift für schweizerische Geschichte. Bd. 24, 1944; Ginzburg C. Hexensabbat. Entzifferung einer nächtlichen Geschichte. В., 1990; Кieсkhefer R. European Witch Trials: Their foundations in popular and learned cultures, 1300-1500. Berkeley, Los Angeles, 1976; Kunze M . Strasse ins Feuer. Von Leben und Sterben in der Zeit des Hexenwahns. München, 1982; Macfarlane A. Witchcraft in Tudor and Stuart England: A regional and comparative study. N.Y., 1970; Mandrou R. Magistrats et sorciers en France au XVIIe siècle: Une analyse de psychologie historique. P., 1968; MideJfort H . С. E. Witch Hunting in South Western Germany, 1562-1684. Stanford, 1972; Teufelsglaube und Hexenprozesse / Hrsg. G. Schwaiger. München 1987; Thomas K. Religion and the Decline of Magic. Studies in popular beliefs in XVIth and XVlIth century England. L., N.Y., 1971.
А. Я. Гуревич

Синонимы:
баба-яга, бесиха, бесовка, ведема, ведунья, волшебница, ворожея, врачевательница, гадуница, злюка, карга, колдунья, ламия, мегера, нежить, труболетка, фурия, чаровница, чародейка, чертиха, чертовка, шутовка, яга


  1. ведьмапо суеверным представлениям восходящим к язычеству женщинаколдунья края благодаря тайным связям с нечистой силой якобы способна причинять несчастья людям вредить животным...Атеистический словарь
  2. ведьмапо суеверным представлениям восходящим к язычеству женщинаколдунья края благодаря тайным связям с нечистой силой якобы способна причинять несчастья людям вредить животным...Атеистический словарь II
  3. ведьмаколдунья по народным поверьям поддержанным средневековыми христианскими богословами женщина служительница дьявола якобы обладающая сверхъестественной способностью вредит...Большая Советская энциклопедия II
  4. ведьмаж. фольк. strega fattucchiera колдунья fata cattiva бран. прост. megera strega это же ведьма а не женщина mica una donna una strega охота за ведьмами на ведьм cac...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. ведьмажHexe f бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чаровница чародейка че...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. ведьмаведьма ж Hexe f cСинонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чаро...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. ведьмаж. bruja fem hechicera f бран.em bruja fem fiera fem arpa fта за веuдьмами на ведьм caza de brujas...Большой русско-испанский словарь
  8. ведьмасущ. жен. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  9. ведьмаж. sorcire f перен. разг. mgre f chipie f охота на ведьм за ведьмами травля инакомыслящихem chasse f aux sorcires...Большой русско-французский словарь
  10. ведьмаОхотиться на ведьм.strong Публ. Неодобр.em Преследовать когол. за прогрессивные убеждения по идеологическим политическим причинам. Мокиенко . Ведьма киевская.strong Пск....Большой словарь русских поговорок
  11. ведьмаВидеть во сне ведьм означает что вам лучше не стремиться к необыкновенным приключениям они могут привести вас к разочарованию и обиде. Если вы увидели что ведьмы наступаю...Большой универсальный сонник
  12. ведьмаж. sorcire f перен. разг. mgre f chipie fохота на ведьм за ведьмами травля инакомыслящихem chasse f aux sorcires бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница вороже...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. ведьмапо народным поверьям женщинаколдунья. Представления о ведьмахкак о женщинах вступивших в союз с нечистой силой вызвали ихпреследования т. н. охоту на ведьм....Большой энциклопедический словарь II
  14. ведьмаВЕДЬМА по народным поверьям женщинаколдунья. Представления о ведьмах как о женщинах вступивших в союз с нечистой силой вызвали их преследования т. н. охоту на ведьм....Большой энциклопедический словарь III
  15. ведьмаВЕДЬМА по народным поверьям женщинаколдунья. Представления о ведьмах как о женщинах вступивших в союз с нечистой силой вызвали их преследования т. н. охоту на ведьм....Большой Энциклопедический словарь V
  16. ведьмаугроза или небольшая хворь....Еврейский сонник
  17. ведьмаЕсли вам приснилась ведьма опасайтесь необдуманных поступков случайных знакомств и тесных связей они могут стать для вас причиной множества серьезных проблем. Выждите ка...Интимный сонник
