Словарь средневековой культуры

АВТОБИОГРАФИЯ

Говоря о средневековой А.и, чаще всего имеют в виду не особый «канонический» для XIX в. литературный жанр, но гораздо более широкое историко-культурное явление, связанное с развитием личностного самосознания в эпоху победившего христианства. (Личность).
Действительно, автобиографические рассказы V-XV вв. очень не похожи один на другой, они лишены определенной устойчивой формы и существуют как своеобразные «деформации» других жанров: богословского трактата - «Исповедь» Августина (354-430); визионерско-назидательной литературы - «Извлечения из исповедального диалога» Ратхера Веронского (890-974), «Книги своих и чужих видений» и «Книга искушений» Отлоха Санкт-Эммерамского (ок. 1010-после 1070); хроники — «О делах в период его управления» аббата Сен-Дени Сугерия (1088-1151) и «О своей жизни» Гвибера Ножанского (1053— 1121); эпистолы - «История моих бедствий» Петра Абеляра (1079-1142).(Литература, Видения, Историография).Своим появлением эти рассказы во многом обязаны становлению в европейской культуре христианского персонализма - тому великому повороту к человеку, которым сопровождался переход от античности к средневековью. Индивид оказался теперь в новой ситуации: памятуя о достижении вечного блаженства, он должен был постоянно обращаться к собственному «Я», соизмеряя свои дела и никому, кроме него самого, не ведомые помыслы с евангельскими заповедями и вечным примером всеблагой жизни, явленным миру Христом. Дополнительный импульс этому небывалому по своим масштабам и силе процессу углубления человека в самого себя давала практика церковной исповеди, получившая особое развитие после IV Латеранскогособора(1215 г.), обязавшего каждого христианина исповедоваться не реже одного раза в год.(Покаяние).
Автобиографический рассказ в средние века, однако, не был широко распространен и не являл собой устойчивую литературную традицию. Автобиографические сочинения в это время рождались спорадически, порой с вековыми промежутками, были малочисленны и в своем большинстве известны лишь узкому кругу читателей, т. е. существовали не как норма, а как проявление маргинального и не вполне ясного по своей природе «обычая разговора о самом себе» (Данте). Несомненно, исключительное влияние на этот «обычай» оказала «Исповедь» Августина - единственное автобиографическое произведение, относительно известное в средние века. Это влияние носило, впрочем, особый, опосредованный характер: сыграв важнейшую роль в складывании основ христианской антропологии, «Исповедь» не нашла, тем не менее, прямых подражателей в лице средневековых писателей. В их А.ях нет ни одного указания на нее как на протограф, хотя ссылки на авторитет и традицию в высшей степени характерны для литературы средневековья. Сходство же между сочинением Августина и, например, Гвибера Ножанского (его чаще других причисляют к последователям гиппонского епископа) при ближайшем рассмотрении оказывается весьма поверхностным: в обоих случаях повествование перемежается обращениями к Богу, и там, и здесь особо выделена роль матери в духовном прозрении героя, обнаруживается «психологизм» — и не более того. По-видимому, «Исповедь» вообще воспринималась средневековым читателем отнюдь не как сочинение собственно автобиографическое - как «разговор» не столько «о самом себе», сколько об обретении душой Бога, о ничтожестве грешного человека перед Ним и о неразрывной мистической связи между обоими. Иными словами, мысли и чувства Августина, заключенные в автобиографическую оболочку, превратились в надличное общее место культуры и именно в таком виде были восприняты Ратхером, Абеляром, Гвибером Ножанским и другими писателями, решившими поведать о себе современникам и потомкам.
