Словарь средневековой культуры

ВАГАНТЫ

(лат. clerici vagantes, «бродячие клирики») или голиарды (позднелат. goliardi, от имени Голиафа, «чертово племя», с дополнительной народной этимологией от лат. gula, «глотка») -так принято называть стихотворцев-клириков, сочинителей латинских стихов, преимущественно любовных и сатирических, расцвет деятельности которых относится к XII— XIII вв. Их сочинения, по большей части анонимные, рассеянные по многочисленным рукописным сборникам, стали известны в первой половине XIX в. (самая обширная Бе-недиктбейренская рукопись, Carmina Burana, открыта в 1803 г., опубликована в 1847 г.). Романтики видели в них как бы народную латинскую поэзию, реабилитацию плоти, предвестие Возрождения (Я.Гримм, Я.Буркхардт), ученые кон. XIX в. - творчество ученой клерикальной аристократии, опустившееся в бродячие низы (В.Мейер). В немецкой науке предпочитается термин «В.ы», во французской - «голиарды».
Источниками поэзии В.ов, как и всей средневековой латинской поэзии, были античность иБыблия, для обличительных стихов - пророки и Ювенал, для любовных — Песнь Песней и Овидий. Скрещение этих традиций происходило на разных социальных уровнях. На верхнем это дало панегирическую поэзию луарской школы (Бальдерик Бургейльский и др.), задавшую тон новоязычной куртуазии; на нижнем - разрозненные эксперименты монастырской поэзии IX-X вв., дальнее предвестие В.ов («Стих об аббате Адаме», песня-побудка X в., «Пир Киприана», «Теренций и мим»). Здесь к античной и библейской традиции прибавляется трудноуловимое влияние народной поэзии (женские песни), а ирландские монахи-эмигранты вносят такой важный жанр, как попрошайню (Седулий Скотт). В XI в. эта «предвагантская» поэзия начинает собираться и циклизоваться. К сер. XI в. относятся «Кембриджские песни», сборник, составленный в Лотарингии, где наряду с религиозными, панегирическими и дидактическими стихами есть и стихотворные новеллы на народные сюжеты («Снежный ребенок», «Лжец», «Поп и волк» и др.). Но общеевропейским достоянием эта и подобная поэзия делается лишь в XII в., когда носителями ее становятся В.ы.
Clerici, monachi vagantes (или gyrovagi) назывались священники безприходаи монахи, скитавшиеся отмонастыряк монастырю.Первоначально это были самые малокультурные низы духовного сословия, их бродяжьи нравы сильно беспокоили власть и бичевались постановлениями всех соборов. Но в XII в. их культурное положение меняется. Оживление общественной жизни порождает спрос на грамотных людей, церковная молодежь начинает странствовать в поисках знаний от одной епископскойшколык другой, а потом отуниверситетак университету, эти новые В.ы представляют собой уже не культурные низы, а культурные верхи общества. Поначалу они без труда находят доходные места в приходах, школах, канцеляриях; но к кон. XII в. наступает кризис перепроизводства этих людей умственного труда, и школяры начинают чувствовать себя изгоями, выпавшими из общественной системы: они вынуждены скитаться с места на место и жить подаяниями духовных и светских сеньоров, платя за это латинскими славословиями гостеприимцам и обличениями тех, кто не допускает их к заслуженному общественному положению. Для церковных властей эти новые В.ы, умствующие и легко находящие между собой общий язык, доставляли немало забот; в XIII в. учащаются соборные осуждения «клириков, занимающихся постыдным шутовством». В ответ на это В.ы создают миф об «ордене Голиафовом», основателем которого был некий гуляка и обжора Голиаф, которому охотно приписывались анонимные вагантские стихи («Чин голиардс-кий», «Исповедь», «Проповедь», поэмы «Метаморфоза Голиафова» и «Откровение Го-лиафово» и пр.). Складывается этот миф, по-видимому, в англо-нормандских землях, где о реальных В.ах знали лишь понаслышке.
