Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

ХИНОВА

120

Хинова— этноним (2): Два солнца помѣркоста, оба багряная стлъпа погасоста, и съ нима молодая мѣсяца, Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ морѣпогрузиста, и великое буиство подастьХинови.25. Тѣми тресну земля, и многи страны —Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша.32.

Уже бо въскрипѣли телегы меж Дономъ и Непромъ, идутхиновев Руськую землю.Задон. Ист.-1, 542(кон. XVI — нач. XVII в.~XIV в.). И оттоля на восточную страну жребии Симова, сына Ноева, от него же родисяхиновяпоганые татаровя бусормановя.Задон. Унд.,535(сер. XVII в.~XIV в.).

Ср.хин, хина— китайцы, Китай (в языке XVIII в.).

Не причисляю зде островов оных, которое великое число прилежит, некоторых континентов к брегам, якоже к Норвегии,хинам, Бразилии.География генералная Небесный и земноводный круги...Преведена с лат. яз. на рос.[Ф. Поликарповым.]М.,1718,с. 69.Довольно ли Екатерина / Россиею тебе владеть? / Там, где лежит Япон иХина, / где Музы древни стали петь.Ода...1764 г. Творения М. Хераскова, вновь исправленные и дополненные. М., ч. 7, б. г., с. 105.Лишь ты, простря твои победы, / Умел щедроты расточать: / Поляк, турк, перс, прус,хини шведы / Тому примеры могут дать.Ода на взятие Измаила. Сочинения Г. Р. Державина. СПб.,1808,ч. 1,с. 89.

Ср.Вс. Миллер(Хинова«Сл. о п. Иг.». —ИОРЯС,1914,т. XIX,с. 110—118) держится мнения, что «хинова» — «старинное русское имя финнов в форме собирательной, как Мордва, Меря, Весь, Литва и другие» (заменафчерезх, как напр., Фрол / Хрол, Фома / Хома, «Хинская земля» вм. финская у сказителей Олонецкого края).С. 116—117: «Ярославна придает стрелам, поражающим русскую рать, эпитет „хиновьскыя“. Конечно, в данном случае это были половецкие стрелы....Оружие получает эпитет от названия тех народов, от которых получалось на Руси или которые особенно славились его изготовлением...Можно думать поэтому, что стрелы...названыхиновскими, т. е. финскими, потому что финны считались искусными кузнецами, и финские стрелы были особенно страшны...может быть, в эпитетехиновскіястрелы...чувствовалось присутствие кудесничества...Ведь Ярославназаговариваетветер, чем особенно, как известно, славились финские кудесники по свидетельству скандинавских саг».А. А. ПотебняСл. о п. Иг.».Текст и примеч. Изд. 2-е, Харьков, 1914, с. 113—114): «Хинова — название половцев или другого степного народа, может быть, гуннов, по старой памяти». Автор считает, что «Хинови» — это дательный падеж от собират. «Хинова».Д. А. Расовский(Хинова. — Seminarium Kondakovianum, t. VIII, Praha, 1936, s. 305, 306): «Арабский географ XII в. Идриси, живший при дворе сицилийского короля