Христианская антропология, однако, не только открыла путь автобиографизму, но, провозгласив первейшими христианскими добродетелями кротость и смирение (Мат. 5, 3; 5, Прит. 27, 2 и др.), во многом определила его очертания. В эпоху, когда к писательскому труду и вообще к любому творческому акту приступали после молитвы, поста и исповеди, зачастую скрывая свое имя, рассказ о собственной жизни почти неизбежно выглядел как проявление гордыни, самого тяжкого из семи смертных грехов.(Грехи и добродетели).Враждебно настороженное отношение к такому рассказу, впрочем, не было тотальным, и при определенных условиях он все-таки допускался. «Порочен тот, - утверждает Фома Аквинский, - кто без достаточных оснований себя восхваляет..., порочен также тот, кто прегрешения свои выставляет напоказ, словно похваляясь ими». Но в другом месте, ссылаясь на Григория Великого, он говорит, что «поведать о себе без греха» все же возможно. Прежде всего, когда кто-либо понуждается к этому угрозой гонений или бесчестья и хочет опровергнуть лживые доводы злонамеренного противника (подобное случилось с Иовом, вынужденным рассказывать о себе), а также когда это необходимо для достижения высшей цели — «дабы увлечь слушателей к истине». Впоследствии эти суждения Фомы о функции автобиографического рассказа дополнил Данте в предисловии к «Пиру», подкрепив их новыми примерами. Рассказывать о ком-либо, заявляет он, невозможно без восхвалений и порицаний, и то, и другое в отношении самого себя есть «признак грубости», причем поносить себя даже более предосудительно, чем восхвалять: каяться и оплакивать собственные недостатки следует не на людях, но лишь в «келье своих дум». Наконец, и того, и другого надлежит сторониться как лжесвидетельства — ни один человек не может по достоинству оценить себя, ибо столь велико наше честолюбие. В двух случаях, однако, рассказ о самом себе все-таки возможен. Во-первых, когда без него нельзя «избежать великого бесчестья или опасности». Так, Боэций был вынужден говорить о себе, дабы «под предлогом утешения устранить вечный позор своего заточения, показав его несправедливость». Во-вторых, когда из этого рассказа следует «величайшая польза для других в виде благого наставления». Подобное стремление, по мнению Данте, подвигло самого Августина создать свою «Исповедь».
Фома Аквинский и Данте с довольно большой точностью определяют смысловые границы существования средневекового автобиографизма. Августин, Ратхер, Отлох, Гвибер Ножанский, а отчасти и Абеляр, при всех различиях их сочинений, удивительно схожи в одном — в исходной установке на изображение событий своей жизни как назидательных примеров,exempta,которыми надлежитпроиллюстрировать и в тысячный раз подтвердить и без того давно всем известные постулаты — о греховности человеческой природы, неисповедимости божьего промысла, тщете мирской суеты и т. п. Эта установка лишает их рассказы греховного индивидуалистического смысла. Призванные не столько прославить имя автора, сколько дать читателю доказательство высшей мудрости, они становятся богоугодным деянием. В назидательный тон такого рассказа неизменно вплетаются исповедальные и покаянные мотивы, чаще всего звучащие довольно безлико, сильно напоминая обычные для средневековой литературы этикетные самоуничижительные формулы, посредством которых автор признается в своем невежестве, своей испорченности и содеянных прегрешениях (действительных или мнимых). Всемогущему и Всеблагому ведь все известно и так, и Ему нужны не писания грешника, а его искреннее душевное раскаяние, не публичная исповедь перед толпой (это грех и ересь ), а уединенная, в церкви, перед духовником.
Средневековый автобиографический рассказ, если подходить к нему с современными мерками, оказывается как бы безличным - не столько рассказом о себе, сколько о Боге и неисповедимых путях провидения, вершащего земную жизнь каждого отдельного человека. В сущности, от сочинения к сочинению меняются только событийная канва жизни героя, набор неких универсальных человеческих качеств, соотношение между изображением его внешней и внутренней жизни, акцентировка тех или иных мотивов (дидактика у Ратхера и Отлоха, самооправдание у Сугерия и Абеляра). Что же касается собственно личностных характеристик героя, неповторимых, только ему одному внутренне присущих черт, то они оказываются почти неуловимыми - ведь обращение средневекового автора к самому себе не есть самоцель, но всего лишь промежуточное звено на пути постижения Бога, и процесс самоидентификации, осознания им собственного «Я» происходит у него в соотнесении себя с Ним, а не с другими людьми, - «по вертикали», а не «по горизонтали».
Герой всегда находится в неразрывной, часто откровенно мистической связи с неким высшим по отношению к его собственной и любой другой отдельно взятой жизни началом, которому подчиняет все свои главные дела и помыслы. У Августина таким сверхличным целым является непосредственно сам Господь и сотворенный им мир как воплощение Его мудрости и благодати, у Отлоха, Гвибера и Сугерия - помимо того, их аббатства, позднее у флорентийскихкупцовXIV-XV вв. - род, фамилия. Из этой субстанциональной слитности личного с над-личным проистекают не только размытость индивидуальных черт главных героев, слабая внутренняя мотивированность их поступков, но и вообще несамодостаточность средневекового автобиографизма. В Августиновой «Исповеди» события жизни автора и его душевные переживания (кн. I—IX) - это лишь ступени, по которым автор движется к богословской цели сочинения, к постижению Господа и открытию пути спасения (кн. X-XIII); Отлох свои собственные видения располагает в одном ряду с теми, о которых слышал от других монахов; рассказ Гвибера о себе перетекает в историю Ножанского монастыря и описание борьбы горожан Лана против своего епископа; Сугерий, в сущности, говорит не о себе как таковом, но о содеянном им во благо Сен-Дени.