Анонимность массы вагантских стихов не случайна. В отличие от поэзиитрубадуров,где стихи закреплены за именами и вокруг имен создаются легенды, это - поэзия плебейская: духовного аристократизма в ней много, но социального аристократизма и индивидуализма в ней нет. В.ы как духовные лица помнят, что все смертные равны перед Богом, и как бедняки больше чувствуют общность своего положения и образования, чем разницу личных вкусов и заслуг. Выделение творчества отдельных авторов из этой массы началось лишь в XX в. Три самые яркие фигуры — это Гугон, Примас Орлеанский (ок. 1093-1160), Архипиита Кельнский (ок. 1130/40 - после 1165) и Вальтер Шатильон-ский (ок. 1135-1205). Примас, скитавшийся по Франции и рано ставший почти легендарной фигурой, - самый «земной» из них, бравирующий грубыми попрошайнями и попреками, конкретнейшими описаниями своих бедствий, даже его любовница - не условная красавица, а реалистически описанная блудница. Архипиита («поэт поэтов»), наоборот, играет легкостью, иронией и блеском; он из рыцарского звания, пошел в клирики только ради любви к наукам, состоит почти «придворным поэтом» при Фридрихе Барбароссе и его канцлере Регинальде Кельнском, сопровождает их в Италию и к немцам относится свысока; ему принадлежит самое знаменитое стихотворение всей вагантской поэзии, «Исповедь», со строками «В кабаке возьми меня, смерть, а не на ложе!...» и т.д. Вальтер, родом из Лилля, член кружка Фомы Бекета и Иоанна Солсберийского при дворе Генриха II, потом автор ученой «Александреиды» об Александре Македонском, бродягой никогда не был, попрошаен не писал, зато был мастером инвектив против жадных прелатов и общего падения нравов («О Сионе не смолчу я...», «Обличать намерен я...»), атакже новомодного жанра - пасторали. Примаса легче всего представить читающим стихи в таверне, Архипииту - при дворе, Вальтера - на проповеднической кафедре. Из других авторов выделяются Филипп Гревский, канцлер собора Парижской Богоматери, автор антипапских «Правда правд...» и «Буллы разящей...» (первая половина XIII в.), Гвидон Базошский, Петр Блуаский и др. Легко видеть, что сочинители вагантских песен далеко не всегда были бродячими бедняками; но их произведения варьировались, имитировались, тиражировались школярской массой по всем обычаям средневековой традиционалисти-ческой поэтики.
Язык вагантской поэзии — латинский, у более ученых авторов он ближе к античному классическому, у менее ученых — к расхожему церковному. Иногда (в Carmina Burana XIII в.) латинские песни сопровождаются немецкими песнями-подтекстовками на тот же мотив; иногда латинские строфы сопровождаются рефренами на народном языке; иногда, по образцу изысканных религиозных гимнов, в песне чередуются строки на народном языке (несущие сюжет) и на латыни (дорисовывающие детали). У Вальтера Шатиль-онского и его подражателей латынь и народный язык порой сочетаются в одной фразе («A la feste sui venuz et ostendam, quare Singulorum singulos mores explicare...»). Стих песенных текстов — исключительное богатство сложных строф, в которых народные традиции скрещиваются с церковными традициями гимнов и антифонных секвенций (как ранних, ноткеровского образца, так и поздних, типа Stabat-Mater-Strophe). Стих речитативных текстов — метрический гексаметр (преимущественно рифмованный, «леонинский»), ритмический 8-сложник и особенно ритмический 7+6-сложник, оба с хореическим звучанием; последний размер («Meum est propositum in taberna mori...») в 4-стишных строфах на одну рифму (т.н. Vagantenstrophe) входит в моду в сер. XII в. и из вагантской поэзии переходит в массовую религиозную лирику. Стиль, как и в предвагантской поэзии, густо насыщен, с одной стороны, образными и фразеологическими реминисценциями из Библии, с другой - из античных школьных поэтов; какие из них предпочитаются и с каким искусством обыгрываются, -всецело зависит от образованности и таланта пишущего. Такая стилистика естественно толкала к разработке жанра пародии; пародические перелицовки благочестивых текстов в вагантской поэзии очень обильны и увенчиваются знаменитой «Всепьянейшей литургией», службой Бахусу по точному образцу службы Господу.