  18. ведьмаВедьмаvenefica maga saga lamia striga...Латинский словарь
  19. ведьмамин. чб.жанр драма. реж. Александр Абрамов сц. Александр Абрамов по одноименному рассказу Антона Чехова опер. Евгений Кирпичев худ. Семен Малкин комп. Борис Клюзнер зв. И...Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  20. ведьмаы ж.em В народных поверьях женщина знающаяся с нечистой силой колдунья. .strong бран.em О злой сварливой женщине.Старуха не отвечала ни слова. Германн встал. Старая ведь...Малый академический словарь
  21. ведьмакорень ВЕДЬМ окончание А Основа слова ВЕДЬМВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ВЕДЬМ А Слово Ведьма содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  22. ведьмаНачальная форма Ведьма единственное число женский род именительный падеж одушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. ведьмаведьма ж. Женщина по народным поверьям связанная с нечистой силой и способная вредить людям насылать болезни портить скот урожай и т.п. колдунья. перен. разг.сниж. Злая...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. ведьмаведьма ведьма ы...Орфографический словарь
  25. ведьмаu жu мн.u ведьмы Р.u ведьм бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чар...Орфографический словарь русского языка
  26. ведьмаст.слав. ведать так на Руси звали мудрых женщин много знающих способных предвидеть пророчить излечивать хвори. Христианская церковь преследовала ведьм как колдуний и се...Основы духовной культуры
  27. ведьмаведьма ведьмы ведьмы ведьм ведьме ведьмам ведьму ведьм ведьмой ведьмою ведьмами ведьме ведьмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. ведьмаОрфографическая запись слова ведьма Ударение в слове ведьма Деление слова на слоги перенос слова ведьма Фонетическая транскрипция слова ведьма [вэтм] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  29. ведьмаОт англосаксонского слова wicce германского wissen Знать и wikken пророчить. Ведьм вначале называли мудрыми женщинами до того дня когда Церковь решила следовать закону Мо...Религиозные термины
  30. ведьмавдьма ув. вдюха вдюга....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  31. ведьмапо древнерусской преимущественно языческой мифологии один из видов нечистой силы сочетающий в себе свойства реальной женщины и черта. По народным представлениям обычная ...Русская энциклопедия
  32. ведьмаведьма ыСинонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чаровница чар...Русский орфографический словарь
  33. ведьмаЖ mif. . kpgirn qar cadugr qar cinn . kaftar sy....Русско-азербайджанский словарь
  34. ведьмаведьма ж. фольк.iwitch перен.i vixen hag harridan старая ведьма old hag...Русско-английский словарь
  35. ведьмаведьма ж. . фольк. witсh . бран. witсh harridan vixen старая ведьма old hag....Русско-английский словарь II
  36. ведьмаперсонаж компьютерных игр witch...Русско-английский словарь по электронике
  37. ведьмаwitch бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чаровница чародейка черт...Русско-английский технический словарь
  38. ведьмаN...Русско-армянский словарь
  39. ведьмаВедзьма...Русско-белорусский словарь
  40. ведьмамиф. бран.i ведзьма жен.i...Русско-белорусский словарь II
  41. ведьмазлая старуха карга banya boszorkny Синонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить тру...Русско-венгерский словарь
  42. ведьмаСинонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чаровница чародейка ч...Русско-ивритский словарь
  43. ведьма. мыстан жезтырна жалмауыз кемпр. перен. бран. злая женщина рыса йел мыстан...Русско-казахский словарь
  44. ведьмамыстан мыстан кемпр...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  45. ведьмасыйыршы йел мыстан...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  46. ведьмаж. . в народных поверьях жез кемпир жез тумшук желмогуз . перен. злая женщина урушчаак катын орой катын аксайгансаксайган жаман катын....Русско-киргизский словарь
  47. ведьмафольк. wp бран. pf yof hnfСинонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболет...Русско-китайский словарь