Если помимо отмеченных черт средневековой А.и указать еще на обычные для этого рода произведений фрагментарность изображения жизненного пути героя, однообразно-схематичное описание его душевной жизни, упорное стремление авторов следовать биографическим клише, станет очевидным, что порождена она индивидуализмом особого рода, который состоит не только (а, может быть, и не столько) в обособлении собственного «Я» и углубленном самоанализе. Напротив, он предполагает прямое сопряжение эпизодов своей жизни с божественным абсолютом или даже слияние с ним в мистическом порыве. Земной путь всякого человека сам по себе это лишь хаос, нелепая череда разрозненных фрагментов, обретающих единство и смысл только тогда, когда они озаряются светом небесной истины, и главный пафос средневекового автобиографизма как раз и заключается в открытии этой истины. В каждом своем прошлом поступке и помысле, в каждом повороте судьбы человек вдруг обнаруживал - часто после долгих мучительных раздумий — отблеск вечности и высшую мудрость Творца. Тогда собственные безуспешные попытки уберечься от дурных дел превращались у него в подтверждение первородной испорченности людской природы и невозможности преодолеть ее без помощи свыше; выпавшие на его долю беды и невзгоды представали наказанием, ниспосланным за грехи, и т.п. Индивидуализм в средневековой А.и выступает, таким образом, подтверждением основ христианского вероучения, но подтверждением всякий раз особым, строящимся не на абстрактных умозрительных посылках, а на неповторимом в своей конкретике, драматически пережитом материале биографии автора.
Этот индивидуализм при всей его кажущейся неиндивидуалистичности оставляет достаточно места для широкого спектра личностных проявлений - от глубокого самоуничижения (я - ничто в сравнении с Ним) до неуемной гордыни (я - избранник, ведь Бог открывает истину на примере именно моей жизни). Причем обе эти крайности порой каким-то странным образом уживаются в одной христианской душе. Папский скриптор Опицин (1296—1350), отягощенный искренним и глубоким чувством вины и собственной греховности, вдруг в одном месте заявляет, что ему уготовано свыше познать божественную мудрость и что его «А.я» — это, ни много, ни мало, «новейшее и вечное Евангелие».
В ряду средневековых автобиографических сочинений, однако, имеется по крайней мере одно, стоящее явно обособленно - «История моих бедствий» Абеляра. Утешительный мотив послания к другу у этого автора своеобразно трансформируется в доказател ь-ство своего превосходства (что твои беды по сравнению с моими!) и вливается в одну из доминирующих тем сочинения -тему утверждения собственной особой значимости или даже величия среди людей. Абеляр сознает себя грешником перед Господом, но никак не перед людьми. Здесь, на земле, он — первый и никому ни в чем не уступает: ни в мудрости, ни в благочестии, ни в силе любви к женщине, ни в постигших его несчастьях. По-видимому, это утешительное послание вовсе и не имело конкретного адресата и никого не должно было утешать. Оно было написано не для одного, а для всех, современников и потомков, дабы слава автора, как он сам пишет, распространявшаяся «по всему свету», не была запятнана наветами врагов. Серьезный сдвиг смысловой сути средневекового автобиографизма после Абеляра происходит лишь в эпоху Возрождения в сочинениях итальянских гуманистов, художников, купцов. Назидательные и исповедально-покаянные мотивы все больше уступают у них место «биографическому самодовлению жизни» (М. Бахтин). Августинов рассказ об обретении человеческой душой Бога сменяется проникнутым жаждой мирской славы автоапологетическим описанием собственного жизненного пути. Петрарка в «Письме к потомкам» совершает нечто доселе неслыханное - открыто, напрямую обращается к грядущим поколениям с рассказом о том, «что за человек я был»; много дальше его идут папа Пий II (Эней Пикколомини) и особенно Бенвенуто Челлини, создавший и сегодня поражающую своим эгоцентризмом эпопею. И все же это новое восприятие ренес-сансным автором самого себя еще несет отчетливые следы «средневековости»: в своей земной жизни он по-прежнему остается «ведомым» (выражение Б. Челлини), зависимым от воли провидения и не «до конца» обособленным от окружающего его мира; изображение его внутренней жизни по-прежнему в целом укладывается в рамки известной схемы борьбы греховной человеческой природы с возвышенными устремлениями души к Богу; ренессансный «разговор о себе» оказывается ориентированным не на создание некоего единственного и неповторимого образа, подобно современной А.и, а, наоборот -на воспроизведение идеальных человеческих типов, теперь, правда, не одной христианской, но и античной традиции. Рождение новоевропейского индивидуализма и новоевропейской А.и, хотя и было подготовлено в эпоху Возрождения, в конечном счете, очевидно, оказалось обусловленным более глубокими, чем те, которые произошли в XIV— XV вв., сущностными трансформациями европейской культуры.