В тематике вагантской поэзии самое замечательное — почти полная отрешенность от реального быта вагантской жизни. Школа в ней отсутствует полностью (незаконченный «Стих о скудости клириков» в петербургской рукописи — уникальное исключение), попрошайни в чистом виде - немногочисленны, застольные стихи о вине и прелестях разгульной жизни составляют в Carmina Burana последнюю и самую малую часть. Вино и любовь в одной песне, как правило, не сочетаются, это разные тематические традиции; вместо этого сочетаются вино и игра, «бог Бахус и бог Шахус». Есть песни политического содержания (призыв ккрестовому походу,стих о татарском нашествии) — В.ы были естественными разносчиками этой агитационной лирики. Сюжетные сказки и новеллы в стихах, в отличие от предвагантских «Кембриджских песен», перерабатывают не столько народные, сколько.книжные мотивы - о Трое, о Дидоне, об Аполлонии Тирс-ком, обычно в лирически-отрывистом стиле, рассчитанном на образованного слушателя. Можно не сомневаться, что и в религиозной лирике XII—XIII вв. В.ам принадлежит немалая часть, но выделить ее из массы гимнических и дидактических стихов того времени почти невозможно. Зато жанр, к сложению которого они бесспорно причастны, - это религиозная драма(Драма литургическая, Драма городская религиозная):для ее постановки были желательны лица с опытом стихотворства и лицедейства, которому В.ы могли поучиться от своих попутчиков и конкурентов, новоязычных жонглеров. Несколько таких драм (о Рождестве, о Страстях, о Воскресении Господнем и др.) включены в заключительную часть Carmina Burana.
Любовная тема у В.ов - результат скрещения Овидия (особенно Am. 1, 5) с народной поэзией: от последней здесь весенний зачин и сельский фон. Обычный (полный) сюжет — появление красавицы, подробное описание ее, мольбы героя, потом борьба или мирное овладение. Социальные приметы героя отсутствуют полностью, героиня иногда представлена пастушкой (черта складывающегося пасторального жанра) и почти всегда молоденькой девушкой (своеобразное сочетание благочестивого внимания к девственности и изощренного эротизма). Это - отличие вагантской поэзии оттрубадурской, где героиня - замужняя дама, а тема - долгое служе-ниеей. В.-клирикживотнеевлюбви,чемтру-бадур-мирянин: в клерикальной поэзии тема «служения» оттекла из любовной поэзии в религиозную, а тема «обладания» чувственным осадком осела в лирике В.ов. Исключения («О comes amoris dolor...») редки.
Сатирическая тема у В.ов опирается гораздо больше на ветхозаветных пророков, чем на римских сатириков. Главный предмет обличения - нравы духовенства, особенно высшего, где непотизм и симония преграждают карьеру ученому, но бедному клирику-В.у. Римская курия (но не сам папа) свирепее всего обличается в «О Сионе не смолчу я...» Вальтера Шатильонского, средняя иерархия — в «Откровении Голиафовом»; низшее, приходское духовенство почти не затрагивается - наоборот, в ответ борьбепапстваза целибат В.ы поддерживают низший клир («Rumor novus Angliae partes pergiravit...» с его вариантами). Другой предмет обличения —монашество,в котором В.ы видят своих соперников и борются за предпочтение истинной учености лицемерному аскетизму («Метаморфоза Голиафова» и др.). За пределы духовного сословия сатира В.ов выходит редко. Здесь главный их соперник в общественном внимании-рыцарство:доказывается, что клирик достойнее любви, чем рыцарь («Ремирмонский собор», «Прение Флоры и Филлиды») - тема, тоже восходящая к Овидию (и через него к Плавту). Бюргерства В.ы не замечают вообще (хотя в школьном быту,- конечно, сталкиваются с ним чаще всего и с идеологией зарождающейся городской литературы имеют точки соприкосновения),крестьянупоминают лишь мимоходом с омерзением и ненавистью.