  48. ведьмаCad...Русско-крымскотатарский словарь
  49. ведьмаджады...Русско-крымскотатарский словарь II
  50. ведьмаragana spgana ragana...Русско-латышский словарь
  51. ведьмаragana atrija laum...Русско-литовский словарь
  52. ведьмаШулам...Русско-монгольский словарь
  53. ведьмаж. Hebe f....Русско-немецкий словарь
  54. ведьмаHeks...Русско-нидерландский словарь
  55. ведьмаведьмаж . . злая женщина ....Русско-новогреческий словарь
  56. ведьмаheks бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чаровница чародейка черти...Русско-норвежский словарь
  57. ведьма...Русско-персидский словарь
  58. ведьмаwiedma...Русско-польский словарь
  59. ведьмажbruxa fu feiticeira fu колдуньяem бранu bruxa f бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежит...Русско-португальский словарь
  60. ведьмаведьма одугарзан албаст...Русско-таджикский словарь
  61. ведьмаж .сихерче хатын карчык кыз хорафат .тирг. ен карчыгы корткасы...Русско-татарский словарь
  62. ведьмаcad фольк. cad бран. cadalozСинонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболет...Русско-турецкий словарь
  63. ведьмаalvasti...Русско-узбекский словарь Михайлина
  64. ведьмаbabizna draice jeibaba kleknice kouzelnice ltice ochechule sa semetrika vdma xantipa arodjka arodjnice...Русско-чешский словарь
  65. ведьмасущ.жен.множ. ведьмы ведьм тухатмш карчк юмахсенче...Русско-чувашский словарь
  66. ведьмаharpa.strong harpa den gamla harpanстарая ведьмаheksa.strong hxa...Русско-шведский словарь
  67. ведьмаHxa...Русско-шведский словарь II
  68. ведьма.strong niamoor.strong nid...Русско-эстонский словарь
  69. ведьмаведьма ы р. мн.em ведьмСинонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фури...Русское словесное ударение
  70. ведьмаВЕДЬМА англ. witch нем. Hexe фрц. sorciere первоначально знахарка колдунья см. колдун в средние века так наз. женщин продавших душу или заключивших иной доровор с дьяво...Словарь астрологических терминов
  71. ведьмаВолшебница злючка...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  72. ведьмаведьма см. злой...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  73. ведьмави дма ы ж.iМиф.iПомилуй пощади меня ваша милость могучая вfontдьма говорил я ей в страхfont и трепетfont. Поденщ. . Видим мы весь ад развfontрстой Домовова чорта вfontдь...Словарь русского языка XVIII в
  74. ведьманастоящая ведьмаСинонимы бабаяга бесиха бесовка ведема ведунья волшебница ворожея врачевательница гадуница злюка карга колдунья ламия мегера нежить труболетка фурия чаров...Словарь русской идиоматики
  75. ведьмаведьмаСм. злой....Словарь синонимов II
  76. ведьмаведьма См. злой. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. ведьма бабаяга колдунья чародейка злая волшебница меге...Словарь синонимов II
  77. ведьмаведьма бабаяга колдунья чародейка злая волшебница мегера фурия злой ворожея ламия злюка чертиха труболетка чертовка ведема карга врачевательница гадуница ведунья бесовка ...Словарь синонимов
  78. ведьмаведьма злая Сологуб косматая Ремизовdd Эпитеты литературной русской речи. М Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон.А. Л. Зеленецкий ба...Словарь эпитетов III
  79. ведьмаВедьма во сне предупреждает вас о том что ваша жажда приключений и бурного веселья в кругу знакомых может внезапно привести вас к унижениям разочарованию и обиде. Если во...Современный сонник
  80. ведьмаВЕДЬМА по народным поверьям женщинаколдунья. Представления о ведьмах как о женщинах вступивших в союз с нечистой силой вызвали их преследования т. н. охоту на ведьм....Современный энциклопедический словарь
  81. ведьмаЕсли вы видите во сне ведьму это означает что вы будете искать увеселений развлечений и знакомства с новыми людьми. Однако впоследствии вы разочаруетесь так как развлечен...Сонник для влюбленных
  82. ведьмаВидеть во сне ведьм означает что Вы вместе с другими будете стремиться к приключениям шумному веселью но все это может внезапно привести к Вашему унижению разочарованию ...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  83. ведьмаСон в котором вам являются ведьмы означает что вы можете попасть в компанию веселящуюся на природе однако последствия этого веселья закончатся для вас только головной бол...Сонник от А до Я