Литература:Багге С. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм // Arbor mundi. Мировое древо. 1994. № 3; Баткин Л. M. «Не мечтайте о себе»: О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. М., 1993; Гуревич А. Я. «В этом безумии есть метод»: к проблеме «индивид в средние века» // Arbor mundi. Мировое древо. 1994. № 3; Он же. Индивид // От мифа к литературе. М., 1993; Неретина С. С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // Вопросы философии. 1992. №3; Benton J. Consciousness of Seifand Perception of Individuality // Culture, Power and Personality in Medieval France. L., 1991; Gusdorf G. De l'autobiographie initiatique à l'autobiographie genre littéraire // Revue d'histoire littéraire de la France. 1975. № 6; Lejeune Ph. Le pacte autobiographique. P., 1975; Misch G. Geschichte der Autobiographie. Bd. 2-3. Frankfurt a. M., 1969-1979 (2 Aufl.); Vitz E. B. Type et individu dans l'autobiographie médiévale: Étude d'Historia Calamitatum // Poétique. 1975 (№ 24).
Ю. П. Зарецкий

Синонимы:
авторезюме, биография


  1. автобиографияот Авто. и Биография описание своей жизни литературный жанр близкий мемуарам См. Мемуарыem но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора...Большая Советская энциклопедия II
  2. автобиографияж. autobiografia Итальянорусский словарь. Синонимы авторезюме биография...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. автобиографияавтобиографияAutobiographie fСинонимы авторезюме биография...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. автобиографияавтобиография ж Autobiographie f pl phien Lebenslauf m aСинонимы авторезюме биография...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. автобиографияж Autobiographie f plem phien Lebenslauf m умл.emСинонимы авторезюме биография...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. автобиографияж.autobiografa fem curriculum vitae...Большой русско-испанский словарь
  7. автобиографиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. автобиографияж. autobiographie f curriculum vitae lm vite m pl curriculums vitae...Большой русско-французский словарь
  9. автобиографияСм. БИОГРАФИЯ ....Большой толковый социологический словарь II
  10. автобиографияж.autobiographie f curriculum vitae m plem curriculums vitae авторезюме биография...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. автобиографияот авто. и биография прозаический жанр описаниесобственной жизни близок мемуарам но более сосредоточен на личности ивнутреннем мире автора Былое и думы А. И. Герцена....Большой энциклопедический словарь II
  12. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ от авто. и биография прозаический жанр описание собственной жизни близок мемуарам но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора Былое и думы А...Большой Энциклопедический словарь V
  13. автобиографияautobiography от гр. autos сам и biographia описание краткое изложение основных событий собственной жизни собственноручно написанная биография. Один из наиболее распрос...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  14. автобиографияв антич. литре всех эпох встреч. автобиографич. произв. в форме апологетик медитаций или мемуаров Гесиод Платон Ксенофонт Арат Сикионский Цицерон Гораций Марк Аврелий. Ис...Древний мир. Энциклопедический словарь
  15. автобиографияв антич. литре всех эпох встреч. автобиографич. произв. в форме апологетик медитаций или мемуаров Гесиод Платон Ксенофонт Арат Сикионский Цицерон Гораций Марк Аврелий. Ис...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  16. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ и ж. autobiographie f. . Лексис. Написанное кем либо самим описание своей жизни.em Даль. Описание своей жизни рассказ о своей жизниem. БАС. Впервые отмечает...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. автобиографияавтобиография....Киргизско-русский словарь
  18. автобиографияавтобиография автобиография висьтавны рассказать автобиографию см. ас олм гижд в ст. гижд в знач....Коми (зырянский)-русский словарь
  19. автобиографияот греч. autos сам bios жизнь grАphо пишу литературный жанр описание автором своей жизни. В отличие от смежных жанров мемуары дневник может быть отдалена по времени от...Литература и язык. Современная энциклопедия
  20. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ см. Мемуарные жанры. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литература.Под редак...Литературная энциклопедия
  21. автобиографиясм. Мемуарные жанры....Литературная энциклопедия II
  22. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ см. Мемуарные жанры....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  23. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ от греч. auts сам bos жизнь grph пишу литературно прозаический жанр как правило последовательное описание автором собственной жизни. Питательной средой д...Литературный энциклопедический словарь