Таким образом, В. - это клирик, слагающий свои стихи для клириков же, для просвещенных ценителей, гордящийся своей принадлежностью к ученому сословию и презирающий неученые сословия; он может жить, как нищий, и побираться, как скоморох, но не позволяет себя с ними смешивать; он может жестоко бичевать свое духовное сословие, но принадлежит ему плотью и кровью. Отсюда бесперспективность их оппозиции современному обществу - ими движет лишь обида «интеллигента», которого общество выучило, но не вознаградило. Поэтому расцвет вагант-ства был недолог: к кон. XIII в. оно сходит на нет. Тот «избыток грамотных людей», с которого все началось, постепенно рассосался; в соперничестве с монашеством В.ы терпят поражение после учреждения нищенствующих орденов; поэзия их оттесняется новоязычной поэзиейтрубадуров, труверов к миннезингеров.Взаимодействие поэзии В.ов и поэзии их новоязычных соперников совершалось сложно, влияние было взаимным, даже хронологически первые В.ы были сверстниками первых трубадуров. Поначалу латинские поэты с их ученым арсеналом чувствовали себя в этом кругу лирических экспериментаторов старшими мастерами; когда их опыт стал всеобщим, то латинская поэзия передает светскую тематику новоязычной, а за собой оставляет религиозную. На этом кончается поэзия В.ов; через сто лет, во время социальных и идейных бурь кон. XIV в. о них уже не помнили. В эпоху Реформации Матвей Влачич (Флакций Ил-лирик) печатает ряд безымянных вагантских сатир в своей антологии «...о растленном состоянии церкви» (1557 г.), и затем о них забывают уже окончательно вплоть до эпохи романтизма.
Литература:Добиаш-Рождественская O.A. Коллизии во французском обществе XII—XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи //Она же. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987. С. 115-143; Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997; Поэзия вагантов / Изд. подг. M . Л . Гаспаров.М., 1975; Bechtum M . Beweggründe und Bedeutung des Vagantentums in der lateinischen Kirche des Mittelalters. Jena, 1941; Brinkmann H. Geschichte der lateinischen Liebesdichtung im Mittelalter. Halle, 1925; Dobiache-Rojdestvensky O. Les poésies des goliards. P., 1931; Dronke P. Medieval Latin and the Rise of European Love-lyric. V. 1-2. Oxford, 1965; Frings Th. Die Anfänge der europäischen Liebesdichtungim 11-12. Jh. München, 1960; Garcia-Villоslada R. La poesia ritmica de los Goliardos médiévales. Madrid, 1975; Jarchо B.I. Die Vorläufer des Golias // Speculum, 3 (1928); Langosch K. Hymnen und Vagantenlieder, (2. Aufl.). В., 1958; Lehmann P. Die Parodie im Mittelalter (2. Aufl.). Stuttgart, 1963; Raby F.J.E. A History of Secular Latin Poetry in the Middle Ages. V.2 (2 ed.). Oxford, 1957; Süssmilch H. Die lateinische Vaganten-Poesie des 12. und 13. Jh. als Kulturerscheinung. Leipzig, 1917; Unger H. De Ovidiana in Carminibus Buranis... imitatione. В., Strassburg, 1915; Waddell H. The Wandering Scholars (7 ed.). L., 1934.