121

Рожера II,...упоминает большой город Кинов...из контекста Идриси очевидно лишь, что этот город находится где-то у северного побережья Азовского моря....Хинова была бы именем горожан, может быть, даже целой области в половецкой земле, называвшейся по городу Кинову. И так как, с одной стороны, кочевники-половцы вряд ли имели города с населением, состоявшим из половцев, а, с другой стороны, из летописей мы знаем, что в половецких степях и в причерноморском побережье действительно были города, но, по-видимому, всегда с этнически чуждым половцам населением, то все это позволяет предполагать, что и в данном случае горожане-Хинова были не половцами, а принадлежали к какой-то особой народности, только живущей среди половцев».М. Шефтель(La Geste du Prince Igor’. New York,1948,p. 123,131) считает, что под Хиновой следует подразумевать угров (венгров).Л.А. БулаховскийСл. о п. Иг.»как памятник др.-рус. языка. — В кн.:«Сл. о п. Иг.».Сб. исслед. и статей. М. — Л.,1950,с. 132): «Хинови («...и великое буйство подаста Хинови» к Хинова) — очень естественная ошибка под влиянием дательного же падежа мужского склонения — ови».Д. Моравчик(Gyula Moravcsik. Zur Frage der Хинове im Igor-Lied. — International Journal of Linguistics and Poetcs,t. III,1960,p. 69—72) считает, что этнонимом «Хинова», обозначаются гунны, как в XI—XII вв. называли венгров.А. В. Соловьев(Восемь заметок к«Сл. о п. Иг.».1. Хинова — ТОДРЛ,т. XX. М. — Л.,1964,с. 369): «Мы считаем, что объяснение М. Шефтеля и Д. Моравчика наиболее правильно. Певец „Слова“ сказал „угорские иноходцы“ и „Угорские горы“, ибо это были утвердившиеся в языке народные обозначения. Но когда он говорит от себя, он пользуется для венгров термином более изысканным, „высокого стиля“. Можем прибавить, что епископ Краковский Викентий в своей хронике, писанной в конце XII в., говорит также: „Гуннов или Угров“ («Hunnos seu Hungaros». VicentiusKadlubek. Res gestae principum ac regum Polonise. Warszawa, 1824, I, s. 99, —примеч. А. В. Соловьева)».И. Г. Добродомов(О половецких этнонимах в древнерусской литературе. — В кн.: Тюркологический сборник,1975. М.,1978,с. 103): «Большинство исследователей...склонны к восстановлению в качестве исходной формыхинъили же к реконструкции фонетически более старой формыхынъ(с учетом исторического изменения сочетанияхывхив русском языке XII—XIII вв.)».С. 125—127: «Из материалов Мервези-Ауфи следовало, что по стопам пародасары— *шары, образовавшего потом в южнорусских степях западную ветвь половцев сорочинов под эгидой бонякидов, шел другой половецкий народ —кун, название которого до сих пор сохранилось в венгерском kun(ok) ‘половцы’. Именно этот народ образовал восточную часть половцев, населявших южнорусские степи...этническое названиекунна булгарской почве могло приобрести звучание *хын(или *хӑнс редуцированным гласным), которое в точности соответствует древней формехынъзагадочного терминахинове, упомянутого в „Слове о полку Игореве“. Итак,хинаминазывались восточные половцы, занимавшие районы Подонья и находившиеся под эгидой шаруканидов. Именно против этих половцев был предпринят поход, воспетый в „Слове о полку Игореве“....Упоминание...половцевв одном списке схинамив „Золотом слове Святослова“, вероятно, можно объяснить тем, что в указанном контексте восточныехины— шаруканиды противопоставлены западнымполовцам— бонякидам, которые иногда именовалисьсорочинами...

122

Можно также предположить, что одно из названий —половцыилихинова— является маргинальной глоссой, ошибочно попавшей не на свое место в текст „Слова о полку Игореве“ при переписке, тогда вопрос о противопоставлениихиноваполовцив данном контексте снимается, а, скорее, возникает вопрос об их тождестве. Логичней всего было бы считать, что глоссой — пояснением на полях сгоревшей рукописи был более привычный терминполовци, которым пояснялся редкий и малоизвестный терминхинова, но наличие соединительного союзаиперед словом половци при неуместности союза или даже усилительной частицыив случае опущения этнонимаполовцыпредполагаемой глоссы заставляет принять иное объяснение — в пользу глоссового характера терминахинова, который мог быть написан несколько выше строчки с поясняемым словомполовци. Правда, здесь речь могла идти..., скорее, о конкретизации слишком широкого и неопределенного этнического наименованияполовци. Автор глоссы, возможно, хотел сказать, что в данном случае речь шла не обо всех половцах, а лишь об их значительной и главной части, которая после поражения неудачного похода Игоря воспрянула духом. В пользу глоссового характера этнонимахиноваговорит следующий факт: в выписке Н. М. Карамзина из „Слова о полку Игореве“, содержащейся в знаменитой „Истории государства Российского“,хиновав перечне покорившихся народов отсутствует».

Ср. также: К. Г.Менгес. Восточные элементы в «Сл. о п. Иг.». Пер. с англ. А. А. Алексеева. Л., 1979, с. 168—169.

Хинова — им. пад.; Хинови — дат. пад.

  1. хиноваХиноваstrong этноним Два солнца помркоста оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая мсяца Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ мор погрузиста и великое бу...Слово о полку Игореве - словарь-справочник
  2. хин(ова)Корень хин употреблен в С. трижды. На рfontцfont на Каялfont тьма свfontтъ покрыла по Руской земли прострошася половци аки пардуже гнfontздо и в морfont погрузиста и вели...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»