  24. автобиографияи ж.em Описание своей жизни.Пархоменко стал рассказывать секретарю свою жизнь и секретарь уговорил его написать автобиографию. Пархоменко написал двадцать пять страниц о ...Малый академический словарь
  25. автобиографияприставка АВТО приставка БИО корень ГРАФИ окончание Я Основа слова АВТОБИОГРАФИВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный АВТО БИО ГРАФИ...Морфемный разбор слова по составу
  26. автобиографияНачальная форма Автобиография единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  27. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ от авто . и биография прозаический жанр описание собственной жизни близок мемуарам но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора Былое и думы А...Новый большой англо-русский словарь II
  28. автобиографияавтобиография ж. Последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. автобиографияавтобиография автобиография и...Орфографический словарь
  30. автобиографияu жu Р.u Д.u Пр.u автобиографии мн.u автобиографии Р.u автобиографий авторезюме биография...Орфографический словарь русского языка
  31. автобиографияп.б. ист. воен. п.п. д.арх. мрбаянф.п. зндк мрбаян мрбаянл.л. мырнама...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  32. автобиографияавтобиография автобиографии автобиографии автобиографий автобиографии автобиографиям автобиографию автобиографии автобиографией автобиографиею автобиографиями автобиограф...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. автобиографияОрфографическая запись слова автобиография Ударение в слове автобиография Деление слова на слоги перенос слова автобиография Фонетическая транскрипция слова автобиография...Полный фонетический разбор слов
  34. автобиографияАвтобиография от греч. autоs сам bios жизнь grapho пишу в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий исповеди и воспоминания религиозного содержания в ...Психологический словарь
  35. автобиографияавтобографя саможиттпис. ический автобографчний саможиттписний....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. автобиографияавтобиография иСинонимы авторезюме биография...Русский орфографический словарь
  37. автобиографияЖ avtobioqrafiya bir xsin z trfindn yazlm trcmeyihal....Русско-азербайджанский словарь
  38. автобиографияавтобиография ж.iautobiography...Русско-английский словарь
  39. автобиографияавтобиография ж. autobiography....Русско-английский словарь II
  40. автобиографияmemoir...Русско-английский словарь по электронике
  41. автобиографиясущ. авторезюме биография...Русско-английский юридический словарь
  42. автобиографияN...Русско-армянский словарь
  43. автобиографияАтабяграфя...Русско-белорусский словарь
  44. автобиографияатабяграфя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  45. автобиографияВашей жизни рисунокnletrajz авторезюме биография...Русско-венгерский словарь
  46. автобиографияавтобиография ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  47. автобиографияавтобиогра авторезюме биография...Русско-ивритский словарь
  48. автобиографияж. з мрбаяны бреуд з мрбаянын з жазуы...Русско-казахский словарь
  49. автобиографиямрбаян...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  50. автобиографиямрбаян...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  51. автобиографиямрнама мрбаян...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  52. автобиографиязндкмрбаян мрбаян...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. автобиографияж. автобиография мр баяны з жазган з мр баяны....Русско-киргизский словарь
  54. автобиографияshngpng zsh zzhunписать автобиографию авторезюме биография...Русско-китайский словарь
  55. автобиографияz tercimeial...Русско-крымскотатарский словарь
  56. автобиографияозь терджимеиалы...Русско-крымскотатарский словарь II
  57. автобиографияautobiogrfija...Русско-латышский словарь
  58. автобиографиярийн намтар...Русско-монгольский словарь
  59. автобиографияж. Autobiographie f Lebenslauf m....Русско-немецкий словарь
  60. автобиографияcurriculum vitae лат....Русско-немецкий экономический словарь
  61. автобиографияAutobiografie...Русско-нидерландский словарь
  62. автобиографияавтобиографияж ....Русско-новогреческий словарь
  63. автобиографияautobiografi selvbiografi авторезюме биография...Русско-норвежский словарь
  64. автобиография...Русско-персидский словарь
  65. автобиографияжautobiografia f авторезюме биография...Русско-португальский словарь
  66. автобиографияАвтобиографияtarijama tawasifu...Русско-суахили словарь
  67. автобиографияotobiyografizgemi otobiyografi zyaam yks zgemi авторезюме биография...Русско-турецкий словарь
  68. автобиографияf автобиографический...Русско-финский словарь
  69. автобиографияautobiografie vlastn ivotopis...Русско-чешский словарь
  70. автобиографиясущ.жен.автобиографи ын харпр биографине ырса пани написать автобиографию автобиографи ыр...Русско-чувашский словарь