  84. ведьмаопасность печаль и болезнь....Сонник Соломона
  85. ведьмаковарная женщина уродливая скандал трогает спящего злой оговор....Сонник Цветкова
  86. ведьмаопасность печаль болезнь....Старинный сонник
  87. ведьмаВЕДЬМА ы ас. . В сказках народных поверьях злая волшебница. .перен. Злая сварливая женщина прост. Охота за ведьмами на ведьм преследование травля инакомыслящих....Толковый словарь Ожегова
  88. ведьмаВЕДЬМА ведьмы ж. В народной мифологии колдунья чародейка женщина знающаяся с нечистой силой. Ведь у нас в Киеве все бабы крые сидят на базаре все ведьмы. Гоголь. Бранно...Толковый словарь русского языка II
  89. ведьмаведьма ведьма ы ж. В сказках народных поверьях злая волшебница. перен. Злая сварливая женщина прост. Охота за ми на ведьм преследование травля инакомыслящих....Толковый словарь русского языка II
  90. ведьмаВЕДЬМА ы ас. . В сказках народных поверьях злая волшебница. . перен. Злая сварливая женщина прост. Охота за ведьмами на ведьм преследование травля инакомыслящих....Толковый словарь русского языка
  91. ведьмаУдарение в слове ведьмаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове ведьма...Ударение и правописание
  92. ведьмаВидеть ведьму во сне неожиданная неприятность....Украинский сонник
  93. ведьмаRzeczownik ведьма f wiedma f...Универсальный русско-польский словарь
  94. ведьмаУвиденная во сне ведьма предвещает шумное веселье которое впоследствии обернется для вас слезами....Универсальный семейный сонник
  95. ведьмаведьма ведьмы ведьмы ведьм ведьме ведьмам ведьму ведьм ведьмой ведьмою ведьмами ведьме ведьмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы ба...Формы слова
  96. ведьмаЕдва Еда Мед Ева Дева Ведьма Веда Вад Медь Мвд...Электронный словарь анаграмм русского языка
  97. ведьмаВедьма см.Колдовство....Энциклопедический словарь
  98. ведьмаВЕДЬМА по народным поверьям женщинаколдунья. Представления о ведьмах как о женщинах вступивших в союз с нечистой силой вызвали их преследования т. н. охоту на ведьм....Энциклопедический словарь естествознания
  99. ведьмасм.Колдовство....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  100. ведьмаВедьма колдунья по народным поверьям поддержанным средневековыми христианскими богословами женщина служительница дьявола обладающая сверхъестественными способностями вр...Энциклопедия культурологии
  101. ведьмаведьмаДревнерусское ведъма знающая.Слово является исконным и употребляется в русском языке с незапамятных времен.Оно является суффиксальным производным от основы общесла...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  102. ведьмаВедьмаstrong. Общеслав. Образовано с помощью суф. маi от ведьi с ять знание производного от ведетиi с ять знать. Первоначально знающая ведающая ср. знахарьi потом колду...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  103. ведьмаукр. вiдьма ведьма ночная бабочка блр. ведзьма чеш. vedma польск. wiedzma ведьма колдунья. Как и кашуб. wieszcz упырь вампир связано с праслав. vede я знаю см. ведать вед...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  104. ведьмаЭта представительница нечистой силы оказывается имеет прямое отношение к знанию потому что происходит это слово от одного корня с глаголом ведать знать а в древнерусском...Этимологический словарь Крылова
  105. ведьмаОбщеслав. Образовано с помощью суф. маem от ведьem с ять знание производного от ведатьem с ять знать. Первоначально знающая ведающая ср. знахарьem потом колдунья. Бранн...Этимологический словарь русского языка
  106. ведьмаведьма ведьмаукр. вiдьма ведьма ночная бабочка блр. ведзьма чеш. vedma польск. wiedzma ведьма колдунья. Как и кашуб. wieszcz упырь вампир связано с праслав. vede я знаю с...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  107. ведьмаДревнерусское ведъма знающая.Слово является исконным и употребляется в русском языке с незапамятных времен.Оно является суффиксальным производным от основы общеславянско...Этимологический словарь русского языка Семенова