M. М. Гаспаров

  1. вагантыот лат. vagantes бродячие голиарды в средневековой Зап.Европе бродячие нищие студенты низшие клирики школяры исполнителипародийных любовных застольных песен. вв. вре...Большой энциклопедический словарь II
  2. вагантыВАГАНТЫ от лат. vagantes бродячие голиарды в средневековой Зап. Европе бродячие нищие студенты низшие клирики школяры исполнители пародийных любовных застольных песен....Большой Энциклопедический словарь V
  3. вагантыВаганты также называются голиарды бродячие клирики странствующие студенты и школяры в Германии Франции Англии и Северной Италии в вв. Ваганты слагали вольнодумные стихи...Исторический словарь
  4. вагантылат. бродячие в средневековой Западной Европе так называли бродячих нищих студентов нищих клириков школяров. В XII ХIII веках в их среде родилась и получила широкое ра...История и теория культуры
  5. вагантыот лат. vagantes бродяги неформальное сообщество средневековых поэтовшколяров в вв. писавших о любви и весне о нищете и свободе воспевавших кабацкий разгул активно паро...Литература и язык. Современная энциклопедия
  6. вагантыВАГАНТЫ от clerici vagantes иначе голиарды вероятно от провансальского gualiador шутник мистификатор или же родственно с франц. gaillard малый молодой человек средневе...Литературная энциклопедия
  7. ваганты[от clerici vagantes иначе голиарды вероятно от провансальского gualiador шутник мистификатор или же родственно с франц. gaillard малый молодой человек средневековая [...Литературная энциклопедия II
  8. вагантыВАГАНТЫ от clerici vagantes иначе голиарды вероятно от провансальского gualiador шутник мистификатор или же родственно с франц. gaillard малый молодой человек средневе...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  9. вагантыВАГАНТЫ от лат. vagantes бродячие назывались также голиардами бродячие клирики в Германии Франции Англии и Северной Италии XIXIII вв. слагавшие вольнодумные стихи на лат...Литературный энциклопедический словарь
  10. вагантылат. Vagantes странствующий бродячий в средние века в Западной Европе бродячие актеры беглые монахи бродячие нищие студенты обедневшие рыцари исполнители песен участни...Мировая художественная культура. Словарь
  11. вагантылат. vagantes бродячие ср.век. странствующие поэты и певцы в странах Зап. Европы преим. разжалованные священники недоучившиеся семинаристы. Выступали на лат. яз. с паро...Музыкальная энциклопедия
  12. вагантываганты мн. Бродячие актеры исполнители песен или участники остросатирических представлений в средние века в странах Западной Европы....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  13. вагантываганттар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  14. вагантыВАГАНТЫ лат. vagantes от vagari скитаться. С XII в. так назывались странствующие певцы которые латинскими стихами воспевали любовь вино и другие наслаждения жизни. Их на...Словарь иностранных слов русского языка
  15. вагантыбродячие нищие студенты низшие клирики школяры исполнители пародийных застольных любовных песенок а Западной Европе XIIXIII вв. во время развития вольнодумной антиаскети...Словарь исторических терминов
  16. вагантыпозднелат. vagantes бродяги от лат. vagor брожу голиарды франц. goliards возможно от лат. gula глотка в ср. века в некрых странах Зап. Европы бедные бродячие школяры ...Советская историческая энциклопедия
  17. вагантыВАГАНТЫ от лат . vagantes бродячие голиарды в средневековой Зап. Европе бродячие нищие студенты низшие клирики школяры исполнители пародийных любовных застольных песен....Современный энциклопедический словарь
  18. вагантыот лат.u vagantes бродячие люди лат.u средневековые поэты из числа школяров и клириков прославлявшие в своих произведениях земные радости. Из застольных песен в. в Ново...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  19. вагантываганты [...Толковый словарь иностранных слов
  20. вагантыВАГАНТЫ мн. Бродячие актеры исполнители песен или участники остросатирических представлений в средние века в странах Западной Европы....Толковый словарь русского языка
  21. вагантыВаганты от лат. vagari странствовать бродяжничать собственно перехожие люди а в специальном значении странствующие студенты vagi scholares составлявшие с XI века вплоть...Энциклопедический словарь
  22. вагантыIstrong бродячие clerici vagantes или vagi так назывались по древнему каноническому закону духовные лица которые получив рукоположение в то же время не получали определе...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  23. вагантыВаганты лат.em vagantes бродячие в средневековой Западной Европе бродячие студенты представители низшего духовенства школяры. XIIXIII вв. расцвет вольнодумной антиаске...Энциклопедия культурологии