  71. автобиографияElulookirjeldus...Русско-эстонский словарь
  72. автобиографияавтобиография иСинонимы авторезюме биография...Русское словесное ударение
  73. автобиографияавтобиография авторезюме биография...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  74. автобиографияавтобиография и Синонимы авторезюме биография...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  75. автобиографияВ античной литературе всех эпох встречаются автобиографич. произведения в форме апологетик медитаций или мемуаров Гесиод Платон Ксенофонт Арат Сикионский Цицерон Гораций ...Словарь античности
  76. автобиографиялат.em curriculum vitae Описание жизни человека. Отчет о полученном образовании квалификации и прежней работе подготавливаемый кандидатом на рабочее место и представляемы...Словарь бизнес терминов
  77. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ от греч. autos сам bios жизнь и grapho пишу. Описание собственной жизни. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АВТОБИО...Словарь иностранных слов русского языка
  78. автобиографияОдин из видов делового письма. В школьной практике представляет собой письменную работу обучающего или контрольного характера.Этапы подготовки и выполнения работы те же с...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  79. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ описание своей личной жизни. Различают А. в собственном смысле когда автор просто и безыскусственно рисует свой жизненный путь и А. художественную где под ...Словарь литературных терминов
  80. автобиографияот греч. autos сам bios жизнь и grapho пишу описание автором собственной жизни иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе художественная разнови...Словарь литературоведческих терминов
  81. автобиографияописание своей жизни собственноручно написанная биография....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  82. автобиографияавтобиография см. биография...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  83. автобиографияавтобиографияСм. биография....Словарь синонимов II
  84. автобиографияавтобиография См. биография. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. автобиография авторезюме Словарь русских с...Словарь синонимов II
  85. автобиографияавтобиография авторезюме...Словарь синонимов
  86. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ от авто . и биография прозаический жанр описание собственной жизни близок мемуарам но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора Былое и думы А...Современный энциклопедический словарь
  87. автобиографияавтобиография [см. авто. биография] описание своей жизни собственноручно написанная биография....Толковый словарь иностранных слов
  88. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ и ж. Описание своей жизни. II прил.автобиографический аяое....Толковый словарь Ожегова
  89. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ автобиографии ж. от греч. autos сам и слова биография. Сочинение в кром автор излагает историю своей собственной жизни....Толковый словарь русского языка II
  90. автобиографияавтобиография автобиография и ж. Описание своей жизни.прил. автобиографический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  91. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯ и ж. Описание своей жизни. прилагательное автобиографический аяое....Толковый словарь русского языка
  92. автобиографияУдарение в слове автобиографияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове автобиография...Ударение и правописание
  93. автобиографияRzeczownik автобиография f autobiografia f...Универсальный русско-польский словарь
  94. автобиографияавтобиография автобиографии автобиографии автобиографий автобиографии автобиографиям автобиографию автобиографии автобиографией автобиографиею автобиографиями автобиограф...Формы слова
  95. автобиографияФира Фигаро Фига Фибра Фиат Фбр Фат Фарт Фара Фагот Фаг Фаворит Фавор Фабра Тяга Трог Трио Триба Трава Торф Тори Торг Торба Тор Тоо Того Тога Товар Тобаго Тифия Тиф Тир Т...Электронный словарь анаграмм русского языка
  96. автобиографияАвтобиография греч. собственная биография см. Биография....Энциклопедический словарь
  97. автобиографиягреч. собственная биография см. Биография....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  98. автобиографияАВТОБИОГРАФИЯгреч. auts сам bos жизнь grpho пишу форма биографии где главным героем является автор обычно пишется от первого лица и охватывает большую или самую важную...Энциклопедия Кольера II
  99. автобиография. см. БИОГРАФИЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии Синонимы авторезюме биография...Энциклопедия социологии
  100. автобиографияltgt означает жизнеописание авто восходит к греческому autos сам таким образом все слово можно было бы перевести как саможизнеописание то есть биография написанная авторо...Этимологический словарь Крылова